В этой главе:
1. Что такое иллюстрация
2. О профессии иллюстратор
3. Как сделать иллюстрацию
4. Где применяется иллюстрации
5. Рисунок по фотографии, арт-портрет
Иллюстрация (от лат. illustratio – освещение, наглядное изображение) – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст (книги, статьи, текста на сайте, брошюры, презентации и т.д.). Художника, создающего рисунки к тексту, называют иллюстратором.
Слово «иллюстрация» происходит от английского (в смысле «просветление; духовное или интеллектуальное просветление»): через старый французский от латинского illustratio, от глагола illustrate.
Иллюстрации нужны в книгах или статьях для отображения эмоциональной атмосферы произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге или наглядного изображения пошаговых инструкций в технической документации.
История иллюстрации
Иллюстрации существуют очень давно, первыми иллюстрациями были картинки в книгах печатника Иоганна Гутенберга, выполнявшиеся с помощью высокой печати посредством деревянных досок. Основным способом воспроизведения иллюстраций в книгах была гравюра, а в XVIII веке ей на смену пришла литография. Золотой век иллюстрации начался, когда газеты, массовые журналы и иллюстрированные книги стали доминирующими источниками информации. Совершенствование печатной технологии сняло ограничения на использование цвета и техники, и многие иллюстраторы в это время добились успеха. Некоторые благодаря своей деятельности стали богатыми и знаменитыми, а их рисунки попали в разряд классики мирового искусства.
Иллюстрация находится где-то на грани между изобразительным искусством и дизайном и сейчас, даже прейдя в цифровую форму, остается довольно востребованной во многих областях: в книгопечатании, в иллюстрировании сайтов, в рекламных макетах, в принтах на одежде и т.д. См. рис. 11.
Рис. 11. Акварельная иллюстрация «Фотомодели», автор Ирина Никулина
Направления в иллюстрации:
– архитектурная иллюстрация (здания и сооружения, а также связанные с ними объекты обстановки: растительность, рельеф и другое);
– ботаническая иллюстрация (изображения деталей, формы, цвета растений для учебников и энциклопедий);
– детская иллюстрация (книги, мультипликация);
– иллюстрации для приложений и сайтов;
– иллюстрация в рекламе (визитки, логотип, упаковка для брендов, афиши, баннеры, листовки);
– карикатуры и комиксы;
– концептуальная иллюстрация (анимация, игры, фильмы)
– оформление интерьеров (роспись стен)
– fashion-иллюстрация (обложки журналов, эскизы одежды, обуви, аксессуаров, зарисовки полноценных образов).
Гейм-дизайнер, полиграфический дизайнер, иллюстратор, художник… Сейчас границы между этими профессиями стираются, и зачастую один и тот же человек совмещает несколько техник выполнения в одной работе, либо трудится в различных направлениях одновременно.
Где может работать иллюстратор?
Студии дизайна, мультипликации, разработки компьютерных игр и приложений, издательства и редакции, рекламные агентства, фрилансер сам на себя.
В основные обязанности иллюстратора входит:
– создание рисунков и коллажей;
– обработка фото, ретушь, цветокоррекция изображений (векторных и растровых) и фотографий;
– разработка шрифтов.
Кроме этого, в зависимости от выбранного направления, иллюстратор:
– занимается брендингом (разрабатывать фирменный стиль для какого-либо производителя или организации, например);
– создает персонажей игр и комиксов, либо пейзажи и интерьеры, прорабатывает кадры мультфильмов.
Иллюстратор может создать эскизы карандашами и акварелью, а затем отсканировать, перенести их на компьютер и доработать уже в графических программах (Adobe Photoshop, Illustrator, CorelDRAW, PaintTool Sai), или используя графический планшет.
Из личностных качеств, которыми необходимо обладать иллюстратору, можно выделить следующие: коммуникабельность, креативность, ответственность, терпеливость, упорство, усидчивость. Также важно быть неконфликтным, готовым воспринимать критику и работать над собой и своими проектами, постоянно их дополняя и совершенствуя.
