Вы решили стать звездным блогером или использовать блогинг, чтобы развить свой бизнес или укрепить статус. Возможно, у вас уже есть блог или личная страница, которые вы бы хотели сделать популярными. Замечательно! Если и есть в этом мире какое-то средство, которое помогло бы вам взять свою жизнь в собственные руки и проложить новый курс или сделать из маленькой идеи гигантский проект, так это создание сетевого контента и наращивание вашего присутствия в интернете.
И что же, нужно всего лишь сесть за компьютер и начать печатать, так? Ну, отчасти да, но все не так просто. Понимаете, успеха в сети нельзя достичь, если работаешь только в одном направлении или выполняешь одно-единственное действие. Это многогранная и многоуровневая конструкция, ее нужно рассмотреть под всеми возможными углами и как следует понять.
Первая часть этой книги целиком посвящена сборке того каркаса, на котором зиждется сетевой успех. У многих блогеров, пытающихся завоевать популярность в интернете, нет того 360-градусного обзора, который получите вы, а если и есть, они открыли его для себя методом проб, ошибок и случайных удач. Наслаждайтесь.
В современном мире блогинг, благодаря в первую очередь чрезвычайно приметным фэшн- и лайфстайл-блогерам, стал «работой мечты».
Недавний (2014 г.) опрос показал, что 25 % британцев моложе 25 лет хотели бы построить карьеру в блогинге (для сравнения: только 14 % выбрало спорт и лишь 9 % – политику). В рамках этого же опроса была сделана попытка выявить причины, по которым блогинг кажется столь привлекательным занятием:
• блогерам не приходится много работать (так считает 29 % респондентов);
• блогеры получают хорошие деньги (22 %);
• блогерами восхищаются другие люди (19 %);
• заниматься блогингом просто (16 %).
Статистика говорит о том же. В одной только Британии в Google ежемесячно вбивается 100 000 запросов на темы вроде «Как вести блог» и «Как мне создать свой блог». А если обратиться к общемировым данным, то ежедневно на одной только платформе WordPress открывается 50 000 новых блогов. Да что там говорить, у каждого из нас найдется хотя бы один знакомый, который хочет вести блог, или считает, что ему следовало бы заняться блогингом, или уже пробовал делать это на полном серьезе.
За последние годы понятие «знаменитость» распространилось на новую категорию, «звездных блогеров» – людей, зарабатывающихся на своих блогах миллионы и привлекающих не меньше внимания, чем уже привычные звезды шоу-бизнеса. Их высокий статус раз за разом подтверждают приглашения на мероприятия (с поистине звездными гонорарами), дизайнерские вещи, оплаченные перелеты и проживание в шикарных отелях – все это влиятельным блогерам предоставляют бренды, чью продукцию они упоминают в своих блогах.
Однако прибыльный блогинг существует не в одном лишь мире роскоши и популярности. В мире бизнеса сейчас все прибегают к помощи контент-маркетинга (он учит создавать качественный контент для бренда или бизнеса, чтобы привлечь потенциальных клиентов, укрепить лояльность к бренду и распространить информацию о вас – то есть это блогинг ради бизнеса), и этот рынок сейчас оценивается в немыслимые £4 МИЛЛИАРДА в одной только Британии.
Компании либо нанимают сторонние агентства, чтобы те создавали им контент, либо, как делают настоящие лидеры отраслей вроде Burberry, открывают собственные контент-студии, которые неустанно обновляют сайты и страницы компании в социальных сетях, что подстегивает продажи и позволяет оставить далеко позади внесетевых конкурентов. У интернет-журнала Journey компании Coca-Cola (созданного как раз в рамках такой контент-стратегии) 24 онлайн-версии по всему миру, его читают миллионы посетителей в месяц, и он пользуется неослабевающим вирусным успехом.
Кроме того, специалисты в разных сферах бизнеса, от совладельцев фирм до инструкторов по фитнесу и от консультантов по менеджменту до PR-специалистов, обращаются к блогингу, чтобы укрепить свою репутацию эксперта, повысить авторитет и привлечь к себе больше внимания в соответствующей индустрии.
