Учитель: Как движется ваша работа самостоятельная? Как осваивается медитация?
Ученик: Ну, как-то движется.
Учитель: Ну, как-то движется. Как оно движется? Оно должно двигаться в нужную сторону. Или мы испытываем какие-то сложности или вообще ничего не делаем? Или как?
Ученик: Ну, делаем как-то.
Ученик: Глаза уже особо не бегают. Уже останавливаются.
Ученик: Ну, у кого как. У кого-то бегают.
Ученик: Ну, иногда срывы такие. Мыслей потоки идут, и, конечно, не хватает концентрации, чтобы эти пять минут были ровненькие.
Учитель: Ещё у кого какие сложности?
Ученик: Трудно сосредоточиться.
Ученик: Сложности с тем, что хочется улизнуть куда-то вообще и как-то…
Ученик: У меня пока не получается. Я хочу выстроить в одно и то же время. Но всё равно пока не получается.
Ученик: Мысли сбиваются.
Учитель: Ещё у кого что?
Ученик: У меня не получается все восемь медитаций впихнуть. Днём суматоха, к вечеру тоже хочется куда-нибудь. Потом посмотришь, уже и день закончился.
Учитель: Это всё вы спотыкаетесь на первой ступеньке – на неподвижности позиции. Спотыкаетесь на ней. Ни на чём-либо больше. Спотыкаемся на неподвижности позиции. Уже о концентрации, о чём-то еще даже и речи нет. Хорошо, давайте сейчас просто сядем и помедитируем без опоры, совершенно ничего не делая. Не боремся с мыслью. Какая она придёт, такая и придёт. Уйдёт, посидит, уйдёт, еще что-то. Посвятим этому некоторое время.
Сели в удобную позицию, которую вы выдержите. Глаза закрыли и начали работать.
Медитация.
Учитель: Достаточно. Можно позицию изменить, чтобы удобно было. В принципе рассматривать надо в медитации, по большому счёту, свой ум. Ум – это ничто, в общем-то. Это некая способность, причём абстрактная способность, способность исследовать самого себя, исследовать всё что угодно, что попадает под его (ума) обозрение. То есть ум – это некая такая черта, своеобразная, условная, которой как бы нет и которая как бы есть.
Вы все охвачены какими-то мыслями, заботами, эмоциями, ещё чем-то. Всё это – создание вашего ума. Ничего больше. Этого, в принципе, нет, о чём вы думаете. В принципе, нет. И в то же время оно есть, поскольку вы об этом думаете. И вот здесь противоречие также. Надо исследовать. А мы находится в ловушке ума, и боимся от этого отойти, боимся оставить его и препарировать его, как лягушку. Поэтому здесь очень важно это осознать, что и чем мы думаем. Чем? Нашим умом. Что бы мы ни делали. Всё связано с ним. Делаем ли мы это хорошо или плохо – всё связано с ним. И тут просто надо поставить его, как предмет наблюдения. Чем наблюдаем? Тем же умом на самом деле. Он такая своеобразная штука. Он может исследовать сам себя.
Вот он исследует сам себя, когда мы это осознанно делаем. Может не исследовать, когда мы это не делаем. Может делать всё что угодно. Что мы позволим ему делать, то он и делает. Это важный момент. То, что мы ему позволяем делать, то он и делает. Мы не рабы этого ума. Нет. Мы его пользователи, мы используем ум для определённых целей, для определённых задач, для чего-то ещё, для жизни. Используем наш ум.
Больше у нас ничего нет, и одновременно у нас есть всё. У нас есть наш ум, который может обыгрывать всё что угодно, думать о чём угодно. Не думать тоже о чём угодно. Это состояние просто надо нам понять.
Мы, собственно говоря, исследуем наш ум. То, что нам дано, как некая способность. Если этой способности у нас нет, то ничего нет вокруг. Ничего нет. Ни дома, ни стен, ничего. Ничего. То есть ничего не существует помимо нас. Ничего не существует. Всё существует в нас. Мы сами всё создаём. Сами всё формируем. Сами. Этот момент важно осознать. Всё, что есть – создано нами. Всё, чего нет – тоже создано нами. Тоже создано нами. Поэтому, конечно, вот эта часть должна быть частью вашего исследования.
Но мы пока испытываем сложности с организацией. Мы пока испытываем сложности с тем, как бы себя организовать. Причём, это наш ум делает. Он нас вводит в заблуждение. Он нам что-то объясняет. Он нам что-то формирует. Мы соглашаемся с этим. Всё делает наш ум. Больше никто ничего не делает. Только он. Он искусный такой соблазнитель, который нас может ввести в любой соблазн, в любой конфликт, в любую ситуацию. Больше никого нет. Вот это важно допустить к себе. Больше никого нет, кроме ума, больше ничего нет. Больше ничего нет. Он может делать всё что угодно. Всё что у-го-дно.
