Очень важно иметь правильную модель мира и понимать, что такое развитие. Любое живое существо либо развивается, либо деградирует; либо расцветает, либо погибает. Когда мы знаем, что такое развитие и как оно должно происходить, тогда у нас повышаются шансы на получение будущего.
Раньше я считал, что развитие – это переход от темного прошлого к светлому будущему. Я полагал, что это постепенный уход от состояния, при котором для человека главное – материальные ценности, удовольствия и физический комфорт, к тому состоянию, при котором главными становятся духовные ценности. А затем начнется проникновение во все более высокие тонкие духовные планы, и в конце концов мы придем к Богу.
Моя модель развития была подобна прямой линии, ведущей из прошлого в будущее, от зла к добру. Я находился как бы посередине, и от меня зависело, в какую сторону я буду двигаться.
Я видел опасность поклонения материальным ценностям. Изучая причины возникновения болезней, я пришел к выводу, что эмоции, которые мы испытываем, привязываясь к материальным объектам, приводят к появлению агрессии, а затем – к болезням. Когда я говорил об опасности поклонения земному счастью, я имел в виду только материальные блага.
Я собирался написать пару книг, посвященных этой теме, и закончить исследования. Издал первую и начал работать над второй. Хотел описать все аспекты, все нюансы опасности поклонения материальному счастью и показать, каким благом является счастье духовное.
Но у меня начались проблемы. Я не понимал, что происходит, но чувствовал какую-то опасность. Что-то мешало мне закончить вторую книгу. Потом случилась тяжелейшая авария, после которой машина восстановлению не подлежала. Все, кто находились вместе со мной в машине, чудом остались живы. Я потом долго и мучительно вспоминал, как это произошло.
Мы с друзьями после бани поехали домой на машине, за рулем был я. Мы странным образом перепутали улицы, заехали в какой-то тупик, я увидел закрытые ворота и начал разворачиваться. Возле ворот догорали остатки костра.
Пока я разворачивался, подъехала еще какая-то машина, и молодой парень, сидевший за рулем, также начал разворачиваться. Мы увидели, как его машина, сдавая задом, встала над костром, и ее бензобак пришелся как раз над горящим пламенем. Машина могла взорваться, и мы стали махать парню руками, чтобы он скорее отъезжал. А он не понимал, что происходит, но все-таки успел отъехать, и все обошлось.
Мир един. Если у кого-то из близких людей или из тех, кто тебя окружает, начинаются проблемы, – значит, они касаются и тебя. Это был знак не только тому парню, но и мне. Я тогда еще этого не понимал.
Парень уехал. Я нажал на газ и начал выезжать из тупика. Но колесо автомобиля попало в песок, и машину стало бросать из стороны в сторону, она потеряла управление. На протяжении метров пятидесяти я ее выравнивал и сумел это сделать. Я успокоился и набрал скорость, но когда проезжал по большой луже, колесо попало в водяную подушку. Машина вылетела за пределы дороги и врезалась в дерево. Мы чудом не погибли.
Снова и снова я мысленно возвращался к этой аварии, пытаясь понять, почему это произошло. Слишком загадочной и нелогичной была ситуация. Судьба явно о чем-то предупреждала меня и одновременно намекала, что шансов выжить у меня мало.
Я приостановил выпуск второй книги и взял паузу для осмысления произошедшего. В конце концов я пришел к выводу, что духовные ценности – это гораздо большее богатство, чем ценности материальные, и поэтому владеть духовными благами еще более опасно. Все, чем мы владеем, не является однозначно положительным. Когда открываются возможности получения счастья, обязательно присутствует и обратная сторона медали.
Я понял, что духовным ценностям нельзя поклоняться и стремление к духовности не должно становиться смыслом жизни человека.