Этот квартал 2020 г. был богат на события, прямо или косвенно связанные с миром боевых БПЛА постсоветских стран. Несомненно, самым значимым среди них являются боевые действия Азербайджана в Нагорном Карабахе, в ходе которых впервые на постсоветском пространстве массово применялись боевые БПЛА. Анализу и итогам боевого применения БПЛА в Нагорном Карабахе посвящено отдельное издание, здесь же – о других событиях.
В октябре 2020 г. кроме двух предприятий, производящим БПЛА по лицензиям Израиля и Турции – Azad Systems и Idrak Technological Transfer, к производству лицензионных БПЛА приступило предприятие İti Qovan, входящее в структуру министерства оборонной промышленности. Судя по снимкам, находящимся в открытом доступе, продукцией предприятия являются лицензионные израильские БПЛА либо разведывательные Orbiter-2М, либо барражирующие боеприпасы Orbiter 1K, т.к. они имеют одинаковые корпуса. Кроме того, возможно, что на этом предприятии в октябре 2020 г. была начата сборка барражирующего боеприпаса Harop, т.к. потребность в БПЛА такого типа в период боевых действий в Нагорном Карабахе была очень велика. Судя по фрагменту видео Минобороны Азербайджана, производимые предприятием İti Qovan БПЛА-камикадзе прошли «войсковые испытания» в период боевых действий в Нагорном Карабахе.
Учитывая опыт успешного боевого применения БПЛА в Нагорном Карабахе, кроме расширения производства лицензионных израильских и турецких БПЛА, Азербайджан планирует наладить разработку и производство собственных БПЛА. В подготовке соответствующих специалистов помощь стране готова оказать Корея, о чем стало известно в ноябре 2020 г.
Какой-либо информации о производстве в стране собственных «довольно серьезных» БПЛА, способных выполнять задачи «глубоко на территории противника», о наличии которых еще 18.06.2011 заявлял заместитель командующего ВВС полковник Армен Мкртчян, по-прежнему нет. И это при том, что в Армении, разработку и производство БПЛА осуществляют четыре структуры: Военно-авиационный институт (ВАИ) им. А. Ханферянца; компания ArmCopters – официальный представитель в стране производителей мультикоптеров и деталей и сопутствующих устройств к ним; компания UAV Lab LLC, две из пяти моделей БПЛА которой прошли необходимые испытания и, весьма вероятно, уже приняты на вооружение армянских Вооруженных Сил; компания PRO MAQ – производитель БПЛА-камикадзе HREESH, который 25.10.2020 был продемонстрирован Минобороны Армении.
Также нет и какой-либо информации о какой-либо деятельности в этой области Научно-исследовательского центра министерства оборонной промышленности и воздушной робототехники, созданного при участии Политехнического университета Армении.
В этой связи очевидно, что к началу боевых действий как армия Армении, так и армия т. н. Арцаха не имели сколько-нибудь значимого количества БПЛА и пытались исправить этот просчет своего руководства путем создания БПЛА «на коленке». Сколько таких БПЛА было создано и потеряно в ходе боевых действий – неизвестно, но один из них был посажен средствами РЭБ армии Азербайджана 23.10.2020. Этот самодельный ударный БПЛА представлял собой квадрокоптер, оснащенный двумя тротиловыми шашками по 200 г и одной 400 г, залитыми монтажной пеной.
Очевидно, сделав выводы по итогам боевых действий в Нагорном Карабахе, Минобороны Армении, несмотря на заявления об успехах в разработке и производстве отечественных БПЛА, в декабре 2020 г. начало переговоры о приобретении в России партии БПЛА «Орлан-10».
Кроме того, с 2021 г. учебного года в Российско-Армянском университете будет осуществляться подготовка специалистов по проектированию и управлению БПЛА. Но по состоянию на 21.12.2020 окончательный вариант программы еще был в стадии разработки.