Плюсы профессии:
Каждый проект – это новые идеи, новые материалы и подходы. Поэтому в этой профессии никогда не бывает скуки.
Возможность заниматься любим делом, творчеством.
Ещё преимуществом является независимость. Если иллюстратор работает на себя, зарабатывая на фрилансе, то может творить, находясь в любой точке планеты, где есть интернет.
Высокий уровень зарплаты (для опытных иллюстраторов).
Возможность перейти в другое, похожее направление, например, в дизайн рекламы.
Отсутствие начальства (если работаете на фрилансе), графика и дресс-кода.
Постоянные развитие и эксперименты (с жанрами, стилями и техниками рисования).
Реализация себя и своих идей.
Минусы:
Основной минус в работе иллюстратора – зависимость от заказчика. Бывает так, что исполнитель видит одно, а заказчик хочет другое. И даже если вам кажется, что ваш вариант лучше, придётся делать так, как пожелает клиент. Один раз мне заказали обложку книги, где на фоне космического пространства в море приземляется звездолёт инопланетян, похожих на крыс…
Если хочется больше свободы в творческом плане, подойдёт продажа готовых иллюстраций, либо выборочная работа с теми, с кем уже сложились отношения или есть общность взглядов.
Конкуренция. В иллюстрации, как и в любом другом деле, новичку бывает сложно пробиться через славу уже известных мастеров. Это требует усердия и самоотдачи. Но не спешите опускать руки! Оттачивайте мастерство, и тогда результаты не заставят себя ждать.
Малоподвижность. Сидячая работа не лучшим образом сказывается на здоровье – это знают все. Впрочем, проблему легко решить: просто делайте перерывы и разминайтесь.
Уровень зарплат иллюстратора:
Зарплата иллюстратора зависит от места работы или сложности заказа. Согласно статистическим данным портала «Труд» Россия, средняя зарплата иллюстратора составляет 36 000 руб. В реальности же цифры могут быть совершенно различными.
Так, крупные компании при постоянной занятости готовы платить от 70 000 до 150 000 рублей, но уже состоявшимся профессионалам. Окончательный доход зависит и от региона. По России в целом средние показатели такие: 40 000-80 000 руб.
Статистика некоторых отдельно взятых городов:
Москва: 50 000-120 000 рублей;
Санкт-Петербург: 40 000-100 000 рублей;
Новосибирск: 30 000-90 000 рублей;
Краснодар: 30 000-100 000 рублей;
Ярославль: 30 000-70 000 рублей.
Цитата:
Алиса Самойлова, художница комиксов и иллюстратор:
«Плюс моей работы в том, что она всегда разная. Можно создавать предметы со своими иллюстрациями, начиная от открыток и заканчивая одеждой. Можно знакомиться с людьми и работать с компаниями и брендами. А ещё можно рисовать, делать книжки и мерч просто для себя – тогда получится уже небольшой бизнес.
Минусы? Иногда накапливается очень много заказов, и тогда жизнь состоит из непрерывного сплошного рисования. Все-таки рисование – это не такое хайповое занятие, как блог, тикток или шоу-бизнес, и мне часто не хватает взаимодействия с людьми и масштаба деятельности.
Учиться в институтах посоветую любопытным и неугомонным, потому что можно попробовать разное и определиться со сферой деятельности. Нас учили иллюстрированию книги, плакатной графике, упаковке, дизайну. Обучаться на курсах посоветую целеустремленным и уверенным людям, которые знают, что и как хотят рисовать прямо сейчас, но им обычно советы и не нужны».
Источник: https://www.kp.ru/edu/rabota/professiya-illyustrator/
Создание иллюстрации классическим способом предполагает её рисование на бумаги красками или карандашами. Для этого нужно обладать определёнными навыками и опытом. Но чтобы научиться создавать иллюстрации, например акварельные, не нужно быть великим художником. Никто не рождается художником, это навык, которому можно научиться. У кого-то есть талант к рисованию, у кого-то такого таланта меньше, но это не значит, что нельзя научиться рисованию и иллюстрированию. Если вас тянет к бумаге и краскам, начинайте учиться, после некоторого времени и опыта у вас получится создавать акварельные рисунки. Сейчас в сети Интернет много интересных уроков, так же можно найти преподавателя в своём городе.
