В этой главе:
1. Понятие «клипарт»
2. Виды клипартов
3. Где применяются клипарты
В дизайне полиграфической, сувенирной и рекламной продукции очень часто используются готовые картинки: фотографии и векторные рисунки. Кроме того, красивые иллюстрации востребованы на майках, сумках, кружках, посуде, постельном белье и т.д. Тот, кто создает такие картинки, называется дизайнер или иллюстратор. Сами картинки называют клипартами.
Клипарт – это картинки, свободные к распространению в сфере дизайна. Клип-арт (англ. clip art, от англ. to clip – вырезать) – графические изображения, иллюстрации и орнаменты, распространяемые в виде подборок и предназначенные для того, чтобы, не обладая навыками художника, иллюстрировать и украшать статьи, документы, объявления, презентации и прочие печатные и изобразительные материалы. Входящие в клипарты рисунки создаются максимально нейтральными, чтобы их можно было бы использовать в разных контекстах. Как правило это изображения людей, животных, предметов и типовых сцен повседневного быта, отдыха и профессиональной деятельности. Также, комбинируя несколько рисунков, можно создавать более сложные дизайны.
Посмотрите на рисунок 3. Здесь представлен пример набора клипартов на летнюю тему. Часть 1 – сами клипарты в формате png без фона, часть 2 – обложка для продажи набора клипартов, 3 – визуализация клипарта на сумке и 4 – на постельном белье.
Форматы клипартов: самый распространенный формат Jpg (без сжатия), для клипартов на фоне, png – для клипартов без фона, cdr, pdf, eps, ai – векторные форматы, содержащие в себе векторные рисунки в «кривых» (созданные в векторных программах при помощи инструмента «кривые Безье»). Так же используется формат psd для многослойного клипарта, например, рамка для фотографии может содержать несколько слоёв: сама рамка, цветочный узор, дополнительные элементы дизайна, фон и т.д. Так же высококачественная фотография иногда может быть представлена в формате Tiff, который используется в макетах при создании полиграфической продукции, предназначенной к печати в типографии.
Разрешение клипартов
Качественными клипартами считаются те, которые имеют разрешение для печати, 300 dpi (пикселей на один дюйм). Клипарты для сайтов могут иметь более низкое разрешение, например веб-иконки имеют 72 пикселя на дюйм. Размер по длине и ширине так же ценится высокий. Чем больше размер, тем лучше. Например, хороший размер клипарта – 3000 пикселей на 3000 пикселей и очень хороший – 6000 пикселей на 8000. Векторные клипарты не имеют разрешения, так как масштабируются на любой размер (только если они сохранены в векторном формате в кривых линиях).
Клипарт может быть представлен в графическом формате. Для работы в векторном графическом редакторе – векторные, и растровые – для работы в растровом.
Рис. 3. Набор клипартов и его визуализация (автор Ирина Никулина)
История клипарта
Рождение клипарта связывают с именем Гарри Волка-младшего. В 1949 году он основал компанию Harry Volk Jr. Advertising, продававшую каталоги изображений «Clip book». Каждый каталог состоял из 8 листов, был посвящён какой-либо теме, например профессиям, и стоил от 1,75 до 2,50 долларов. Предназначены эти каталоги были для небольших издательств, малого бизнеса и рекламных компаний. До него выходили отдельные каталоги иллюстративных материалов, однако именно каталоги Волка-младшего стали массовым явлением и широко использовались вплоть до конца 80-х годов. Другой известный издатель клип-арта – группа Dover Books, основанная в 1941 году.
С середины 1980-х, с широким распространением текстовых процессоров и настольных издательских систем, клипарт перешёл в область компьютерной графики. В 1983 году вышла библиотека клипарта для PC в составе менеджера графических файлов VCN ExcuVision, а в 1984-м – библиотека клипарта для компьютеров Macintosh. Библиотеки клипарта могли как издаваться отдельно, так и идти в комплекте с программным обеспечением, например, вышедший в 1993 году Microsoft Word 6.0 включал в себя 82 картинки в формате WMF. Так как разрешение экранов в те годы было невысоким, как и объёмы носителей информации, наибольшей популярностью пользовались несложные векторные иллюстрации, которые могли быть распечатаны с помощью лазерного принтера или фотонаборного автомата в высоком разрешении без дефектов масштабирования.
