Профессор археологии Еврейского Университета Йосеф Гарфинкель, руководитель раскопок на объекте Хирбет Кейафа, уверен, что нашел библейский город Шаараим, в переводе с иврита «Двое ворот».
Отождествить местоположение древнего поселения удалось с помощью Писания. В книге Царств повествуется о том, как филистимляне расположились станом между Сохо (Сокхоф) и Азекой, а царь Саул и израильтяне – в долине Эла (1 Цар. 17:1-2). Воодушевлённые победой Давида над Голиафом, мужи Израиля и Иудеи пошли в атаку и стали преследовать филистимлян по дороге в Шаараим до Гата (Гефа) (1-Цар. 17:52).
Профессор Гарфинкель предположил, что должна быть причина столь необычного наименования поселения. Как оказалось, название города «Шаараим» имеет прямое отношение к двум городским воротам, найденным на территории раскопок в Хирбет Кейафе. Наличие двух ворот – уникальная деталь, не имеющая аналогов в данной местности. Первые, западные, ворота были найдены в 2008. Блистательная догадка подтвердилась, когда раскопали вторые, южные ворота.Западные симметричные врата поселения Шаараим состоят из четырех отделов, по два с каждой стороны. У входа положен мегалитический каменный порог. Фасад ворот 10.5 метров, длина 13 метров, ширина прохода почти 4 метра. В левой части ворот проведен дренажный канал.
Фото: Yaels | Википедия «Шаараим. Западные ворота»
Слева от южных ворот видны остатки пандуса (наклонная поверхность), поднимаясь по которому входящие в Шаараим поворачивали налево к воротам, тем самым замедляя скорость продвижения. Разумная мера предосторожности в случае нападения на город.
Южные ворота Хирбет Кейафы, с двумя монументальными камнями (около 10 тонн) с каждой стороны, были раскопаны в 2009 году. На момент раскопок центр был заблокирован более поздней эллинистической стеной. Это самые массивные из найденных на сегодняшний день ворот в библейских городах. Южные ворота, направленные в сторону Иерусалима, скорее всего, были основным входом в Шаараим.
В Шаараиме вокруг города были выстроены казематные стены. Сложное устройство оборонительных сооружений, при котором две параллельные стены связываются поперечными стенками, образуя помещения – казематы. Посередине такой стены было обнаружено основание сторожевой башни, установленной у входа в город. Сторожевые башни служили для наблюдения за передвижениями вне пределов городской черты.
В ходе раскопок в Хирбет Кейафе были обнаружены остатки построек, в том числе здание площадью в тысячу квадратных метров, которое находилось на самой высокой точке города, чтобы удобней было контролировать город и рассылать в случае опасности сигнальные огни (костры).
По периметру комплекса находились мастерские и склады, обнаружены свидетельства металлообработки, а также глиняные сосуды и обломки алебастровой утвари, привезённой из Египта.
В северной части города находилась постройка, высота которой возможно была 15 метров, а ширина 6 метров. Здание, вероятно, использовали как склад сельскохозяйственных податей, поступавших от местных сельских работников, так как найдены сотни кувшинов, ручки которых отмечены отпечатками одного или двух пальцев.
Дренажные каналы были в каждом втором доме Шаараима, что свидетельствует о довольно высоком уровне развития.
На объекте Хирбет Кейафа были найдены сотни кувшинов, выполненных в одном стиле, вместительностью от 20 до 40 литров. В больших кувшинах хранили сельскохозяйственную продукцию: зерновые культуры, растительное масло. В Хирбет Кейафе, в основном, присутствует иудейская керамика, но встречается и филистимская. Несмотря на войну между иудеями и филистимлянами, существовали торговые отношения между двумя народами, впрочем, не только торговые, но и любовные, Самсон был женат на филистимлянке (Кн. Судей гл. 14).
Фото Рами Юдовина: «Кувшины», иудейская керамика (Музей библейских стран)
В Кейафе найдено оружие из железа и бронзы: три меча, топор, наконечники от копий и стрел. Филистимляне, выходцы с греческих островов, владели секретом железа, в их боевой арсенал входили короткие и длинные прямые мечи.
Израильтяне до знакомства с железом, как египтяне и хананеи, использовали бронзовые серповидной формы мечи – кхопеши. Интересно, что в Шаараиме найдены мечи переходного периода – железные, длинные, но слегка изогнутой формы, наподобие сабель.
В поселении были обнаружены каменные столбы для привязи ослов и рядом с ними кормушки. На некоторых столбах сохранились следы веревки, которой привязывали животных. Ослы использовались для сельскохозяйственных работ, перевозки людей, грузов и даже жидкостей.
В Шаараиме найдены египетские скарабеи и амулеты, датируемые 1200 г. до н.э., выполненные за 200 лет до того, как они оказались в Хирбет Кейафе. Может, эти предметы евреи вывезли из Египта во время бегства?
В Хирбет Кейафе были найдены оливковые косточки, по которым возможно определить их возраст. Всякий живой организм находится в процессе непрерывного обмена органики, поэтому соотношение изотопов в живом организме должно примерно соответствовать текущему природному фону. После гибели организма такой процесс останавливается, и углерод-14 начинает убывать. Например, в одном грамме углерода, полученного из свежесрубленного дерева, происходит в среднем 15.3 распада за минуту. За 5730 лет половина атомов распадается. Таким образом, проанализировав соотношение изотопов углерода в образце органики, можно сделать выводы о примерной дате, когда живой организм погиб.
Результат радиоуглеродного анализа косточек оливок из Хирбет Кейафы показал, что речь идёт о времени не позднее 980 года до н. э. Эта датировка соответствует данным экспертизы керамики, найденной в Хирбет Кейафе. Выходит, иудейское присутствие было около сорока лет с 1020 по 980 год до н. э., после чего жители бежали.
Абсолютное датирование Хирбет Кейафы основано на четырех обгоревших оливковых косточках, исследованных в Оксфордском университете. Результаты двух первых образцов были отправлены нам 6 октября 2008 года, а двух оставшихся – 7 ноября 2008 года.
OxA-19425 Qeiyafa5 – 2851±31OxA-19426 Qeiyafa6 – 2837±29OxA-19588 Qeiyafa7 – 2799±31OxA-19589 Qeiyafa1 – 2883±29
Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000-965 гг. до н.э.), но являются слишком ранними для царя Соломона (около 965-930 гг. до н.э.).
По-видимому, Шаараим в спешке был оставлен жителями, а потом разграблен врагами, скорее всего филистимлянами. Жители бросали домашнюю утварь, кувшины и даже предметы культа.
В Шаараиме не найдены кости некошерных животных, хотя в филистимском Гате (родине Голиафа) обнаружены кости не только свиней (20% от общего количества костей), но и собак.
Во время раскопок случайно был обнаружен глиняный черепок трапециевидной формы (15х16.5 см), облепленный землёй. После того, как находку отмыли, проявились плохо различимые буквы.
Находка остракона, особенно столь древнего, как из Хирбет Кейафа, – крайне значительное событие. Надпись была исследована самым тщательным образом: на остраконе имеются ровные линии, отделяющие строчки одна от другой, форма букв очень древняя, напоминающая ханаанское письмо позднебронзового периода, никак не позднее X-IX вв. до н. э.