В
Внутреннее восприятие – восприятие человеком на его Внутреннем сенсорном Экране «внутренних» ОБРАЗОВ, существующих в Сист. Сам. или сформированных Системой Восприятия.
Внешнее восприятие – восприятие человеком на его Внутреннем сенсорном Экране «внешних» ОБРАЗОВ, сформированных по отношению к объектам, воспринятым Системой Восприятия во внешнем мире.
Внутренний Мир «чистых» Действий – возникает по завершении Периода I. Это первоначальный Внутренний Мир ребёнка, представленный О-А и Образами, произведёнными от них.
Внутренний сенсорный Экран – особый «экран» или «поле», на котором отображаются «внутренние» и «внешние», полимодальные и мономодальные – зрительные, слуховые и т. д. ОБРАЗЫ. Эти ОБРАЗЫ человек способен «видеть», «слышать», «обонять» своим внутренним зрением, слухом, обонянием и т. д.
Воспринятая Общеформа – Сложный Образ, включающий «картину» Простой воспринятой Общеформы + Ед. Действия Шагов (Манипуляции-Шаблона), создающие её. Воспринятая Общеформа состоит из Составных Частей Общеформы – отдельных «картин» каждой Простой Общеформы + соответствующие каждой «картине» Ед. Действия Шагов (Манипуляции-Шаблона).
Воспринятая Эталонная Общеформа – созданная Системой Восприятия в Сист. Сам. для участия в Цикле Повторения Действия воспринятая Общеформа в единстве с Исходным и Завершающим Образами предмета, которым манипулирует рука «другого» человека в Манипуляции-Шаблоне.
Г
Группа – разделённая Кучка в результате выполнения Ед. Кронакта «Разделит». И наоборот, Кучка – это соединённые в одном определённом месте в результате Ед. Кронакта «Соединить» несколько предметов, исходно образующих Группу (предметов).
Д
Действенная Структура Ед. Кронакта – Каждый сложносоставной предмет создан человеком, поэтому каждому предмету соответствует характерная только для данного предмета уникальная Действенная Структура Ед. Кронакта, представленная последовательностью 8 Базисных Типов Действий, всех создающих данный предмет конкретных Ед. Кронактов.
Действенная «формула» О-А (Ед. Кронакта) – последовательная запись всех О-А, образующих сложный О-А.
Действенные единицы Речи: Звук, Фонема, Слово – аналогичны Ед. Кронактам. В Периоде I – произносимый ребёнком Звук, Фонема, Слово – Действенные единицы Речи. Они вырабатываются по тем же правилам, что и Ед. Кронакты для Действия руки предметом с помощью механизма формирования О-А. При этом Действием становится мышечная активность речевого (голосового) аппарата гортани при произнесении звуков. Общим их источником являются Базисные Действия (Кронакты).
Е
Единичное Действие Шага (Манипуляции-Шаблона) – отдельное Действие руки матери в Манипуляции-Шаблоне.
Единичный Кронакт (Ед. Кронакт) – Единичное Действие руки предметом, Объектом-носителем которого является Образ-Алгоритм.
И
Интенция Человека – исходящее от Сущности Человека (а значит от Личности Человека) особое понуждение к развитию каждого Периода Действования Сущности Человека. Реализуется с помощью гипотетических Сил КОН и ДЕС.
Идеальные Объекты-носители Базисных Действий – поскольку Базисные Действия это «правила», или «программы» действий для них в Сист. Сам. существуют их Объекты-носители.
К
Кучка – см. Составной предмет.
Континуум – весь мир, который может представить научное воображение и представление. Этим термином обозначена особая всеобъемлющая «среда» или, своего рода, «вместилище», где человек рождается первоначально в виде Ядра Личности Человека, которое далее развивается и становится Личностью Человека. В течение физической жизни человек, познавая объекты Континуума, осваивает Его, продвигается в Него, становится Его частью.
