Для того, чтобы понять, с чем связан рост объемов продаж на маркетплейсах, нужно разобраться в том, что это такое, и как они устроены. Термин “маркет” происходит от латинского mercatus – “рыночная площадь”. Маркетплейс (от англ. online marketplace, online e-commerce marketplace; электронная торговая площадка, виртуальная торговая площадка) – платформа электронной коммерции, интернет-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц.
В целом маркетплейс представляет собой онлайн-платформу (интернет-сайт) по предоставлению продуктов и услуг. Один и тот же товар, зачастую, можно купить у нескольких продавцов, при этом цена на товар может различаться. Поскольку маркетплейсы объединяют продукты от широкого круга поставщиков, выбор этих продуктов более широкий, а доступность выше, чем в специализированных розничных интернет-магазинах.
В электронной коммерции наряду с понятием “Маркетплейс” используют также понятие “Агрегатор” – это тоже платформа, предоставляющая информацию о продукте или услуге третьих лиц. Однако, в отличие от маркетплейса, агрегатор является только посредником между покупателем и продавцом, не вступая в сделку (не берёт оплату на сайте, не занимается логистикой и т.п.)
Как я уже писал в предыдущей главе, история маркетплейсов началась в 1995 году с основания компании Amazon, которая начинала свою деятельность как онлайновый ритейлер книг. Интернет-аукционы eBay по формальному признаку можно также отнести к маркетплейсам. В 1999 году в Китае появился интернет-ресурс Alibaba, созданный Джеком Ма.
В нашей стране история маркетплейсов началась в 1998 году с создания Ozon. В 2000 был основан Яндекс.Маркет, работающий по принципу агрегатора. Wildberries был создан в 2004 г., подробно о создании которого поговорим в следующей главе. С ростом объемов рынка стали появляется новые игроки, такие как СберМегаМаркет в 2016 г. и Kazanexpress в 2017 г. В 2019 году в России стала функционировать китайская торговая площадка – AliExpress. Даже Авито сейчас работает по принципу маркетплейса.
Вообще, уникальность российского рынка маркетплейсов в том, что у нас их огромное количество и нет монополии, как в той же Америке, где Amazon, по сути, является монополистом. Напрашивается вывод о том, что рынок маркетплейсов является перспективным и продолжает расти, несмотря на присутствие на нем крупных игроков.