Что в сфере моды, что в сфере профессиональных услуг блогинг может принести колоссальную прибыль, поэтому, какими бы ни были ваши мотивы, меня нисколько не удивляет то, что эта книга попала к вам в руки. Но, вероятно, вы все еще сомневаетесь в возможностях блогинга и не можете понять, как именно посты превращаются в деньги и в чем же все-таки кроется секрет притягательности блогинга. Поэтому давайте рассмотрим 13 веских причин завести свой блог…
На протяжении большей части книги я буду рассказывать вам о том, как нелегко стать звездным блогером с большим доходом, – но сам процесс блогинга очень незамысловат, и, если рассматривать блогинг как малый бизнес, заняться им проще простого.
Чтобы начать свое дело, как правило, требуются деньги – на сырье, инструменты, аренду или покупку помещения. Но блог на WordPress можно создать бесплатно, и даже если вам захочется обзавестись собственным зарегистрированным доменным именем, оно обойдется вам менее чем в £100. Чтобы задать некоторые основные параметры своего блога, надо совсем немного времени, и сделать это можно, даже не имея собственного компьютера (хотя ваша жизнь будет намного проще, если вы его все-таки приобретете, – тем более компьютеры с каждым годом становятся все дешевле).
Итак, препятствий на пути в блогосферу почти нет, а истории о блогерских успехах столь восхитительны, что сложно найти хотя бы один повод не попробовать собственные силы.
Я-то знаю – у меня это получилось!
В 2008 г. я занялась блогингом в поддержку бизнеса, которым тогда владела, – это было одно из ведущих информационных интернет-агентств Британии под названием Talk to the Press. Если вкратце, наша компания давала обычным людям возможность выйти на СМИ и поделиться своими историями в крупнейших газетах, журналах и на телевидении.
На протяжении многих лет мы помогали тысячам обычных людей привлечь к себе внимание прессы и наладить с ней контакт, добиться публикаций в женских журналах или национальных газетах, увидеть, как события их жизни ложатся в основу книг, освещаются в телепрограммах и документальных фильмах. Мы вывели десятки историй на первые полосы газет, и некоторые наши клиенты сумели открыть путь для серьезных перемен – например, изменения законов, касающихся таких проблем, как жестокое обращение с детьми. Наше агентство также выиграло множество наград и позволило мне оказаться в престижном списке «Тридцать пять самых успешных женщин Британии моложе тридцати пяти лет» журнала Management Today и победить в категории «Женщины в бизнесе» на Startups Awards.
Как же мы всего этого добились? Очень просто – благодаря блогингу. Дважды в неделю мы публиковали записи о своей деятельности, выкладывали истории успеха и фотографии из «закулисья», рассказывали, показывали и демонстрировали на примерах, чем мы можем помочь людям и как нам уже удалось изменить чье-то положение, – и вскоре с нами начали происходить всякие замечательные события.
Наши позиции в Google поднимались все выше, пока мы не заняли верхнюю строчку по всем ключевым словам, из-за чего на нашу страницу стало выходить все больше потенциальных клиентов. Когда посетитель заглядывал на сайт, у него создавалось общее впечатление, что наша компания заслуживает доверия и работает по-честному (и это в то время, когда журналистам вообще никто не доверял!), а внутри самой индустрии наша компания была признана лучшей в своем секторе – мы стали получать награды. За несколько лет моя интернет-стратегия позволила компании вырастить общий объем продаж до нескольких миллионов долларов и стать бесспорным лидером в отрасли. В 2014 г. я смогла продать ее (вместе с блогом) целиком в неизменном виде.
Но, поверьте, моя история успеха – пустяк по сравнению с другими! Некоторые люди продают свои раскрученные блоги за миллионы, некоторые зарабатывают на блогинге сотни тысяч или даже миллионы ежегодно, а еще более обширная категория людей хоть и не становятся миллионерами, но имеют со своих блогов вполне удовлетворительную прибыль, что позволяет им подправить соотношение между работой и личной жизнью (см. пункт 3) или просто больше тратить на всякие приятные вещи.
Мы с вами уже знаем, что в некоторых сферах наличие ноутбука, электронной почты и доступа в интернет позволяет работать где угодно: в кафе, в номере отеля или за кухонным столом. Но некоторым удается пойти еще дальше. Блоги зачастую становятся популярными на международном уровне, и их читают люди со всего мира. Эта работа никак не привязана к конкретной точке на карте, и все больше блогеров присоединяется к растущему племени своеобразных цифровых кочевников: по хештегам вроде #workfromwherever[1] вы уже не найдете видов дождливых и промозглых британских городов – их сменили бамбуковые рощи и пляжи Бали и Таиланда.
