Человек – активное, динамичное существо. Благодаря перемещению в физическом мире и взаимодействию с его объектами он осваивает этот мир. Взаимодействие с косными объектами физического мира не может осуществляться с помощью случайных движений, оно должно быть представлено в разнообразных организованных действиях. Познание человеком физического мира, проникновение в него происходит только благодаря организованным формам взаимодействия человека с объектами мира – действиям, прежде всего действиям руки объектами (предметами, вещами) физического мира. Качества и свойства, собственно действия руки предметом, должны определять все характеристики процесса познания человеком внешнего мира. Познанный с помощью действий руки предметом внешний, косный мир становится внутренним миром человека, в котором человек существует как личность (персона) на протяжении всей свой жизни. Поэтому так важно понять механизм действия руки предметом, определить носителя действия руки не как умозрительный, но конкретный объект, знание конструкции которого позволило бы нам понять, как он функционирует, как с его помощью происходит познание мира и формируется внутренний мир человека.
Действие человека можно определить как набор движений, имеющий смысл, значение, предназначение. Существуют разные названия осмысленной двигательной активности человека в социуме: дело, предприятие, деятельность, занятие. Каждое дело, которым занимается человек, представлено характерными формами деятельности, например, «дело» шофёра включает такие формы деятельности, как «вести автомобиль», «заправлять топливом», «ремонтировать», «мыть» и т. д.
При внимательном наблюдении за разными формами деятельности людей можно заметить, что каждая конкретная форма деятельности состоит из некоторого числа отдельных, единичных действий руки предметами, при этом все действия руки это действия – приближающие или удаляющие предметы, соединяющие, разделяющие, объединяющие или разъединяющие предметы, а также разрушающие или сохраняющие предметы. Это своего рода общие «правила» для всех конкретных действий руки предметами. Такие основные действия руки, которым соответствуют все конкретные действия руки человека, можно назвать БАЗИСНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ человека. Всего существует 8 Базисных Действий: «Приблизить, «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить», «Сохранить». Каждая отдельная форма деятельности представлена комбинацией всего 8-ми основных Базисных Действий, или Базисных типов действия.
Хорошо известно, что каждое единичное Действие руки в отношении какого-либо предмета осуществляется под сенсорным контролем, в котором преобладает зрение. Естественно предположение, что в результате восприятия выполненного впервые Действия (манипуляции) руки человека каким-либо предметом под контролем зрения в его «мозге» формируется механизм данного Действия руки – объект, в котором данное Действие закодировано в виде двух Образов восприятия – Образа или «картины» воспринятого сенсорными органами (зрение, слух и т. д.) внешнего выполнения действия руки предметом и Образа восприятия сложного движения руки, воспринятого от проприорецепторов мышц, сухожилий, суставов.
Такой Образ, состоящий из двух образов восприятия – ОБРАЗА внешней «картины» действия руки и внутреннего Образа восприятия – мышечного АЛГОРИТМА выполнения данного действия руки, можно назвать ОБРАЗОМ-АЛГОРИТМОМ Действия руки предметом. Образ-Алгоритм – это механизм Действия руки предметом. Образ-Алгоритм – это сложный Образ, состоящий из двух Образов восприятия. Впервые выполненное Действие руки предметом приводит к формированию в «мозге» человека конкретного «механизма» или объекта-носителя, выполненного впервые Действия руки предметом, т. е. в Образе-Алгоритме закодировано конкретное Действие руки конкретным предметом в данных условиях.
Все действия руки предметом вырабатываются в первые два года после рождения ребёнка, при этом каждое выработанное действие соответствует одному из 8-ми Типов Базисных Действий. Наблюдение 8-ми Типов Базисных Действий подтверждает предположение о том, что должно существовать ограниченное число универсальных, заложенных в человеческой психофизической конструкции способов, обеспечивающих его взаимодействие, контакт с любым доступным человеку внешним предметом. Невозможно положение, когда для каждого человека и для каждого предмета (объекта) внешнего мира создаётся свой способ контакта, взаимодействия с ним.
