Часть 2 Основы нейронауки

Вторая часть книги посвящена структуре и функционированию ума. Работа мозга и разума здесь объясняется с использованием простой терминологии. В конце приведены ссылки для тех, кто хочет глубже погрузиться в исследования по данной теме. Научные знания обретают форму конкретной модели, так называемой модели Шимпанзе. Она дает нам возможность исследовать способы управления поведением, мыслительным процессом и эмоциями. В Главе 1 объясняется суть модели Шимпанзе. Те, кто уже знаком с этой моделью, могут воспользоваться данной информацией для повторения или же сразу перейти к Главе 2.

Мы также обсудим ступени развития ума и некоторые идеи касательно того, как можно способствовать этому развитию. Изучим факторы, влияющие на ум, а также то, как разум их обрабатывает. Наконец, с практической точки зрения рассмотрим, как мы интерпретируем мир и наш опыт в нем.

Глава 1 Нейронаука в простом изложении

Чтобы понять что-то сложное, мы часто прибегаем к построению какой-либо модели. Модель – это упрощенная версия излагаемых принципов. Одна из моделей работы мозга представляет его в виде трех команд, которые пытаются работать вместе. Одна команда – это вы; две другие команды образуют своего рода машину.

В данной главе мы рассмотрим, как можно применить такую модель.



• Мозг и разум в простом изложении

• Структура разума

• Нейробиология разума в простом изложении

• Модель Шимпанзе

• Признавая влияние машины

• Принятие решений

• Как справиться с машиной?

• Ум растущего ребенка

Мозг и разум в простом изложении

Мозг – это центр управления всем, что есть в наших телах. Он отвечает за множество физических функций, таких как сердцебиение, аппетит, уровень гормонов и многие другие. Он также контролирует большое количество ментальных функций: то, как мы думаем, как ведем себя, какие эмоции мы переживаем. Разум заведует этими ментальными функциями, и именно на этом аспекте мы остановимся. Конечно же, эти два аспекта – ментальный и физический – накладываются друг на друга, но не будем пока ничего усложнять!

По ходу книги я представлю структуру разума в упрощенном виде, чтобы вы могли понять его и управлять им.

Структура разума

Наиболее важным тезисом данной главы является то, что мы должны признать: существует часть нашего мозга, которая думает, действует и управляет нашей жизнью без нашего участия.

Сначала я объясню структуру простыми словами, а затем дойду и до нейробиологии. Разум можно представить как бы поделенным на две части: есть вы, и есть машина. Вы думаете и интерпретируете мир независимо друг от друга, иногда видите вещи по-разному. Поэтому будет полезно узнать, как работать с этой машиной.



Вы интерпретируете происходящие события и отвечаете за свой выбор. У машины же есть свое толкование тех же событий и своя программа действий. Часто бывает такое, что у вас с машиной возникают разногласия. Например, в жизни вы хотите плыть по течению, не переживать понапрасну и не накручивать себя. Однако машина запрограммирована на то, чтобы заставить саму жизнь действовать по определенному плану, и потому она нервничает и напрягается по поводу и без.



Если машина возьмет верх – а она может, – тогда вас, скорее всего, настигнут нежелательное поведение и нежелательные мысли. Проблема в том, что машине вполне под силу поставить свои желания и цели превыше ваших, если вы не вмешаетесь вовремя. Фактически ваш разум делят между собой машина и вы сами.

Если мы рассмотрим эту машину более детально, то увидим, что она состоит из двух частей. Одна из них мыслит и интерпретирует; другая – это своего рода «банк памяти». Что мы имеем теперь? Думающую часть машины, банк памяти машины и вас самих. Значит, у нас есть три команды, контролирующие разум: вы и два элемента машины.

И вы, и думающая часть машины могут пользоваться банком памяти. Он очень схож с компьютером, поэтому далее мы так и будем называть его – Компьютер. Когда вы собираетесь действовать, Компьютер выдает вам совет из своего банка памяти.


Диана и черепица

Приведу пример данного принципа в действии. Сильный ветер сорвал кусок черепицы с крыши гаража Дианы. Она решила подняться на крышу и починить ее. Когда она взобралась наверх, то поскользнулась: черепица была скользкой. Она упала с крыши и ударилась о землю, но не очень сильно. Мы все обычно реагируем по-разному, но вот как Диана сохраняет информацию о происшедшем. Она посылает информацию своему Компьютеру: «Когда я в следующий раз полезу на крышу, нужно проверить, не скользкая ли она». Ее машина, которой свойственно реагировать слишком остро, вводит в Компьютер: «Никогда больше не поднимайся на крышу, это опасно, и ты упадешь».



