Это история про человека, про которого таких историй можно рассказать миллион – без преувеличений! И там, позже, в последующих сборниках, я обязательно расскажу их, если не все – то некоторые. Словом, "дурная голова ногам покоя не дает" – это как раз про него, про Диму. Удивляюсь порой, как он до своих лет дожить умудрился…
Но эта история еще с тех времен, когда Диме едва-едва миновало двадцать и мозгов у него было еще меньше, чем сейчас. Увидел парень "Сайру". "Сайра" или "Сарай" – в разных регионах эту машину называют по-разному. Вообще, это – Toyota Soarer 1995 года, но в данном конкретном случае привезенная конструктором, под ПТС от автомобиля 1989 года.
Чего не отнять – это того, что авто шикарное! Черное спортивное купе длиной почти шесть метров, половина из которых – капот. Наладки на бамперах, порогах, спойлер, как обеденный стол. На низкопрофильных лаптях такой ширины, что у обычного авто в те времена три колеса рядом поставить было нужно. Мотор два с половиной литра, с двумя турбинами. Дури – до одури! По техпаспорту под капотом бились в экстазе 280 лошадей, но поговаривали, что на самом деле эта цифра указана ввиду ограничений по лошадям у самих японцев, на самом деле там все 315 кобыл.
Сама "Сайра" – черная… хотя, если присмотреться – с зеленоватым отливом. Салон – кожа! Белая кожа! Не какая-нибудь там кремовая, бежевая или еще какая, а именно белая, как снег на вершине Фудзиямы.
Мне довелось прокатиться на ней за рулем. Доложу я вам – пушка, а не машина! Топнул тапку в пол – в сиденье вдавливает, как в истребителе на форсаже. Дорогу держит превосходно, в повороты входит – не покачнется.
Именно эта "Сайра" была у моего приятеля Сергея. Но, как люди молвят, лучшее – враг хорошего. И, когда Сереге пригнали из Владивостока другую машину – Toyota Aristo, интерес к "Сайре" у него пропал. Глаза загорелись – возжелал новую машину. Вот если про "Сайру" я рассказывал, что это – пушка, то про Aristo и рассказывать не возьмусь – эпитетов не хватит.
Роднило эти две Toyota еще то, что обе выпускались в двух версиях – праворульной, как Toyota, и с левым рулем, как Lexus. И у обоих авто из истории, для большего понта, значки поменяли на Lexus. Поменяли еще там, во Владивостоке.
Только, как это водится, был затык. Перекуп приехал к нам, в Челябинск, на ограниченное время, чтобы продать Aristo. И ему абсолютно перпендикулярно, кто ее возьмет – лишь бы продать. У Сергея же была только часть суммы, оставшуюся часть он надеялся выручить с продажи "Сайры", но покупатели не торопились. Вероятно, все думали о том же, о чем думал я, когда приятель обратился ко мне. Машина редкая – как с обслуживанием? Не придется ли месяцами ждать какую-нибудь финтифлюшку, которая, пусть и стоит копейки, но на складах ее ни у кого нет, потому что машин таких в Челябинске в ту пору было штуки четыре, что, впрочем, больше, чем сейчас. Да и расход топлива в двадцать литров не то, чтобы привлекал покупателей, скорее – наоборот.
Помня, что я к нему обращался с просьбой иметь меня в виду, если знакомые Сергея из Владивостока пригонят япошку в человеческом состоянии, первым делом приятель обратился ко мне, обозначив цену в 380 000 рублей.
В первый раз я отказался сразу, без разговоров. Я, конечно, искал в ту пору машину, но не за такую цену. Серега побегал еще около недели, предлагая "Сайру" абсолютно всем. Кажется, даже к людям на улице начал приставать – только бы купили. Ежу понятно, что не купили. Потому что через неделю он вернулся ко мне. Цена уже упала до 265 000 рублей.
Я посидел, почесал репу…
– Ладно, Серега. Давай за двести заберу.
– Давай, чтобы ни мне, ни тебе? Двести сорок – и по рукам?
И вот в тот момент, когда я уже практически был готов согласиться, нарисовался Дима.
– О, какая ляля! И всего двести шестьдесят пять?! Я беру!
Сергей сразу потерял ко мне интерес, переключившись на Диму. Еще бы! Он на четвертак больше дает! Сдается мне, что Серега в тот момент жалел лишь о том, что не встретил Диму раньше – можно было б и дороже впарить. И неправильно он жалел! Жалеть было нужно о том, что Дима вообще повстречался на жизненном пути Сергея!