Стать цифровым кочевником мечтают многие, и успешный блогинг – это как раз тот идеальный род занятий, который позволит вам без преувеличения «работать отовсюду». Но больше всего радует то, что ради достижения этой цели вам не придется жертвовать социальным статусом или отказываться от карьерных чаяний. Вы продолжаете строить карьеру и повышать статус в сети, но при этом ведете такой образ жизни, о котором лезущие по корпоративной лестнице офисные работники могут только мечтать.
Только представьте: цифровой кочевник просыпается в прибрежном бунгало, в семь утра занимается йогой на пляже, а затем приступает к своим обычным делам в бюджетном жилище с Wi-Fi и видом на море, потягивая свежую кокосовую водичку. Переезжая с места на место, они умудряются дать образование своим детям, и, хотя многие из них ведут блоги о путешествиях (тревел-блоги) или лайфстайл-блоги, среди них есть и те, кто предлагает всевозможные дистанционные услуги: консультирование, копирайтинг или веб-дизайн, – и они используют блогинг для привлечения клиентов. И если вы считаете, что это просто какие-то хиппи, то глубоко заблуждаетесь. В Убуде на Бали есть общественное рабочее пространство (представьте себе здание из бамбука, экокафе и обезьянок, играющих в саду) с супербыстрой широкополосной сетью, где находят приют 200 местных и заезжих цифровых кочевников, в том числе предприниматели в области информационных технологий, удаленно работающие совладельцы компаний, модные дизайнеры и фотографы.
Впрочем, вас никто не заставляет бросаться в такие крайности! Если вы мама, которая хотела бы организовать свою работу так, чтобы не оставлять детей без присмотра, или городской житель, мечтающий уехать в деревню и начать новую жизнь, не потеряв при этом сегодняшних возможностей и положения в своей индустрии, блогинг может стать вашей палочкой-выручалочкой.
Я хочу познакомить вас с двумя сестрами из США, создавшими блог «A Beautiful Mess» («Прекрасный хаос»). Бренды выстраиваются в очередь, чтобы посотрудничать с ними, а многообразию их источников доходов остается только позавидовать. Блогинг позволил им выбраться из долгов, посвятить свою жизнь любимому делу и превратиться в самостоятельный медиабренд, известный во всем мире.
Сестры Элси Ларсон и Эмма Чапман из Миссури ведут «A Beautiful Mess» (abeautifulmess.com), блог о рукоделии и еде, который приносит им более $1,5 миллиона ежегодно. В 2010 г., когда все только начиналось, у Элси и Эммы не было ничего, кроме долгов, а сейчас у них целая компания, где работают пять постоянных сотрудников и несколько фрилансеров. В их блог заходят около 1,5 миллиона посетителей в месяц. Чтобы он приносил доход, сестры размещают в нем платную рекламу и сотрудничают с брендами, в том числе Canon, Adobe, H&M и Valspar. Они также продают онлайн-курсы для любителей рукоделия, например по скрапбукингу или шитью, и дают уроки блогинга, работы в Photoshop и разработки стратегии для Instagram. Плюс они предлагают множество канцелярских товаров, книги, блокноты, инструменты для скрапбукинга, чехлы для iPhone, карточки, декоративные принты и приложения для цифровой техники – их популярное приложение для обработки фото было скачано более миллиона раз.
Как возникла идея создать «A Beautiful Mess»?
В июле 2007 г. я [Элси] завела «A Beautiful Mess» просто как личный блог для развлечения. Тогда я выкладывала по большей части странички из скрапбуков и личные фотографии. И я в жизни не поверила бы, что блогинг когда-то может стать моей второй работой, а уж тем более основным моим делом.
Можно ли назвать блогинг отдельной индустрией?