После создания такой иллюстрации её надо сканировать и обработать в растровом редакторе. Этот путь создания иллюстрации самый долгий, но и иллюстрация получается красивой и нестандартной.
Рис. 12. Иллюстрация акварель, цветы, создан Ириной Никулиной
Второй способ создания иллюстрации – цифровая иллюстрация (диджитал арт). Её создает иллюстратор или дизайнер в цифровом виде, в растровом или векторном редакторе. За основу берется существующая фотография, потом обрисовывается кистями в программе, например, в программе Фотошоп. См. рис. 13. За основу взята фотография мака и обработана (отрисована) кистями в стиле «акварель» в растровом редакторе.
Рис. 13. Отрисовка фотографии в акварельную иллюстрацию, создано Ириной Никулиной
Третьим, самым лёгким способом является возможность создать иллюстрацию при помощи нейросети. Зачастую такая иллюстрация или арт нуждаются в обработке в растровом редакторе, исправлении её недостатков и «глюков». Посмотрите пример такой иллюстрации на рис. 14.
Рис. 14. Акварельная фотография, созданная при помощи нейросети
Такие иллюстрации можно продавать как клипарты на фотостоках.
И наконец, четвёртый способ – это заказать иллюстрацию у художника. Надо создать подробное техническое задание, описать все детали будущей иллюстрации, материалы её создания и т.д. Эту иллюстрацию так же можно продавать как клипарт, только нужно заключить с художником договор, по которому все права на созданное произведение отойдут именно к вам.
Иллюстрация – любое изображение, сопровождающее и поясняющее текст. Иллюстрации или картинки стали такими популярными, потому что они всем понятны, иллюстрируют текст (порой дополняют его), просто и доходчиво объясняют сложный материал и часто вызывают определённые эмоции, например иллюстрации в детских книгах. Так текст легче воспринимается читателем. См. рис. 15.
Рис. 15. Иллюстрации к книге, созданы Ириной Никулиной
Использование иллюстраций в бизнесе
1. Иллюстрация в логотипах компаний (бизнес-иллюстрация)
Любая компания хочет запомниться своим клиентам и пользователям. Для этого не всегда нужно иллюстрировать весь сайт, иногда достаточно менее формального логотипа. Например, там может быть интересный персонаж: человек, животное или предмет, который будет представлять бренд.
2. Иллюстрация в упаковке
Иллюстрация помогает продавать не только digital-продукты, но и физические товары. Чтобы привлечь покупателей, можно разместить на упаковке оригинальную картинку.
3. Иллюстрация на сайтах и в приложениях
Иллюстрация в интерфейсе сайтов тоже помогает привлечь внимание к бренду, дополнить дизайн или решить другие задачи. А сеть пиццерий «Додо-пицца» вообще сделала иллюстрацию частью своего бренда, использует её на сайте и в приложении. В компании гордятся этим стилем, поэтому рассказывают клиентам, как и почему выбрали именно его и в чём особенность картинок. Часто иллюстрации вставляют в статьи на сайтах.
Когда нужно оригинально донести важную информацию
В приложениях иллюстрации работают так же, как и на сайтах: помогают ориентироваться в интерфейсе, сообщают об ошибках или делают важную информацию более понятной.
4. Иллюстрация в рекламе
Иллюстрация делает рекламу брендов более заметной.
Faber-Castell, немецкий производитель карандашей и других материалов для художников, использовал иллюстрации в своей рекламной кампании «Just add water» для линии карандашей Graphite Aquarelle, которые превращаются в акварель, если их разбавить водой. В Faber-Castell не стали писать длинные тексты о продукте, а сразу показали при помощи иллюстраций, какого результата можно добиться с его помощью.