Когда мы думаем и интерпретируем события, чаще всего это происходит логично и рационально. Наша машина на такое не способна. Она может мыслить и толковать события лишь эмоционально, базируя свою логику на этих эмоциях. Поэтому в ее мышлении все катастрофично, и когда она решает, что ввести в Компьютер, она взаимодействует с эмоциями.

Проблема в том, что, когда Диана в следующий раз решит подняться на крышу гаража, ее Компьютер выдаст противоречивый совет.



Диана испытывает конфликт – между собой и своей машиной.

Когда у вас и машины возникают противоречия

Возьмите паузу и вспомните другие примеры того, как вы и ваша машина конфликтовали. Если ничего не приходит на ум, вот несколько случаев, с которыми сталкивалось большинство из нас, и они довольно обескураживающие.

Нейробиология разума в простом изложении

Если просканировать мозг во время работы, мы увидим, как светятся различные зоны и области, когда они активны. Попросту говоря, мы сможем лицезреть три команды в действии: вас, вашу мыслящую машину и Компьютер. В каждой из них, оказывается, есть свой лидер. Их можно представить в виде следующих структур:



Эти трое обращаются за помощью и ко многим другим частям мозга. Некоторые части мозга могут выполнять несколько дел сразу, другие могут быть членами более чем одной команды. Например, миндалевидное тело многозадачно: оно сохраняет эмоциональную память, а в стрессовой ситуации включает реакцию «бей, беги или замри». Поскольку человеческий разум – сложный механизм, я не хочу все усложнять, так что предположим, что все три команды работают вместе. Используя эту модель, мы сможем понять такую сложную науку, как нейробиология. Излагаемые здесь принципы точны, но упрощены[7].


Модель Шимпанзе

Модель Шимпанзе[8] – это всего лишь идея! В нас не сидит настоящий шимпанзе! Модель упрощает понимание работы мозга и нейронауки в целом. Мыслящую часть машины мы теперь будем называть «Шимпанзе».

Почему я использую термины «Человек», «Шимпанзе» и «Компьютер»? Мы можем назвать эти три команды как угодно, но я даю им такие имена, чтобы было понятнее, как они действуют.

Упрощенная схема мозга и три наших лидера
Человек

Команда Человека включается в работу, когда вы осознанно думаете и принимаете решения; эта часть ума – вы сами.

Эта область интерпретирует любую информацию логически и рационально и использует когнитивный подход. Это означает, что она мыслит рационально для понимания того, что происходит и как следует действовать. Таким образом, она обучается, делая вещи понятными и осмысленными. В частности, это она любит задавать вопросы. Также она выполняет ряд административных задач: организация, расстановка приоритетов, способность концентрироваться и устранять отвлекающие факторы, а также многие другие, более высокие функции[9]. Человек обладает осознанным восприятием; он фактически и является вами.

Шимпанзе

Команда Шимпанзе отвечает за системы быстрого реагирования мозга, над которыми у нас нет контроля, но на которые мы все же можем повлиять.

Шимпанзе мыслит независимо от нас и может самостоятельно принимать решения. Шимпанзе (вместе с рядом других живых существ) имеют аналогичную нашей рабочую зону мозга, и когда мы используем ее, то временами можем действовать схожим образом. Поэтому я использовал термин «Шимпанзе», чтобы описать те области мозга, которые могут создавать проблемы, перехватывая контроль. Эти зоны интерпретируют любую информацию с эмоциональной точки зрения, используя чувства и впечатления[10],[11]. Таким образом, Шимпанзе использует эмоциональный подход к пониманию и обучению и больше работает с нашим поведением. Эта область учится методом проб и ошибок и действует импульсивно. Она не продумывает события, а реагирует на ситуации. Она быстро отзывается на происходящее и потому может возобладать над Человеком. Данная часть мозга предназначена для того, чтобы помогать нам, но, к сожалению, иногда случаются осечки.

Компьютер

Команда Компьютера – это банк памяти, который напоминает о предыдущем опыте или знании и дает советы Человеку и Шимпанзе. Компьютер также обладает способностью следовать запрограммированному мышлению или поведению.