Я знаю, что не все согласятся признать его индустрией, но это, безусловно, так и есть. Это стремительно развивающаяся форма СМИ. Для тысяч людей он стал полноценной работой. Для компаний (от гигантских корпораций до крошечных стартапов) это законный и разумный способ рекламировать свои товары и услуги. Блогинг – это не только средство, чтобы ускорить свой профессиональный рост, это сама по себе профессия. И неплохая! И знаете, что еще? Я уверена, что он пока даже не подобрался к своему пику. Как индустрия, блогинг еще совсем дитя.
Так можно ли строить в нем карьеру?
Если вы стали частью юной индустрии, вам предстоит закладывать ее основы и задавать собственные правила. Здесь нет профессиональных норм, которым нужно следовать, так что каждый из нас волен строить свою карьеру в том направлении, которое определит для себя сам. Блогинг открывает массу возможностей. Все знают, что можно заработать на рекламе, но есть множество других способов. Можно создать свой бренд, заняться дизайном, выпустить книгу, ТВ-шоу, линейку продуктов и т. д. – варианты бесконечны. Какой бы ни была ваша задумка, есть шанс, что вам удастся ее воплотить.
Вы определенно не ограничиваетесь одним источником дохода – расскажете о самом новом своем проекте?
Да, каждый год мы стараемся добавлять как минимум по одному новому источнику дохода. Некоторые проекты имеют успех, а некоторые не приживаются, поэтому мы, как правило, в качестве эксперимента запускаем сразу несколько. В 2016 г. мы выпустили уже третье приложение – этот наш проект успел перерасти в отдельный бизнес. Оно называется A Color Story и позволяет накладывать фильтры и редактировать фото.
Дадите совет начинающим блогерам?
Если в этом году вы сходите на конференцию по блогингу и выслушаете «все, что необходимо знать», то через год эти советы могут оказаться уже совсем иными. Если вы зарегистрируетесь на 10 уроков от 10 экспертов по блогингу, то рискуете получить массу противоречащих друг другу сведений. Будьте готовы к этим переменам и нестыковкам. Смотрите на вещи шире. Нет одного-единственного верного способа вести блог, и никогда не будет. Перемены идут вам только на пользу, не забывайте это и сохраняйте собственный взгляд на мир.
Каким своим достижением вы гордитесь больше всего?
Мы многому учились на горьком опыте, и нам пришлось пережить много неудач. Но, думаю, больше всего я горжусь двумя вещами: 1) тем, что мне удалось найти работу, которую я ОБОЖАЮ, и 2) своей финансовой свободой. Мы с сестрой знаем, каково это – быть в долгах и жить от зарплаты до зарплаты. Счастье не определяется суммой дохода, но финансовая свобода определенно делает жизнь немного проще и дает больше возможностей, чтобы творить и наслаждаться всем тем хорошим, что встречается вам на пути.
Мы все любим дармовщину, правда?
Когда в свои двадцать с небольшим я работала на глянцевые журналы, то несказанно радовалась всем дармовым штуковинам, которые приносила моя работа, и тому, сколько денег они мне экономили: кажется, мне вообще не приходилось покупать косметику, шампуни, туалетные принадлежности, заколки и украшения для волос и подарки для подруг. Все это, и еще многое другое, присылалось в редакции журналов, чтобы убедить нас упомянуть производителей. Мне даже дарили чудесные каникулы: поездки на горнолыжные курорты, отдых в спа-отелях, перелет в Мексику первым классом и пребывание на частном острове рядышком с Барбадосом. Если суммировать стоимость всех этих бесплатных радостей, получилась бы прибавка к зарплате в несколько тысяч фунтов!
В наши дни компании ведут себя всё так же, только теперь первым классом летают не журналисты, а блогеры. Расстановка сил в мире СМИ изменилась, и бренды все чаще осознают влиятельность блогеров.
В современном нестабильном мире такое понятие, как пожизненная гарантия трудовой занятости, ушло в прошлое – поэтому каждый специалист постоянно ищет способы повысить собственный статус в индустрии и занять такое положение, которое бы обеспечило его работой. Чем бы вы ни занимались, создание личного бренда и повышение статуса обязательно поможет вашему бизнесу – и это верно для всех, будь вы владельцем кофейни или парикмахерской, ветеринарной или стоматологической клиники, визажистом, телеведущим, спикером, светской персоной, актером или поп-звездой.
