Противостояние
Через каменисто-песчаный кряж, медленной, тяжёлой походкой переходил человек. Если бы ни его кизиловый посох, то он непременно давно бы упал. Но идти было нужно. Близился рассвет.
Звёзды, до этого такие яркие и настолько близкие, что казалось бы, взберись на следующую вершину, на следующий уступ, и ты непременно коснёшься рукой небесного полога. Ощутишь его приятную бархатистость, проведя подушечками пальцев по шляпкам миллионов серебристых гвоздиков, на которых небрежно был наброшен тончайший, шёлковый шарф млечного пути, стали терять свой призрачный блеск.
А восток уже заметно сменил свои чёрные одеяния, на пока ещё тёмно-синюю мантию. Но и этот наряд продержится недолго. Его сменит ослепительно разлившееся голубизна небосвода, и на свой престол взойдёт палящее светило. Своим гневным взором, оно уже выжгло обширнейшую равнину, тянущуюся на многие поприща вокруг. Недаром же пророк Моше (Моисей) назвал это место великой и страшной пустыней. А Йирмейа (Иеремия) подтвердил, назвав её пустой и необитаемой, землёй сени смертной.
Пустыня. Это тишина, безлюдье, необъятные просторы, ослепительное солнце и иссушающий ветер. Вокруг простираются величественные красные горы, к вечеру превращающиеся в раскалённое, блестящее в заходящих лучах золото. Ажурные узоры скал завораживают, а зелёные, влажные оазисы зонтичных акаций, притягивают. Песок и мелкий булыжник всячески препятствуют движению, а раскалённый ветер подталкивает, бросаясь мелкой пылью. Пустыня живёт, пустыня дышит, пустыня замирает, пустыня ждёт. Здесь царит вечность.
Это она, незаметно для себя, стирает некогда гордо вздымающиеся скалистые горы, в струящийся меж пальцев красный, мелкий песок. Она заглядывает тебе в глаза и тутже уносится вдаль неудержимым перекати-полем.
Однако человек упорно шёл вперёд, к только ему ведомой цели. Ночь, это время для движения. Она своими холодными объятьями не даёт уснуть, постоянно подталкивая мягкими, упругими пальцами ветра идти дальше. Чтобы в надежде, к рассвету, найти живительный оазис, и там переждать, в его прохладе, полуденный зной.
Человек поправил самодельно сделанный тюрбан. Отцепил от пояса старенький, но всё ещё довольно крепкий бурдюк и сделал маленький глоток воды. Да, драгоценную жидкость надо беречь. Он огляделся по сторонам. Но не нашёл ни отпечатков следов животных, ни высушенного русла реки. Лишь в отдалении кружились на одном месте потревоженные птицы. И это хоть как-то утешало, давая слабую надежду на открытый источник воды.
Однако он не был одинок все эти дни. Животные пустыни, едва завидев отдалённую фигуру, стремились поскорее коснуться его ладони. Ощутить его ласковый взгляд и не спеша, некоторое время, следовать за ним. Только в этот раз, они оставили его одного, посреди бескрайней, безмолвной равнины.
Тяжело ступая, по расползающемуся под наалаимами песку, он двигался вперёд. Но обессиленный за ночь, он шёл не так быстро как того хотелось. А солнце, уже поднялось из-за горизонта, бросая первые огненные копья лучей в прохладный сумрак. Человек наконец остановился и огляделся. Он подошёл к подножью скалистых возвышенностей, образовывающих некое подобие овальной арены. Окинув взором открывшуюся местность, он поднял свой взгляд к небу, и прошептав растрескавшимися губами молитву, стал спускаться вниз.
Подходило к концу испытание его человеческой природы. И человек это чувствовал. Пот, собираясь в крупные, солёные капли, струился по его челу. Его лицо и руки сильно загорели и обветрились, от ослепляющего солнца и лёгкого ветра, срывающего со своих мест многочисленные песчинки. Каждый раз прокатывающихся по телу словно наждаком. В течение всего этого времени только сушёные кузнечики акриды да мёд диких пчёл поддерживали его тело, а беспрестанная молитва его дух.