Представление о 8-ми Базисных Действий приводит нас к выводу о том, что все формы деятельности человека в социуме состоят из конкретных единичных действий руки человека разными предметами, которые представляют собой, по сути, некоторое, часто огромное, количество комбинаций всех 8 Базисных Действий, аналогично тому, как 4 нуклеотида ДНК (Тимин, Цитозин, Гуанин, Аденин) определяют все разнообразие генетического материала живых существ или 20 аминокислот формируют всё разнообразие белковых молекул, лежащих в основе жизни на Земле. Всего 8 Базисных Действий (8 Типов Базисных Действий) – «Приблизить, «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить», «Сохранить» в конкретных действиях, объединенных в цепи разной длины, образующих разнообразные формы деятельности человека, обеспечивают невероятное количество манипуляций руки человека (людей) всеми доступными ему (им) предметами косного физического мира.
Другими словами, каждая определённая форма деятельности человека образована короткой или длинной последовательностью, цепью Действий руки предметом, при этом каждое из них принадлежит одному из 8-ми Базисных Действий, все вместе они составляют последовательность, образованную неповторимой, оригинальной комбинацией 8-ми Базисных Действий (8 Типов Базисных Действий), характерную именно для данной формы деятельности человека.
Основные универсальные «правила» действий руки предметом, или Базисные Действия, «Приблизить», «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Разрушить», «Сохранить» я предложил назвать КРОНАКТАМИ (CROWNACT). Выполненные по Базисному «правилу» конкретные Действия руки реальными предметами во внешнем мире можно назвать ЕДИНИЧНЫМИ КРОНАКТАМИ или, сокращённо, Ед. Кронактами, а Объект-носитель, или «механизм» каждого Ед. Кронакта, назвать ОБРАЗОМ-АЛГОРИТМОМ или, сокращённо, О-А Действия руки предметом (О-А).
В данной работе я делаю попытку описать, как 8 Базисных Действий, будучи «идеальными правилами» или своего рода «архетипами» всех конкретных действий руки предметом, претворяются в конкретные Действия руки предметом – Ед. Кронакты, как вырабатываются Ед. Кронакты и как «в мозге» формируются их Объекты-носители – Образы-Алгоритмы. Базисные Действия и Образы-Алгоритмы являются главными объектами нашего анализа.
О-А – это Объект-носитель, или «механизм», конкретного Действия руки предметом – Ед. Кронакта. О-А – это не умозрительный конструкт, но конкретный объект в «мозге» человека, состоящий из двух Образов восприятия – ОБРАЗА и АЛГОРИТМА, соединённых в динамичный объект – О-А. Образная природа О-А придаёт ему особую свободу и динамичность, свойственную «психическим» Образам.
Последним принципиально важным наблюдением является то, что сразу после рождения ребёнок не способен познавать предметы, для этого он должен сначала выработать Действия руки предметом, с помощью которых он далее будет познавать предметы в их функциях. Так, например, чтобы познать мяч в его функции «катиться», нужно сначала выработать Действие руки «Удалить» —«бросить» мяч. Поэтому сразу после рождения ребёнка, до появления целенаправленных действий, происходит лишь вырабатывание «чистых» Действий руки предметами – Ед. Кронактов и формирование О-А.
Сначала ребёнок лишь вырабатывает Действия руки предметами, т. е. в течение первых двух лет вырабатываются всё более сложные способы контакта руки с предметами. Первыми вырабатываются Ед. Кронакты (формируются О-А) «Приблизить» и «Удалить», затем более сложные «Соединить», «Разделить», далее – наиболее сложные «Объединить», «Разъединить», после всех «Разрушить», «Сохранить». После того как Ед. Кронакты выработаны (О-А сформированы), в следующем периоде жизни ребёнка с их помощью в целенаправленных актах познания, в соответствии с «потребностью» начинается познание предметов внешнего мира в их функциях (свойствах, качествах).