Если только вы не безликая организация, ваш успех напрямую зависит от вашего личного бренда и статуса, хотя, честно говоря, даже безликим организациям пошло бы на пользу, если бы их ключевые фигуры разработали личный бренд и тем самым придали больше значимости тому, чем занимаются, – вспомните, как важен личный бренд Стива Джобса для Apple, Ричарда Брэнсона для Virgin или Джеймса Дайсона для Dyson.
Блогинг привлекает к вам внимание – это факт. А хороший блогинг добавляет веса вашей профессиональной репутации, и это значит, что…
Популярность означает возможности. Вы можете быть самым лучшим и талантливым в своей профессии, или таким страстным фанатом чего бы то ни было, какого во всем свете не сыщешь, или невероятно изобретательно вязать свитера из шерсти прямо со спины овцы – НО если об этом никто не знает, вы не получите тех возможностей, которые заслуживаете.
На протяжении всей этой книги я буду раз за разом повторять, что человеку свойственно сидеть и ждать, когда ему подвернутся возможности, вместо того чтобы идти искать их. Такие уж мы скромные создания – нам бы хотелось, чтобы кто-то другой ткнул в нас пальцем и сказал: «Ты чудо!» Однако с появлением интернета все изменилось: теперь у нас есть инструмент, при помощи которого мы можем сами создавать для себя возможности. Когда столько людей уже используют его для того, чтобы высказываться, общаться, вести блоги, создавать и распространять замечательный контент, просто глупо не делать того же самого – особенно если вы тоже хотите открыть для себя возможность добиться успеха.
Может, на первый взгляд это не самый мощный стимул, но задумайтесь: в скольких профессиях сейчас требуются хорошие компьютерные навыки и умение работать в интернете? Я знаю не понаслышке, что в мире есть куча потенциально феерических блогеров, которые не решаются взяться за дело и быстро сдаются, потому что чувствуют себя динозаврами в техническом плане и не могут даже поменять размер цифрового фото.
Даже если вы ведете блог просто в качестве хобби, параллельно с основной работой, вы быстро освоите массу технических и цифровых трюков: научитесь выкладывать материалы на веб-сайт, обрабатывать изображения, редактировать видео – потому что все это на самом деле несложно. Нужно только иметь мотивацию – и кто знает, вдруг это поможет вам найти новую, в 100 раз более классную работу?
Текстовые посты в блогах – это основная составляющая контент-маркетинга, и если вы владеете бизнесом, то не можете не знать, что контент-маркетинг – это ваш самый действенный инструмент, который нельзя оставлять без внимания.
Вам необходимо укреплять свой бренд и не сдавать позиции на сетевом рынке. Блогинг может помочь в этом: прозорливая контент-стратегия, включающая текстовые посты, видеоблогинг и мультимедийный контент, привлечет трафик на ваш сайт, пополнив им воронку продаж, и тем самым поддержит вашу конкурентоспособность.
И хотя блогинг отнимет у вас некоторое время, он окупится еще кое в чем…
Смартфоны, планшеты и интернет открыли дверь в ранее запретную зону: за строго контролируемый официальный фасад бизнеса. Сейчас люди хотят знать, что творится за кулисами: мы любопытны от природы и с трудом сдерживаемся от соблазна заглянуть в чужую тумбочку! Мы хотим увидеть реального человека за тщательно отлакированным фасадом.
Поэтому, даже если у вас самая красиво оформленная компания в мире, с вращающейся стеклянной дверью на входе и симпатичными девушками на ресепшен, готовыми радостно встретить клиентов, вы заслужите еще больше доверия, показав немного души. Выложите фото, как ваша команда развлекается за стенами офиса или отмечает большую продажу, или расскажите свою историю как владельца бизнеса: почему вы решили учредить эту компанию и какие у вас основные цели. Когда я руководила информационным агентством, мы часто выкладывали закулисные фотографии, на которых мы с кем-нибудь из наших клиентов стоим рядом с телеведущими Холли и Филом в день съемок передачи «This Morning» («Сегодня утром») – и могу сказать, новые клиенты были в восторге! Ведь они тоже хотели бы прийти на «This Morning» и рассказать о своей ситуации, а тут они видели, что на этой неделе мы как раз отправили туда кого-то из своих клиентов – да не просто «отправили»: вот мы все вместе, с клиентом, Холли и Филом[2] в студии «This Morning». Такие закулисные фотографии убеждали посетителей сайта в том, что их интересы тоже должно представлять именно наше агентство.
