Примечания

1

В современном произношении – Душьянта.

2

В современном произношении – Шакунтала.

3

В священных книгах Индии встречается учение о циклах, вытекающее из космогонического летосчисления. По этому учению солнечная минута равняется дню человека, земной месяц – солнечному часу, земной год – одному дню солнечной жизни; 300 таких дней составляют один божественный год. 12 000 божественных лет равны одному дню Брахмы. Сутки Брахмы равны 8 640 000 астрономических лет. Такой период называется кальпой. Кальпа заключает в себе семь манвантар. Каждая манвантара состоит из четырех юг. Кали-юга означает темный цикл, который должен смениться светлым циклом (белой югой). По оккультному учению, кали-юга нашей манвантары только что завершилась. С началом ХХ века мир вступил в восходящую полосу светлой юги, которая должна ознаменоваться раскрытием высшего духовного начала.

4

Аватара – особое проявление Бога в человеческом образе, являющегося на земле как Богочеловек, чтобы побороть накопившуюся злую Карму мира и помочь человечеству подняться на следующую ступень эволюции; титул «Шри» прибавляется к Кришне из чувства благоговения.

5

Риши – мудрец, подвижник.

6

Индра – Царь богов. За совершенный им проступок Махадева, первое лицо Индусской Божественной Троицы, посылает четырех сыновей Индры на землю, чтобы они воплотились людьми. Они родились как Юдхиштхира, Бхима, Накула и Сахадева. Арджуна был также сыном Индры. Не забудем, что под богами индусы подразумевают второстепенные божества, подвластные воле Брахмы.

7

Подвижник, стремящийся к слиянию с Богом.

8

Здесь «я» означает духовный центр человека, а Я – духовный центр Вселенной, Мировое Я.

9

Ученик (чела) – человек, вступивший на путь подвижничества и ставший учеником Гуру, Учителя Мудрости или признанного ученика последнего.

10

Песнь начинается словами: «На поле Дхармы, на поле Курукшетра». Слово Дхарма знаменательно.

11

Ишвара – Бог, Логос солнечной системы.

12

Дхритараштра и Панду – родоначальники Кауравов и Пандавов, воюющих двух родов.

13

Дядя Арджуны, по наущению которого Арджуна и его братья были изгнаны.

14

В числе их сын Саубхадры и Арджуны, и сыновья, и внуки Драупады.

15

Эпитет бык, употребляется часто как эмблема мужественной силы и энергии.

16

Дваждырожденный – человек, духовно столь поднявшийся, что ему остается еще раз родиться на земле, чтобы достигнуть освобождения (moksha).

17

Дед Кауравов и Пандавов, главный герой поэмы «Махабхарата».

18

Брат Арджуны.

19

В Индии раковина служила рогом.

20

Шри Кришна.

21

Арджуна.

22

Титул Хришикеша (Владыка чувств) дается Шри Кришне.

23

Раковина Шри Кришны называется «Панчаджания», потому что была сделана из костей побежденного им великана Панчаджана.

24

Счастьем рожденный.

25

Раковина Арджуны именуется «Девадатта», т. е. Богом данная.

26

Бхима, брат Арджуны.

27

Раковины остальных трех братьев Арджуны назывались: «бесконечная победа», «медовый звук» и «жемчужный цвет».

28

Царь Каши (в настоящее время Бенарес).

29

Ачиюта – титул Шри Кришны.

30

Потомок рода Бхараты.

31

Сын Притхи.

32

Лук Арджуны.

33

Эпитет, означающий «имеющий великолепные волосы»; также «спящий на водах».

34

Один из титулов Божества.

35

Побеждающий Мадху – демона.

36

«Уничтожающий людей» в качестве победителя зла.

37

Когда погибает Дхарма, воцаряется адхарма, беззаконие. Дхарма – долг, вытекающий из всех кармических условий и из данной ступени развития человека, касты, нации. Это закон внутреннего развития.

38

Варшнея – мужественный, сильный, имя рода, к которому принадлежал Кришна.

39

Совершающий высшие подвиги, искусный в Tapas, духовной дисциплине.

40

Учитель, духовный руководитель.

41

Suras, духи света.

42

По верованиям брахманизма человек после смерти проходит через Камалоку (чистилище) в Девакан (рай, состояние блаженства). Человек же, совершивший подвиг, переходит прямо в Девакан, минуя Камалоку.

