Перед разговором о качестве чудес есть смысл посвятить несколько слов их количеству. Из новозаветных книг можно видеть, сколько Христом во время Его земной жизни было сотворено чудес: 36.
И столько же – то есть ровно три дюжины – насчитывается противоречий между двумя заветами библейскими: Ветхим и Новым. Последнее показал раннехристианский богослов Маркион. В трактате, который так именно называется: Антитезы (Противоречия).
Стартуют Маркионовы Антитезы цитатой из Нового завета: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк 6:43–44). Затем цитирует Маркион из Ветхого завета: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; я, Иегова, делаю всё это» (Ис 45:7).
И далее приводит Маркион еще 35 примеров, когда заветы Новый и Ветхий утверждают контрастное, противоположное.
Таким образом – то есть основывая полностью доказательства на Писании, сравнивая раскрытую в нём природу еврейского бога Яхве (Иеговы) и природу Бога истинного, о Котором учит Христос, показывает Маркион в тридцати шести антитезах: эти природы – противоположны. Бог иудеев и Отец Небесный, которого исповедал Христос, – очень разные!
Профессор богословия Кэрролл Бирбауэр (Carroll R. Bierbower) пишет:
«Маркион основывал свои доказательства на Писаниях, сравнивая раскрытую в них природу еврейского бога Иеговы с природой Бога, о котором Христос учил как об Отце, и показывая, что эти природы противоположны. Это противоречие существует реально и становится очевидным, если отрывки Ветхого завета сравнить с соответствующими отрывками Нового.
Между еврейским племенным божеством и Богом Иисуса есть противоречие. Оно вполне очевидно и непримиримо. 36 положений Антитез полностью основаны на записях Ветхого завета об отношении Иеговы к Израилю и другим народам и о поступках этого бога.
Писания пророков Иеговы, как они находятся в Ветхом завете, Маркион сравнивает с тем, что написано в Новом завете об Отце Небесном. Это позволяет показать реально существующие противоречия (αντιθεσεις) между богом Израиля и Отцом Небесным, Богом Иисуса».
Итак, 36 раз Новый завет решительно противоречит Ветхому. И 36 же чудес явил во время своей земной жизни Бог. Случайно ли совпадение такое: числа чудес и противоречий?
Подавляющее большинство скажет: ясное дело, случайно. Подумаешь, получилось и того, и другого ровно вот по три дюжины! Так бывает.
Но некоторые припомнят присказку: случай – псевдоним Бога.
Ее придумал Анатоль Франс, хоть и не отличался, вроде, особой религиозностью. И помянуть блистательный афоризм особенно уместно в данном конкретном случае: ведь о деяниях Бога, именно, идет речь!
Традиция почитать числовые совпадения знаковыми – старинная. Причем история свидетельствовала не раз: обращение к ней не всегда представляет одну лишь дань суеверию. А данный случай приметен еще тем, что совпадают не только число чудес и оное антитез.
Имеется иная тождественность, которую большинство поспешит, опять же, назвать случайностью. И большинство это будет в данном случае и еще более подавляющим.
Три дюжины. Столько называет знаменитая Велесова книга – прибогов. То есть младших богов. Точнее – персонифицированных сил Бога Вышнего.
Их имена скрупулезно перечислены в тексте дощечки одиннадцатой сей Книги (Велесова книга вырезывалась волхвами новгородскими – а прежде словенскими – на деревянных, буковых, дощечках; некоторые такие хроники много старше, чем христианская эра.)
Причем это есть имена божеств годового круга. Существует предание, что все 36 чудес были сотворены Христом – в течение одного года. С его историчностью, разумеется, можно спорить. И все же есть вероятность, что так и было.
Ибо библеисты и до сих пор не сошлись во мнениях, в каком конкретно году Христос крестился во Иордане и – в котором был распят и воскрес. Причем, согласно изысканиям и расчетам разных исследователей, оказывается, что между этими событиями двумя могло пройти как три года, так и два. Или даже… один. А кроме того неясно, сколь много минуло времени между крещением Христа в Иордане и – сотворением Им чуда первого в Кане Галилейской…
И все же более вероятна версия общепринятая: три года. Тогда на каждый из них приходится, в среднем, по 12 чудес. А это число – апостолов, зодиакальных созвездий, месяцев… Знаковость этого числа не всегда спешат игнорировать и записные скептики.