Что изображено на иконе

Обратимся к самой иконе. На ней мы видим три бесконечных потока воинов, движущихся по трем скалистым отрогам, разделенным пропастью. Во главе воинства прямо над бездной парит верхом на крылатом коне архангел Михаил. Всадник и его конь обведены многоцветной круглой славой, утверждающей их принадлежность к Небесному миру. В одной руке у архангела обнаженный меч, другой, свободной, рукой он указывает воинам на цель их пути – Богоматерь с Младенцем Христом, восседающую на престоле внутри большой четырехцветной круглой славы. Младенец приветствует воинов и раздает ангелам золотые венцы святости, а те увенчивают ими приближающихся всадников. Полуфигуры ангелов, расположенные одна над другой, образуют условную линию – проницаемую границу, проходящую по краю славы и разделяющую Вышний мир – Богоматерь и Христа – и воинскую кавалькаду. Внутри славы кроме фигур Марии и Христа изображена высокая гора; на ее вершине – двухцветный красно-синий шатер-скиния, а перед скинией – стена, ограждающая город. Фигура Богоматери расположена именно перед этой стеной, как неотъемлемая часть града. Скала, на которой стоит город, спускаясь вниз, разрывает границу славы. И за ее пределами, у подножия горы, поросшего деревцами с гибкими кронами, мы видим источник, заключенный в форму прямоугольного кладезя. Ниже этого колодца расположены еще два, меньшего размера. Вытекая из большого, вода попадает в один из стоящих ниже, оставляя второй колодец пустым, и далее течет широким, подобным реке потоком, достигая копыт лошадей нижней вереницы всадников. На другом конце иконы в пространстве золотого фона над горой парит медальон с изображением объятого пламенем города. Этот медальон противолежит круглой славе с Богоматерью и Христом. Словно уменьшаясь в размерах, он закатывается за край вздымающейся из-за горизонта скалы, уступая небосклон восходящему светилу – Небесному граду, к которому устремлены все воины. Впереди верхней кавалькады скачет знаменосец с красным стягом, энергично, галопом, преодолевает подъем, а ему наперерез из-за горного отрога устремляется группа всадников, первой достигающая ангелов с золотыми венцами. Нижняя кавалькада с галопирующим впереди знаменосцем идет более плотным ровным строем. Все воины в броне, со щитами, несущими на себе геральдические изображения. Первые два всадника легко узнаваемы по таким иконографическим признакам, как прически и безбородые молодые лица. Это святой Георгий и святой Димитрий. За шеренгой святых воинов первого плана (с нимбами) вздымаются головы в шлемах и обнаженные головы других воинов, создающие впечатление несметного, неподдающегося счету воинского множества. Центральная группа, грядущая срединным путем меж двух пропастей, состоит из пеших воинов. Они, как телохранители, плотной толпой окружают главного всадника – императора в далматике с лором, в царском венце, с большим выносным Крестом в руках. Впереди этой группы – всадник-знаменосец в броне, шлеме и красном плаще. Именно над его головой три ангела, образующих «геральдическую» группу, держат золотой венец. Замыкают шествие императора и его телохранителей скачущие конники, которые словно торопятся догнать императорскую гвардию и присоединиться к ней. Возглавляет их характерная триада – старец в царском венце и два молодых князя, которые безошибочно определяются как князь Владимир и двое его сыновей, Борис и Глеб, первые русские святые.

Загрузка...