Не путать с «Мишне Тора» Маймонида, которая является совсем другой книгой, никак не связанной с Второзаконием, но являющейся как бы «галахическим повторением Торы».
Подробнее в предисловии к комментариям на Бытие и Исход цикла «Библейская динамика». Там же приводится мнение рава Ц.И. Кука: хотя деление на недельные разделы было сделано мудрецами Вавилона, и их структура не является частью Письменной Торы – это разделение, тем не менее, относится к традиции Вавилонского Талмуда, т.е. Устной Торе, и поэтому важно для понимания текста.
История Мей Мерива, «вод раздора», описана в Числа, гл. 20: «И пришли сыны Израиля в пустыню Цин в первый месяц (40-го года), и остановился народ в Кадеше, и умерла там Мирьям; И не было воды для общины, и собрались они против Моше и Аарона....».
Подробнее см. книги «Рав Кук. Личность и учение», а также «Израиль и Человечество» гл. 1.
См. об этом также ниже, п. 8.4, комментарий к стиху 5:24.
Это классическое понимание различия ввожных оборотов «Вот» от «И вот» в языке Торы, см. подробнее ниже, комментарий к стиху 1:1.
Эта идея подробно объясняется в комментарии Библейская динамика на книгу Исход – в истории вторых скрижалей.
Таким образом, стиль книги Второзаконие – это стиль самого Моисея. По этой причине она отличается от стиля предыдущих книг Торы. Книга Иеhошуа, написанная учеником Моисея, тоже очень близка по стилю к Второзаконию.
Мы подробно рассматриваем эту историю в комментарии Библейская динамика на книгу Чисел, гл. 20.
Например, Быт. 2:4 «Вот происхождение неба и земли при сотворении их», которое начинает второй рассказ о Сотворении мира, противопоставленный первому.
Например, книга Исход начинается со слов вэ-эле шемот бней исраэль, «И вот имена сынов Израиля», т.е. она является как бы продолжением книги Бытие.
Это выражается в том что Моисей и Аарон выступают в книге Исход как главные ведущие, все остальные не занимают активную позицию. Соответственно, все недельные разделы в ней поделены между Моисеем и Ароном, т.е. они демонстрируют два подхода, два взгляда на мир. Подробнее см. в предисловии к комментарию Библейская динамика на Исход.
Книга Чисел это «книга дороги», когда у народа нет своего постоянного места и он в пути. В такой ситуации левиты находятся в центре повествования: они сменяют первенцев, они в дальнейшем не имеют земли и являются скитальцами – и это важное качество левитов, которое не дает народу быть поглощенным землей, дает некоторую отделенность от нее. См. подробнее в комментарии Библейская Динамика к книге Чисел.