Инвойс, который вы оплатите в связи с регистрацией новой или приобретением готовой оффшорной компании, может быть единственным в жизни этой компании. Но если вы хотите, чтобы компания могла работать спустя год после даты своей регистрации и дольше, вы столкнетесь с необходимостью оплаты ее поддержания (ежегодного продления).
Поскольку оффшорные компании, как правило, не обязаны платить налоги в стране регистрации, эта нагрузка заменена для них ежегодной фиксированной государственной пошлиной. Величина этой пошлины зависит от ряда факторов – юрисдикции, суммы заявленного уставного капитала компании, наличия акций на предъявителя и т. д. В классических оффшорах, однако, размер госпошлины относительно невысок и обычно не превышает 350 USD.
Также для поддержания компании потребуется оплатить услуги зарегистрированного агента компании на следующий год. В перечень оплачиваемых услуг включаются предоставление юридического адреса, ведение и хранение реестров директоров и акционеров и другие услуги (в зависимости от страны регистрации). Стоимость таких услуг как правило, начинается от 1000 USD и варьируется в зависимости от юрисдикции.
Помимо правительственной пошлины и услуг зарегистрированного агента, которые обязаны оплачивать все оффшорные компании, у вас может возникнуть необходимость оплаты услуг номинального сервиса, а также расходов на оформление доверенностей, ежегодно выпускаемых от имени компании. Стоимость ежегодного поддержания компании увеличится в этом случае примерно на 900–1300 USD.
«А почему у моей белизской компании дата продления наступила на полгода раньше даты продления моей сейшельской компании, хотя мы регистрировали их одновременно?»
Закономерный вопрос, требующий некоторых пояснений.
Дело в том, что в разных оффшорных юрисдикциях дата продления компании устанавливается местным корпоративным законодательством различным образом, однако чаще всего она так или иначе привязана к дате регистрации компании.
Наиболее распространенный вариант – когда дата первого продления компании наступает ровно через год после регистрации компании, второго продления – через два года и т. д. Именно таким образом определяется дата продления у компаний, зарегистрированных (инкорпорированных) на Сейшельских островах, в Панаме, Доминике и др.
По-иному складывается ситуация с компаниями, зарегистрированными на Британских Виргинских островах. В этой оффшорной юрисдикции для всех компаний законодательно зафиксированы две даты продления: 31 мая и 30 ноября. Для компаний, зарегистрированных в первые шесть месяцев календарного года, дата первого продления наступает в мае следующего года; для компаний, зарегистрированных во втором полугодии, – в ноябре следующего года. В последующие годы дата продления не изменяется.
В отдельных оффшорных юрисдикциях дата продления не зависит от даты регистрации компании и установлена одинаковой для всех компаний. Примером такой юрисдикции является Белиз, в котором все компании должны быть продлены не позднее 31 июля года, следующего за годом регистрации. Дата первого продления, таким образом, наступает одновременно для белизских компаний, зарегистрированных как в январе, так и в декабре одного и того же года. Понятным, таким образом, становится и ответ на вопрос в начале этого раздела: белизскую компанию, зарегистрированную в декабре, необходимо будет подавать на продление уже в июле, в то время как о продлении сейшельской компании, зарегистрированной в декабре, можно не думать до следующего декабря.
Не следует забывать, что для того чтобы соответствующие платежи поступили по назначению не позднее установленной даты продления, ваш российский провайдер может установить более раннюю дату, до которой он будет принимать оплату продления компании без штрафов. Это связано со сроками перечисления полученных средств зарегистрированным агентам в оффшорных юрисдикциях, и далее – с их счетов в бюджет государства. Как правило, на эти «телодвижения» требуется не менее двух недель.
