Если временны́е рамки чудес не известны в точности, то места, где было сотворено каждое, – свидетельствованы в Библии скрупулезно. О всяком чуде Христа известно (за исключением редким), в каком оно произошло городе, селении, местности. Или, по крайней мере, в коей земле, стране.
Места сотворения чудес можно было бы нанести на карту, и показала бы она в точности, земли каких народов слагали Святую землю.
Христос творил чудеса:
• в Галилее,
• в окрестностях Скифополя (земли Десятиградья, называвшиеся во времена Христа также Галилеей Восточной),
• в Иерусалиме,
• в Самарии…
А было ли хоть одно чудо совершено Христом в Иудее? Это в точности не известно. Из Его тридцати шести чудес – 33 сотворены точно не в ней. О месте сотворения оставшихся трех можно спорить.
Вопрос: почему же в иудейской земле – ни единого чуда? Или – мизер от общего числа их? Только ли потому, что земля евреев располагалась от Галилеи Христа подальше, нежели Десятиградье скифское? Да и даже еще подалее, чем Самария?
Нет, не только. Имелась и причина серьезней, чем отстояние лишь географическое. О ней читаем у св. Иоанна Златоуста: «Спаситель знал их [иудеев] ослепление – и потому творил чудеса не ради убеждения их, а для того, чтоб других исправить» (Толкование на Евангелие от Матфея. Иоанн Златоуст. Т. I. СПб., 1901. С. 452).
Благословенен век четвертый, в какой писали свои творения вселенские учителя церкви! Тогда было достаточно простого напоминания об ослеплении этого народа чином Аароновым – дальнейших пояснений не требовалось!
Ведь байка, будто «Христос был рожден евреем» и христианство, следовательно, имеет якобы иудейские корни – во времена Златоуста имела хождение мизерное. Вовсе не была еще пущена в оборот мнений широких масс.
Когда заинтересованные круги смогли внушить человечеству, что будто бы христианство не столь с иудаизмом боролось, сколь… из него же проистекало? Только тысячелетием позже времени Златоуста, то есть в эпоху Лютера.
Лишь на волне реформации западной церкви учение маргинальной секты евионитов (которых осудили еще сами апостолы Христа на своем соборе) переросло в заблуждение сотен тысяч. А за последующие четыре века число разделяющих его разрослось так, что представляет уже суеверие миллионов (подробней в книге «Конец четырехвекового заблуждения человечества о Христе»[3]).
В итоге: сейчас – на фоне безостановочного мелькания в СМИ оксюморона «иудеохристианство» – пояснение слов св. Иоанна Златоуста очень и очень требуется. Детальное и развернутое. Попробуем его дать.
Галилеянин пришел спасти всех людей.
Галилеян, самарян, галатов… коптов, римлян, эллинов… иудеев…
Только вот с последними получалось у Него не всегда. Ибо иудеи в большинстве своем не желали спастись, а христианское спасение не может произойти помимо воли спасаемого. Поскольку спасение христианское суть по своей природе ОСВОБОЖДЕНИЕ.
«Бог есть Дух, а где Дух Его, там свобода» (2 Кор 3:17).
«Дух послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк 4:18).
«Тварь будет освобождена от рабства в свободу славы» (Рим 8:21); «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (8:36) «и познаете истину, и сделает она вас свободными» (8:32)!
Однако нельзя спасти кого-либо от неволи против собственной воли его: такое спасение стало бы для него лишь новой неволей.
Почти в любом из народов Палестины – как и прилегающих к ней земель – было гораздо больше имевших волю к спасению, чем ее не имевших. Евангелия свидетельствуют не раз о народах Святой земли: благоволили Христу и с готовностью принимали спасительное учение.
• «Галилеяне приняли Его» (Ин 4:45).
• «Пришли к Нему Самаряне, просили побыть у них, и Он пробыл там два дня. И большое число их уверовало по Его слову» (Ин 4:41,42). «Самаряне приняли слово Божие… и они приняли Духа Святого» (Деян 8:14–17).
• «Еллины подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Исуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Исусу. Исус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин 12:20–23). «Уверовали и присоединились из Еллинов великое множество, и знатных женщин немало» (Деян 17:4). «Многие уверовали из Еллинских почетных женщин, и из мужчин немало» (Деян 17:12). «Между ними был Дионисий Ареопагит [Афинский] и женщина именем Дамарь и другие с ними» (Деян 17:34).
• «Ефиоплянин, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее… сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и: что препятствует мне креститься? [Апостол] Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Исус Христос есть Сын Божий» (Деян 8:27–37).
• «Ученики в Антиохии первыми стали называться Христианами» (Деян 11:26). Вослед же сирийцам этим так стали называть себя и другие, слушавшие Христа или апостолов и принявшие Учение: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии [потомки Мосоха], Понта [Черное море] и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, Критяне и Аравитяне» (Деян 2:9–11)…
Они стали называться христианами после величайшего Чуда, которое особняком стоит от Его тридцати шести чудес. То есть после Его крестной смерти – воскресения – вознесения. Однако и до того еще «следовало множество за Ним народа из Галилеи и Десятиградья [столица коего Скифополь], и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф 4:25).
Матфей, заметим, упоминает народ Иерусалима и народ Иудеи как РАЗНЫЕ, хотя во времена Христа был Иерусалим на территории Иудеи. Однако во Граде Божьем жили не только евреи, но и Иевусеи, создатели сего Града, народ гораздо более древний, нежели его только завоеватели!
Итак, Иудеи тоже. Редко, но поминаются и они среди множества следовавших за Христом. Но далее говорит о Евангелие о последователях из числа потомков завоевателей: «возроптали на Него иудеи» (Ин 6:41). «Отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин 6:66)!
Почему? Что вдруг охладило их пыл? Ведь именно же вот этот, а не какой-либо другой народ Палестины – чаял тогда заиметь харизматичного лидера, дабы под его эгидой противостать Риму.
А можно ли было желать кого-то харизматичней Христа? Творимые Им чудеса были на устах у всех. Тысячи приходили слушать Его! (И, кстати, сколь проникновенно-восторженно римскому императору о Христе писал сенатор Публий Лентул:[4] «Он повелевает мертвым вставать и излечивает больных… при виде его даже и недоброжелатели его против воли чувствуют, что его надо почитать»!)