Кронакт (Базисное Действие) – Основное, универсальное «идеальное» правило, по которому осуществляется конкретное Действие руки человека предметом, Всего Кронактов 8: «Приблизить», «Удалить», «Соединить», «Разделить», «Объединить», «Разъединить», «Уничтожить», «Сохранить». Кронакты обусловлены Сущностью Человека. Каждому Кронакту в Сист. Сам. соответствует Идеальный Объект-носитель Кронакта (Базисного Действия), который получает влияние от Сущности Человека и инициирует формирование О-А (вырабатывание Ед. Кронактов). С их помощью человек взаимодействует с объектами Мира в процессе его познания происходят все взаимодействия человека с объектами Мира в процессе познания Мира.
Комплекс СЛОВО – Объект-носитель Звучащего Слова. Его основу составляет О-А произнесения Слова. Он возникает после того как ребёнок (человек) повторит-произнесёт Слово, которым другой человек обозначил (назвал) объект (например, предмет). Комплекс Слово включает Образ обозначаемого объекта (Сем. Ядро) + О-А Произнесение данного Слова (последнее включает Звуки Слова – ОБРАЗ и АЛГОРИТМ – двигательный алгоритм для мышц голосового аппарата гортани. Когда ребёнок начнёт учиться читать и писать, Комплекс Слово становится основой Полного Комплекса Слово – полного Объекта-носителя СЛОВА.
Л
Линейный Образ восприятия – в Сист. Сам. «форма» или «конструкция» О-А «Соединить» и «Разделить». В Линейном Образе запечатлено в образной конструктивной форме выполнение Базисного Действия (правила) «Соединить» или «Разделить составной предмет. В Сист. Сам. Линейный Образ существует как динамический самовоспроизводящийся объект.
Личность Человека – высшее «идеальное» представительство Полного Человека во 2 Уровне Нейрореальности. Личность Человека становится из Ядра Личности (см. Ядро Личности).
М
Математический Образ-Алгоритм – О-А, сформированный при вырабатывании математического Действия руки предметом «Сложение», «Вычитание», «Умножение», «Деление».
Математическая Общеформа – от Общеформ Мат. О-А для каждого из 4-х главных Мат. Действий «Сложение», «Вычитание», «Умножение», «Деление» в процессе абстрагирования общих признаков всех конкретных ОБРАЗОВ возникает Математическая Общеформа. Она представляет собой для каждого Мат. Действия «чистый» Линейный, или Сплошной, Образ, лишённый конкретных деталей множества конкретных ОБРАЗОВ Мат. О-А. Так в Сист. Сам. появляются Мат. Общеформы «Сложение», «Вычитание», «Умножение», «Деление».
Модельная Общеформа – совокупность Общеформ всех О-А для Действия руки однотипными предметами.
Момент Ед. Кронакта – положение наблюдателя, рассматривающего собственное Действие (руки предметом), в нём три позиции наблюдателя представлены одновременно. Момент Ед. Кронакта можно также определить как ВСЕЦЕЛОЕ восприятие человеком собственного Действия. Именно так, человек, рассуждая о каком-либо своём Действии, рассматривает его одновременно «со всех сторон», сразу.
Материнская Манипуляция – манипуляция, по отношению к которой вырабатываются Ед. Кронакты «Разрушить» и «Сохранить».
Модус Действий – объект в Сист. Сам., в котором сохраняются О-А.
Манипуляция-Шаблон – манипуляция руки матери (другого человека) предметом, которую мать показывает ребёнку для того, чтобы он повторил её. Система Восприятия ребёнка воспринимает Манипуляцию-Шаблон и формирует для неё в Сист. Сам. ребёнка Образ-Шаблон.
Манипуляция разрушения (М.Р.) – манипуляция руки ребёнка в 1-м, 2-м и т. д. Репетире, в результате чего предмет разрушается. М.Р. становится Манипуляцией-Шаблоном, при повторении её вырабатывается Ед. Кронакт 3 этапа «Разрушить».
Н
Направление взора – в Периоде I направление движения глаз, сканирующее пространство Поля зрения в поиске движений руки.
Нейрореальность – существует 1-й и 2-й уровни Нейрореальности.