Но есть и более оригинальные способы применения иллюстрации: например, приложение для заказа такси Gett использует её, чтобы немного рассказать о водителе, который приедет к клиенту.
5. Иллюстрация в email-рассылках
Чтобы сделать рассылку более запоминающейся и оригинальной, многие компании создают персонажа и общаются с потенциальными клиентами от его имени. Например, сервис для изучения английского языка Lingualeo использует в рассылке лицо своего бренда – льва Лео.
6. Иллюстрация в инструкциях
Мало кто читает длинные руководства по эксплуатации товара, который покупает. Но что делать, если совсем без инструкции не разобраться? Правильно, добавить картинки.
Магазины IKEA работают в разных странах и продают мебель, которую покупатель чаще всего собирает самостоятельно. С помощью картинок они оригинально и экономично решили проблему: рисованные инструкции помогают клиентам собрать мебель, а компании при этом не приходится переводить один и тот же текст на разные языки и печатать отдельные инструкции для каждой страны.
7. Иллюстрация в корпоративных изданиях
Иллюстрация – универсальный язык коммуникации, который подходит для общения не только с клиентами, но и с сотрудниками.
Рис.16. Иллюстрация «кит»
Другое использование иллюстрации:
1. В первую очередь иллюстрации используются в книгах, это могут быть пейзажи, персонажи книги, предметы и т.д. Так же иллюстрация лежит в основе обложки книги.
2. Мерч и одежда
Очень часто одежду украшает какой-то принт. Футболки, кепки и платки, на них используют уникальные иллюстрации. Компании разрабатывают для своих брендов рисунки и символику, выпускают одежду с этими рисунками. Свои иллюстрации можно разместить на специальных сайтах, которые позволяют пользователям скачать их и сразу напечатать на предмете одежды (о принтшопах читайте в главе 7). Вы можете выпустить собственный мерч и продавать его. Разработайте серию иллюстраций и создайте целый проект с разными элементами одежды.
3. Другие предметы, посуда
Напечатать иллюстрацию можно на чём угодно, например, это могут быть кружки, тарелки, бейсболки, блокноты. Посуду легко оформить в каком-нибудь стиле с забавной иллюстрацией и запоминающейся историей, обыгрываемой в иллюстрации.
4. Наклейки (стикеры)
Вы также можете выпустить серию своих наклеек, просто так или к какому-нибудь празднику. Эти наклейки могут быть в едином стиле, их можно продавать самим или выполнить заказ компании.
5. Стикеры в мессенджерах
В мессенджерах есть возможность добавлять свои стикеры. Иллюстраторы берут за основу портрет и рисуют серию эмоциональных образов. Потом эти стикеры можно использовать в общении со знакомыми.
6. Журналы и газеты
Это основное предназначение иллюстрации – сочетаться с текстом. Статьи часто сопровождаются иллюстрацией. Прочитав, о чем идёт речь, вы можете создать свою атмосферную картинку. Чтобы взаимодействовать с журналами, попробуйте найти журналиста, сделать коллаборацию с ним.
7. Афиши
В театральной среде любят оригинальные, не похожие на другие рисунки, может быть им приглянется именно ваш стиль. Можно также рисовать афиши для кино, и для авторских фильмов. Начать можно с тех, которые выходят для небольшой аудитории.
8. Чехлы для телефонов
В настоящее время телефоны есть у всех, и существует огромный спрос на чехлы для телефонов, если они будут авторскими, это прибавит им ещё привлекательности. Можно найти производителей и обратиться к ним с предложением создать рисунки на чехлах.
8. Магазины и рестораны
Вы можете обратиться в компании, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами. Им могут понадобиться ваши услуги для оформления магазина, ваши иллюстрации могут быть использованы на стаканчиках или открытках. Может понадобиться создать индивидуальные рисунки для визиток. Например, можно поработать с цветочными магазинами, для их оформления часто требуются красочные иллюстрации, в том числе цветов.