Если кто-то думает, что Дима достал из кармана котлету капусты и отслюнявил заявленную сумму – тот ошибается! В ту пору Дима вообще не представлял себе сумму большую, чем нужно, чтобы сходить в клуб или попить пива. И больше, чем на ящик пива, у Димы в кармане никогда не было.
Товарищи начали думать. У одного было желание продать машину, у другого – желание купить машину – здесь консенсус присутствует. Но проблема в том, что у покупателя не было денег на машину! А что делает человек, который сильно-сильно жаждет чего-то купить, но у него на это нет денег? Правильно – идет в банк! И, стоит отметить, банки в те времена давали кредиты абсолютно всем! Достаточно было иметь паспорт и хоть чуток ровно стоять на ногах. Поставил подпись – получил деньги.
Я не знаю, как они додумались до такой схемы, логичнее было б, если б Дима взял у Сереги "Сайру" в кредит, а Серега снял бы эти деньги со счета и передал бы продавцу Aristo… возможно, для такой простой схемы было нужно несколько лишних дней, которых у Сергея не было, возможно, дело в документах на "Сайру", по которым она была 1989 года выпуска, а на машину пятнадцатилетнего возраста, хотя на самом деле ей едва исполнилось десять лет, банки не желали давать кредит. В общем, Дима взял в кредит Aristo, с первоначальным взносом, выплаченным Сергеем из того, что было отложено на покупку, и получил за это "Сайру". То есть Дима ездил на "Сайре", оформленной на Сергея и платил кредит, а Сергей ездил на Aristo, оформленным на Диму, ожидая наступления того счастливого момента, когда Дима рассчитается по кредиту, банк отдаст ПТС и они смогут переписать машины друг на друга.
Это что получается? Правильно – схематоза! А схематоза – это что? Снова правильно – кратчайший путь к попадалову!
На следующий день Серега уже раскатывал на Aristo, а Дима – на "Сайре". И тут случился второй затык. Дима сейчас-то трезвым за руль не любит садиться, а в те времена он трезвым и не просыпался. Пока Серега делал все те вещи, которые нужно сделать с только что купленной машиной – менял в Aristo масло, ставил сигнализацию с автозапуском, чтобы воришкам было проще угнать авто, и все такое прочее, Дима, меньше, чем за неделю, успел поправить "Сайру" о "Мерседес" у меня во дворе, об трамвай, об маршрутку, об забор.
Я сейчас скажу – никто не поверит! Дима очень переживал за машину! Но переживал по-своему. Ездил пьяным, но в кармане возле подъезда ставил "Сайру" точно по центру. Чтобы никто не запарковался рядом и не поцарапал авто, открывая дверь! И чтобы мамочки с колясками, пробираясь между машин, тоже ничего не поцарапали. Место, куда легко влезут две машины, Дима занимал один. Хорошо еще, что поперек не догадался поставить – этот мог бы.
В общем, вот каким бережливым хозяином оказался Дима! Хотя там к исходу второй недели уже царапать-то было нечего, парень сам справился. Короче, кому-то такая щепетильность новоявленного автовладельца не понравилась и Диме на всю крышку багажника нацарапали гвоздиком матерное слово. Дима расстроился, пообещал руки с ногами поменять местами тому, кто это сделал, но неизвестному художнику беспокоиться было не о чем. Дима только и делал, что бухал. Бухал перед рулем, во время руля и после.
Прошло еще дня два и Диму лишили прав. Лишили прав за то, что он в восемь утра на парковке перед супермаркетом трахал девушку в машине. При этом, как обычно – пьяный! То есть лишили прав не за то, что трахал, а за то, что пьяный был. Но, если б авто, которое не кренится в поворотах на скорости, не качалось бы, стоя на парковке, как каноэ в шторм – гаишники, вероятно, не обратили бы внимания. А тут – попался.
Дима пытался объяснить сотрудникам органов, что лишить прав его невозможно, потому что он их дома забыл – нет, настояли, чтобы права кто-нибудь принес. И нарушитель не придумал ничего лучшего, чем позвонить жене! Удивляюсь, как она его терпит столько лет – до сих пор женаты!
Жена приехала на такси, привезла документы, а там – Дима, лыка не вяжет, и растрепанная полугодая девица. С месяц после этого Дима у матери жил, потом вновь сошлись.
Впрочем, как оказалось, Диме, чтобы ездить, права совсем не нужны! Он и без прав справлялся!
Скончалась "Сайра" еще через неделю. Возвращаясь утром из клуба, не доехав до дома всего одну остановку, Дима впилился в Suzuki GrandVitara. При этом ехал он совершенно не с той стороны, где клуб. Как он там оказался – сам не помнит. Товарищи, которые были с ним в клубе, после рассказывали, что Дима, ужравшись больше обычного, знакомился там с девушками весьма оригинальным способом. Подходил, хватал за руку:
– Пойдем в туалет трахаться!
