Издревле земля была хранилищем богатств. И здесь я говорю не про природные богатства – нефть, газ и все такое. Я говорю про богатства награбленные. Плывут по реке ладьи с купцами, тут из-за островка выгребают корабли ушкуйников – и давай их, купцов, грабить. А куда потом награбленное девать? Банков тогда еще не было, оффшоры еще не придумали. Понятно, что часть нужно употребить в ближайшем кабаке, а остальное куда? Так в нее, в землю-матушку. Чтобы потом, когда черный день наступит, откопать и снова в том же кабаке употребить. Если, конечно, ушкуйник сумеет дожить до черного дня. Времена лихие были, не все доживали.
И вот эти сокровища, клады, всегда будоражили человеческие умы и души. Доказательства тому – роман Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ", да и отечественные авторы отметились, вспомнить того же Дядю Федора с Шариком и Матроскиным, которые, чтобы корову купить, пошли клад искать.
Да и за мной грешок водится. Давным-давно, когда еще у меня была строительная фирма, воспользовался такой байкой в корыстных целях. Рассказал работягам на одном объекте, что там, еще в лихие девяностые, некий криминальный элемент имел цех по разливу нелегального алкоголя. И, когда его менты брали, заныкал куда-то чемодан с баксами.
Ради справедливости отмечу, что лично я ничего не придумал! Такая легенда и правда ходила в тех местах. Да и доказательств хватало – там и тут валялись стопки акцизных марок. И работяги, получив у старожилов подтверждение моих слов, вместо запланированного месяца произвели демонтаж стен и перекрытий на объекте всего за неделю! Работали, не покладая рук, день и ночь, даже зарплату требовать забывали.
Здесь и там шептались:
– А вот ты, если найдешь – поделишься со мной?
– Конечно, брат! Не сомневайся! Век воли не видать!
Видимо, клятвам особо не верили. Никого не решались оставить в одиночестве. Даже в туалет под бдительным присмотром друг друга ходили! А коли найдет? Дружба, как говорится, дружбой, но табачок – врозь!
Примерно в те же времена, к которым относится моя бытность на посту директора строительной формы, свела меня жизнь с одним человеком. Он занимался металлом. Покупал лом, продавал лом – с этого и жил. И жил, стоит отметить, весьма недурно. Только рассказывали про него всякое. Что львиную долю своих богатств он вовсе не на металле заработал, а на самолете!
Здесь стоит отметить, что у нас, в Челябинске, есть еще и штурманское училище. С аэродромами, самолетами, летчиками – все, как полагается. И ходила такая городская легенда, что самолеты, отслужившие свое, не уничтожались, не резались на металлолом, а закапывались в сыру землю там же, возле ЧВВАКУШа. Это сейчас там все вокруг застроили, яблоку негде упасть. А еще во времена моего детства вокруг аэродрома были сплошные болота. В этих болотах не только самолет – весь аэродром утопить можно.
Причину сего оригинального способа утилизации объясняли достаточно просто. Там, в самолете, столько всякого секретного… если везти куда-то и резать на куски – точно кто-нибудь из работяг стырит что-нибудь секретное себе на память. И если просто на память – это еще хорошо. А если работяга шпионом американским окажется? То-то и оно! Так что проще утопить самолет в болоте, чем утилизировать способом, принятым в странах загнивающего капитализма.
Понятно, что при Советах аэродром и болота охранялись – все комары и лягушки учтены были. А потом наступила Перестройка, за ней – девяностые. Такие времена настали, что было уже не до охраны болот в центре Урала. Одновременно с этим город разрастался, строился. Менялся ход грунтовых вод и к концу ХХ века от болот остались одни воспоминания.
Дошли эти истории про утопленные самолеты до мужика, который металлом занимался. И дюже ему захотелось такой самолет найти. Конечно, с исключительно коммерческим интересом. Самолет, как известно, это не только яйца, но ценный мех! Там всяких сплавов – титана, алюминия – навалом. Еще и проводка медная должна быть. Дельце обещало быть крайне выгодным!
Может, кто-то и раньше те самолеты искал, но не так обстоятельно. Герой нашей истории сперва изучил карты. Потом обошел старожилов. Кто что помнил? Кто что видел? Вышел на одного дедка, который в конце 1950-х годов пас скотину в окрестностях аэродрома. Тот и указал место. Поклялся, что сам, своими собственными глазами видел, как военные здесь самолет в болоте топили. Правда, полвека спустя уже и болота след простыл – лесок успел вырасти.
Мужик походил, посмотрел, сверился с картами. Похоже на правду, есть шанс, что именно тут самолет закопан. И – да, я отмечу, что сегодня, с современным оборудованием, когда каждый может купить металлоискатель и отыскать хоть пуговицу, Мамаем потерянную, все было б гораздо проще. А то были девяностые, тогда на мобильники смотрели, как на летающие тарелки. У нас, на Урале, они примерно одинаковой редкостью были. Согласен – вру. Летающие тарелки чаще, чем мобильники, встречались.
Короче, мужик начал копать. День, второй, неделю. Коровьих черепов уже на кладбище выкопал, а самолет все не попадается. Еще и солдатики из охраны аэродрома зачастили.
– Кто такой, чего копаешь?
– Да вот… мечтаю найти самолет и разбогатеть.
– Разбогатеть – это дело хорошее, каждый мечтает. Дай нам пару бутылок водки, да копай себе дальше.
Мужик уже почти месяц копал, все поляну изрыл вдоль и поперек. Думал уже плюнуть на это дело, заняться чем-нибудь более полезным и приземленным. Вон, под Сургутом, все прекрасно знают, где КамАЗ утонул с алюминиевой трубой. Даже крыша того КамАЗа до сих пор над водой торчит. Только ты пойди, достань его!
Вдруг в один прекрасный день лопата наткнулась на металл. Чуть-чуть разгреб землю – вырисовывалось крыло самолета. Нашел! Тут уже не поскупился, договорился с теми же солдатиками с аэродрома, чтобы помогли ему самолет полностью откопать. Не задарма, конечно, за водку. Какая еще самая твердая валюта в девяностых была, если не жидкая?
Самолет – истребитель. Не наш. Или трофейный, немецкий, или ленд-лизовский, американский – тут детали в разных источника различаются. Но все сходятся в другом: продал мужик тот самолет не как металлолом, а как предмет коллекционирования за совершено дикие бабки. Вот с тех пор он и зажил!
Да, читатели могут возразить. Мол, самолет, даже если он и закопан – он чей-то! Нельзя его просто так откопать и продать! Так то девяностые были. Тогда что нашел – то мое. Главное – перепрятать успеть.