Bornstein, M.H., et al. (2010). Lifespan Development: Infancy Through Adulthood, California, Cengage Learning. Слова вдохновения для читателя
Oomen, C.A., et al. (2010). ‘Severe early life stress hampers spatial learning and neurogenesis, but improves hippocampal synaptic plasticity and emotional learning under high-stress conditions in adulthood.’ Journal of Neuroscience 30(19): 6635–6645.
Hart, H. and Rubia, K. (2012). ‘Neuroimaging of child abuse: a critical review.’ Frontiers in Human Neuroscience 6(52): 1–24.
Краткое изложение исследования, включая примечания 1 и 2. Неприятие со стороны родителей или сверстников: когда ребенок развивается, два отдела его мозга кооперируются, чтобы обеспечивать определенные аспекты эмоциональной стабильности. Миндалевидное тело является исключительно реактивной структурой, которая рождает сильные эмоции. Вентромедиальная префронтальная кора головного мозга (ВПК) имеет множество функций, среди которых – приведение в спокойствие миндалевидного тела. Дети, чьи родители любят их и заботятся, демонстрируют хорошее развитие ВПК. Это означает, что при возникновении стрессовой ситуации их развитая ВПК успокоит миндалевидное тело. К сожалению, если у ребенка нет любящих родителей или они испытывают отторжение с их стороны (либо родители в разводе), его ВПК скорее будет недостаточно развита. Это означает, что она не может помочь миндалевидному телу, когда ребенок нервничает. Исследования показывают, что в дальнейшем такие дети очень чувствительны к неприятию со стороны родителей и сверстников. Они демонстрируют повышенный страх быть отвергнутыми.
Drew, L.M., et al. (1998). ‘Grandparenting and its relationship to parenting.’ Clinical Child Psychology and Psychiatry 3(3): 465–480.
Wyman, P.A., et al. (1999). ‘Caregiving and developmental factors differentiating young at-risk urban children showing resilient versus stress-affected outcomes: A Replication and Extension.’ Child Development 70(3): 645–659. Часть 2. Основы нейронауки Глава 1. Нейронаука в простом изложении
Rolls, E.T. and Grabenhorst, F. (2008). The orbitofrontal cortex and beyond: From affect to decision-making. Progress in Neurobiology 86: 216–244.
Питерс, С. Парадокс Шимпанзе: Менеджмент мозга. Уникальная программа управления собой. – М.: Эксмо, 2015.
Tsujimoto, S. (2008). ‘The Prefrontal Cortex: Functional Neural Development During Early Childhood.’ Neuroscientist 14(4): 345–358.
Cameron, O.G. (2009). ‘Visceral brain-body information transfer.’ NeuroImage 47(3): 787–794.
Sokolowski, K., and Corbin, J.G. (2012). ‘Wired for behaviors: from development to function of innate limbic system circuitry.’ Frontiers in Molecular Neuroscience 5 (55): 1–15.
Euston, D.R., et al. (2012). ‘The role of medial prefrontal cortex in memory and decision making.’ Neuron 76(6): 1057–1070.
Phelps, E.A. (2004). ‘Human emotion and memory: Interactions of the amygdala and hippocampal complex.’ Current Opinion in Neurobiology 14(2): 198–202.
Tovote, P., et al. (2015). ‘Neuronal circuits for fear and anxiety.’ Nature Reviews Neuroscience 16(6): 317–331.
Zander, T., et al. (2016). ‘Intuitive decision making as a gradual process: investigating semantic intuition-based and priming-based decisions with fMRI.’ Brain Behaviour 6(1): 1–22.
Простое пояснение к примечаниям 7, 8 и 9 таково. Одна из основных обсуждаемых областей мозга – это миндалевидное тело. Его можно представить себе в виде аккумулятора энергии, в котором также содержатся наши основные программы выживания: бей, беги или замри (Tovote et al, 2015). Оно также контролирует множество наших потребностей, например в еде и в безопасности. Однако само по себе миндалевидное тело не способно мыслить. Оно просто реагирует на ситуации и раздражители, но не анализирует их. Оно хранит в себе эмоциональную память и, таким образом, является частично Шимпанзе, частично Компьютером. Часть мозга, ответственная за выживание и способная анализировать за миндалевидное тело, – это орбитофронтальная кора (часть Шимпанзе). Эта зона занимается интерпретацией того, что происходит, с помощью чувств и интуиции (Zander, 2015). В помощь себе она привлекает и другие области мозга. Соответственно, у нас есть часть мозга, способная интерпретировать на базе эмоций и думать, – орбитофронтальная кора, – соединенная с очень мощной реактивной областью – миндалевидным телом. Вместе с другими структурами они представляют собой генетически обусловленную мыслящую систему. Большую часть времени действия детей основаны на ней. Для того чтобы ребенок помнил пережитый опыт, у мозга есть банк памяти. Однако для данной системы банк памяти тоже эмоционально обусловлен. Из опыта он запоминает чувства и эмоции, но НЕ факты. Эта эмоциональная память хранится в разных отделах мозга, но в основном расположена в миндалевидном теле (Phelps, 2004). Она отличается очень быстрым реагированием.
Если бы у мозга не было других областей или систем, то Шимпанзе и Компьютер могли бы управлять жизнью ребенка. Но они не были бы в состоянии вспоминать факты, не владели бы логикой и рассуждением. На самом деле многие функции отсутствовали бы совсем.
Duvernoy, H.M. (2005). The Human Hippocampus: Functional Anatomy, Vascularization and Serial Sections with MRI. New York, Springer.
Bohbot, V., et al. (2015). ‘Role of the parahippocampal cortex in memory for the configuration but not the identity of objects: converging evidence from patients with selective thermal lesions and fMRI.’ Frontiers in Molecular Neuroscience 9(431): 1–17.