В современном мире очень важно быть искренним и настоящим, и блогинг поможет вам стать ближе своим клиентам, показав им свою человеческую сторону – и вызвав у них улыбку.
Контент – это часть современного исходящего маркетинга, но для вашего бизнеса также необходимо, что люди могли найти вас в сети просто «погуглив», – а потому вам нужно добиться того, чтобы ваш веб-сайт выдавался в верхних строчках поисковых систем. Этот процесс известен как «поисковая оптимизация», он увеличит ваш трафик и торговый потенциал.
Блогинг с использованием тщательно подобранных ключевых слов, которые люди чаще всего вводят в строку поиска, абсолютно необходим для высокого рейтинга в поисковых системах – при этом наличие правильных ключевых слов имеет двойной эффект. Если вы будете выкладывать все новые и новые записи, соответствующие этим ключевым словам, вы будете не только снабжать поисковые системы свежим контентом, но и наращивать новые и новые слои ключевых слов, а поисковая система сможет точнее определиться с тематикой вашего сайта.
Физический объем вашего сайта также будет расти с каждым новым постом, а один из показателей, по которым Google оценивает авторитетность ресурса, – это его размер. Это лишь один из множества параметров, но все-таки сайт, который растет за счет регулярных обновлений, – это явное доказательство того, что ваш бизнес в добром здравии.
Многие заводят блоги с психотерапевтической целью: чтобы использовать их как сетевые «дневники», где можно в художественной форме пожаловаться на повседневные неприятности и излить негативные эмоции. Но проблемы некоторых людей – это не просто мелкие неурядицы в отношениях с окружающими. Блогинг может помочь вам и в более серьезных случаях – и не только вам, но и другим людям.
Когда Джон Сервант начал писать в своем блоге «A Diary of a Depressed Student» («Дневник студента в депрессии»), он не только нашел отдушину, которая помогла ему бороться с собственной депрессией, – он заставил других заговорить о том клейме, которое ложится на людей, страдающих психологическим расстройством. А Роузи Килберн завела блог после того, как у нее диагностировали рак печени, и использовала его как платформу для продажи футболок собственного дизайна, вдохновляя людей на борьбу за жизнь и собирая деньги для благотворительных организаций, помогающих раковым больным. BBC даже сделали документальную передачу, в которой отследили весь путь Роузи до того дня, когда она, к сожалению, умерла в 2011 г. в возрасте всего лишь 19 лет. После ее смерти полмиллиона подписчиков заполнили страницы ее блога словами благодарности за тот вдохновляющий пример, который она всем подала.
Блогинг можно использовать и для того, чтобы просто создать онлайн-сообщество, в котором люди, оказавшиеся в схожих ситуациях, могут прийти друг другу на помощь, – для этого нужно лишь, чтобы кто-то начал первым.
Люди все чаще и чаще направляют свои усилия в цифровом мире на то, чтобы изменить мир реальный. То воздействие, которое некоторые блоги оказали на глобальное положение дел, доказывает, что эту силу нельзя недооценивать. Даже дети могут добиться перемен при помощи блогинга!
В возрасте всего девяти лет Ханна Алпер завела блог «Call Me Hannah» («Зовите меня Ханна»), чтобы рассказывать в нем о своей любви к животным и говорить о проблемах окружающей среды. Спустя три года она участвовала в организации уборки прибрежной полосы в своих родных местах, стала капитаном команды «Час Земли» при фонде World Wildlife Fund (WWF) и проехала по всей Канаде в качестве одного из спикеров программы «We Create Change» («Мы создаем перемены»).
История девятилетней Марты Пэйн началась с учебного проекта, для которого она стала фотографировать и рецензировать свои школьные обеды, – вскоре он перерос в блог о еде (или фуд-блог) с тремя миллионами посетителей и поднял бучу в ее родном городе Лохгилпхеде в Шотландии. После того как школа подверглась нападкам в местных газетах, Марте, которая оценивала каждое блюдо с точки зрения «съедобности» и полезности, было запрещено снимать еду. Но к тому моменту ее блог заметил знаменитый повар Джейми Оливер. Джейми вступился за девочку, запрет был снят, а Марта продолжила свою кампанию за здоровое школьное питание и сбор денег для благотворительной организации Mary’s Meals. Число пожертвований взлетело вверх, Марта собрала более £130 000 на пропитание детям в Малави и выиграла награду «Гордость Британии».