Почему-то ни одна не согласилась! Сам Дима потом отказывался, что такое было, утверждал, что не помнит ничего подобного… может, правда не помнит, а, может – стыдно стало, сознаваться не хочет.
Факт тот, что "Сайра" окончательно превратилась в груду металлолома. Самое удивительное – водитель не получил даже царапины! А после состоялся примерно такой диалог с пострадавшим:
– У тебя машина застрахована?
– Да, застрахована…
– Ну вот! А то я пьяный, без прав, на чужой машине… нафига мне встревать? Так что я поехал, а ты скажи, что с места аварии я скрылся – и все!
– Да ты знаешь, кто я? Я – заместитель главного архитектора города!
– О! – обрадовался Дима. – Да мы коллеги! Я – строитель!
– Да хрен ты еще что у меня в городе построишь…
Одного не учел этот чиновник – Дима строил на уровне ремонта квартир, садовых домиков, коттеджей. Словом – там, куда власть главного архитектора города и его замов не распространяется.
"Сайра" в итоге отправилась на штрафстоянку, чиновник по страховке ничего получить не смог, потому что виновник ДТП скрылся, за Димой же еще пару месяцев бегали менты, чтобы он сознался, что впилился в Suzuki. Как его нашли – тоже вопрос, подозреваю, что сперва нашли Серегу, машина-то на нем записана, а он уже указал верное направление поисков. Менты даже Диме пиво на дом привозили, чтобы он подпись под протоколом поставил! Но он стоял на своем и не сознавался. Мол, окститесь, ребята. Какая авария? У меня и прав-то нету!
Решив, что раз авто разбито, то и за кредит платить необязательно, Дима… ну да, вполне предсказуемо перестал платить по кредиту!
Пару месяцев было тихо, затем начались звонки из банка, которые становились все настойчивее и настойчивее. Потом пришла повестка в суд. На суд Дима не пошел. А смысл? Итог суда без того понятен! Да и не было у Димы веры в правосудие. Откуда ей, вере, взяться, если столько раз за пьянку прав лишали?
Спустя примерно год к Диме пришли приставы. И пришли они… нет, не за "Сайрой", потому что "Сайра" была записана на Сергее, а за Aristo, которую и покупал в кредит Дима!
Посмотрел Дима на этих приставов… и, пожалуй, впервые в жизни решил сказать правду.
– Ребята, а вы знаете… машины-то у меня нету. Но вы можете найти ее по такому-то адресу!
И приставы отправились к Сереге. Я не знаю, как он там визжал, но машину все равно забрали. Только что помытую, с новыми лаптями, полным баком бензина и свежей вонючкой-елочкой. Сергей сам по себе был человеком гораздо более адекватным, чем Дима, выпить тоже любил, но исключительно вместо руля, а не вместе.
Придя в себя, Серега сам наведался к Диме. Должно быть, именно тут Серега понял, что лучше б отдал "Сайру" мне вообще даром. И тот день, когда он познакомился с Димой, был днем чернее черного. Самым черным днем в его жизни. Кроме тех денег, которые сам Сергей заплатил как первоначальный взнос, Дима не выплатил по кредиту и копейки! Потому что когда истек месяц, когда наступил момент первого платежа, "Сайра" уже была разбита! А вот тут вся эта типичная логика. Нет машины – нет кредита, идите все к лешему.
Вполне логично, что Сергей потребовал вернуть ему "Сайру". Раз пошла такая петрушка – то сделка отменяется. Дима и ему честно признался, что машина на штрафстоянке. Хочешь – забирай, ему это разбитое ведро и даром не нужно.
Серега, окрыленный надеждой, помчался на штрафстоянку… и увидел кусок хлама, оставшийся от некогда невероятного красивого автомобиля! Потом и мне пытался претензии предъявить, типа я их познакомил. А вот это не надо! Мог бы мне за 240 000 машину отдать, жил бы сейчас спокойно, сам решил на четверть сотни больше приподнять.
Закончилась ли на этом история "Сайры"? Самое удивительное – нет! У Димы в телефоне остались фотки авто. Еще с того, первого дня, когда он купил "Сайру". Когда она еще была целой. И, знакомясь с девушками, Дима еще долго доставал телефон, хвастаясь фотками:
– Смотри, у меня Lexus!
Потому что, как я упомянул в самом начале истории, на этой Toyota стоял значок именно от Lexus.