В октябре 2020 г. ОАО «КБ Радар» завершило модернизацию станции РЭБ с БПЛА «Гроза-С», которая была произведенаи«на основании опыта эксплуатации» станций «Гроза-С» «в различных климатических условиях, а также принимая во внимание пожелания пользователей ранее экспортированных изделий».
Что же касается разработчиков и производителей БПЛА, то они в данный период продолжали «доводить до ума» имеющиеся образцы.
В частности, на барановичском 558-м АРЗ это «Беркут-1» и «Беркут-2», которые должны применяться для ведения оптико-электронной разведки местности и целеуказания, а также «Гриф-1», который должен нести до 20 кг целевой нагрузки, ударные БПЛА-камикадзе с дальностью боевого применения до 25 км и многоцелевой БПЛА «Гриф-100», предназначенный для боевого применения авиационных бомб малых калибров и ракет.
Минский АРЗ продолжал «доводить до ума» портативный БПЛА «Мушка», тактические «Стерх» и «Турман», дальний «Лесной Филин», однако, по всей видимости, без особого успеха.
Третий беларуский разработчик и производитель БПЛА – Республиканское унитарное предприятие (РУП) «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси продолжал работы над БПЛА типа «Бусел». А вот работы над новым многофункциональным БПЛА «Ястреб» пока фактически застопорились из-за отсутствия необходимого двигателя. Фактически – это ударный БПЛА подобный по своим ТТХ турецкому Bayraktar TB2, что позволяет вооружить его БПЛА-камикадзе, авиабомбами или ПТУР. Кроме того, конструкция «Ястреба» позволяет при необходимости преобразовать его в пилотируемый ЛА. Но более подробно об этом и других перспективных БПЛА данного разработчика и производителя, который имеет перспективы стать беларуским аналогом Baykar Makina, будет в специальном материале.
Продолжались в Беларуси и работы над созданием БПЛА вертолетного типа. Вернее, не по созданию, а по преобразованию в БПЛА пилотируемых вертолетов. В частности, в данный период беларуский стартап UVR приступил к летным испытаниям БПЛА Combo грузоподъемностью до 900 кг, в который был преобразован многоцелевой вертолет Ка-26. В случае успешных испытаний разработчики намерены в 2021 г. получить сертификат на БПЛА, что позволит начать его коммерческую эксплуатацию. Пока же Combo используется в качестве летающей лаборатории для отработки алгоритмов автономного полета и тестирования технологий преобразования пилотируемых ЛА в БПЛА.
Кстати, американская компания UAVOS несколько ранее представила грузовой БПЛА, созданный на базе легкого двухместного вертолета Robinson R-22. Этот БПЛА, имеющий грузоподъемность 180 кг, продолжительность полета 6 час. и максимальную скорость 160 км/ч, может быть использован как для доставки грузов, так и для поисково-спасательных и гуманитарных операций.
Также на базе пилотируемого вертолета массой 190 кг и продолжительностью полета до 3 час. турецкой технологической компанией Titra Teknoloji совместно с беларуской компанией в этот период был создан БПЛА-вертолет грузоподъемностью 160 кг. Дальность полета БПЛА – 840 к м, потолок – более 4 000 м, продолжительность полета – 7 час. Планируется, что беларуско-турецкий БПЛА-вертолет, получивший наименование ALPIN, к концу 2021 г. будет готов к серийному производству.
На исходе 2020 г. в Беларуси появилась еще одна совместная компания по производству БПЛА. 23.12.2020 в индустриальном парке «Великий камень» состоялись неформальное открытие и презентация инновационного китайско-беларуского предприятия «Авиационные технологии и комплексы» (ЗАО «АТК»). Во время открытия была представлена производственная и научно-исследовательская площадка по разработке и производству БПЛА мультироторного и самолетного типов и многоцелевых БАК гибридного типа, которое «осуществляется в тесной кооперации с крупнейшими мировыми поставщиками беспилотников с использованием уникальных собственных разработок ЗАО „АТК“ в области электроники и программного обеспечения».
Фактически эта компания была создана на базе рабочей группы, «отпочковавшейся» от РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов» НАН Беларуси.