В данной работе я предпринял попытку описать, как у ребёнка после рождения до появления первых целенаправленных актов познания «идеальные» Базисные Действия претворяются в конкретные «чистые» Действия руки разными реальными предметами – Ед. Кронакты («способы» контакта с предметом), как происходит формирование всё более сложных Ед. Кронактов и их Объектов-носителей – О-А. Таким образом, мы говорим о происхождении конкретных Действий руки человека от Базисных Действий. Можно, условно, сравнить Базисные Действия с «архетипами» Действий руки предметами.
(К слову: для Ед. Кронактов мы говорим «выработаны», для О-А – «сформированы»).
Главным объектом анализа в данной работе является О-А, формирование которого удовлетворяет фундаментальной потребности человека вступить в контакт с внешним миром, прежде всего, с принадлежащими ему косными объектами, которые мы называем предметами. Благодаря восприятию Действия собственной руки внешним предметом человек вступает в контакт с внешним миром. При этом, благодаря восприятию собственных проприоцептивных сигналов, связанных с выполнением данного Действия руки, происходит формирование О-А. В нём воспринятый внешний «чужой» предмет становится частью внутреннего мира ребёнка (человека). Единство сенсорного и проприоцептивного восприятия формирует механизм Действия руки предметом, его можно назвать «Принципом О-А». Точно так же, по «Принципу А-О» вырабатываются первые Слова ребёнка, при этом он воспринимает звуки «чужого» голоса (например, матери) и повторяет их с помощью мышц, ответственных за произнесение звуков. Эти вопросы мы рассматриваем в данной книге.
Так же, по «Принципу О-А» вырабатываются формы локомоции (перемещения) ребёнка. Благодаря формированию трёх типов О-А: О-А Действий руки предметом, О-А Речи и О-А Локомоции происходит развитие ребёнка в период от рождения до момента появления целенаправленных актов познания предметов.
Важнейшим является представление об О-А как о конкретном, реальном объекте, в котором представлено, закодировано в образной двуединой форме конкретное Действие руки предметом. Поскольку О-А – сложный Образ, он принадлежит невидимому «психическому» уровню Образов, который в данной работе назван 2-м Уровнем Нейрореальности. В свою очередь, последний обеспечивается 1 Уровнем Нейрореальности, представленным нейронными механизмами.
В главе 3 раздела I описываются формирование у ребёнка О-А 1 этапа «Приблизить» и «Удалить» и соответствующий им Образ восприятия, названный Образом-Траекторией. Он представлен отрезком прямой между двумя точками пространства на дистанции вытянутой руки.
После этого представлены О-А 2 этапа для Действий руки «Соединить» и «Разделить»: составной предмет и соответствующие им Линейный и Сплошной Образы восприятия.
Далее – О-А 3 этапа для Действий руки «Объединить» и «Разъединить»: сложносоставной предмет и соответствующий им Полный Образ восприятия.
В главе 4 мы говорим о том, что вырабатывание новых Ед. Кронактов (формирование О-А) происходит только в результате повторения ребёнком в манипуляции его собственной руки действий руки «другого» человека, например, матери. Вводится понятие о воспринимаемом ребёнком «чужом» образцовом Действии руки предметом – Манипуляции-Шаблоне.
В главе 5 приводится описание «системы повторения действия», или РЕП-Системы, и Цикла Повторения Действия, в результате которого «чужое» Действие руки предметом становится «собственным» Действием руки ребёнка, т. е. его О-А Действия руки предметом. Это механизм, с помощью которого утверждённые в социуме Действия руки людей, членов социума, передаются новым поколениям людей.
В главе 6 я ввожу представление об исходящем от О-А особом абстрактном Образе-Общеформе, а также о Групповой Общеформе и Суперобщеформе, в которой абстрагированы наиболее общие признаки всех О-А (т. е. конкретных Действий руки предметом) одного Базисного Типа.
В главе 7 мы рассуждаем о структуре движений, из которых состоит АЛГОРИТМ О-А. Далее мы рассматриваем действенную «формулу» О-А, в которой отображен тот факт, что последующие, более сложные О-А включают в себя более простые О-А, сформированные на предыдущем этапе, так что наиболее сложные О-А «Объединить» и «Разъединить» представляют собой действенную структуру в виде пирамиды.