Ученик: А эмоции?
Учитель: А чего эмоции?
Ученик: Тоже ум?
Учитель: Он их формирует запросто.
Ученик: То есть это он их создает, порождает?
Учитель: Да. Всё, всё делает ум. Он эмоции вам слепит любые, какие хотите, какие хотите. Вы: «О! Мы влюбились!» Это он обыгрывает. Это ум обыгрывает, что вы влюбились. «Ах! Мы не можем без него жить! Или без неё жить! Всё! Ах!» – это ум обыгрывает. Ум обыгрывает.
Ученик: То есть мы ему это позволяем.
Учитель: Позволяем. Мы же ничего не делаем с этим. Мы просто пассивные пользователи, как все обычные люди. Но, с другой стороны, если мы выступаем как исследователи, то это всё его шутки и проказы. Можем сказать: «А я не хочу в это играть». Можем не играть в это. Не хочу играть. А тогда во что играть хочу? Тогда он нам подсунет какую-то ещё игру, другую. Раз я не хочу играть в эту игру, давайте сыграем в другую игру: зависть, ревность, обиду. «Я ревную, я завидую, я обижен». А не хочешь в эту играть, давай сыграем в другую. «Мне всё безразлично. Я совершенно холоден, совершенно спокоен. Мне всё безразлично».
Ученик: Это ж игра.
Учитель: Он играет во что угодно. Он формирует нас абсолютно легко и свободно. Мы, конечно, можем быть целиком и полностью отданы чему-то – на здоровье. Но это его сознание. Он создаёт нам занятость, он формирует нас. Он формирует то, что мы не можем или ещё что-то. Он всё формирует. Он всё делает, всё обыгрывает. И абсолютно легко и просто. И переход от одной мысли к другой почти неуловим. Почти неуловим.
Поэтому сейчас давайте потренируемся, поупражняемся. То есть мысль вызвали какую-нибудь и убрали её через некоторое время. Потом снова вызвали, снова убрали. Поупражняемся, как это – мысль вызвать, потом её убрать. Вызвать, потом её убрать. Нам это непривычно. Потому что вы можете сказать: «Как это? Как это вызвать мысль? Вы чего? Каким образом я её вызову? А куда я уберу её? Куда я её дену? Девать её некуда».
Давайте просто поиграем в это. Мысль вызовем и уберём. И так далее.
Ученик: Обиду тоже вызываем? Или можно разные?
Учитель: Можно разные.
Ученик: А что значит вызывать? Сама, которая приходит?
Учитель: Она сама не приходит. Нет.
Ученик: Мы просто сидим и ждём, когда что-то придёт?
Учитель: Нет, попробуйте её вызвать, сформировать, оформить её, потом убрать её без следа. Потом опять вызвать другую, потом опять убрать.
Ученик: Ну, когда убираешь без следа, сразу вторая появляется…
Учитель: Почему вторая? Но она ж может и не появиться— это ваша воля. Это ж ваша воля. Желание ваше.
Ученик: А мысль создать – это какой-то представить образ, а потом его убрать?
Учитель: Как хотите. Мысль принимает разные формы. Может быть образно, может быть ещё как-то.
Ну, давайте. Сели в удобную позу. Поработаем с этим.
Ученик: Сначала обдумать.
Учитель: Чего обдумать-то? Ничего не нужно обдумывать! Просто так.
Ученик: Ну, какую мысль?
Учитель: Какую… Вы уже вызвали бурю мыслей, когда начинаете обдумывать.
Медитация.
Учитель: Достаточно. Ну, конечно, я вас остановил, потому что позиция должна быть неподвижна. Это азбука. Мы этого не достигаем никак. То есть нам надо с этим работать, чтобы позиция была всё время неподвижна, несмотря ни на что. Надо этого добиться. Я считал, конечно, что это само собой разумеется, но, как показывает опыт, мы тут не вытягиваем.
Поэтому первое, что надо сделать – это добиться неподвижной позиции, добиться её.
Причём в неподвижную позицию входит всё. Всё. Вот все семь пунктов, они и входят. Поэтому надо тщательно всё это соблюдать.
Второе. Надо развить в себе желание достичь этого состояния медитации, развить это желание. В себе всячески его возбудить. Вы здесь, конечно, совершенно никакие. Это обусловлено тем, что мы вообще себя не знаем, вообще к себе относимся непонятно как, не считаем себя за достойных людей. И отсюда идёт весь наш негатив. Это надо менять всячески.