1-й Уровень Нейрореальность образован физическим молекулярным субстратом организма. Поддаётся изучению с помощью физических средств.
2-й Уровень Нейрореальности представлен невидимыми объектами – Образами Системы Самоощущения. Дан человеку в самонаблюдении.
О
Образ-Алгоритм (О-А) – сложный Объект, в котором закодировано (запечатлено) собственное Действие руки предметом. О-А это механизм Действия руки предметом. О-А включает 2 Части и 3 Образа:
1 Часть О-А – ОБРАЗ (О-А). Образ, созданный Системой Восприятия при получении сигналов сенсорными органами (зрение, слух и т. д.), ориентированных на внешний мир. Это общая «картина» Действия руки предметом во внешнем мире. Это «внешний» сенсорный ОБРАЗ О-А
2 Часть О-А – АЛГОРИТМ (О-А). Образ, созданный Системой Восприятия при восприятии проприоцептивных сигналов (от мышц, связок, сухожилий) выполнения Действия руки предметом. Это «внутренний» Проприоцептивный ОБРАЗ О-А.
ОБРАЗ ДВИЖЕНИЙ О-А. Это второй Образ, созданный ориентированными на внешний мир сенсорными органами (зрение, слух и т. д.). Это специальная «картина», в которой отображены простые Действия руки.
1 Часть О-А – ОБРАЗ О-А («внешняя часть» О-А) включает «внешний» Образ + Образ Движений О-А, т. е. «внешний» сенсорный Образ О-А сцеплен с Образом Движений О-А, когда воспринятые внешние изменения предмета и его положения среди других предметов в Действии руки предметом происходят в процессе выполнения воспринятой одновременно последовательности простых Действий, составляющих данное Действие.
2 Часть О-А – АЛГОРИТМ (внутренняя часть О-А) включает «внутренний» Проприоцептивный Образ О-А + Образ Движений О-А. Проприоцептивный Образ О-А не может существовать самостоятельно, но должен быть сцеплен с Образом Движений О-А, т. е. внутреннее «ощущение» движения (всего Действия) должно соотноситься с воспринятым внешним выполнением этих движений (всего Действия).
Образ-Траектория – в Сист. Сам. «форма» или «конструкция» О-А «Приблизить» и «Удалить». В Образе-Траектории запечатлено в образной форме реальное выполнение Базисного Действия (правила) «Приблизить» или «Удалить» рукой какой-либо предмет.
Образ-Репетир – РЕП-система создаёт в Сист. Сам. КОПИЮ Образа-Шаблона – ОБРАЗ-РЕПЕТИР. Образ-Репетир инициирует собственные Действия руки ребёнка в Манипуляции-Повторение, повторяющие Действия руки матери в Манипуляции-Шаблоне.
Общеформа О-А – Образ, производный («исшедший») от ОБРАЗА О-А. Представляет собой Образ первого уровня абстрагирования от исходного Образа – О-А.
Образ Шага (Манипуляции-Шаблона) – при формировании Образа-Шаблона Система Восприятия одновременно с процессом распознавания Базисного Типа Действия в Шаге Манипуляции-Шаблона воспринимает также общую сенсорную «картину», точнее «микрокартину» того, что происходит в каждом, в результате чего она создаёт в Сист. Сам. ОБРАЗ ШАГА. В соответствии с ним Система Восприятия находит в Модусе Действий тот О-А, ОБРАЗ которого подобен Образу Шага, после чего вводит его в Образ-Шаблон.
Образ-Шаблон – сформированная Системой Восприятия в Сист. Сам. ребёнка последовательность О-А, соответствующая последовательности Ед. Действий Шага в Манипуляции-Шаблоне.
П
Правило Приоритета Организатора – правило, в соответствии с которым система, расположенная на более высоком иерархическом уровне в момент созревания (критической готовности) нижерасположенных систем, одновременно объединяет их в новой, общей им функции, так, что новая функция выполняется благодаря развитию каждой отдельно взятой системы.
