Я бы не стал включать в эту книгу такую главу, если бы характер был чем-то неизменным. Тем, что закладывается еще с рождения на всю жизнь. Но это к счастью не так. Характер, как часть мозга – гибкая структура. Не все, но многое можно настроить.
Характер влияет на то, каких результатов человек достигнет и как будет чувствовать себя в этом мире. Точнее не сам характер, а как вы будете к нему относится (то есть к себе) и как своими особенностями будете пользоваться.
Один человек рождается с внутренней тягой к истине, ему интересно разобрать все процессы до молекул. Понять суть явлений, будь то обычное общение друзей, или же интересный фильм. Он склонен изучать, анализировать, сидеть над книгами, писать статьи. Тело его, имеет утонченную природу, без намека на грубость.
Представьте если такой человек вознамерится ходить по улице как мачо, играя мышцами. Весь этот процесс, начиная от спортивной площадки до бессмысленного (для него) внимания окружающих к его персоне будет его постоянно выводить из равновесия. Возможно он когда-нибудь привыкнет к этому, но в глубине души он будет страдать. Так как его личность тяготеет к совсем другим вещам.
Я искренне поражаюсь когда ко мне обращаются с просьбой убрать страх перед знакомством с женщинами. Парни (иногда уже не молодые), наслушавшись гуру пикапа о том что нужно действовать нагло и грубо, пытаются перенять эту модель поведения. Но их вид и манера поведения говорит, что это не их модель поведения. Человек тонкой натуры пытается быть грубым и наглым. Психика от этого страдает. Ваш характер это набор уникальных черт и свойств, которые можно корректировать, но невозможно создать совершенно другую личность.
Можно убрать страх, обиду, вину, стеснение. Это то что не относится к характеру. Но невозможно поменять ценностные черты характера. У каждого они свои. Это та граница, через которую переступая каждый раз вы чувствуете себя очень скверно. Как будто кошки скребутся.
Сейчас отвлекитесь на минутку и проанализируйте свою жизнь. Что это у вас? Запишите несколько базовых своих ценностей. Эти ценности неизменны во времени. Что в садике, что в текущем моменте они будут одинаковыми.
Эти части которые вы выделили мы их не меняем. Учимся выстраивать жизнь использую свои базовые ценности. Какими именно базовые ценности могут быть:
– Умственная работа
– Знания
– Юмор
– Сила
– Спорт / Движение
– Организация людей
– Понимание сути вещей
– Скорость
– Качество
И так далее.
Что у вас?
С другой стороны есть черты личности которые наносные. Мы их можем менять. Я множество раз наблюдал как менялась личность под воздействием внешней среды. Сначала ребенок рождается полный сил и энергии, шалит, бегает, дурачится. Потом попадая в агрессивную среду, начинает все больше превращаться в замкнутого, неуверенного подростка. Бывают и обратные процессы, когда, к примеру, человек расцветает проявляя те грани личности которых казалось бы у него никогда не было. Такое, правда, бывает реже, потому что для маленького ребенка мир является причиной его поведения, а для взрослого, окружающий мир это следствие его поведения.
Не торопитесь читать дальше, перечитайте последнее предложение еще раз, поймите его.
Другими словами, на поведение ребенка влияет внешний мир. Взрослый же человек сам влияет на окружение. С годами причина и следствие меняются местами. Правда некоторые продолжают жить со старой детской парадигмой. Я слабый, я маленький, я глупый, я жалкий, другие лучше разбираются (это утверждение вероятно ваше, если бы это было не так, вы бы не читали эту книгу).
Все что я вижу наблюдая за клиентами, это то, что мозг очень пластичный. Вы в буквальном смысле можете быть любым. Хорошим мальчиком или девочкой, или хулиганом. Скромным или наглым. И при этом чувствовать себя комфортно как в одном состоянии, так и в противоположном, как будто вы таким и были всю жизнь.
Характер ребенка не закладывается с генами, хотя базовые ценности имеют родительские корни (или их дедушек или бабушек). Даже у однояйцевых близнецов с течением времени различия в характере становятся все заметнее. Вроде и начинка одна и та же, а реагируют на окружающий мир по-разному.
Каждый ребенок это чистый лист. Рождаясь, ребенок имеет лишь несколько простейших программ обучения и сохранения жизни. А также инстинкты и рефлексы. Как вести себя в окружающем мире ребенок обучается после рождения.
