Годовой цикл неизменяющихся православных праздников

Для каждого дня приводятся непереходящие, то есть имеющие постоянную дату, праздники, дни памяти святых, праздники в честь икон Божией Матери.

Цифры после имени святого указывают год его кончины или обретения мощей. Римские цифры указывают век, в котором жил святой. Цифры после наименования иконы Божией Матери обозначают год или век ее прославления.

Январь

1 января (19 декабря по ст. ст.)

Рождественский пост.

Мч. Вонифатия (290).

Прп. Илии Муромца Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188).

Мчч. Илии, Прова и Ариса, египтян (308).

Мчч. Полиевкта и Тимофея, диакона (IV).

Свт. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского (VI).

Свт. Григория, еп. Омиритского (ок. 552).

В былине об исцелении Ильи Муромца рассказывается, что из-за греха своего деда Илья Муромец до 30 лет не владел ногами (был «сиднем»), днем и ночью молился и клал поклоны. После того как неизвестные странники напоили его водой, он встал на ноги и ощутил в себе необыкновенную силу.

Первое документальное свидетельство об отождествлении богатыря Ильи Муромца и святого, мощи которого почивают в Киеве, содержится в записках австрийского дворянина Э. Лясоты, посетившего Киев в 1594 году. Путешественник записал, что он видел во внешнем притворе Софийского собора место, где «была некогда гробница Илии Моравлянина, который был славным богатырем, как они его здесь называют, и о котором рассказывают много легенд».

Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в православной церкви, – три первых перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец ХVII – ХIХ вв.) этот факт из жития святого служил доказательством в пользу троеперстного сложения.

Некоторые из историков считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец – одно и то же лицо.

2 января (20 декабря по ст. ст.)

Рождественский пост.

Сщмч. Игнатия Богоносца (107).

Свт. Антония, архиеп. Воронежского (1846).

Прав. Иоанна Кронштадтского (1908).

Прп. Игнатия, архим. Печерского, в Дальних пещерах (1435).

Свт. Филогония, еп. Антиохийского (ок. 323).

Свт. Даниила, архиеп. Сербского (1338).

Блаженный Филогоний с раннего возраста с усердием изучал Божественные книги и в совершенстве ознакомился с ними. Полагая же для себя руководственным правилом святое учение, он просиял святостью своей добродетельной жизни. Филогоний имел жену и дочь и, будучи адвокатом, постоянно посещал судилище. Здесь всегда защищал он людей обижаемых, подавая им руку помощи и выступая против утеснителей вдов и сирот, нищих и убогих.

Будучи поставленным на епископскую кафедру (после смерти своей супруги), Филогоний, как добрый пастырь, всегда стоял на страже своей паствы и своею мудростью пресекал еретические смуты, разбирая и опровергая еретическое хитрословесие.

3 января (21 декабря по ст. ст.)

Рождественский пост.

Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших (304).

Свт. Петра, митр. Московского и всея Руси, чудотворца (1326).

Блгв. кнг. Иулиании Вяземской (1406).

Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627).

Свт. Филарета, митр. Киевского (1857).

Мч. Фемистоклея (251).

Сщмч. Михаила Киселева, пресвитера (1918).

Сщмч. Сергия Цветкова, диакона (1937); сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938); сщмч. Леонтия Строцюка, диакона (1940).

Святой Фемистоклей был мужем простым и чистосердечным. Он пас своих овец в горах недалеко от Мир Ликийских, во времена Дециевых гонений (ок. 250 г.). Однажды житель этого города, христианин по имени Диоскорид, преследуемый людьми правителя Асклепия за истинную веру, попросил Фемистоклея укрыть его. Несколькими минутами позже появились преследователи, спросившие пастуха, не видел ли он поблизости беглеца. Фемистоклей не выдал Диоскорида, но предложил взамен взять его самого, как истинного христианина.

Фемистоклей был приведен к Асклепию, и тот предал его в руки палачей. Святой был бит по чреву до того, что оно прорвалось, потом его повесили на дереве. После того, сняв с дерева, с мученика сдирали кожу острыми железными спицами, так что все тело его было изранено и изрезано. Так Фемистоклей предал дух свой Богу.

4 января (22 декабря по ст. ст.)

Рождественский пост.

Вмц. Анастасии Узорешительницы, Хрисогона, учителя ее, Феодотии и других с нею пострадавших (304).

Сщмчч. Димитрия Киранова и Феодора Поройкова, пресвитеров (1938).

Святая великомученица Анастасия Узорешительница пострадала во время правления римского императора Диоклетиана (284—305). Родилась она в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец ее был язычником, а мать Фавста – тайной христианкой, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (+ ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили, как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников: умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник, Хрисогон, два года томился в заключении. Встречаясь с ним, Анастасия назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу.

После скоропостижной кончины мужа святая продолжала посещать томившихся в темницах христиан, полученное же наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в Италии) на суд к императору Диоклетиану, и Анастасия последовала за своим учителем. После мученической кончины тело святого Хрисогона по Божественному откровению было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал близкую кончину трех юных христианок, живших недалеко, – Агапии, Хионии и Ирины (304; память 16 апреля) – и повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц она сама похоронила их тела.

Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей.

5 января (23 декабря по ст. ст.)

Рождественский пост.

Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста (III).

Свт. Феоктиста, архиеп. Новгородского (1310).

Прп. Нифонта, еп. Кипрского (IV).

Прп. Павла, еп. Неокесарийского (IV).

Сщмч. Василия Спасского, пресвитера, и прмчч. Макария Миронова и Ионы Смирнова (1938).

До получения кафедры Феоктист был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. После смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его архиереем, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского.

Главной заботой владыки Феоктиста было восстановление и постройка храмов Новгорода. В 1301 году, по его благословению, был заложен каменный храм святого архангела Михаила и через два года освящен. В 1305 году епископ принимал участие в договорах Новгорода с великим князем Михаилом Тверским о сохранении взаимных добрых отношений.

В 1307 году по слабости здоровья святитель удалился в Благовещенский монастырь, где жил до самой смерти, предаваясь подвигу безмолвия. Скончался 23 декабря 1310 года.

6 января (24 декабря по ст. ст.)

Строгий пост.

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

Прмц. Евгении Римской и с нею мчч. Прота, Иакинфа и Клавдии (ок. 262).

Прп. Николая монаха (IX).

Прмч. Иннокентия Беды (1928).

Сщмч. Сергия Мечева, пресвитера (1942).

День накануне праздника Рождества Христова проводится в особо строгом посте. По традиции принято не вкушать пищу до появления первой звезды. В этот день обязательно готовят кутью (сочиво) из зерен пшеницы, ржи, ячменя с медом и сухофруктами.

Величание Крещению Господню

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Тропарь Крещению Господню

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение, родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Тропарь предпразднству (Навечерие), глас 4

Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, вознесшуся Илий, и разделяхуся воды сюду и сюду и бысть ему сух путь, иже мокрый, во образ воистинну Крещения, имже мы текущее жития преходим шествие: Христос явися во Иордане освятити воды.

7 января (25 декабря по ст. ст.)

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. «Се благовествую вам, – сказал Ангел вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша» (Лк. 2:10—20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, «яко родися Спас», ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, Отцы Церкви в своих богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Тропарь Рождеству Христову, глас 4

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе.

Кондак Рождеству Христову, глас 3

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.

8 января (26 декабря по ст. ст.)

Собор Пресвятой Богородицы.

Сщмч. Евфимия, еп. Сардийского (ок. 840).

Прп. Константина Синадского (VIII).

Прп. Евареста (825).

Прп. Никодима Тисманского, Румынского (1406).

Сщмчч. Александра Волкова и Димитрия Чистосердова, пресвитеров (1918).

На следующий день после праздника Рождества Христова православная церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя. Этот праздник был назван Собором Пресвятой Богородицы, поскольку вместе с Богоматерью в этот день также совершается память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника, который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Установление этого празднования относится к древним временам христианской церкви. Уже Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин Иппонийский в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве.

9 января (27 декабря по ст. ст.)

Ап. первомч. и архид. Стефана (34).

Прп. Феодора Начертанного, исп. (ок. 840).

Свт. Феодора I, архиеп. Константинопольского (ок. 686).

Сщмч. Тихона (Никанорова), архиеп. Воронежского (1919).

Мц. Антонины Брянских (1937).

Феодор I, святитель, уроженец Константинополя, вел благочестивую жизнь, был возведен в сан пресвитера и служил в соборе святой Софии, где был также сосудохранителем. В 676 или 677 году был избран патриархом Константинопольским, но через два года по клевете был низложен.

Николай Дмитриевич Тальберг (русский духовный писатель, публицист, историк) сообщает о «явном монофелитстве» патриарха Феодора, которое и послужило причиной его низложения. Также он указывает на то, что патриарх Феодор был в числе монофелитов, анафематствованных на VI Вселенском Соборе в 681 году.

В 686 году, по смерти патриарха Георгия I, Феодор был вновь возведен на патриарший престол. Скончался ок. 686 или 687 года.

10 января (28 декабря по ст. ст.)

Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви пострадавших: Гликерия, пресвитера, Зинона, Феофила, диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302).

Прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591).

Прп. Корнилия Крыпецкого (1903).

Ап. от 70 Никанора (34).

Сщмчч. Никодима, еп. Белгородского, и Аркадия Решетникова, диакона (1918).

Сщмч. Александра Дагаева, пресвитера (1920).

Сщмчч. Феоктиста Хоперскова, Леонида Викторова, Николая Родимова, пресвитеров (1937).

Сщмчч. Арефы Насонова и Александра Цицеронова, пресвитеров (1938).