В дальнейшем продажей клипартов стали заниматься специальные сайты (фотостоки). Сейчас любой дизайнер или иллюстратор может создать свой клипарт и выставить его на продажу на специализированных маркетплейсах. Продаже клипартов на сайтах посвящена большая часть этой книги.
Клипарты относятся к понятию «цифровые товары». Цифровой товар – это такой товар, который загружается и скачивается в виде файла, в цифровом виде.
Что можно создать с помощью клипарта
С помощью клипартов можно создать:
– свой уникальный дизайн для полиграфии;
– напечатать клипарты на носителях, например, на майках или сумках;
– использовать их как иллюстрации к статьям и книгам;
– создать из них стикеры или наклейки, открытки, паттерны;
– использовать в наружной рекламе или при нанесении на сувенирную продукцию;
– создать стикеры для Телеграм или соцсетей;
– вставить в логотип или фирменный стиль и многое другое.
Примеры использования клипартов: поздравительные открытки; постеры для декора дома; наклейки; печать на предметах и одежде; оформление соц. Сетей; дизайн-макеты флаеров, буклетов; оформление подарков, скрапбукинга; иллюстрации для книг; упаковка, оберточная бумага; детские игры и др.
Клипарты различаются по стилям, например, есть клипарты в стиле «акварель» или «мультяшный (kartoon)», «реализм», «фэнтази», «3D», «анимэ» и т.д.
Кроме того, клипарты различаются по своему назначению.
1. Клипарт – это набор картинок или иллюстраций (нарисованных элементов), обычно 4-15 штук. Используется для создания полиграфической продукции, принтов на одежде, паттернов, создания шапок соцсетей, как элемент логотипа, как рисунок для книги или статьи и т.д., список довольно большой. Пример см. рис. 4.
Рис. 4. Клипарт фламинго и листья. Автор Ирина Никулина
2. Стикеры – это наклейки для дневника, блокнота, сумок, одежды, ежедневника-планёра и т.д. См. рис. 5. Такие планёры нужны разным специалистам: парикмахерам, косметологам, фитнес-тренерам и т.д.
Рис. 5. Стикеры для дневника, созданы Ириной Никулиной
3. Сублимации – принты на разных изделиях, на майках, бейсболках, сумках, худи и т.д. См. рис. 6. Нужны тем, кто производит эти изделия.
Рис. 6. Сублимации на майках и кружке, созданы Ириной Никулиной
4. Паттерны – узоры из отдельных клипартов. См. рис. 7. Их используют как печать на одежде и сумках (купальники, свитшоты, майки, платья и т.д.), на постельном белье, обоях, упаковочной бумаге, цифровой бумаге для мастеров скрапбукинга.
Рис. 7. Паттерны, созданные из отдельных клипартов, автор Ирина Никулина
5. Цифровая бумага (digital paper) – похожа на паттерн, этот клипарт печатают на оберточной бумаге или используют как узор для одежды. См. рис. 8.
Рис. 8. Цифровая бумага, создана Ириной Никулиной из клипарта «лимоны»
6. Иллюстрации для книг и статей на сайтах.
7. НФТ-токены. NFT, или невзаимозаменяемый токен, – это единица учёта, с помощью которой создается цифровой слепок для любого уникального предмета. Среди них могут быть: картины, фотографии, видео, музыка, гифки – словом, любой контент, претендующий на хоть какую-то уникальность. Они являются большой ценностью среди коллекционеров, геймеров и любителей искусства, а покупают и продают их через аукционы. NFT (англ. non-fungible token, в переводе с англ. – «невзаимозаменяемый токен»), также уникальный токен – вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален (специфичен) и не может быть заменён или замещён другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы по своей природе.