Полный Человек – человек, представленный тремя составными частями: В физическом мире человек представлен Организмом Человека, развивающимся под контролем Генома. На высшем «идеальном» уровне человек представлен Личностью Человека, развившейся из возникшего в Континууме Ядра Личности (см. Ядро Личности). Организм развивается в физическом мире под контролем Личности через посредника – Конституцию человека, которая обладает одновременно физической и «идеальной» природой.
Позиция наблюдателя – «Субъектная» позиция человека, наблюдающего некоторое явление или событие. Всего три позиции – 1, 2, 3.
Позиция 1 («изнутри). В позиции 1 положение наблюдателя совпадает с наблюдающим собственное действие индивидуумом. Позицию 1 можно обозначить как положение наблюдателя «изнутри».
Позиция 2 («со стороны»). В Позиции 2 наблюдатель и наблюдаемый им человек – разные персоны. В этом случае наблюдатель «видит» другого человека или другой объект, явление как бы «со стороны». Наблюдатель «видит» человека, выполняющего некоторые ДВИЖЕНИЯ, самоощущать которые он не может. При этом оба – наблюдатель и наблюдаемый – находятся на одном и том же уровне.
Позиция 3 («над» или «бога»). В позиции 3 (позиция «метасистемы») наблюдатель находится в положении НАД наблюдаемым им объектом. Это – превосходное положение наблюдателя в положении «бога», когда цель, СМЫСЛ (содержание) наблюдаемого объекта для наблюдателя очевиден. Позицию 3 можно обозначить как позицию НАД или позицию «бога».
Полный Образ (восприятия) – в Сист. Сам. «форма» или «конструкция» О-А «Объединить» и «Разъединить», рассматриваемого как Образ восприятия. Полный Образ – это динамический самовоспроизводящийся «конструкт», или Образ восприятия. В Полном Образе запечатлено в образной конструктивной форме реальное выполнение двух Базисных Действий (правил) «Объединить» или «Разъединить какой-либо сложносоставной предмет. В нем отображаются все конкретные изменения каждого предмета в процессе манипуляции руки «Объединить» и «Разъединить».
Полный Комплекс СЛОВО – в Сист. Сам. Объект – носитель полного СЛОВА, как мы понимаем его в понятии «Слово», принятом в нашей культуре. Полный Комплекс СЛОВО включает Комплекс СЛОВО и О-А написания Графического Слова.
Полный Комплекс СЛОВО для каждого Слова на докогнитивном уровне организации речи прежде формирования Предложения осуществляет в себе ПЕРЕХОД (например, читает→пишет, слышит→произносит и т. д.), т. е. выбор той «формы выражения», в которой Слово будет использовано.
Приращение Формы предмета (или Δ-Формы предмета) – резкое изменение формы сложносоставного предмета при его объединении или разъединении в Манипуляции-Шаблоне.
Признак Базисного Действия Шага Манипуляции-Шаблона – в каждом Шаге Манипуляции-Шаблона Система Восприятия определяет как характеристические направления движений руки по отношению к Реперной Точке, так и изменения самой Реперной Точки, которые происходят в результате движений. Характеристические Движения + собственные изменения Реперной Точки образуют ПРИЗНАК БАЗИСНОГО ДЕЙСТВИЯ Шага Манипуляции-Шаблона.
Паттерн Сенсов – оригинальный набор Сенсов, разной интенсивности, соответствующих Субдействию Ед. Кронакта или Ед. Кронакту.
Поле зрения – это зафиксированная рецепторными элементами сетчатки глаза часть пространства перед ребёнком (человеком). Точно так мы определяем Поле Слуха, Обоняния и т. д. Содержание Поля зрения определяется направлением Взора и перемещается вместе с ним.
Пустой Предмет – все предметы, которыми в Периоде I манипулирует рука ребёнка при формировании О-А. Система Восприятия воспринимает в единстве с рукой. Непосредственно предмет ребёнок не «видит», это Пустой Предмет, он является лишь «средством» для вырабатывания Действия руки.