Если к дате продления компании ежегодная госпошлина не будет уплачена в бюджет, то на следующий за установленной датой продления день статус компании изменится – напротив ее наименования в государственном реестре появится запись: “Not in good standing”. Компании, находящиеся в этом статусе, хотя еще и не вычеркнуты (исключены) из реестра, но уже ограничены в своей правоспособности, и им может быть отказано в получении каких-либо сертификатов, подтверждающих их статус – как корпоративный, так и налоговый. Максимум, на что может рассчитывать компания, находящаяся в «нехорошем» статусе, – это на получение так называемого «сертификата плохого состояния» (certificate of bad standing), в котором будет указано, что у компании имеется задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет страны регистрации. Не получив от оффшорной компании подтверждения ее «хорошего» статуса в виде соответствующего сертификата, банки, как правило, блокируют счета таких компаний и не возобновляют их работу до получения сертификата хорошего состояния (Сertificate of good legal standing).
На исправление данной ситуации у оффшоров есть, как правило, несколько месяцев, в течение которых государство дает им возможность оплатить просроченную госпошлину и вернуть компанию в «хорошее» состояние. Однако оплата госпошлин на данном этапе возможна уже только со штрафом. На Британских Виргинских островах, например, первые два месяца штраф будет составлять 10 % от ежегодной госпошлины, а следующие три месяца – 50 %. Для белизских компаний действует следующее правило: первые три месяца после даты ежегодного продления штраф за просрочку платежа равняется 100 USD, а после этого увеличивается до 200 USD.
Если в течение установленного срока ежегодная госпошлина и штраф за ее несвоевременную оплату не поступят в бюджет страны регистрации оффшора, компания вычеркивается из корпоративного реестра, что влечет за собой ряд последствий, о которых рассказывается в разделе «Чем вычеркивание компании из реестра отличается от ликвидации?»
Справедливости ради, отметим, что от одного и того же клиента эти два вопроса мы обычно слышим с перерывом в несколько месяцев. Ситуация, когда вы думаете, что оффшорная компания вам больше не нужна, а через полгода внезапно вспоминаете, что именно на ней «висит» один из ваших активов – будь то недвижимое имущество, ценные бумаги или невозвращенные проценты по займу, – при всей ее кажущейся невероятности повторяется в нашей практике с завидной частотой.
Как уже говорилось ранее, добиться того, чтобы вашу компанию вычеркнули из государственного реестра, достаточно просто, и процесс этот не требует от вас ничего, кроме терпения. Достаточно пропустить дату ежегодного продления компании и срок оплаты ежегодной госпошлины со штрафами, а затем дождаться официальной публикации объявления о вычеркивании вашей компании из реестра, и вы можете вздохнуть с облегчением. Конечно, если первый абзац этого раздела – не про вас.
Если же он про вас, то не спешите паниковать – большинство оффшорных юрисдикций не освобождает вычеркнутые из реестра компании от обязанности оплатить свою задолженность перед бюджетом на протяжении десяти лет. С другой стороны, в течение этого же срока компания может восстановиться в реестре, оплатив все накопившиеся задолженности по госпошлине, включая штрафы, а также специальный сбор за восстановление компании. Причем после восстановления компании в реестре будет считаться, что она никогда не была вычеркнута, и все иные возникшие в ее отношении в период «небытия» обязательства (в том числе те, которых вы, возможно, рассчитывали избежать) являются юридически действительными и подлежащими исполнению.
Неожиданный вопрос, не правда ли? Ведь российское законодательство, как и законодательство большинства стран мира, не предусматривает возможности для юридических лиц менять страну регистрации, сохраняя все остальные реквизиты, включая наименование и дату регистрации. Процедура эта называется «редомицилирование», и осуществить ее можно между большинством оффшорных юрисдикций. Редомицили-ровать можно и американские, и кипрские компании, если вас не пугает продолжительность и достаточно высокая стоимость процедуры.
Причины «перемещения» компаний различны, и чаще всего связаны с желанием избежать сложностей, возникающих при поддержании жизнедеятельности компании по ее первоначальному месту регистрации (например, сложностей, связанных с раскрытием информации о конечных владельцах компании, или подготовкой финансовой отчетности), и необходимостью сохранить ее хороший статус для реализации той или иной бизнес-цели.
