Для многих мотивация к следованию буддистских истин заключается в морально-этическом аспекте Учения. И, несомненно, это одна из важных частей буддизма, но подобные нормы существуют и в других религиях – «не убий, не укради и тому подобное». Так называемые «общечеловеческие ценности» перекликаются с рекомендациями и заповедями многих религий, но яснее всего они выражены в Учении Будды. В своей простоте и без излишних требований к вере во что-то определённое, называемое «Богом». Эти ценности естественны для человека, рождены многими тысячелетиями условий жизни в обществе, они называются «социальные предпочтения». Простыми словами их можно выразить, как «Не делай другому того, чего не хочешь, чтоб делали тебе». Эти, так называемые «общечеловеческие ценности», стремление к ним во всём обществе, раскрывают буддизм для многих. Но позднее оказывается, что «общечеловеческие» не всегда общие для разных стран, народов, социальных групп. Хотя это не является препятствием к принятию буддистского взгляда на мораль, скорее, наоборот. Бесспорно, это одна из важных частей буддизма, но ведь подобные нормы существуют и в других религиях – «не убий, не укради, не прелюбодействуй» и тому подобное. Встаёт вопрос мотивации, а зачем соблюдать всякие правила? В буддизме с этим тесно связано понятие «карма», в других религиях обещано «царствие божие». Чем это отличается? Если другие философские доктрины и религии основываются и опираются на «веру», то что буддизм даёт понимание, как всё устроено в этом мире, почему происходит именно так, почему люди поступают так, в чём причина страдания и неудовлетворённости людей. Основа буддизма – Четыре Благородных Истины, которые в первую очередь попадаются на глаза заинтересованному человеку.
Вторым мощным стимулом обращения к буддизму, скорее, жителей стран, где буддизм не является традиционной религией – поиск утраченного спокойствия и уверенности в себе. Буддизм для жителей Европы часто ассоциируется с умиротворением и спокойствием, с уходом от житейских проблем современного мира. К нему часто обращаются люди, перенёсшие глубокие потрясения в жизни либо потерявшие жизненную цель и ориентиры. Наверное, поэтому многие буддистские учителя, пишущие для иностранцев, в первую очередь делают акцент на спокойствие и «уходе от мира», погружении в себя. Медитативные практики, помогающие достичь понимания себя, и дарующие спокойствие и уверенность. Ретриты молчания и лесные монастыри, которые на время вызволяют человека из суматошного мира и позволяют ему успокоиться и подумать – «Кто Я» и «Зачем живу». Родственной этой мотивацией обращения к буддизму может быть стремление к развитию и «самосовершенствованию». Эта категория последователей Учения пришла в него из практик йоги и восточных оздоровительных систем. И они, так же, как и первые, прежде всего находят путь в медитации и психическом равновесии.
Работы и лекции известных буддистских Учителей современности, написанные для европейцев, часто опираются именно на это. На возврат к спокойствию и созерцанию. И часто упор делается на суетность и сложность этого мира, что подразумевает обращение к уединённым медитациям. Целые книги посвящены дукха – страданию. «Тюрьма жизни», «Тихая лесная обитель», «Ключи к истине», «Нектар для сердца». И неискушённый читатель забывает продолжать следовать советам далее, а у этих же Учителей есть и другие книги – «Анапанасати, развитие осознанности с дыханием», «Основы буддизма» и ещё более глубокие – «Карма» и «Действие кармы» бирманских Учителей. В итоге у европейца формируется односторонний взгляд на буддизм, как на Учение о страдании в миру и Учении, дарующее покой.
Ещё одним мощным стимулом для европейца являются проблемы в жизни, когда он решает обратиться к «богу» в какой-либо ситуации, когда уже его логические установки не справляются. Если для восточного человека буддизм – что-то естественное и гармоничное, впитанное с детства, то для европейца с христианским воспитанием необходим какой-то высший разум, который защитит его. Буддизм даёт такую защиту, но защиту в понимании устройства мира и причин страдания.
Несомненно, и первое, и второе, и третье в мотивах важны, они являются гранями одного кристалла Знания Истин Будды. Для народов стран традиционного буддизма понятие кармы естественно, но даже и там оно может пониматься не всегда верно. Четыре благородные истины и Благородный восьмеричный путь – всего лишь методы, механизм устройства мира и объяснение этого устройства. Но кроме кармы, перерождения в колесе сансары, буддистское учение даёт методы счастливой жизни уже в этом мире, в нынешнем воплощении человека. Возможность праведной жизнью исправить положение уже в этой жизни, а также в скором перерождении, для жителей Востока является чуть ли ни первостепенной задачей.
Лично для меня мотивацией к принятию и изучению буддистских истин была возможность понять «устройство мира» на его ментальном и психологическом уровне. Ведь Будда говорил, что все проблемы и страдания мира заключены в самом человеке, и дал рекомендации, как устранить эти страдания в себе. Ну а, для людей в традиционно буддистских регионах самое важное – карма и колесо сансары. На самом деле, все эти три аспекта тесно взаимосвязаны, и без понимания этого и следования одному, буддистская практика превращается в пустое времяпрепровождение ради каких-либо собственных амбиций. Вот об этом я и хочу поговорить со своим читателем. А с другой стороны, буддизм говорит о материальности всего в мире, в том числе и мысли…