Когда-то, в мае 1993 года, я посетил свой первый семинар по МЛМ. Времена были сложные: инфляция за предыдущий год в России составила 2508,85 %. И это официальные данные в стране. Как Вы понимаете, реальная цифра была немного другой. Мы выживали, как могли.
По профессии я столяр-краснодеревщик, окончил с отличием художественное училище и был готов изготавливать мебель на заказ сразу, как вернусь из армии. Но к тому моменту страна уже изменилась…
И в это непростое время нам, молодой семье с маленькими сыновьями, довелось жить. Задумали купить новый кухонный гарнитур: требовалось всего несколько шкафов, ведь площадь кухни в нашей квартире была всего пять квадратных метров! Это сейчас кажется, что задача простая, но тогда в дефиците были все товары. В Москве, там, где сегодня располагается «Сириус Парк», находилась фабрика по производству кухонь. Туда-то я и ездил к 6 утра, чтобы занять очередь. На продажу каждый день выставляли какую-то одну тумбу или шкаф. И если очередь доходила, то покупал предложенное. На следующий день доходила – а этот шкаф оказывался не нужен. Всё равно покупал! Потому что тут же другим в очереди можно было перепродать его чуть дороже. Например тем, кто не успевал купить или не мог к 6 утра приезжать. Конечно, не всегда сразу удавалось продать, и тогда я отвозил шкаф домой. В этом случае потом давал строчку рекламы в газету «Московский комсомолец» и продавал шкаф по объявлению. Так родился наш с женой первый бизнес. Тогда я и начал постигать азы общения с людьми при продаже товара.
Я предпринимал ещё много других попыток заработать, ведь деньги обесценивались быстро. Надёжнее их было сохранять, вкладывая в товар. И конечно, нельзя было сидеть на месте. Приходилось шевелиться.
Однажды мне позвонил друг детства Юрка Полищук. Жили в одном доме, он старше меня на 6 лет. Говорит: «Друг какой-то бизнес предлагает. Поезжай, послушай». – Почему нет? – отвечаю. – Конечно!
Приехал к Андрею Поспелову, его знакомому. Тот рассказал, что есть возможность вкладывать деньги на 15 лет в Швейцарию и иметь страховую защиту для семьи. Компания «Fortuna», годовой взнос 1268$. Идея отличная, ведь у меня жена и два сына… Если что со мной случится – они будут обеспечены.
Для меня необходимость в защите для жены и детей была понятна. В 17 лет, прямо перед выпускными экзаменами в школе, 22 мая 1986 года я разбился на мотоцикле. Тогда я первый раз посмотрел смерти в лицо. Меня удачно собрали в больнице № 20 г. Москвы. Спасибо замечательному хирургу Мусину Абузару Габбасовичу!
Но денег на приобретение страховки не было… Об этом я и сказал Андрею. Он спросил, готов ли я продавать эти полисы страхования жизни и зарабатывать на этом? Уж не помню сколько, 100 или 200 долларов можно было заработать, тут главное – принцип. Тогда я хватался за любую возможность и согласился. Андрей предложил одолжить мне денег на бизнес: 1268$ стоил полис и 360$ – поездка в Будапешт с перелётом «Аэрофлотом». Да, вот такая была цена тогда, в 1993 году. Кстати, Андрей тогда многим одалживал, а отдал один я.
Как всё происходило дальше? Я впервые прилетел за рубеж и поразился контрасту: у нас инфляция и пустые полки, а там колбаса двадцати сортов и рулька в ресторане. Сам семинар переводили на русский язык, а читали лекции венгры. На одной из лекций, когда стали считать доходы десятками и сотнями тысяч долларов, я откинулся на стуле и больше не слушал. Бред какой-то! Не может быть у людей столько денег. Вечером мы собрались компанией русских в баре, обсуждали: «Чему могут нас эти цыгане научить? Сами знаем, как продавать и бизнес строить!» – думали мы тогда…
Вернувшись домой, я заявил жене: «Лена, мы будем долларовыми миллионерами!» Что может сказать любящая женщина в ответ? Согласилась, конечно! Тогда я ещё не знал, что мне предстоит.
Предстояли отказы. Иногда жёсткие. Помню, рассказываю о том, что ежегодные премии копятся, и в итоге за 15 лет дадут ежегодную доходность в районе 3–4 процентов, плюс страхование на этот срок жизни и здоровья. Одна клиентка, как услышала про доходность, рассмеялась в лицо: «Я 100 процентов за неделю делаю, а ты с этим… Вот чай: либо пей, либо проваливай!» Да, тогда мы, бывало, зарабатывали сумасшедшие прибыли. Время было такое.