Беседа (25 апреля 2019 года)

Учитель: Пока сели. Как ваши успехи?

Ученик: Что-то сдвигается немножко, но пока такими слабыми шажками. Не получается в одно и то же время медитировать никак.

Учитель: Ещё какие сложности? Или радости, или успехи какие?

Ученик: Медитация без опоры явно сложнее, чем с опорой.

Учитель: Они в общем обе достаточно сложные. На самом-то деле, если говорить о медитации, о настоящей… Пока это всё ещё не медитация, пока ещё блуждание в собственных мыслях, состояниях, впечатлениях. Это не медитация пока. Хотя опять же я говорю, что ум – это некая способность. И больше ничего нет. В нём всегда присутствует тот, кто познаёт, и что познаёт. Всегда. И ум пустотный, то есть сущность ума. Она по своей природе пустотна. И здесь, конечно, нам сложно пока даже подумать об этом, даже что-то вычленить. Хотя они на самом деле соотносятся как, такое образное выражение, как бы лёд и вода. И то вода, и то вода. Лед конкретный такой, а вода – это как сущность ума. Хотя и нельзя сказать, что и лёд – вода и вода – вода. Всё вода! Но они вот соотносятся таким образом.

Давайте сейчас пока ляжем в шавасану, чтобы там немножко подготовиться.

Шавасана.

Учитель: Сели. Как всегда, в медитации надо, чтобы позиция была неподвижна. Это важно-таки освоить и выучить, потому что у нас всё время есть какие-то движения. Мы всё время движем или руками или головой. Какие-то небольшие движения всё время есть. Или языком вращаем, еще что-нибудь движется. Надо добиться всё-таки, чтобы позиция была неподвижна.

Поэтому, нам надо сесть в какую-нибудь удобную позу. Чтобы руки были там, где удобно. Голова удобно. Глаза повёрнуты на кончик носа, потому что глаза совершают под веками свои какие-то движения. Нужно, чтобы позиция была неподвижна, спокойна и неподвижна. Это надо наработать. Наработать. Еще необходимо формирование состояния благодарности. Оно – ну просто необходимый элемент. Потому что из состояния недоверия чему-либо и неблагодарности чему-то ничего хорошего не получится. Это просто на автомате ясно. Если мы ничему не доверяем, чего тут скажешь? Тут уже сказать больше нечего. Поэтому стараемся всё-таки нарабатывать и нарабатывать это состояние благодарности.

Сейчас мы посвятим некоторое время медитации с опорой на дыхание. Дыхание свободное. Не подстраиваем его ни подо что. Поэтому позиция ровная, спина ровная. Всё спокойно. Сели, спокойно работаем.

Медитация.

Учитель: Глазки открыли. Хорошо. Пока идёт эта борьба с собой, с мыслями, с осознаванием, что такое вообще мысль, что является мыслью. Это достаточно тяжёлая работа, с одной стороны. Ещё важно, чтобы состояние в медитации было ясным, чётким. Не отупевшее, не какое-то озабоченное каким-то там выражением. Лицо должно быть спокойное, без всякой маски, без всего. Но у нас оно пока такое, какое есть. Надо в себе тщательно развивать желание достичь этого состояния. Хотя мы жалуемся на то, что «ну не получается постоянное время». Ну, не может не получаться постоянное время! Не так много времени у нас захвачено медитацией. Ну, от силы в день минут двадцать. От силы. А мы не можем собраться, сконцентрироваться. Здесь, конечно, нам надо преодолеть этот барьер, справиться с собственной неорганизованностью, с собственными разнообразными состояниями, которые нам мешают. Это должно быть вашим основным желанием, основным стремлением. Вот. А мы пока к этому готовимся ещё только. Мы пытаемся к этому подойти как-то. Но это важный момент – включить себя в этот путь, то есть стать на путь медитации. И стараться идти к ней и в ней находиться. Но это непростой путь. Он тяжёлый. При кажущейся его лёгкости. И нам непривычный. В силу опять же его лёгкости. Нам легче что-нибудь вот сделать, куда-нибудь гвоздь забить, ещё что-нибудь. Даже, если это неподъёмное что-то – всё равно легче. Мы будем ходить вокруг этого и примеряться. А тут бороться не с чем как бы. Оно вот всё такое лёгкое, такое вот невесомое, неуловимое. Мысль такая неуловимая. Попробуйте её остановить, когда она то есть, то её нет. Причём мысль разная бывает. Мысль, вернее ум мыслящий, он делит на объект и субъект независимо, делит всё время. И у него возникают разные такие мягкие картинки, полутона, полуощущения… Вам же мысли являются, на самом деле, не до конца осознанные. И эти своеобразные картинки, своеобразная борьба состояний такая неуловимая. Она также не желательна. Не желательна.

Попробуем, опять же для эксперимента и для осознания вообще, что же такое мысль, попробуем мысль нашу, какую угодно, любую… как бы заострить её, чтоб она была чёткой, сформированной, а потом растворить. Потом снова заострить и снова растворить её. Снова заострить, чтоб она была чёткой, а потом опять растворить.

Ученик: Одну и ту же?

Учитель: Одну и ту же. Сели в удобную позу и попробовали.

Медитация.

Учитель: Достаточно. Ну, конечно же, ничего не получается, понятно. Всё-таки используем пока два вида медитации: с опорой и без опоры. Чередуем: один раз с опорой, второй раз без опоры. Конечно же, шавасана – тоже медитация, но не совсем. Она направленная, то есть направлена на то, чтобы тело было расслабленным, на получение некого конкретного результата, но всё равно она на полпути к медитации находится. Поэтому сейчас ляжем в шавасану, одновременно заканчивая и одновременно получая опыт расслабления.

Шавасана.

Учитель: Встали и заканчиваем молитвой.

Загрузка...