Первый раз я оказался в Берлине в 1987 г. вместе с супругой Татьяной и шестилетним сыном Валеркой. Семейный выезд стал возможен благодаря горбачевской перестройке. На мою первую попытку съездить в ГДР в середине 1970-х гг. советский ОВИР (Отдел виз и регистраций) ответил отказом без объяснения причин. В аэропорту Шёнефельд нас встречала Ута Бегнер, сотрудница городского совета маленького Финовфурта, расположенного под Берлином. Ута хорошо говорила по-русски – двумя годами раньше она сопровождала моего отца, бывшего военного коменданта Финовфурта, приглашенного в Германию по случаю 40-летия Победы над фашизмом. А потом она и нас пригласила в гости. Так началось мое знакомство с Берлином, с Германией, где я потом многократно бывал.
Около десяти лет проработал с немцами и за те годы ни разу не приезжал в Германию как турист. Это помогло мне узнать страну «изнутри», увидеть немцев в быту – с утра за завтраком, вечером за ужином… Потом, уже во время работы в издательском доме «Турбизнес», мое восприятие Германии значительно расширили журналистские пресс-туры в эту страну. Мне посчастливилось побывать во многих немецких городах, красивых, удобных для жизни, гостеприимных, но Берлин стал для меня почти «родным», где я «в гостях как дома». Он умеет удивлять, дарить новые впечатления… Шутка ли? Около 180 музеев и галерей – «больше, чем дождливых дней» в году! Знаменитый Музейный остров, крупнейший в своем роде культурный комплекс в Европе! Здесь, а не в Каире, я любовался бюстом прекрасной Нефертити! Впечатляет подземный Берлин с бомбоубежищами и таинственными тоннелями.
В городе сохранились некоторые места, напоминающие о пребывании здесь в разное время русских людей. Например, дома, где жили после революции Марина Цветаева, Владимир Набоков и другие эмигранты первой волны, а у канала Ландвер установлена памятная доска, описывающая подвиг советского солдата Николая Масалова, спасшего от пуль немецкую девочку. Этот эпизод войны стал одним из главных мотивов создания памятника Воину-освободителю в Трептов-парке.
Здесь достойный шопинг по приятным ценам, колоритная ночная жизнь. Правда, колбаски с капустой активно вытесняет разноликая иноземная кухня. Но около десятка ресторанов удостоены престижных мишленовских звезд. А вы знаете, что в Берлине 1700 мостов, в четыре раза больше, чем в Венеции? А какой здесь воздух!
Впрочем, эта книга не только о Берлине. Кроме Потсдама, о котором часто рассказывается в связке с немецкой столицей, здесь впервые на страницах российского путеводителя представлены такие мало известные российскому туристу города и достопримечательности земли Бранденбург, как Эберсвальде, Бад-Саров, Айзенхюттенштадт, впечатляющий авиамузей под Финовфуртом на бывшей советской авиабазе… И это лишь несколько из тысячи причин, по которым стоит посетить Берлин и Бранденбург.
Желаю ярких впечатлений!
Александр Попов