9. Свадьбы
На свадьбы могут позвать иллюстратора для создания приглашений, портретов жениха и невесты. Иллюстрации могут участвовать в оформлении свадьбы.
Рис. 17. Иллюстрация «перья» на кружке и на постельном белье, иллюстрация создана Ириной Никулиной
Такое широкое применение иллюстрации говорит о её востребованности и соответственно о том, что хороший иллюстратор никогда не останется без заказов.
В последнее время стало модно делать свои портреты по фотографии. Художник может изобразить портрет по фото на холсте или бумаге красками, а может создать диджитал-портрет (в цифровом виде) в разных стилях.
Как это примерно происходит:
Заказчик высылает свою фотографию в цифровом виде, например по электронной почте. Художник вручную отрисовывает фотографию и согласовывает с заказчиком все ключевые этапы.
Выполняет контурный эскиз по фотографии и высылает результат на согласование.
После согласования переходит к детальной проработке портрета и высылает заказчику промежуточный результат работы.
По окончанию высылает готовый портрет, в который заказчик может внести правки.
Цифровой портрет можно распечатать и, оформив рамочкой, повесить у себя в интерьере. Кроме того, их можно использовать как аватарки для соцсетей. Цифровые портреты дают большой простор фантазии, можно дорисовать любую одежду, предметы интерьера, создать стиль, например, сделать шарж или воссоздать определённую историческую эпоху.
Рис. 18. Цифровой арт-портрет в векторе по фотографии картины, создан Ириной Никулиной
Создаются такие портреты на графическом планшете или на компьютере в растровом или векторном редакторе (зависит от привычки и навыков художника).
Рис. 19. Цифровой автопортрет Ирины Никулиной, создан на графическом планшете
Программы для диджитал-портретов
Если не особо важны качество и реалистичность изображения, а нужно сделать просто быстро, можно обойтись онлайн-редакторами изображений, которых в интернете достаточно, например вот эти: ФотоФания, Photo Pencil Sketch или вот на этом сайте https://services.pho.to. Или здесь: https://newprofilepic.com
У всех этих сервисов есть один существенный недостаток – низкое качество обработки изображений, причём выбор эффектов стилизации очень невелик и инструменты преобразования нельзя настроить под свои задачи. Элементы собственного «творчества» отсутствуют полностью.
Второй способ также очень простой, но даёт шанс внести некоторые индивидуальные, авторские оттенки в арт-портрете. Это способ с использованием небольших специальных программ и приложений. Таких программ также очень много, от совсем простеньких, в которых качество не сильно превосходит онлайн-редакторы, до вполне профессиональных. Из очень простых программ я могу посоветовать FotoSketcher и Dynamic Auto-Painter.
Рис. 20. Рисунок, созданный из фотографии при помощи онлайн-сервисов
В программе FotoSketcher работать очень просто, настроек немного и изменяя их можно достичь вполне реалистичного результата.
В программе Dynamic Auto-Painter работать ещё проще, но интереснее, весь процесс изменения картинки можно наблюдать в реальном времени и остановить тогда, когда вы будете удовлетворены результатом, профилей в ней довольно много, под различные стили живописи. Если установить дополнительные программы для записи экрана и конвертации, можно сделать и анимированные «гифки».
Ещё одна очень хорошая и мощная программа профессионального уровня – AKVIS Sketch. В использовании эта программа не сложная, но её возможности в стилизации изображений под рисунок сопоставимы с возможностями Фотошопа. Эта программа может работать и в качестве плагина ко многим редакторам графики. Разобраться в инструментах и настройках программы AKVIS Sketch очень легко.
На планшете для авторских портретов лучше всего себя зарекомендовала программа Procreate для Android, а на компьютере держит первенство программа Фотошоп. См. рис. 21, диджитал портрет, созданный в программе Фотошоп.
Рис. 21. Диджитал-арт, создан Ириной Никулиной
Так же арт-портреты можно создавать при помощи нейросетей. Как это сделать, вы узнаете позже в главе 4.