Компьютер ничего не интерпретирует – этим он отличается от первых двух команд. Когда Человек и Шимпанзе начинают действовать и по-своему трактовать окружающий мир, они призывают Компьютер[12]. Он выступает в роли советчика, но при необходимости может также принять на себя руководство и действовать самостоятельно. Компьютер распределен по всему мозгу и воплощает многие аспекты функционирования этого органа, включая память и автоматические реакции. Его можно запрограммировать; он распознает паттерны и выдает решение в зависимости от ситуации. Таким образом, он формирует и хранит усвоенное поведение и убеждения. Подробнее нейробиология памяти рассматривается в разделе примечаний в конце книги[13],[14],[15],[16].



Когда речь заходит о привычках, мы воспринимаем их как автоматическое поведение, запрограммированное в Компьютере. Два термина, которыми я часто пользуюсь при работе с моделью Шимпанзе, – это «Автопилоты» и «Кикиморы». Автопилоты – это полезные или конструктивные убеждения, заложенные в Компьютер; Кикиморы, соответственно, неполезные и неконструктивные. Привычки – часть этих Автопилотов и Кикимор. Для тех, кто уже хорошо знаком с моделью Шимпанзе: все, что мы делаем, – это находим и заменяем Кикимор на Автопилоты.

В этой книге я буду часто прибегать к определениям вроде «полезные/неполезные привычки» (или «конструктивные/неконструктивные»), чтобы избежать засилья терминологии.

Признавая влияние машины

Наша отправная точка – признать, что наша внутренняя машина сильно влияет на нас, а также понять, как сильно она меняет поведение детей и взрослых.

Очевидно, что вы и машина – одна личность. Например, цвет ваших волос или цвет ваших глаз принадлежит вам, но вы их не выбирали. Машина также принадлежит вам, и она уникальна, но и ее вы не выбирали. Она может заставить нас делать определенные вещи: есть, заботиться о безопасности или искать друзей; кроме того, она обладает способностью думать за нас и принимать решения. Как я уже говорил ранее, фактически эта «машинная» часть мозга нами не контролируется. Машина вашего мозга имеет общие черты с мозгом других людей, но все же является единственной в своем роде. Например, тяга к еде у некоторых из нас сильнее, чем у других. Необходимость в безопасности у разных людей будет на разном уровне. Машина запрограммирована реагировать на ваше окружение, заботиться о вашей безопасности и обеспечивать ваше благополучие. Просто иногда она реагирует чересчур остро.

В различные периоды вашей жизни машина будет менять методы работы и способы обучения. Это ключевой момент для понимания детей и подростков. Понимая, как происходят эти изменения, мы сможем помочь маленьким детям и взрослым прожить эти периоды на всю катушку. По сути, Человек взрослеет очень медленно и постепенно учится тому, как управлять Шимпанзе и как программировать Компьютер.

Важное замечание

Наш мозг постоянно развивается и взрослеет – как физически, так и психологически.

Возьмем работу с детьми: если мы сможем отделить действия ребенка от действий машины, то его поведение предстанет в совершенно ином свете. Взрослые порой переживают нежелательные эмоциональные реакции и частые контрпродуктивные вмешательства со стороны машины – точно так же это происходит и с детьми. Когда машина одерживает верх, мы расстраиваемся, выражая несогласие с тем, что она сделала.

Хорошая новость заключается в том, что мы можем научиться управлять этой машиной и влиять на нее, даже главенствовать над ней. Мы можем принимать собственные решения и думать независимо от нее. Важный момент – в наших силах также помочь детям понять их собственные машины, направить их и развить.

Важное замечание

Мы можем помочь ребенку узнать все о работе его мозга и его управлении, а также поспособствовать развитию его ума.

Принятие решений

Если рассмотреть процесс принятия решений в контексте нашей модели, мы увидим, что первая область реагирования – это Шимпанзе. Он действует исходя из импульсивного, обоснованного эмоциями решения. Но прежде чем действовать, он должен получить совет от Компьютера.

Если Компьютер узнает ситуацию и находит в своей базе план по ее разрешению, то он берет верх. Например, предположим, что вам нужно решить, что надеть на собеседование. Шимпанзе делает импульсивный выбор, основываясь на том, что, по его мнению, окажется подходящим, а затем запрашивает совет у Компьютера. Тот, покопавшись в банке памяти, выдаст огромное количество идей и мыслей исходя из прошлого опыта[17].[18].