Далее описывается признак завершения этапа, который состоит в том, что в какой-то момент этапа уменьшается количество последовательно формируемых более сложных О-А по отношению к общему количеству формируемых новых О-А.
В главе 8 мы обращаемся к особым О-А «Разрушить» и «Сохранить». Особое внимание следует обратить на то, что они формируются не как самостоятельные Действия, но всегда по отношению к «породившей» их Материнской манипуляции, которой чаще всего становится сложное Действие «Объединить» или «Разъединить» сложносоставной предмет. Это особые Действия руки, они разрушают и сохраняют не любой предмет, но разрушают создающийся или сохраняют только что созданный сложносоставной предмет, тот, благодаря которому они были выработаны.
В главе 9 более подробно рассматривается восприятие Системой Восприятия изменений сложносоставного предмета в процессе его «Объединения» или «Разъединения» из составных частей, узнавание Системой Восприятия Типа Базисного Действия в каждом последовательном шаге образцовой манипуляции (Манипуляции-Шаблона). После этого Система Восприятия находит подобный О-А ребёнка. После этого из найденных О-А она выстраивает точную копию «образцовой» манипуляции – Образ-Шаблон. Далее мы прослеживаем, как Манипуляция-Шаблон повторяется собственной рукой ребёнка в его Манипуляции-Повторении, успешный результат которой становится новым О-А. Таким образом, мы описываем процесс, в результате которого «чужое» действие руки становится собственным действием руки ребёнка. Это описание процесса преобразования или трансляции Действия руки «другого» человека в собственное Действие руки ребёнка (человека).
Глава 10 посвящена Математическим Действиям, я делаю попытку доказать, что 4 главных Математических Действия – «Сложение», «Вычитание», «Умножение», «Деление» – формируются по «принципу О-А» при повторении ребёнком действий руки учителя целыми реальными предметами. Я также высказываю предположение, что именно эта, сохраняющаяся неизменной, связь Математических Действий с исходными Действиями руки ребёнка реальными целыми предметами при обучении Математическим Действиям является основой Инвариантности Действий при вычислении сложных математических выражений, и это является объяснением того, почему «работают» математические вычисления.
В Главе 1 и по ходу книги я высказываю предположение о Полном человеке – человеке, существующем одновременно в «видимом» и «невидимом» мирах». Это предположение о рождении человека в Континуум и о Личности Человека как высшем представительстве человека в «невидимой» сфере, об Организме как молекулярном субстрате развёртывающегося в онтогенезе Генома человека и посреднике между ними – Конституции человека. Необходимость представления о Полном Человеке обусловлена тем, что Базисные Действия как «идеальные» правила, или программы, Действий должны принадлежать «существу» той же природы. Эти предположения необходимы для объяснения происхождения Базисных Действий, формирования О-А Действий руки предметом и О-А Речи человека. Они также удовлетворяют наше научное любопытство о генезисе Действия руки предметом.
В главе 11 я высказываю представление о Системе Самоощущения ребёнка (человека), принадлежащей 2 Уровню Нейрореальности, в которой ребёнок (человек) самоощущает все «события» своего внутреннего мира. Также, на конкретном примере, я показываю, как происходят первые акты самоосознания Системой Самосознания, которыепоявляются в возрасте примерно 7—8 месяцев. Акты самоосознания обусловлены и связаны с актами формирования новых О-А в Цикле Повторения Действия.
Я высказываю предположение, что, возможно, формирующаяся в Континууме Личность Человека пребывает в двух Статутах – внутреннем Статуте Самоощущения и внешнем Статуте Самоосознаия, последний выполняет референтные функции (функции оценки) по отношению к сформированным О-А Действия руки предметами.
В ЧАСТИ II мы говорим об участии О-А в становлении и организации Речи у (человека).
В главе 1 мы рассматриваем, как формируются О-А Звука, Фонемы и Комплексы СЛОВО, которые становятся Объектами-носителями Звучащего Слова.
