Введение

Передо мной сидит предприниматель. В его позе читается напряжение, в глазах – усталость.

– Я хочу все закрыть, – звучат в тишине слова, которые я слышала десятки раз.

Так начинается конец бизнеса.

Давайте отмотаем пленку на несколько лет назад. Каким он был, когда открывал свой проект?

Я думаю, каждый, кто читает книгу, легко представит моего героя.

Если вы предприниматель, вы тоже чувствовали подобное, а если нет, то видели в этом состоянии знакомых: «Я загорелся открыть свой бизнес», «У меня появилась идея своего дела», «Я должен попробовать».

Вот он – человек, который

ГОРИТ МЕЧТОЙ.

Позитивный, искренне верящий в свою задумку, готовый работать даже ночами. Если кто-то из окружения пытается взвесить все за и против, он отмахивается от этого мнения, как от комара. Это его шанс, и он его не упустит.

Да, иногда предпринимателя охватывают сомнения.

Сомнения – вечные спонсоры бессонных ночей предпринимателя, который готовится к запуску. Настроение в это время будто двигается по синусоиде: сегодня «Это обязательно выстрелит» и «Я наконец-то смогу позволить себе нормальную жизнь», завтра «А вдруг это никто не будет покупать, я прогорю, никогда не отдам кредиты и буду вечным неудачником в глазах всех знакомых». И так по кругу.

Но даже несмотря на сомнения, риски, несмотря на необходимость объяснять близким, почему все деньги, время и силы сейчас пойдут не в семью, наш герой все равно решается и начинает.

И здесь мы аплодируем ему, потому что это поистине большой смелый шаг!

Но давайте пока вернемся в точку хронологии, где от горящих глаз и веры в себя уже не осталось и следа.

Предприниматель чувствует боль и досаду. Бизнес уже успел стать частью его жизни, а теперь эту часть приходится ампутировать без анестезии. И принимать новую для себя реальность, где у тебя

НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.

Как же так случилось, что предприниматель, который так горел своим проектом на старте, вышел в опустошенное состояние, в котором он не видит для себя никакого другого выхода, кроме как закрыть свое дело?

Мой герой, назовем его Андрей, к сожалению, не одинок. Неумолимая статистика утверждает, что огромное количество бизнес-проектов погибает в младенческом возрасте. Высокая смертность наблюдается в первый же год. Следующий сложный период – от года до трех лет. За первые три года умирает до 90 % проектов.

То есть девять из десяти предпринимателей, пережив предстартовую лихорадку, вложив в проект свои деньги, усилия, миллионы нервных клеток и несколько лет своей жизни, остаются ни с чем. До состояния устойчивой стабильной работы доходит всего один из десяти.

Вы можете возразить, что статистика может быть неточной. Но давайте не надеяться на русский «авось» – закрываются действительно многие. И лучше четко знать секреты выживших.

Что же тогда ежегодно толкает тысячи россиян идти на этот риск – начинать свой бизнес?

Я адресую этот вопрос Андрею, который сидит с поникшими плечами напротив меня. Мне важно услышать ответ, чтобы понять, будем ли мы спасать проект. В его случае это мебельное производство.

– Для чего ты начинал свой бизнес?

– Как и все. Хотел заработать денег.

– А для чего тебе деньги? Что хотел купить?

– Как у всех – квартира, машина, отпуск. Наверное, меня другое больше привлекало – возможность принадлежать себе. Не ходить в душный офис с 9 до 18 каждый день, а самому регулировать свой график. Больше времени уделять семье, видеть улыбки клиентов. Жить жизнью, которую выбрал сам.

– Денег можно заработать разными способами, почему выбрал бизнес?

– Ну… этот проект вырос из моего хобби – создавать мебель. Многие люди говорили, что у меня хорошо получается. Что мне надо этим зарабатывать, нанять людей. В то время я работал в банке, зарплата была высокая, но работа не приносила удовольствия. А в мастерской я творил. Мне кажется, я только там жил по-настоящему.

Чаще всего нанобизнесменов объединяет одно: бизнес для них – не только деньги, но еще и любимое дело, мечта об определенном образе жизни. Поэтому тысячи людей в России каждый год решаются начать.

И каждый год тысячи закрываются, так и не добравшись до реализации мечты. До этого желаемого уровня свободы, где ты

ПРИНАДЛЕЖИШЬ НЕ РАБОТЕ, А СЕБЕ.

Вернемся к нашему герою. Андрей два года «тащил» свой проект, но все же вынужден был закрыть его. Потому что бизнес требовал знаний и опыта не только в области маркетинга и управления персоналом, но и во многих других сферах. В результате на творчество у Андрея уже не хватало ни времени, ни вдохновения.

