Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», более известная широкому зрителю как «Церковь воинствующая», происходит из Успенского собора Московского Кремля. Это было самое первое произведение иконописи, поступившее в Галерею после закрытия кремлевских соборов в 1918 году. Икона отличается грандиозным размером и необычным вытянутым по горизонтали форматом (144 × 396) (1).
1. Благословенно воинство Небесного Царя (Церковь воинствующая). Первая треть XVI века. ГТГ
Однако не только в этом заключается ее своеобразие. Это одно из самых загадочных произведений иконописи, о смысле, значении и времени создания которого среди ученых ведутся споры, начиная с момента, когда возник интерес к древней иконописи. Немаловажную роль сыграла предпринятая в 1910 году большая реставрация Успенского собора Кремля. Она вошла в историю как первая попытка научно обоснованных реставрационных работ. Руководство реставрацией осуществляла специально созданная авторитетная комиссия во главе с князем А.А. Ширинским-Шихматовым1. Уже в феврале 1914 года в журнале «София» вышла статья П.П. Муратова, посвященная первым, сделанным в ходе реставрации, открытиям – фрескам Похвальского придела в Успенском соборе, признанным впоследствии произведением великого Дионисия, и иконе «Церковь воинствующая» (3). Публикуя эти произведения, автор статьи восторженно писал о том, что Москва наряду с Новгородом должна отныне «сделаться столицей русской художественной истории, поскольку только Москва обладает таким единственным в мире хранилищем произведений древности, как Московский Кремль»2.
В тот момент, когда икона «Церковь воинствующая» привлекла внимание высокой комиссии, она находилась не в Успенском соборе, а в Мироваренной Палате Патриаршего дворца, на стене в секретарской комнате3. По-видимому, именно из Мироваренной палаты раскрытая в 1914 году икона была передана на Первую выставку Национального Музейного фонда, основанного в 1918 году. В каталоге этой выставки икона датирована началом XVI века и названа образцом полурелигиозной, полусветской живописи4.
2. Успенский собор Московского Кремля.
Центральное пространство. Вид на Мономахов трон. ММК
3. Икона «Церковь воинствующая».
Москва, Мироваренная палата. Иллюстрация из журнала «София» (1914. № 2. Ил. 9)
Национальный фонд был задуман как «всенародная художественная сокровищница», из которой предметы искусства и старины должны были распределяться по всем музеям страны. По завершении выставки в 1919 году икону передали в Третьяковскую галерею5. Началась ее новая жизнь в пространстве художественного музея. Теперь икона находилась под постоянным наблюдением реставраторов. В 1932 году потребовалось укрепление иконы, которое осуществили мастера ЦГРМ6. Реставраторы провели все необходимые профилактические работы по укреплению левкаса и красочного слоя. На реставрационном документе, перечисляющем, какие именно работы проводились в мастерской, стоит подпись самого Ю.А. Олсуфьева, руководившего в то время ЦГРМ, а с 1934 года возглавившего реставрационный отдел Третьяковской галереи. Реставраторы выявили на иконе участки поздней живописи, которые не были раскрыты по тем или иным причинам в 1914 году. В 1945 году дополнительное раскрытие выполнил Н.А. Баранов7, но, к сожалению, реставрационная документация этого времени не сохранилась. Наряду с реставрацией продвигалось и изучение этого уникального памятника. Происхождение иконы из Успенского собора Московского Кремля удалось установить Н.Е. Мневой8. Она нашла упоминание об иконе в самой древней Описи имущества Успенского собора начала XVII века. В Описи было сказано, что икона, названная здесь «Благословенно воинство Небесного Царя», находилась в южном пристенном иконостасе собора непосредственно напротив так называемого Мономахова трона, моленного места первого венчанного русского царя Ивана Грозного (2). Далее, по южной и западной стенам располагались еще двадцать две иконы, названные в Описи «притчами». Все иконы, включая «Благословенно воинство…» были вставлены в деревянные резные киоты с подзорами (карнизами), украшенными накладным кружевным оловянным узором, и составляли единый ансамбль9.
1 Качалова И.Я. История реставрации монументальной и станковой живописи Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. Ред. Э.С. Смирнова. М., 1985.
2 Муратов П.П. Два открытия // София. № 2. Февраль. СПб., 1914. С. 5–17.
3 Савва, архиепископ Тверской и Гродненский. Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы. М., 1883. С. 47. Благодарю за указание на этот источник В.Н. Широкова.
4 Первая выставка Национального музейного фонда. М., 1918. Кат. № 21. С. 10.
5 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. XI – начала XVIII вв. В двух томах. М., 1963. Т. 2. Кат. № 521. С. 130.
6 Отдел рукописей ГТГ. Ф. 67. Д. 336. 1932. Л. 28.
7 Антонова В.И., Мнева Н.Е. Указ. соч. Кат. № 521. С. 131–133.
8 Там же. С. 131.
9 Опись Успенского собора начала XVII в. / Описи Московского Успенского собора от начала XVII века по 1701 год включительно // Русская историческая библиотека. СПб., 1876. Т. 3.Стб. 311.