Итак, мы находимся в 586 году до нашей эры. Жители Иерусалима готовятся к жестокой битве. За городской стеной гигантская армия вавилонских солдат окружила город. Это уже второй раз, когда армия вавилонян расположилась на каменистых холмах вокруг города Давида. Они были здесь десять лет назад. В тот раз они захватили город, но не разрушили его, заключив договор с иудейским народом. Если иудеи подчинятся правлению вавилонского царя Навуходоносора, город не будет разрушен, и его жители останутся в живых.
Так продолжалось одиннадцать лет. Но последний царь Иудеи, Седекия, восстал против Навуходоносора и объявил царство Иудеи независимым от вавилонян. От Навуходоносора последовал совершенно ясный ответ. Он послал свою великую армию, чтобы подавить бунт и захватить все главные иудейские города: Лахис был разрушен, а также Мегиддон и Хеврон. Только Иерусалим уцелел. Вавилоняне были настроены решительно и готовы были сражаться до конца, пока город не окажется полностью в их власти.
Внутри стен точили мечи, готовили копья, тренировались воины. В храме также царило оживление, священники молили Бога об избавлении. Он так много раз в истории спасал город, они были убеждены, что и на этот раз Он снова избавит их. Священники и пророки провозглашали, что Бог в очередной раз принесет победу над их врагом!
Но так ли произошло на самом деле?
Был один человек, который говорил иначе, чем все остальные. Его звали Иеремия. Он заявлял, что Бог призвал его быть пророком, но говорил не то, что говорили другие пророки, обещая победу, триумф и избавление. Он говорил царю, священникам и всему населению Иудеи, что, как бы они не молились, город окажется в руках вавилонян. Бог провел черту, грехи народа были настолько велики, что приближающаяся армия врага была судом Божьим. Существовал только один способ спасти свои жизни – подчиниться Навуходоносору, не вступая в сражение.
Люди ненавидели Иеремию. Они думали о нем, что он предатель и трус, были среди них такие, кто страстно хотел его смерти, но Иеремия не переставал проповедовать свое послание. Он знал, что Бог поместил его в такие угнетающие обстоятельства, чтобы предостеречь всех жителей города. Пока длилась осада города, пророку становилось все труднее и труднее.
Чем больше ухудшались условия жизни, тем сильнее становилось давление на пророка. Пищи было все меньше и меньше, в городе царил голод, и люди приходили в отчаяние, вымещая свой гнев и ярость на Иеремии. Его послание никто не хотел слушать, а самого пророка никто не хотел видеть.
В такое время жил Иеремия. Снова и снова ему приходилось принимать трудное решение – говорить ли правду или угождать толпе? Жизнь Иеремии состоит из множества примеров, которые мы рассмотрим в этой книге. Его битвы запечатлены в истории яркими иллюстрациями борьбы между праведностью и личной выгодой. Несмотря на то, что на него обрушивались бесчисленные испытания, оставляя в его душе раны, Иеремия проходил через эти битвы победителем. Все они записаны в Божьем Слове, поэтому мы с вами можем учиться у него, чтобы поступать так же.
Прежде чем продолжить рассказ о жизни Иеремии, я хотел бы сказать о том, что мотивировало его действия. Давайте посмотрим на то, как используется в Библии слово «святость».
«…но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
Что значит быть святым? Библия говорит, что Бог свят, и мы должны быть, как Он. Но что это значит? Могу ли я быть, как Бог?
Одно известно наверняка. Ни один человек, никто, не будет знать всего о Боге. Бог бесконечный, неисследимый, превосходящий всякое понимание о Нем. Если бы Он решил не открывать Себя человечеству, то мы никогда ничего не узнали бы о Нем. Благая весть в том и заключается, что Бог открыл Себя нам. Через Свое Слово и Свой Дух Он открыл Себя людям. Мы не можем знать о Нем все, но можем понять, что Он хочет, чтобы мы знали. Библия говорит нам о силе и могуществе Бога, о том, как Он сотворил мир и дал жизнь человеку, о Его любви к Своему творению, о милости к грешнику и Его желании пострадать, чтобы спасти потерянное.