У большинства предпринимателей так бывает: они думают, что хобби может быть равно бизнесу, но, к сожалению, это не так. Потому что цель человека с любимым хобби – просто приходить в цех, вдыхать запах стружки и наслаждаться воплощением своей идеи. Своей! Не клиента. Не срочно, и из тех материалов, что хочется самому, а не клиенту…

Такие предприниматели еще некоторое время делают вид, что переходят к бизнесу. Разово сходят на тренинг. Возьмут консультацию раз в два года, но ничего не применяют на практике и не доводят до конца. И они забывают главное: чтобы успешно совместить творческие процессы и административные, да и все остальные, о которых мы еще поговорим в первой части, нужно не только набирать грамотный персонал и развивать управленческие навыки, но и правильно ставить цели.

Такие проекты нередко закрываются, если не меняют подход. К сожалению, дополнительной болью для таких творческих ребят становится полное охлаждение и к хобби. На несколько лет как минимум, а то и навсегда. После неудачного «ухода в бизнес» мастерская скорее вызывает у них негативные ассоциации. Получается в итоге – ни любимого хобби, ни бизнеса, ни желаемой свободы творчества.

Только выгорание и полученная от жизни оплеуха.

Давайте в этой книге поговорим, как таких ситуаций не допустить.

И здесь на ум приходят вопросы:

• А есть ли секрет, который объединяет успешные проекты?

• Что есть у тех, кто становится одним из десяти выживших?

• Как найти формулу успешного старта и гарантированного дохода вдолгую?


Меня зовут Оксана Артюхина. Я – бизнес-тренер, бизнес-трекер, консультант, серийный предприниматель уже 16 лет. Используя правила, изложенные в этой книге, я достигла того, ради чего предприниматели начинают заниматься бизнесом. Мои доходы позволяют мне жить жизнью, которая мне нравится. Я много путешествую. Успеваю много учиться. Мое окружение – потрясающие интересные люди. У меня хорошая семья. Большинство клиентов приходят на консультирование «по сарафану».

Я ни разу не закрывала свои проекты из-за убыточности или других проблем, даже когда они не могли функционировать из-за ковида. Все проекты, с которыми я решила расстаться, проданы в хорошие руки и продолжают жить. Все проекты, которые интересны мне сейчас, растут. За последние два с половиной года один мой проект вырос в 3 раза, в второй – в 60. Уверена, ни один из них на этом не остановится.

В этой книге я хочу описать, почему нарушаю статистику. Почему у меня в 100 % случаев получается сделать так, чтобы бизнес взлетел и принес мне доход минимум в десять раз больше вложений.

Я поделюсь своими кейсами и историями клиентов. Более десяти лет я выращиваю предпринимателей как бизнес-консультант, строю маркетинговые стратегии для нанобизнеса, помогаю выходить на стабильный доход и расширяться, когда в своем проекте стало тесно. Много работаю с «Мой бизнес» в разных регионах России.

Я опишу, что нужно делать на каждом этапе, чтобы вместо хаоса двигаться вперед – к росту. Эта система работает с сотнями проектов, которые приходили ко мне в наставничество. Сработает и с вашим. Мы вместе пройдем процесс становления бизнеса с нулевого по третий год жизни – я перечислю все этапы, которые неизбежно пройдет ваш проект, в какой бы нише вы ни стартовали. А еще буду разбирать случаи, когда консультация началась с фразы: «Мне кажется, надо все закрыть». Приведу несколько примеров, как мы пошагово восстанавливали проекты и возвращали их к прибыльной работе.

Эта книга – своеобразный компас для начинающихся проектов. Это возможность заранее увидеть маршрут, который до тебя прошли миллионы подобных тебе людей. И заранее узнать о препятствиях, из-за которых погубили свои проекты девять из десяти предпринимателей, каждый из которых был уверен, что с ним-то такого не случится.

Я хочу, чтобы книга помогла каждому, кто решится вступить на путь бизнеса, получить то, о чем он мечтал на старте. Верю, что она поможет увеличить количество проектов, которые взлетят.

Кому не стоит это читать?

Тем, кто настроен получить «волшебную таблетку», которая автоматически создаст ему жизнь мечты без усилий.

Но вы не такой читатель, я знаю!

В этой книге вы не найдете ритуалов на удачу, только принципы экономики, маркетинг, правила работы крупных компаний и опыт, опыт, опыт.

Под обложкой – пошаговый план на первые три года в бизнесе. Те самые принципы и шаги, которые позволят вам стать одним из десяти выживших.

Эта книга будет полезна любому предпринимателю, который планирует начать свое дело или уже ведет небольшой бизнес, но недоволен результатами. А также тем, кто уже пробовал, но разочаровался. И, конечно, тем, кто хочет все закрыть. Пройдя по шагам и сверив проект с чек-листами по итогам каждого периода, вы сможете принять взвешенное решение, стоит спасать свой проект или отпустить его и начать новый.

Готовы? Тогда начнем!

В первой главе вы узнаете, есть ли у вас «ген предпринимательства» и по каким чертам характера можно сделать вывод, что бизнес – точно ваше.

Загрузка...