Появляясь на свет ребенок абсолютно беззащитен, буквально все угрожает его жизни. Поэтому приоритетная задача у ребенка – научиться выживать. Выживанию ребенок учится у родителей. Если родители ведут себя определенным образом, то и ребенку нужно делать тоже самое. Потому что если родители с этим поведением выжили, то и ребенок, вероятно, выживет.
Чем меньше ребенок, тем слабее у него критическое мышление. Так как ему не с чем сравнивать поступающую информацию. Если мама не любит свою внешность, рано или поздно ребенок считает эту информацию и примет такую модель поведения за полезную. Потому что если мама выжила считая себя некрасивой, то возможно всех красивых в этом мире – убивают и съедают (кто знает?). Поэтому ребенок берет мамино поведение себе.
Если папа замкнутый, то для ребенка это будет идеальной моделью поведения. Если папа себя так ведет, значит это будет полезно и для меня.
Такое быстрое копирование поведения возможно благодаря тому, что в головном мозге есть так называемые «зеркальные нейроны». Которые берут поведение и чувства других людей (и животных) и переносят на свое собственное поведение.
Папа злиться когда его критикуют, ребенок легко поймет как папа это делает, благодаря «зеркальным нейронам». Через некоторое время ребенок сможет уже самостоятельно включать такое поведение в ответ на критику.
Чем старше становится ребенок, тем больше в его голове информации. Чтобы новая информация легла в голову ребенку, она не должна противоречить старой. Это мы называем критическим мышлением. Если с рождения до трехлетнего возраста ребенку можно ввести любую информацию о нем (о желаемом поведении или окружающем мире), то после 3х лет новая информация может столкнуться с той, которую ребенок уже знает. Если информация противоречит старой, она отфильтровывается.
Именно поэтому взрослому человеку внушить что-то противоречащее его знаниям довольно сложно. Если вы повторяете аффирмации, а в вашей голове есть информация что это обстоит другим образом, то новая информация отбракуется, так как все должно быть логично в головном мозге. Но ребёнок же, принимает информацию без сопротивления.
Если родившемуся ребенку, скажем, без рук, внушать что он правильный, а все окружающие люди ходят с культяпками, то он эту мысль примет. И даже если в школе его будет обзывать калекой, он будет искренне не понимать, почему они на него обзываются. Ведь вся его жизнь была построена на парадигме – со мной все хорошо. Поэтому вместо вины и ощущения что он ущербный у него будет возникать злость – то есть желание себя защитить (т.к с ним все в порядке, это с окружающими что-то не так), или обида (что окружающие не правы).
Возьмем другого ребенка, который никогда не задумывался о своей красоте и родители своим поведением ему не подсказали каков он. Первый значимый человек который скажет ему о том, что он красивый – заложит фундамент его самооценки по красоте. Если в последствии это убеждение подкрепится еще несколькими другими ситуациями (или ребенок сам подкрепит), то он будет иметь убеждение которое поменять очень сложно. Это мы называет характер (автоматическая модель поведения и знания о себе).
Рассмотрим похожий случай, но только теперь девочке в возрасте 2х лет мама сказала: «Посмотри на себя! Ты же как свинья вымазалась! Фу какая некрасивая!». Девочка понимает что она оказывается некрасивая. Этот вывод она запоминает. В дальнейшем если этот вывод подкрепится другими ситуациями, то вывод станет устойчивым и ляжет в фундамент личности. Если спустя годы этой девушке кто-то скажет что она симпатичная, то это знание будет конфликтовать с тем, которое уже есть в её голове. Даже если девушка является красоткой, она будет думать иначе. Потому что бессознательная реакция сильнее сознательных доводов.
Тоже самое касается и личности, и поведения. Если родители внушали ребенку, что он слабый и маленький, то поверив в это ребенок получает убеждения которые он проносит через всю жизнь. Даже в 30 лет, он все также будет считать себя слабым и маленьким (даже если объективно это будет не так).
Чем больше у ребенка негативных убеждений о самом себе и окружающем мире – тем сложнее ему жить. Фактически из абсолютно свободного человека живущем в комфортном мире, он превращается в замкнутого и неуверенного, попавшего в мир зла. Мир, разумеется, одинаков для всех, но вот поведение будет разным.