Сам по себе токен не является подтверждением права на владение цифровым активом в контексте законодательства об авторском праве. NFT не препятствует копированию объекта, он только закрепляет за владельцем «цифровую фишку», созданную на основе одного из экземпляров цифрового артефакта. Также нет препятствий для формирования нескольких разных токенов для одного и того же файла. Но если участники соглашаются, что NFT может формировать только реальный владелец и дальнейшая передача NFT происходит только в связи с передачей соответствующих прав на исходный цифровой объект, тогда NFT может выполнять роль маркера, указывающего текущего владельца объекта.
В последнее время идет охлаждение интереса к NFT, но были времена, когда своё творение в виде NFT можно было продать за хорошую сумму (от нескольких сотен долларов до миллионов, если токен был создан известным художником). См. рис. 9.
Рис. 9. Продажа нфт-токена на сайте Опенсеа. Арт создан Ириной Никулиной
8. Арты. Цифровая живопись, использующаяся в соцсетях, как картинка профиля, как иллюстрации к книгам или статьям, для печати на майках и т.д. Создаются либо на цифровых планшетах, либо на компьютере в растровых редакторах. См. рис. 10.
Рис. 10. Диджитал арты, созданы Ириной Никулиной
9. Постеры в интерьере
Люди всегда украшали интерьер картинами, но сейчас вместо картин всё чаще и чаще печатают красивые постеры, подходящие по цвету и стилю. В качестве постера может выступать авторская фотография, цифровая живопись, красивый арт и т.д.
Область применения клипартов обширна, начинается она с использования в рекламных и полиграфических макетах, заканчивается печатью принтов на разных носителях. Клипарты могут быть использованы для дизайна веб-сайтов, презентаций, в рекламных креативах, в полиграфии. Клипарты полезны для дизайнеров, так как они могут сэкономить много времени и усилий, позволяя использовать уже готовые изображения вместо того, чтобы создавать их с нуля. Однако при использовании клипартов необходимо убедиться, что они имеют право на использование, чтобы избежать нарушения авторских прав.
В нашей стране сложилась традиция искать бесплатные клипарты, но сейчас их становится всё меньше и меньше и их качество ухудшается, в то время как коммерческие (платные) клипарты, наоборот, выходят на высоту и ценятся в дизайне из-за своего высокого качества и оригинальности идей.
Клипарт можно использовать в дизайне для различных целей. Вот некоторые примеры использования клипартов в рекламе и других областях:
1. Иллюстрация веб-страниц и документов: клипарт может быть использован для добавления интересных и красочных элементов на веб-страницы, презентации и другие документы.
2. Реклама и маркетинг: для создания рекламных баннеров, брошюр, буклетов, плакатов, листовок, прайсов, флаеров и других рекламных материалов, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов.
3. Иллюстрации в книгах и журналах: для создания иллюстраций и изображений в книгах, журналах и других изданиях.
4. Создание логотипов и символов: для создания уникальных логотипов и символов для брендов и компаний.
5. Дизайн упаковки: клипарт может быть использован для создания уникальных дизайнов упаковки товаров, таких как еда, напитки, косметика и многое другое.
6. В качестве принтов на разных носителях (бумага, ткань, пластмасса и т.д., в точности: майки, бейсболки, любая одежда, сумки, кружки, пепельницы, открытки, оберточная бумага и т.д.).
7. Создание анимации: для создания анимированных изображений и видео.
8. В комиксах и видеоиграх. Можно использовать персонажа или отдельные предметы, пейзажи.
9. Открытки, блокноты, дневники, записные книжки, планёры и т.д.
10. Аватарки, шапки в соцсетях, иконки, закладки для книг.
11. Фоны и пейзажи для полиграфических макетов, сайтов, книг и т.д.
И это ещё не все способы применения клипартов, на самом деле их значительно больше. Так что клипарты – это востребованный цифровой продукт, на котором художники и дизайнеры могут заработать приличные деньги.