Я не буду здесь заново пересказывать историю о том, что побудило принца Сидтхарха Гаутама отправиться на поиски Истины. Напомню лишь то, что он столкнулся с примерами страданий и примером конечности любой жизни. Практикуя отшельничество, аскезу и общение с признанными учителями того времени, он накапливал знания и испытывал их на себе. Наконец после сорока девяти дневной медитации Будда достиг Просветления, ему открылась Истина устройства мира, которую он затем проповедовал.
Мир – это страдание. Неверное понимание этого термина я слышал много раз в устах европейцев. И что лукавить, сам несколько заблуждался в отношении «дукха». На самом деле это понятие скорее означает «неудовлетворённость», чем то страдание, как мы понимаем его в обычном смысле. Это не просто физическая (или душевная) боль. Это Неудовлетворённость миром, крушение планов и желаний, невозможность их достижения. Наконец, это то, что каждый человек смертен. Это первая Истина.
Вторая Истина открывает нам причины такой неудовлетворённости-страдания. Это наши желания, привязанности, которые в буддизме стали называться – омрачения, «загрязнения-келесса». Третья Истина в том, что страдание можно прекратить, существует Нирвана – состояние без страданий. Четвёртая Истина – путь к прекращению страдания, Благородный восьмеричный путь. 1. Правильное воззрение., 2. Правильное намерение., 3. Правильная речь., 4. Правильное поведение., 5. Правильный образ жизни., 6. Правильное усилие., 7. Правильное памятование., 8. Правильное сосредоточение. Для неискушённых в буддистских знаниях людей все эти пункты требуют подробного объяснения.
Но прежде, чем перейти к ним подробно, необходимо разобраться подробно в самом страдании, его причинах и возможности состояния Нирваны.
Материя и мысль
Здесь нам не обойтись без углубления в буддистское понимание устройства мира, как совокупностей материя-разум. Только в этом случае знания и понимание благородных истин выйдут из категории слепой веры в сферу Знания.
Неправомерное отнесение буддизма к идеалистическим идеям, в которых считается первичным Мысль, а Материя вторичной, долгое время вводило в заблуждение многих европейцев. На самом деле, буддизм утверждает, что мысль материальна так же, как и всё в этом мире. Прежде всего это отсыл не к физическим законам взаимодействия тел, а к взаимодействию человека с миром. Всё сущее в нашем мире основывается на пяти совокупностях – рупа, ведана, санья, санкхара и виньяна. Рупана – тело, ведана – чувство, санья – восприятие, санкхара – мыслеформы, виньяна – сознание или разум. Такой взгляд на взаимодействие человека с окружающим миром воспринимается не сразу, но стоит помнить, что это не описание физического устройства материи (хотя в конечном итоге мы подойдём и к этому), это описание механизма движения, развития, взаимодействия, его причин и следствий. На этой основе зримо проявляется всё то, что во все века беспокоило философов. Если вы принимаете теорию о том, что вся материя это и частица, и волна, то вам легко будет понять и принять буддистскую Истину о Пяти совокупностях.
И так. Рупа – физическое тело человека, Ветана – органы чувств, шесть дверей чувств к которым причислено и мысленное ощущение от материи, Санья – восприятие человеком того или иного через двери чувств, оно уже относится к нематериальному. Может возникнуть вопрос – разве это не одно и тоже? Нет – чувство и восприятие не одно, если чувство ещё является связующей цепочкой между человеком и материей, то восприятие – уже не относится к материи, так может меняться. Восприятие – это то, как человек воспринимает полученную информацию из дверей чувств, что может изменяться множество раз в зависимости от условий (погода, настроение, знание, опыт и проч.) После Восприятия появляются Санкхара – мысле-формы, плод восприятия. Виньяна – разум, который накапливает информацию о мысле-формах, логически увязывает её, рождает намерения и действия, менталитет. Если отталкиваться от аналогии с корпускулярно-волновой теорией, то все перечисленные совокупности, кроме Рупана, имеют духовное начало самого человека. Отвлеченно – «Тело – частица, остальное всё – волна». Как это работает? Тело – носитель нашей сущности, чувства – источник информации, которая воспринимается определённым образом и образует уже наше видение мира, образует мысли-формы, всё это накапливается и откладывается в нашей ментальности.
Именно отсюда пошёл постулат «Мир – это иллюзия». Каждый видит, слышит, ощущает, воображает себе, обоняет по-своему, да ещё и по-разному в разных условиях, в разные периоды времени, создаются мысле-образы. Тот постулат часто воспринимают буквально. На самом деле вся материя реальна, как реальны и мысле-образы, только у каждого они свои. Как раз закон Дхармы помогает избавиться от этой иллюзорности, ведь отвлечённый смысловой перевод этого слова – «то как оно есть на самом деле».
Теперь вернёмся к Четырём Благородным Истинам. Главным постулатом буддизма в этих Истинах является то, что всё в этом мире Неудовлетворительно. Дукха – Неудовлетворительность, страдание. Анича – Изменчивость, непостоянство, Анната – Ничто не имеет своего Я. Свойство любой материи, любого события, любого предмета – Неудовлетворительность. Вместе с этим любая материя имеет ещё два свойства на философском уровне, которые объясняют Неудовлетворительность. Всё в этом мире Изменчиво, и всё в этом мире Безличностно. На элементарном, начальном уровне знаний это можно объяснить так – Всё изменчиво и непостоянно, и это мы можем без труда увидеть сами. Нет ничего, что продолжалось бы какое-либо продолжительное время. Будь то предмет, который стареет и приходит в негодность, будь то эмоция, которая затухает, будь то отношения, которые претерпевают трансформации и изменения. Всё в этом мире не имеет своего Я, всё безличностно, не принадлежит никому. Каждый может в этом убедиться, и каждый знает, что бы мы ни имели, всё можно потерять в одно мгновение. Как бы мы ни дорожили, сколь бы мы ни старались сохранить. Всё непостоянно, всё безличностно. Это и объясняет Неудовлетворительность. В то время, когда мы чего-то жаждем, в то время, когда мы чем-то владеем, мы испытываем привязанность, которая разрушается, а значит, мы не удовлетворены, а то и страдаем. Все наши привязанности-загрязнения, все наши иллюзии ложного восприятия мира основаны на том, что взаимодействуем с миром мы в Пяти совокупностях. Если убрать человека, его чувства и восприятия, рождённые мысли-формы и накопленная карма, материальный мир останется прежним, но не для нас. Потому что нас не будет. Но Будда открыл свои Истины именно для человека, объясняя ему всё происходящее, причины и плоды взаимодействий. И мы тоже будем исходить из этого.