Давайте не будем забывать и о взрослых. В марте 2016 г. блогер Констанс Холл из Австралии написала трогательное обращение к своей аудитории после того, как ее попросила о помощи Rafiki Mwema, благотворительная организация, которая обеспечивает безопасный приют кенийским девочкам, подвергшимся сексуальному насилию. Только за первый день люди, которые просто прочитали запись Констанс, перевели на счет этого проекта на платформе GoFundMe $150 000.
И это лишь малая доля множества необыкновенных историй о людях, которые действительно смогли изменить что-то в этом мире только благодаря своему блогу…
В конце концов, собственный блог может стать для вас первым шагом навстречу приключению, которое заведет вас в самые невероятные и совершенно неожиданные места. Идеальным примером тому может стать наш следующий герой – Энди Вейер.
Энди Вейер – бывший программист, который вел блог о космосе и науке. В своем блоге он начал писать историю о пилотируемом полете на Марс, за развитием которой беспрестанно следили тысячи фанатов. Потом он собрал свои записи из блога в электронную книгу, ею вскоре заинтересовалось издательство, а затем и Голливуд. Да, вы угадали, блог Энди лег в основу голливудского фильма «Марсианин» (за право на экранизацию Энди, по слухам, получил около полумиллиона).
Как и почему вы заинтересовались Марсом?
Я всегда был помешан на космосе. Марс привлекал меня с самого раннего детства. Честно, я даже не помню того времени, когда я им не интересовался.
Когда вы начинали вести блог в 2009 г., вы предполагали, что его будут читать?
До этого я десять лет делал веб-комиксы, писал рассказы, фанфики и другие истории с продолжением и приобрел постоянную аудиторию примерно 3000 человек. Поэтому я знал, что хотя бы кто-то будет его читать. Но я не подозревал, что он станет таким популярным. Я купил адрес andyweirauthor.com только после выхода печатной версии книги[3].
Какой у вас был план для этого блога?
У меня не было никакого плана. Писательство было всего лишь моим хобби. Когда аудитория начала расти и люди стали реагировать на мою историю, я пришел в восторг. Читатели присылали мне на почту свои замечания по поводу математических и научных ошибок в тексте. Но даже тогда я не предполагал, что меня ждет такой успех.
Как же блог, который создавался без плана, превратился в голливудский фильм?
Когда история была дописана, люди стали просить меня собрать ее в единый файл, который можно было бы читать не только в веб-браузере. Я так и сделал и выложил его на свой сайт. Затем другие посетители написали мне на почту, что тоже хотели бы прочитать такой вариант текста, но не очень разбираются в технике и не знают, как скачать файл из интернета и загрузить его в электронную книгу. Они попросили сделать версию для Kindle, которую можно было бы взять прямо с Amazon. Я выполнил и эту просьбу. И поставил минимальную цену, какую позволяет Amazon, – $0,99. На Amazon книгу купило больше людей, чем скачало бесплатно с моего сайта. Это привлекло внимание Джулиана Пэвии из Crown, части издательского конгломерата Random House. Он рассказал обо мне своему коллеге Дэвиду Фьюгейту, литературному агенту. Дэвид в итоге стал моим агентом, а Джулиан предложил мне контракт на выпуск книги. А потом все закрутилось, потому что 20th Century Fox предложили купить права на экранизацию на той же неделе.
Вы принимали какое-то участие в работе над фильмом?
По сути, моя главная задача свелась просто к пересчитыванию денег. Хотя мне все же прислали сценарий на одобрение. В итоге фильм получился очень близким к книге, поэтому я им доволен. Ну а я получил единовременную оплату – и все. Но после выхода фильма продажи книги взлетели, и я заработал больше денег, чем получил за права на экранизацию.
Если бы в NASA запланировали первый пилотируемый полет на Марс и позвали вас, вы бы полетели?
Нет! Я пишу об отважных людях. Но сам я не такой.