43

Санкхья, школа дуалистической философии, в которой неизменный духовный принцип Purusha противопоставляется вечной материи Prakriti, орудию духа.

44

Закон причин и последствий в человеческой жизни.

45

Buddhi.

46

Индусы различают Веды (св. Писания во мн. числе) от Веды (в ед. числе) – знания вечного, знания Бога. Веды заключают 4 книги, в которых отчасти выражается вечная мудрость Веды. Поэтому индусы считают себя совершенно свободными исследовать вопросы духовные. В Индии полнейшая свобода мысли. Насколько брахманизм строг по отношению к внешней деятельности человека, настолько он терпим по отношению к внутренней работе мысли. Веду признают все; Вед придерживаются те или иные течения. Узкие неразвитые люди не понимают Веду и признают только писание Вед. О них и говорит Кришна.

47

Самадхи – состояние экстаза, которого Йог достигает в созерцании и во время которого ему открывается истинная природа Бога.

48

Гуны – атрибуты или формы энергии, действующей через материю. Sattva (ритм, гармония или чистота), Rajas (движение, деятельность или страсть) и Tamas (инерция, темнота, глупость).

49

Буквально: свободен от «пары противоположностей».

50

Члены высшей касты (жрецы и учителя).

51

К плодам деятельности.

52

Buddhi.

53

т. е. отказывается от всяких плодов деятельности, даже праведной.

54

т. е. к прошлым и будущим св. Писаниям, Shruti.

55

т. е. соединения с Высшим Я (Atma); Йога требует гармонии с Божественной Волей.

56

Он получает название Муни, эпитет, прилагаемый к достигшим святости. Будда тоже назывался Шакьямуни.

57

Радость надо понимать как бурную эмоцию, выбивающую из равновесия. В том же смысле употреблено и слово «ненависть». Требуется спокойное отношение к испытываемым чувствам, а не индифферентизм.

58

Предметы чувств отвращаются от человека, когда он отвергает их, но стремление к ним теряется, когда человек узрел Бога.

59

Медитация в сидячей позе Йога.

60

Человек, теряя самообладание, делается рабом страсти. Страсть затемняет его разум, и человек отрывается от своего духовного центра, т. е. погибает.

61

Состояние Брахмана, т. е. божественное состояние.

62

Высшее состояние сознания просветленного духа, слившегося с Богом, и потому наивысшая полнота бытия, доступная посвященному. По сравнению с обыденным сознанием, центр которого – наше малое земное «я», это состояние полноты сознания представляется как небытие.

63

Философского познания.

64

Последователи религиозной философии Санкхья.

65

Гуны, три свойства природы: движение, инерция и гармония, лежащие в основе всех мировых проявлений.

66

Карма-Йога – один из трех путей восточной мистики, ведущих к совершенству или к слиянию с Богом: Карма-Йога – слияние путем деятельности, Бхакти-Йога – путем любви и Джняна-Йога – путем знания.

67

Prajapati, Господь Эманации.

68

Брахма – первое лицо Индусской Троицы (Trimurti).

69

Брахман – Непроявленный, Первопричина.

70

Буквально: Само, т. е. Истинная, Божественная Суть Вселенной.

71

Гуны как органы чувств двигаются среди гун как объектов чувств. Можно сказать и так: «функции заключены в наклонностях». Шанкарачарья различает «разряд свойств и разряд действий», или соотношения свойств и действий.

72

Rajas.

73

Вселенная – «ЭТО» в противоположность к «ТО», означающему Брахмана.

74

Брахман.

75

Vivasvan – светильник, излучающий свет, Солнце; также эпитет Ману четвертой расы, чаще Vivasvat.

76

Ману – руководитель пятой, или арийской, расы.

77

Ikshvaku – царский род Мориа в Индии, из которого должен родиться Ману будущей расы.

78

Эта власть – Майя, сила мысли, производящая формы, преходящие и оттого нереальные в сравнении с вечной Реальностью; отсюда Майя считается силой, производящей иллюзии.

79

Дхарма и адхарма, ее противоположность, все беспорядочное, идущее против порядка вещей.

80

Tapas от tap, сверкающее как огонь.

Загрузка...