Как я сказал, надо формировать в себе состояние благодарности. Благодарности не рыночной, а принципиально иной. Надо понимать, что такое рыночное состояние. Рыночное состояние – когда вам что-то хорошее сделали, вы этим же ответили. Вам что-то сделали нехорошее, вы этим же ответили. Это рыночное состояние. Вы должны находиться не в рыночном состоянии. Вам кто-нибудь нехорошее сделал, вы благодарны ему за это. Вам что-нибудь хорошее сделали, вы благодарны ему за это. То есть надо прийти к этому состоянию. Прийти. Прийти к нему, как я говорил, это не быстро. То есть это не решается за какие-то месяцы, нет. Это формирование базового состояния вашего, которое проходит через разные этапы. Через болезненность, через внутреннюю неудовлетворенность, через сложности, через всё это оно проходит и потом, может быть, сформируется состояние благодарности. Зависит от ваших усилий, которые вы предпримете для этого. Поэтому, конечно, надо к этому относиться серьёзно. Серьёзно.
И, может быть, потихонечку до вас начинает доходить, почему мы не занимались медитацией сначала. Может быть, начинает доходить. Ну, может быть, нет. Тут уже зависит опять от вашей серьёзности. Поэтому, конечно, всё это не игрушечные формы. Мы не играем в это. Мы серьёзно стараемся решить эти вопросы. Серьёзно дойти до этого состояния. Это определённый путь, определённая форма. Путь непростой. Поэтому, конечно, в нашей ментальности он сложен. Но, по крайней мере, мы пытаемся это делать. Этим можно всё, что называется, окупить.
Как я и сказал, мы исследуем свой ум. Это нам кажется, что ум – это некая данность. Он нам дан и чего там исследовать? Он целиком и полностью наше создание. Целиком и полностью зависит от нас. А мы зависим от него. И поэтому здесь мы вправе брать его под исследование. Вправе понимать – какой он, что он, что он делает и зачем. Всё в праве это сделать. Очень полезно в медитации исследовать: «А какой ваш ум, какого он цвета? Какой формы? Имеет ли он форму? Или не имеет он форму?» Очень удобно эти вопросы ставить. И тогда ум начинает распадаться на какие-то свои части. Поэтому здесь очень важен этап исследований собственного ума. Он очень важный этап. И, когда в медитации (например, медитация с опорой на дыхание) включаем наш ум для того, чтобы опираться на дыхание, имеем возможность иных мыслей не допускать, поскольку есть предмет исследования – дыхание.
Или медитация без опоры, когда мы ни на что не обращаем внимания, и ничего не делаем, и ни с чем не боремся. Ну, пришла мысль – очень хорошо. Ушла – замечательно. Вот в этом состоянии нам важно находиться – в состоянии без мыслей, без впечатлений, без эмоций, без страстей каких-либо. Всё же наше создание. Ум опять же – наше создание. Мы его создаём, мы и вместе с тем являемся его рабами, но и мы его создаём.
Вот это надо понять нам, что он наше создание, наше. Ничьё-либо. Мы его сами создали, сами. Но, правда, чаще всего мы не знаем, как мы это делаем, но ум – это некая способность. Больше ничего. Некая способность. Больше ничего у него нет. Некая способность создать что-то. Всё. Больше ничего нет у него. Ничего. Остальное всё мы уже сами фантазируем, сами обыгрываем разные страсти, картинки обыгрываем. Всё сами. И купаемся в этом. И даже лень. Всё делаем сами. А ум лишь некая способность. Больше ничего. Хотим— радуемся, хотим – плачем. Всё создаём сами. Всё делаем сами.
Поэтому всё-таки я напомню: для медитации важна позиция неподвижная. Конечно же, у вас болят ноги или еще что-то беспокоит. Но ум вам подсказывает, этот ум вам подсказывает: «У вас болят ноги. Вам будет плохо с ногами, вы себя плохо чувствуете». Ум вас начинает обыгрывать уже здесь. Ум начинает обыгрывать тут. Вы должны: «Опять ловушка. Нет, стоп!»
Вы можете этим управлять. Ваше право. Поэтому позиция должна быть неподвижная. Неподвижная. Мы, конечно, к этому не привыкли. Конечно, ум наш привык гулять в поле нашего сознания, как ему вздумается. Делать с нами что угодно. Но мы имеем полное право. Конечно, мы… Ум скажет: «А где вы раньше были». Скажет, да: «А где вы раньше-то были? Чтобы вот раньше…? Не брали меня. А сейчас чего не взять? Ишь вы какие борзые-то». Скажем: «Да, вот раньше мы были не готовы, а сейчас уже готовы». А ум будет сопротивляться….
Ученик: А зачем ему это надо?
Учитель: Ой, это игра просто себе, туда-сюда, куда угодно, куда угодно.
Ученик: И кому это надо тогда?