Как вариант, Компьютер может просто на автомате выбрать подходящий комплект одежды, не заставляя вас думать.

Человек получает информацию позже, чем Шимпанзе и Компьютер. Если они не пришли к единому решению, тогда в игру вступает Человек, используя логический подход. Человек также проконсультируется с Компьютером и затем решит, что делать. Он может согласиться с решением Шимпанзе, а может и нет.

Встречи

Часто во время дискуссий на разного рода встречах люди дают своим Шимпанзе возможность побыть за главного и озвучить свое мнение. Эти мнения обычно подогреты эмоциями и в свою очередь порождают эмоциональные отклики в других людях. Через какое-то время все обычно успокаивается и Человек начинает обращать внимание на факты и обращаться к логике; дискуссия становится конструктивной, вырабатываются решения и соглашения. Можно было бы сэкономить огромное количество времени и энергии, если бы люди начинали встречи в режиме Человека и излагали чувства Шимпанзе рационально и спокойно.

Данный сценарий демонстрирует, что обычно происходит, если мы позволяем своему разуму действовать по-своему при принятии решений или обсуждении различных вопросов. Мы можем, конечно же, научиться изменять этот паттерн, развив новую привычку управлять своим Шимпанзе в ходе дискуссии или решения вопросов.



Однако – снова внесем капельку неразберихи – иногда импульсивное, интуитивное чутье Шимпанзе лучше, чем логический подход! Потому что мы не всегда обладаем нужным объемом фактов либо эти факты не вполне точны, тогда как интуиция может с точностью распознать паттерн, предсказывающий то, что должно произойти. Проблема возникает тогда, когда есть различие в окончательных решениях Шимпанзе и Человека. Другая потенциальная трудность заключается в том, что Шимпанзе всегда получает информацию первым и реагирует так быстро, что у Человека может попросту не быть права голоса.

Проще говоря, есть три возможных варианта принятия решений:

• Импульсивно, через Шимпанзе, иногда с использованием совета Компьютера

• Быстро, через Компьютер, с запрограммированными автоматическими реакциями

• Выдержанно и рационально, через Человека, иногда – с советом Компьютера

Рассмотрим несколько примеров конфликта между Человеком и Шимпанзе.

Ким и здоровье

Ким понимает, что быть здоровой – хорошо. Но, несмотря на то что Ким в точности знает, что нужно делать, чтобы стать здоровой, этого просто-напросто не происходит. Когда Ким решает выйти на прогулку, ее разум каким-то образом вмешивается и придумывает другие планы. Когда она решает не переживать по этому поводу, ее разум вдруг становится беспокойным и зацикленным. Вопрос, который она себе задает: «Почему я не могу просто сделать то, что хочу, испытывать те эмоции, которые хочу, и осуществить свои планы?»


Джек и его фрустрация

Джек только что получил неприятные известия, которые повлияют на его планы на день. Он расстраивается и вставляет неконструктивные комментарии, а когда люди пытаются успокоить его, он еще больше раздражается. Он ведет себя так, как на самом деле не хочет, и позже, разобравшись во всем, понимает, что это не конец света. Он успокаивается и жалеет о своей реакции.



Если бы мы просканировали его голову, чтобы увидеть, что в это время в ней происходит, мы бы увидели, как Шимпанзе набирает побольше воздуха и с легкостью одерживает верх над желаниями Джека. Его Шимпанзе не видит общую картину, потому что он просто не способен на это; ему даже не придет в голову спокойно разобраться в ситуации, потому что его специализация – эмоции, а не рациональность.

Мэгги и ее решение

Мэгги нужно выбрать одну из двух предлагаемых ей работ. Ее Шимпанзе чувствует, что она может сделать неправильный выбор. Он перетягивает одеяло на себя и начинает беспокоиться и зацикливаться на всем. Шимпанзе Мэгги парализует ее, не давая принять решение. Она понимает, что это неконструктивно и что в конце концов с ней все будет в порядке, какую бы работу она ни выбрала – даже если в итоге выяснится, что выбор оказался не самым лучшим. Но поскольку Шимпанзе сильнее, Мэгги в ступоре.

Загрузка...