«А зачем нужна дорогостоящая процедура ликвидации, если я могу просто дождаться, пока мою компанию вычеркнут из реестра?»
«Чтобы спокойно спать по ночам», – пожалуй, самый простой и точный ответ на этот вопрос. А если немного подробнее, то вот зачем: вычеркивание оффшора из реестра, хотя и привлекает простотой и отсутствием затрат, имеет и свои минусы. Главный из них – это простота восстановления компании в реестре, причем не обязательно лицом, ее зарегистрировавшим. С заявлением о восстановлении компании могут обратиться и ваши кредиторы с целью последующего предъявления к компании своих требований. Более того, даже после исключения из реестра не прошедшая через процедуру официальной ликвидации компания (и ее должностные лица) продолжает нести ответственность по всем своим обязательствам и может являться ответчиком в судебных разбирательствах в течение многих лет. Этот срок зависит от конкретной юрисдикции, например на БВО он составляет 7 лет.
Ликвидированная оффшорная компания, напротив, считается выполнившей все свои обязательства, и про нее можно смело забыть, не опасаясь, что ее призрак через какое-то время неприятно напомнит вам о себе.
Схема, по которой происходит добровольная ликвидация компаний, в разных оффшорных юрисдикциях примерно одинакова.
Прежде всего, акционеры компании принимают решение о том, что компания прекращает свою деятельность и начинает процедуру ликвидации. На основании этого решения в компании назначается ликвидатор компании и утверждается план ликвидации. Ликвидатором, как правило, может выступить любое лицо (в отличие от процедуры банкротства, проводить которую может только лицо, получившее специальную лицензию или сертификат).
Ликвидатор несет основную ответственность за правильность проведения процедуры ликвидации, которая заключается: 1) в выявлении дебиторской и кредиторской задолженности, 2) удовлетворении требований должников компании и 3) реализации оставшегося имущества компании акционерам пропорционально количеству принадлежащих им акций. Ликвидатор также подает заявление о начале ликвидации в регистрирующий орган, публикует объявления в газетах (если законодательство юрисдикции предъявляет соответствующие требования) и подтверждает, что компания может быть вычеркнута из реестра с выдачей соответствующего свидетельства о ликвидации. Следует учитывать при этом, что компания, у которой есть задолженность по уплате обязательных ежегодных платежей, не может быть ликвидирована до погашения такой задолженности.
Государственные органы в оффшорных юрисдикциях, как правило, не осуществляют контроль за действиями ликвидатора, однако в отдельных (крайне редких) случаях могут попросить его предоставить документы, подтверждающие, что процедура ликвидации проведена надлежащим образом.
В тех юрисдикциях, где обязательным требованием является подготовка и подача компанией финансовой и налоговой отчетности, процедуре ликвидации предшествует подготовка ликвидационного баланса и уплата задолженности по налогам и сборам.
«Как, вы же только что сказали, что после ликвидации компании я смогу про нее забыть?!»
Действительно, можете. Но это, к сожалению, не означает, что ваши кредиторы сделают то же самое или решат не причинять вам неудобств по иным причинам. А тем более, если они изучат законодательство страны регистрации вашей компании и обнаружат, что имеют право обратиться в местный суд с заявлением о восстановлении ликвидированной компании в течение 10 лет с даты ликвидации.
Случаи эти достаточно редки, в основном по причине необходимости нести значительные судебные издержки и невысоких шансов заявителя на успех, однако подобная практика существует, и суды оффшорных юрисдикций уже успели выработать определенные принципы разрешения таких дел. В соответствии с ними восстановление ликвидированной компании – это всегда огромное исключение из правил, и может произойти, как правило, только если будет доказано грубое нарушение со стороны ликвидатора, повлекшее значительное ущемление интересов кредиторов, которое не может быть исправлено иным способом, кроме восстановления ликвидированной компании.