После новогоднего семинара я получил короткое письмо от читательницы.
Добрый день, Сергей Николаевич!
На семинаре Вы сказали, что в ближайшее время свыше будут уничтожать самых порядочных людей. Не могли бы Вы объяснить подробнее, что Вы имели в виду?
Мы привыкли к линейному мышлению и обычно мыслим крайностями: либо «да», либо «нет». Пока нам еще сложно соединить противоположности, увидеть любой процесс как совокупность и положительных, и отрицательных моментов. Человек недоумевает: если приход того, что в Библии называется Царствием Небесным, приведет к тому, что будут истреблены самые порядочные люди, – к чему же тогда стремиться? Что такое добро и что такое зло?
Порядочные люди будут выживать, они будут защищены свыше; и в то же время, порядочные люди свыше будут уничтожаться. Казалось бы, сложно объединить два противоположных взгляда на одну и ту же ситуацию. Но если вдуматься, все выглядит достаточно просто: мало шансов выжить будет у тех, кто гордится своей порядочностью. У тех, для кого порядочность – это средство возвышения над другими людьми. У тех, кто, считая порядочность высшей ценностью, будет презирать и осуждать людей непорядочных.
Мы привыкли говорить о том, что материальные блага – деньги, квартира, машина, дача – могут увести человека от Бога. Об этом написано и в Библии: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Мы привыкли возвеличивать духовное и пренебрежительно относиться к материальному. Не одно тысячелетие духовность считалась благом, духовность ассоциировалась с нравственностью. Духовным считался человек, который читал Священные книги, который был умнее, дальновиднее, справедливее тех, кто зависели от денег, от материальных благ. Злом считалось поклонение материальному и связанные с этим эгоизм, агрессивность и безнравственность. Когда я начинал заниматься своими исследованиями, я писал о том, что источником греха является привязанность к земным ценностям, имея в виду материальные ценности.
Мы привычно считаем, что стремление к духовному – это и есть образ жизни верующего человека. Религия говорит о важности духовной жизни, об ограничении наших желаний в плане еды, секса, стремления к деньгам. Религия учит альтруизму и единению.
Духовность всегда помогала освободиться от пут материального. Духовный человек мог выстоять в бою, умел жертвовать, не боялся смерти. А тот, кто поклонялся материальному благополучию, своему телу, своим желаниям, всегда оказывался слабее, всегда проигрывал в жизненном соревновании.
Вспомним один из первых тестов в истории, который описан в Библии. Бог, обращаясь к военачальнику, учит его, как из десяти тысяч воинов отобрать триста человек, которые впоследствии победят противника.
После длительного похода воинов нужно подвести к реке и наблюдать за тем, как они будут пить. Те, кто будут пить с достоинством, не спеша, – это люди, которые не поклоняются телу и желаниям. У них силен дух, они победят в бою. А те, кто станут пить жадно, как животные, – у этих людей победить противника не получится. При первой же серьезной опасности они могут сдаться или убежать. Из десяти тысяч человек таким образом были отобраны триста, и они действительно победили.
Сила духа помогает людям совершать чудеса, и духовность всегда воспринималась как благо. Духовные ценности в человеческом понимании – это ценности, намного более высокие и масштабные, чем материальные. Духовные ценности необходимы для нашего развития.
А с точки зрения Божественной, духовность – это такое же благо, как и материальные ценности, и человек может поклоняться не только материальным ценностям, но и духовным. Зависимость от духовных ценностей может сделать человека снаружи справедливым, более сильным, более волевым, а внутри – безжалостным, презирающим других и мечтающим о своем возвышении над ними. Это происходит не сразу, но рано или поздно поклонение духовности приводит к разрушению души человека. Ведь высшее духовное существо – это дьявол.