Игнатий Ломский, Ярославский, свой подвижнический путь начал в Спасо-Прилуцком монастыре, в Вологде, иноческий постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре. Затем преподобный Игнатий удалился в окрестности города Ломска и там основал пустынь, которую через некоторое время вверил ученикам, а сам удалился в лесной скит и подвизался в безмолвии. Пропитание он добывал себе (а также иноку Иоакиму, жившему за три версты от него) плетением лаптей, которые оставлял на дороге. Прохожие обменивали лапти на хлеб. В этих же местах преподобным Игнатием был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при котором была основана Вадоисская Богородичная пустынь. В XVIII веке эта пустынь была упразднена, осталась только церковь Спаса на Лому, в которой покоились мощи преподобного Игнатия, прославившиеся чудотворением. Скончался святой подвижник 28 декабря 1591 года.

11 января (29 декабря по ст. ст.)

Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных (I).

Прп. Маркелла, игумена Обители Неусыпающих (485).

Прп. Василиска Сибирского (1824).

Прпп. Марка гробокопателя, Феофила и Иоанна Печерских, в Ближних пещерах (XI—XII).

Прп. Феофила Омучского (XV).

Прп. Лаврентия Черниговского (1950).

Маркелл Апамейский был родом из города Апамеи в Сирии. Он рано лишился своих родителей-христиан. Образование получил сначала в Антиохии, затем в Ефесе. Все имение, доставшееся от родителей, он роздал нищим, порвав связь с миром. В Ефесе под руководством опытного старца Маркелл вступил на путь подвижничества, но затем ушел к преподобному Александру, игумену Обители Неусыпающих в Константинополе. Преподобный принял Маркелла и постриг его в иночество. Ревностно подвизаясь в бдении, посте и молитве, святой рано удостоился великих духовных дарований и дара прозорливости. Он провидел день кончины аввы Александра и свое избрание игуменом, но, будучи сам еще молод, не захотел иметь подначальных и временно удалился из обители, обходил монастыри, получая назидание от старцев.

После смерти святого Александра, когда игуменом был поставлен авва Иоанн, Маркелл вернулся, к великой радости братии. Авва Иоанн сделал Маркелла ближайшим своим помощником. После смерти Иоанна святой Маркелл, вопреки своему желанию, был избран игуменом монастыря и в этом сане пребывал 60 лет.

Преподобный мирно преставился к Богу в 485 году. Его верный ученик Лукиан тяжко скорбел о нем, но на пятый день после кончины преподобный Маркелл явился ему и утешил, предсказав скорую кончину.

12 января (30 декабря по ст. ст.)

Свт. Макария, митр. Московского (1563).

Мц. Анисии (285—305).

Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV).

Ап. от 70 Тимона (I).

Мч. Филетера Никомидийского (311).

Прп. Феодоры Кесарийской (VIII).

Прп. Феодоры Цареградской (940).

Мц. Марии Даниловой (1946).

Мария Федоровна Данилова родилась 25 февраля 1884 года в семье ткача, два года проучилась в школе, потом пошла по стопам отца: работала мотальщицей и ткачихой.

В 1917 году была увлечена идеей рабоче-крестьянской власти, сочувствовала революции. В 1918 году стала членом ВКП(б). Но в 1920 году вышла из партии и стала ревностным членом Церкви.

Мария проживала в городе Гаврилов-Ям, семьи не имела. Выйдя на пенсию, работала в совхозе разнорабочей. Главной заботой Марии Федоровны была церковь. Она состояла членом церковного совета и исполняла должность церковного старосты.

Когда в октябре 1936 года в городе Гаврилов-Ям церковь была закрыта, Мария Федоровна ходила по деревням и собирала подписи граждан против закрытия церкви, ездила в Ярославль и Москву ходатайствовать о ее повторном открытии. 10 марта 1937 года группа верующих в количестве 70—80 человек при участии и организации Марии Федоровны пошла в сельсовет с требованием открыть церковь, но была разогнана милицией. Это событие послужило поводом для ареста Марии Федоровны. 25 октября 1937 года она была арестована, а 16 ноября того же года осуждена как «участница контрреволюционной церковно-повстанческой группировки». За участие в «нелегальных сборищах и погромно-повстанческую пропаганду» была приговорена к 10 годам исправительно-трудовых работ.

Отбыв почти весь срок заключения в лагере, Мария Федоровна умерла 12 января 1946 года. Обстоятельства ее смерти неизвестны. Похоронена в братской могиле лагеря. 11 августа 1956 года была реабилитирована Ярославским областным судом. 20 августа 2000 года причислена к лику святых новомучеников и исповедников российских на Архиерейском соборе Русской православной церкви.

13 января (31 декабря по ст. ст.)

Отдание праздника Рождества Христова.

Прп. Мелании Римляныни (439).

Свт. Петра Могилы, митр. Киевского (1646).

Свт. Досифея исп., митр. Загребского (1945) (Серб.).

Празднование Рождества Христова завершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю), когда отмечается отдание (окончание) праздника. Отдание праздника – последний из дней попразднства двунадесятых и великих праздников, отличающийся большей торжественностью, в богослужениях которого содержится значительная часть молитвословий и песней, петых в самый праздник.

Первоначально отдание праздников появилось в IV веке для некоторых праздников, например для Пасхи, Пятидесятницы, Рождества Христова, а позже принято Церковью для всех вообще великих праздников.

Загрузка...