Поговорив с очень многими людьми, я выяснила, что единственная причина, по которой некоторые из них не решаются завести свой блог, – это пугающая мысль: «Все было сделано раньше – интернет уже набит битком. И у меня все равно не получится так здорово, как у остальных».
Ничего подобного! И еще как получится!
Да, есть много людей – и некоторые из них стали героями этой книги, – кто завел блоги много лет назад как хобби или способ рассказать о своем увлечении и медленно пришел к осознанию, что на них можно сделать деньги. Сейчас они прекрасно живут на свои шестизначные гонорары или руководят прибыльными медиаресурсами, ставшими своего рода сетевыми брендами, и рекламодатели платят им за место на странице, а брен-ды – за упоминание.
Да, взглянув них, легко сказать: «Я опоздал». Но вы страшно заблуждаетесь…
В любом бизнесе или индустрии есть те, кто был первым, кто обладает, как говорится, «преимуществом первопроходца» – конкурентным преимуществом, которое получает та компания, которая первой освоила конкретный рынок или сферу деятельности.
Ранний старт, безусловно, может принести бренду-пионеру признание и большее число клиентов, выиграть ему время на дальнейшую проработку продукта или услуги, пока остальные еще даже не поняли, что происходит. Конечно, если сравнивать себя с человеком, который ведет свой блог уже несколько лет, набрал огромный объем контента, имеет внушительную базу подписчиков и гигантскую аудиторию, можно растерять всю веру в себя.
Но не надо себя недооценивать! Я хочу указать вам на некоторые важные моменты, развенчав для этого ряд расхожих мифов…
Миф № 1: рынок блогов уже полон. Неправда. Блогинг теперь стал индустрией, так что хорошие блогеры всегда отыщут для себя богатые возможности. Новая волна перспектив поднялась сейчас благодаря тому, что мы узнали, как сделать на блоге деньги: теперь уже не надо годами вести его исключительно в качестве хобби, прежде чем начнешь получать с него доход. Как говорит Мартин Лоуренс в «Плохих парнях 2»: «А вот теперь-то все по серьезу»[4]. Раньше у нас было ТВ и печатные СМИ. Теперь у нас есть ТВ, печатные и сетевые СМИ. Возможностей больше, чем когда-либо.
Миф № 2: рынок блогов рухнет. Нет, не рухнет. Мы вступаем в эпоху, когда любой человек, желающий выделиться, получить новые возможности и изменить мир, не может не заниматься блогингом. Если вы владеете бизнесом, вы не можете не завести веб-сайт и не взять на вооружение блогинг и контент-стратегию. По сведениям консалтинговой фирмы McKinsey, почти три четверти всех покупок предметов роскоши – пусть даже в обычных магазинах – продиктованы тем, что клиент увидел в сети. McKinsey полагают, что в будущем этот показатель поднимется до 99 %. Похожее исследование, проведенное исследовательским институтом компании Hinge, выявило, что большинство людей, нуждающихся в помощи эксперта или профессиональной услуге, начинают свой поиск с запроса в интернете. То же исследование показало, что для проверки этих экспертов на пригодность 80 % пользователей заходят на их веб-сайты. Поэтому нужно спрашивать себя не «зачем мне вести блог», а «чем я рискую, отказавшись от блогинга».
Миф № 3: уже прославившиеся блогеры всегда будут иметь преимущество. Ничего подобного. Есть одна очевидная причина, по которой быть первопроходцем не так уж здорово: на долю ранней пташки выпадают все тяготы, все экономические трудности развития нового рынка. Первым блогерам, начинавшим десять лет назад, пришлось пройти через часы неоплачиваемого труда, пробы и ошибки, чтобы наконец сообразить, как превратить свой блог в прибыльное дело. Однако сейчас стратегии успешного блогинга хорошо известны и описаны в множестве источников, как и разные способы монетизации. Вам не придется тратить годы на поиски решений – просто идите проверенной дорогой, и все. Вы можете поучиться на ошибках первых блогеров и избежать их, тем самым ускорив свой прогресс. И в конце концов, успех приходит обычно не к тем, кто во всем подражает другим, а к тем, кто умудряется сделать все лучше и по-своему. Google тому отличный пример: они не были первыми на рынке поисковых систем, но стали лучшими.