Р
РЕП-система – система (механизм), выполняющая повторение воспринятого внешнего Действия руки предметом или Звука, Фонемы, Слова в Цикле Повторения Действия (Слова).
РЕП-Экстрасигнал – внешний сигнал, который повторяет (воспроизводит) человек или живое существо.
Реперная точка – в каждом последовательно выполняющемся Шаге Манипуляции-Шаблона Система Восприятия ребёнка осуществляет поиск особой «точки», по отношению к которой происходят движения руки, характеристические движения. Это – ОПОРНАЯ, или РЕПЕРНАЯ, ТОЧКА Шага Манипуляции-Шаблона. С помощью характеристических движений Система Восприятия определяет Базисный Тип Действия Шага.
1 Репетир – это первое, внешнее, самостоятельное Действие руки ребёнка в Манипуляции-Повторении, в которой повторяется Составная Часть 1 Общеформы. В большинстве случаев выполнение 1 Репетира неудачно и требует коррекции в Цикле Сравнения.
С
Ситуация Повторения Действия (РЕП-ситуация) – реальная предметная ситуация, в которой мать показывает Действие руки, а ребёнок повторяет его. Она фиксирует его внимание на предмете, на начале манипуляции и на том, что манипуляция завершена, а также на результате манипуляции.
Сущность Человека – особый конструкт, принадлежит Личности Человека, осуществляет влияние Личности Человека на развитие человека с помощью гипотетических Сил КОН и ДЕС. От Сущности Человека исходит Интенция развития, инициирующая развитие всех процессов в Периодах I, II, III.
Сенс – завершенное ощущение от рецепторов определённой модальности (зрительное, слуховое и т. д.). Набор Сенсов образует сигнальную рецепторную основу О-А.
Сплошной Образ (восприятия) – в Сист. Сам. «конструкция» О-А «Соединить» и «Разделить». В Сплошном Образе запечатлено в образной конструктивной форме выполнение двух Базисных Действий (правил) «Соединить» и «Разделить предмет в одном двуедином Действии руки по соединению-разделению составного предмета. Сплошной Образ представляет собой Образ изменяющихся границ Кучки предметов.
Субдействия Ед. Кронакта – в составе Ед. Кронакта 2-го и 3-го этапов более простые Ед. Кронакты, выработанные на предыдущихэтапах «Приблизить» «Удалить», «Соединить», «Разделить», а также действия данного этапа, выработанные ранее на данном этапе. Субдействие может быть сложнее основного Ед. Кронакта, в состав которого оно входит.
Система Стабилизации восприятия (Шага Манипуляции-Шаблона) – система, предназначенная для улавливания тонких движений и тенденций движений в каждом Шаге Манипуляции-Шаблона для того, чтобы Система Восприятия смогла узнать Базисный Тип Действия в данном Шаге.
Система Оперативного Контроля Движений (СОКД) – система, корректирующая выполнение движений кисти руки. Система, аналогичная Системе Т-О-Т-Е/5/.
Суперобщеформа – Образ высокого уровня абстрагирования от Общеформ О-А и Групповых Общеформ, принадлежащих какому-либо одному из 8 Базисных Типов Действия. Всего существует 8 Суперобщеформ.
Составной предмет – предмет, которым на 2-м этапе манипулирует рука матери, и рука ребёнка, повторяющая ее Действия. Составной предмет – это несколько предметов, которые рука может собрать в Кучку или развести, раздвинуть на некоторое расстояние друг от друга, образуя Группу предметов. В Составном предмете (Кучке) каждый предмет может занимать любое произвольное место.
Сложносоставной предмет – предмет, которым на 3-м этапе манипулирует рука матери и, повторяющая её действия рука ребёнка. В Сложносоставном предмете, в отличие от Составного предмета, каждая часть или деталь занимает определённое, предназначенное ей место. Сложносоставной предмет может быть объединён (собран) или разъединён (разобран) в Ед. Кронакте 3-го этапа «Объединить» и «Разъединить».
Система Самоощущения – относится ко 2-му Уровню Нейрореальности, мы полагаем её как «сферу», которой принадлежат все рассматриваемые нами невидимые Объекты (О-А, Образ-Шаблон и т. д.), которые мы способны явно или неявно самоощущать.