В конце декабря 2020 г. стало известно, что грузинская компания «Там-Менеджмент» завершила разработку первого отечественного БПЛА, получившего обозначение Т-31. По заявлению директора компании Важи Тордия, БПЛА, работы по созданию которого начались еще два года назад, благодаря современным технологиям «готов занять достойное место в вооруженных силах любой страны».
Но несмотря на такое оптимистичное заявление, Минобороны Грузии планирует закупить в 2021 г. боевые и разведывательные БПЛА у США. В частности, об этом заявил исполняющий обязанности министра обороны страны Ираклий Гарибашвили на парламентских комитетских слушаниях 22.12.2020. Также он заявил о необходимости модернизации ПВО страны. В этой связи, кроме уже полученных по контракту с Францией РЛС, мобильного КП и ЗРК «Мистраль», Грузия намерена продолжать сотрудничество в этой сфере с израильской компанией «Рафаэль».
Первый действующих образец отечественного БПЛА под названием «СОРДА-2» был продемонстрирован еще в феврале 2015 г. на выставке, проходившей в Атырау в рамках IX форума межрегионального сотрудничества. Тогда же было заявлено, что производство данного БПЛА, который может быть использован как в гражданских, так и в военных целях, будет осуществлять на территории завода АО «Омега» компания «Мир Масел» уральского бизнесмена Абая Рыскалиева.
Однако до настоящего времени у Казахстана нет БПЛА собственного производства, способного вести разведку, наносить ракетно-бомбовые удары, координировать действия армейских подразделений. Все состоящие на вооружении армии Казахстана БПЛА – импортные. В основном, это разведывательные Sky lark (Жаворонок) израильской компании Silver Arrow, разведывательно-ударные Wing Loong (экспортное обозначение Pterodactyl I) китайской корпорации AVIC, а также разведывательные THEIA эстонской компании Threod Systems.
Однако весьма вероятно, что в 2021 г. парк казахстанских боевых БПЛА пополнится турецкими Bayraktar TB2. Дело в том, что в ноябре 2020 г. представители ВВС Казахстана ознакомились с турецкими БПЛА и уже в конце декабря 2020 г. некоторые турецкие информационные ресурсы сообщили, что Казахстан может в ближайшее время отказаться от контрактов с Китаем на приобретение БПЛА.
Кроме того, по информации этих же ресурсов, Турция готова оказать Казахстану содействие в подготовке специалистов по эксплуатации и обслуживанию БПЛА. В настоящее время подготовку таких специалистов осуществляет Военный институт Сил воздушной обороны, а повышение квалификации операторов и подготовку инструкторов – Центр подготовки и боевого применения беспилотных летательных аппаратов в Таразе. Здесь же, на авиабазе под Таразом, базируются почти все БПЛА армии Казахстана.
Также иностранного производства на вооружении армии Казахстана и средства противодействия БПЛА – в основном, российского и беларуского. Например, в ноябре 2020 г. в войска ПВО поступила беларуская маловысотная РЛС «Роса-РБ-М», предназначенная для обнаружения мини- БПЛА высоте от 1 м в радиусе 50 км.
В стране три компании, позиционирующие себя как разработчика и производителя БПЛА. Это компания UAV Factory, имеющая 60 сотрудников, осуществляющая производств о БПЛА, которые, по утверждению компании, используются в 50 странах мира. Однако, какой либо информации, подтверждающей этот факт, а тем более – использование этих БПЛА в военных целях, нет. Поэтому, не исключено, что именно для рекламы своей продукции компанией было заявлено о потере управления БПЛА, который якобы находился в воздушном пространстве страны 03—05.05.2020, устанавливая рекорд продолжительности полета.
А вот компания Air Studio осуществляет разработку именно боевых БПЛА-квадрокоптеров малого радиуса действия.
Третья компания, Komerccentrs DATI grupa, участвует в создании программного обеспечения для БПЛА Global Hawk, а также в европейских проектах по разработке систем наземного наблюдения.