В главе 2 мы рассматриваем происхождение Графического Слова и формирование Полного Комплекса СЛОВО, в котором присутствуют два О-А: О-А произнесения Слова и О-А написания Слова. Мы утверждаемПолный Комплекс СЛОВО как Объект – носитель СЛОВА так, как мы понимаем СЛОВО в нашей культуре.
Полные Комплексы Слово организуют докогнитивный уровень организации Речи, когда прежде чем сформировать предложение Система Речи осуществляет выбор формы – Звучащей или Графической, в которой будет выражено предложение, при этом происходит выбор «читать→писать», «слышать→читать» и т. д.
Далее, используя представление об О-А (Комплексе СЛОВО), я последовательно описываю происхождение семантического содержания слова, от обозначаемого словом внешнего объекта (предмета, действия, события и т. д.) до формирования соответствующего этому объекту локального семантического поля, которое становится носителем семантического содержания СЛОВА. Мы показываем, что глубина семантического содержания Комплекса СЛОВО (т. е. СЛОВА) определяется присутствием в нём Действия руки предметом разной степени его абстрагирования от О-А. Далее приводится описание организации Речи от Потребности Высказывания до момента формирования Звучащих и Графических предложений Речи.
Также я обращаю внимание читателя на то, что в Периоде I после рождения ребёнка и до появления его первых целенаправленных актов «Принцип О-А» определяет полное развитие ребёнка в трёх сферах – Действия, Речи и Локомоции (Рука, Слово, Перемещение). Развитие происходит по «Принципу О-А» благодаря формированию О-А в каждой сфере.
Книга адресована нейробиологам, нейропсихологам, лингвистам, а также специалистам в области Искусственного Интеллекта при моделировании Действий руки и Речи.. Я не использую умозрительных рассуждений, полагая такие, например, понятия как «Личность Человека», «Сущность Человека» не неопределённой субстанцией, но реальным объектом, конкретным конструктом.
Я также надеюсь, что новые понятия, которые мне пришлось вводить по ходу изложения, будут понятны и полезны.
По ходу текста я буду употреблять местоимения Я и МЫ. Последнее – только в тех случаях, когда предполагаю, что мы с читателем рассуждаем вместе в поисках истины.
Расшифровка человеческого мозга – главная научная задача 21 века, эта задача обречена на неудачу, если мы не имеем представления о реальных объектах и их взаимодействиях в «психологической сфере». Эти объекты и процессы, происходящие там, за «горизонтом событий», нам неизвестны. Описываются лишь их разнообразные проекции на нас в нашем самонаблюдении.
Вопреки представлению о «чёрном ящике» в исследовании мозга и его функции я в своих рассуждениях исхожу скорее из представления о прозрачном ящике, процессы и механизмы внутри которого, благодаря представлению об О-А, становятся частично доступными нашему пониманию и описанию. Марвин Мински говорил: «Бессмысленно изучать мозг, если ваша голова не переполнена серьёзными идеями о том, что в нём происходит. Сейчас люди пытаются понять сам мозг вместо того, чтобы строить хорошие гипотезы о том, как он работает».
Будучи по образованию врачом, нейробиологом, я посвятил свою жизнь исследованию некоторых функций мозга, от регистрации нейронной активности до исследования активности глубинных структур мозга с помощью вживлённых электродов, клиническим аспектам исследования биоэлектрической активности мозга при патологии мозга, в частности при разных формах эпилепсии, изучению вегетативных показателей организма в единстве с биоэлектрической активностью мозга.
Процесс понимания и обдумывания большого числа конкретных исследований и фактов требует многолетних усилий, тем более это касается вопросов, связанных с функцией мозга. Я пишу эту работу в относительно позднем возрасте (69 лет) и спешу успеть закончить её в общих чертах, поэтому прошу читателя благосклонно отнестись к недостаткам стиля и возможной нечёткости изложения.
Далее, в продолжение этой книги, будет описано участие О-А в познании предметов, принадлежащих косному миру и человеку, формировании Внутреннего мира человека и практической деятельности человека во внешнем мире.
В конце предисловия хочу привести слова Григория Перельмана: «Чтобы найти правильное решение, необходимо представить себе кусочек мира».