Алекс Купер владелец сети ресторанов, которые обслуживают 500 тыс. человек в год

Мой бизнес – это череда ошибок и неудачных решений

Моя история – это множество ошибок и безуспешных решений.

На дворе 2008 год. До экономического кризиса остались считанные недели. Я, студент Одесской юридической академии, пришел к родителям и заявил: «Мама, папа, я решил делать сайты. В интернете. Как вам идея?» Родители поддержали меня и дали четыре тысячи долларов с обязательным условием – эти деньги пойдут исключительно на компьютеры дизайнерам. Они были уверены, что вскоре от бизнеса ничего не останется, кроме компьютеров, но отказывать не стали.

Я добавил к этим деньгам сто долларов личных сбережений и вопреки советам родителей купил б/у технику на две тысячи долларов, а оставшиеся деньги приберег для аренды офиса. Посмотрев по ТВ новости, убедился – гривна укрепляется, а доллар падает. В тот же день я поменял оставшуюся «двушку» на гривны. А проснувшись на следующее утро, узнал, что курс доллара уже не четыре гривны, а десять…

Спустя пять лет этот бизнес вырос в студию веб-продакшна. Наша фирма арендовала большой дом с джакузи, в штате работало 50 человек, и в одесских масштабах мы были «волками с Уолл-стрит».

Как-то к нам обратился один клиент – крупная почтовая компания – и сделал заказ на 50 тысяч долларов. Для нас это был контракт на баснословную сумму! За эти деньги нам нужно было нарисовать всего 12 макетов?! Ничего в жизни не может быть лучше 50 «кусков» за 12 макетов! Мы решили, что схватили Бога за бороду. Пропили тысячу долларов, отмечая подписание договора о намерениях, купили три новых «Макбука» и обновили мебель в офисе.

Контракт мы все же подписали, но… через полгода. И тут выяснилось, в чем был подвох. У почтовой компании было 12 разных отделов, с которыми нужно было согласовывать макеты, – маркетинга, пиара, внешних и внутренних коммуникаций, и еще много других нюансов.

Утверждение каждого макета стало для нас игрой в «Супер Марио». Если помните, там нельзя было сохраняться. Вот так и у нас. Приходишь в первый отдел, выслушиваешь их пожелания, вносишь правки, потом аналогичная процедура и со вторым отделом, а когда добираешься до 11-го, там говорят – «вы знаете, тут надо поиграться с цветом, а лучше бы вообще все переделать». Ты переделываешь и начинаешь согласовывать опять с самого начала по всем отделам.

После этой истории я поехал в Индию, а когда вернулся, то продал всю технику и закрыл студию.

Чему меня это научило

Я не рефлексирую по поводу прошлых ошибок. На старте любого бизнеса ошибки неизбежны. И все они влекут за собой денежные потери. Но самая большая потеря – это не деньги, это когда спустя 15 лет понимаешь, что ты так и не достиг желаемого из-за боязни ошибиться. Главное в бизнесе – не думать, что будет, если «идея не взлетит», а перебороть страх и идти делать.

Я считаю, что предпринимательство – это такой же талант, как способность сочинять музыку или писать картины. Ни художники, ни музыканты, ни предприниматели не могут предсказать успех, ориентируясь лишь на метрики. И тем и другим важны интуиция, везение, вера в себя и другие факторы.

И если читатель этой книги решил открыть собственный бизнес, мой главный совет – делайте много разных продуктов, анализируйте результаты, исправляйтесь и делайте снова. Но все это время будьте готовы быстро перестраиваться. Об этом и пойдет речь далее.

Первый ресторан и почему надо знать своих клиентов в лицо

К этому времени результаты моей пятилетней деятельности могли поместиться на флешке. Я не получал удовольствия от работы, которая не существует в реальном мире, не создавал реальных объектов. И это стало триггером для открытия первого ресторана.

Однажды ехал в поезде в Киев и прочитал в интернете, что The Burger скоро начнет доставлять бургеры на заказ. Я подумал – отличная идея, надо сделать такое же в Одессе! Прочитал массу крутых книжек о нейминге и решил, что главное в доставке бургеров – это упаковочная бумага и сама упаковка для них.

После продажи студии у меня осталось около десяти тысяч долларов. Я заказал упаковку, а на оставшиеся деньги купил самые дешевые гриль и фритюр, а также арендовал часть помещения, принадлежащего другому ресторану на 9-й станции Большого Фонтана.

Затем мне пришлось одолжить еще несколько тысяч долларов – для того, чтобы приготовить десять тысяч бургеров. Я абсолютно бесплатно развез их в 250 одесских офисов, среди которых было множество IT-компаний.

Чтобы получить бесплатный бургер, надо было «лайкнуть» и поделиться нашей страницей в Facebook. Так мы без каких-либо лотерей и сложных механик подарили десять тысяч бургеров тем, кто был первым.

Создайте все благоприятные условия для своих клиентов, чтобы после посещения вашего заведения они рассказали об этом своим друзьям. Это единственный доступный бюджетный вариант продвижения на старте.

Загрузка...