Структурированность Поля восприятия – неоднородная способность разных частей Поля восприятия отображать движение предмета в Поле зрения.
Сила притяжения подобных Образов (Сила Подобного Протяжения) – присущая Сист. Сам. естественная «сила» взаимного притяжения подобных Образов.
Силы КОН и ДЕС. – гипотетические Силы, осуществляющие влияние Личности Человека на Конституцию и Организм (молекулярный субстрат человека). СИЛЫ: КОН – конструктивного и ДЕС – деструктивного модусов действия.
Система Восприятия – в данной книге предполагается как набор условных систем, ответственных за оперирование ОБРАЗАМИ в Сист. Сам. Система Восприятия создаёт Образы от рецепторов (внешнее восприятие) и оперирует ими или оперирует внутренними Образами, существующими в Сист. Сам. (внутреннее восприятие). Система Восприятия выводит Образы на Внутренний сенсорный Экран.
Сверхобщеформа – наиболее абстрагированный от Общеформ и ОБРАЗОВ О-А единый Образ всех Действий, лишённый признаков присутствия руки и предмета.
Т
Точка взора – точка в Поле зрения, наилучшее зрение в которой обусловлено ее фокусировкой на желтом пятне сетчатки.
Точка Актуальности Звучания – в Образе восприятия последовательности Звуков (Фонема, СЛОВО) – это та ТОЧКА, в которой очередной Звук последовательности, пришедший из временнОго «прошлого», актуален, т. е. в данное «мгновенье» слышится человеком.
Точка Отсчёта – Точка в пространстве, на дистанции вытянутой руки ребёнка, по отношению К или ОТ которой в Периоде I на 1 этапе выполняются Действия руки предметом «Приблизить» и «Удалить».
Точка Перелома этапа – момент этапа, когда Величины сложности последующих, вновь формирующихся О-А перестают возрастать, т. е. новые О-А, более сложные, чем предыдущие О-А, уже не формируются.
Ц
Цикл Восприятия Шага Манипуляции-Шаблона – циклически повторяющийся процесс восприятия Шагов Манипуляции-Шаблона от момента восприятия Признака Действия и Образа Шага до нахождения вМодусе Действий собственного О-А человека, его введения в Образ-Шаблон.
Цикл Повторения Действия – функция РЕП-системы, с помощью которой повторяется Манипуляция-Шаблон и формируются новые О-А. Цикл Повторения Действия состоит из Фаз Восприятия и Воспроизведения Манипуляции-Шаблона.
Цикл Сравнения – последовательность операций в Манипуляции-Повторении, в которых результат манипуляции в 1 или Очередном Репетирах сравнивается с соответствующей воспринятой Составной Частью Общеформы. В ЦС происходит коррекция Действий руки предметом на 1, 2, 3 этапах. Репетире с помощью Системы Оперативного Контроля движений (СОКД).
В конце ЦС формируется успешный вариант Репетира – новый О-А.
Ш
ШАГ Манипуляции-Шаблона – минимальный отрезок Манипуляции-Шаблона, в котором представлено Ед. Действие руки матери ребёнка. Шаг можно сравнить с «кадром» кинопленки – Манипуляции-Шаблона.
Я
Ядро Личности Человека – человек первоначально возникает в Континууме в форме Ядра Личности. При формирвоании первых Действий руки предметом Ядро Личности трансформируется в Личность Человека.
Одновременно с Ядром Личности в физическом мире возникает Зигота, которая развивается из Генома под контролем Личности и Конституции, последняя является посредником между Личностью и Организмом.
Ядро восприятия – Действие руки предметом, воспринимаемое Системой Восприятия в общем Поле зрения.
Сокращения
Ед. Кронакт – Единичный Кронакт.
СОКД – система оперативного контроля движений.
Сист. Сам. – Система Самоощущения.
О-А – Образ-Алгоритм.
Другой ИНД. – Другой индивидуум (человек)