В октябре началась реализация проекта, о котором еще 29 сентября объявил губернатор Тверской области Игорь Руденя, по созданию Летно-испытательного центра БПЛА. Для реализации проекта около деревни Петровское Зубцовского района отведен участок площадью 106 га и выделяется федеральный грант в размере 496 млн руб., однако о сроках реализации проекта не известно.
Также в октябре завершились Госиспытания новейшего мишенного комплекса с БПЛА, который предназначен для имитации малоскоростных БПЛА и вертолетов при проведении испытаний опытных и модернизированных образцов вооружений и других целей.
По заявлению Главкома Сухопутных войск генерала армии Олега Салюкова, сделанном 2 октября, уже в ближайшее время ЗРК «Тор-М2» получит недорогую малогабаритную ракету для борьбы с БПЛА, которую разрабатывают конструкторы Ижевского электромеханического завода «Купол». В результате, войсковая ПВО получит «актуальный в современной войне» комплекс против БПЛА.
В этот же день ТАСС опубликовало информацию от источника в ОПК России, что Научно-техническим центром «Заслон» для боевых вертолетов Ми-28НМ разработан модульный кассетный блок неуправляемых авиационных ракет (НАР) Б8В10-УВ, позволяющий запускать мини-БПЛА и БПЛА-камикадзе. Причем, хотя блок и разрабатывался для Ми-28НМ, но его смогут применять все российские боевые вертолеты, на которых есть системы управления оружием (СУО), например, Ми-28, Ка-52, штурмовые варианты Ми-8. Кстати, блок Б8В10-УВ был представлен еще на форуме «Армия-2018».
Также в октябре стало известно, что АО «КТ-Беспилотные Системы» петербургской компании «Кронштадт» разработала БПЛА для экипировки «солдата будущего». Этот БПЛА массой 180 г способен преодолевать сложные препятствия, «видеть» обстановку и определять точное местоположение объектов как в ручном, так и полуавтоматическом режимах.
А НПП «Алмаз», которое входит в холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации «Ростех», представило в октябре модуль акустической разведки «Атака-Шорох», оснащенный интеллектуальной системой анализа внешней обстановки, которая позволяет на расстоянии от 150 до 500 м обнаруживать БПЛА, летящие в режиме радиомолчания, по звуку. Серийное производство модуля планируется запустить уже в 2021 г.
26 октября в состав ВКС России был передан первый комплект отечественного беспилотного авиационного комплекса (БАК). В составе БАК, разработанного и произведенного петербургской компанией «Кронштадт», – пункт управления, размещенный на двух автомобилях, и три ударных БПЛА «Орион».
Первый же образец БАК средней дальности с БПЛА «Орион» был передан Минобороны России для опытной эксплуатации в апреле 2020 г., а в августе 2020 г. Минобороны и «Кронштадт» подписали первый серийный контракт на поставку БПЛА «Орион».
По информации из открытых источников, крейсерская скорость БПЛА – около 200 км/ч, а практический потолок – 7500 м, что явно недостаточно, так как многие современные ЗРК ближнего радиуса действия способны поражать цели на высотах 8000—10000 м. Кстати, потолок американского ударного БПЛА – 15000 м.
Несмотря на то, что масса полезной нагрузки «Ориона» около 200 кг, на своих трех узлах подвески, двух подкрыльевых и одном подфюзеляжным, он может нести две управляемые ракеты и авиабомбу массой 50 кг, что явно недостаточно для БПЛА, который позиционируется как «ударный». Скорее, он разведывательно-ударный, предназначенный для уничтожения цели, выявленной при патрулировании района боевых действий. Но тогда теряется смысл в 24-часовой продолжительности полета, так как после каждого применения вооружения, т.е. через 1,5—2 часа полета, БПЛА необходимо будет возвращать на базу для подвески нового боекомплекта.
Поэтому возможно, что проектировался «Орион», как разведывательный и «ударным» стал «по принуждению».