Учитель: Да никому не надо. Ум просто реально создаёт себе всё что угодно. Одну картинку, другую, третью, пятую, двадцатую, двадцать первую. Всё создаёт ум.
Ученик: Георгий Леонидович, а вот неподвижная поза, если неосознанно происходит. Что делать?
Учитель: Чего неосознанно происходит? Неосознанно ничего не происходит.
Ученик: Ну, я не чувствую, что я двигалась.
Учитель: Неосознанно ничего не происходит. Всё происходит с ведома нашего сознания. Ничего не произойдёт неосознанно.
Ученик: А есть специальные приёмы какие-то, чтоб поймать хотя бы, где оно, когда начинает валиться куда?
Учитель: Просто надо держать. Держите себя спокойно. Всего пять минут надо, всего пять минут.
Ученик: А что ещё входит в состояние неподвижности? Неподвижность тела, а еще что?
Учитель: Ну а что ещё надо? Пока хотя бы тело. Добиться хотя бы тело.
Ученик: То есть, чтобы и глазки стояли?
Учитель: И глазки, и всё должно быть неподвижно. Они стоят и стоят себе.
Ученик: Ну а то, что глаза как будто прыгают, это тоже движение получается?
Учитель: Конечно. Должны быть неподвижны.
Ученик: А то, что лицо напрягается? Я замечаю, что лицо сжимается, напрягается.
Учитель: И плечи поднимаются… или ещё что-то происходит. Надо за этим смотреть, конечно. Лицо должно быть расслаблено, всё должно быть спокойно. Спокойная и неподвижная позиция.
Ученик: Ну, тогда ум этим и занимается. Он, типа, раз пробежал: «Ох! У тебя тут неправильно, давай расслабим». Потом опять: «Ох! У тебя вот тут неправильно».
Учитель: Вы должны использовать ум так, как вам надо. Использовать внятно – так, как вам нужно.
А то получается, как в анекдоте.
«Штирлиц взял записку Мюллера. Он кричал и отбивался».
Так и у нас. Да?
Ну, давайте ещё сядем в неподвижную позицию. Попробуем сидеть неподвижно некоторое время. И поиграем с мыслью. Вызовем её и отпустим её. Вызовем её и…
Ученик: А отпустить – не убрать? А отпустить – это разные вещи?
Учитель: Да, отпустить. Отпустили, пусть она ушла. И всё, её нет.
Ученик: А если она обратно возвращается?
Учитель: Ну, а как она обратно возвращается? Вы её отпустили.
Отпустили, и всё. Давайте.
Медитация.
Учитель: Достаточно. Собственно, для того, чтобы достичь нам этого состояния, во-первых, надо развить в себе желание.
И заниматься систематически по пять минут, но в постоянное время. Утром, в течение дня, вечером. Систематически. Это не так много отнимет времени. По пять минут. Четыре раза— это двадцать минут. Всего четыре раза. Всего двадцать минут. Всё. Чего там. Поэтому в течение дня эти двадцать минут – они незаметны.
Ученик: Ещё как заметны.
Учитель: Это они стали заметны, поскольку вы стали обращать внимание на это. У нас уходит совершенно в никуда время. На перекуры, на разговоры, на ещё что-то. Уходит время, ну просто…
Поэтому нам важно собраться, добиться неподвижности и систематически работать. Работать систематически. Больше ничего не надо. Всего-навсего.
Ученик: А что мы сейчас делаем? Так же оставляем всё? Медитации на дыхание и на благодарность?
Учитель: А вы что-то добились? Вы что-то сумели сделать?
Ученик: Ну, нет, но есть какие-то изменения.
Учитель: Ну, какие? Я всё пока просто объясняю, что, зачем, почему, как. Вы же так ничего не делаете.
Ученик: А работаем в течение дня? А возможно по пять минут с перерывом 20 минут четыре раза подряд сделать? Все сделать в течение часа?
Учитель: Что в течение часа сделать?
Ученик: Четыре раза. В течение часа через пятнадцать минут.
Учитель: Я и говорю – наш ум на хитрости повадлив. Он нас и так хочет обвести и эдак. А попробуйте сделать с большим перерывом.
Ученик: Понятно.
Учитель: Давайте сейчас закончим молитвой.
Ученик: Георгий Леонидович, а можно ещё по поводу медитации на благодарность.
Учитель: Да.
Ученик: Ещё раз повторить, как правильно её делать.
Учитель: А чего? Правильного тут ничего нет. Потому что медитации на благодарность в принципе нет. Это мы формируем, как. Потому что состояние благодарности просто надо формировать. В течение дня, по ходу идёте, делаете, вы должны об этом думать. Должны думать о благодарности. Какая она, что она, как она.
Ученик: Ну и произносить эти слова?
Учитель: И произносить слова. И думать.