– “И было сказано мне слово Йеговы:
Иди и возгласи в слух Йерушалайма, говоря: так сказал Йегова: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной.
Исраэйль – святыня Йеговы, первые плоды Его. Все поедающие его будут осуждены. Бедствие придёт на них, – сказал Йегова.
Слушайте слово Йеговы, дом Йаакова и все семейства дома Исраэйлева.
Так сказал Йегова: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что отдалились от Меня и последовали за суетою и стали суетны.
И не сказали: «где Йегова, который вывел нас из земли Египетской и вёл нас по пустыне, по земле степей и пропастей, по земле иссохшей и по земле тени смертной, где никто не проходил и где не жил человек?»
И привёл Я вас в землю плодородную, чтобы ели вы плоды её и блага её. А вы пришли и осквернили землю Мою, и сделали удел Мой скверною.
Священники не говорили: «где Йегова?» и законоучители не знали Меня, а пастыри грешили против Меня и пророки пророчествовали именем Баала и следовали за теми, что тщетны, за идолами.
За это Я ещё буду судиться с вами, – сказал Йегова, – и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.
Ибо пройдите по островам Киттимским и посмотрите, и пошлите в Кэйдар и внимательно присмотритесь, и увидьте, бывало ли где подобное?
Переменил ли какой народ элохим своих? А ведь они – не элохим. А Мой народ переменил славу свою на тщету.
Дивитесь этому, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, так сказал Йегова”.
– Эммануил, – разнёсся по округе негромкий голос, будто бы ветер принёс эти звуки из дальних краёв. Человек остановился, перестав читать молитву. Постояв некоторое время, прислушиваясь, он вновь тронулся в путь, зашептав:
– ”Взгляни, ответь мне, Йегова Элохим мой, освети глаза мои, чтобы не уснул я сном смерти.
Чтобы не сказал враг мой: пересилил я его! Неприятели мои ликовать будут, когда пошатнусь я.
А я на милость Твою полагаюсь, возрадуется сердце моё спасению Твоему. Воспою я Йегове, ибо Он сделал мне благо”.
– Эммануил! – уже громче и настойчивей разнеслось над пустыней.
Человек остановился.
– Я был наречён другим именем.
– Вот как? – в голосе пустыни появились нотки иронии и сарказма.
“И сказал Ахаз: не буду я просить и не буду испытывать Йегову.
И сказал пророк: слушайте же, люди дома Давида, мало вам досаждать людям, что вы хотите досадить и Элохим моему?
За то Йегова Сам даст вам знамение: вот, Дева во чреве приимет и родит сына, и наречёт имя ему Имману Эйл.
Маслом и мёдом будет он питаться, доколе не сумеет ненавидеть злое и избирать доброе”.
Разве не так было сказано? И звучит то как! Эммануил – с нами Бог!
– ”И даст увидеть себя слава Господа, и узрит всякая плоть, несущего спасение Божее. Ибо Господь возвестил это”.
Нет. Не отошли от предания сего ни мать моя Марьям, ни Йосеф. Ибо по слову вестника Элохим, Гавриила, речено имя мне.
– Ну что же, как скажешь, Йешуа – Спасение Йегова.
– ”Низвергнуто в преисподнюю великолепие твоё, звучание арф твоих. Под тобою стелется червь, и черви покрывают тебя.
Как пал ты с неба, утренняя звезда, сын зари. Низвержен на землю, вершитель судеб народов!
И сказал ты в сердце своём: «взойду я на небо, выше звёзд Элохим вознесу я престол мой и буду сидеть на горе собрания, на краю севера.
Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему».
Но ты низвергнут будешь в преисподнюю, к краям ада”.
Я знаю тебя, – не оборачиваясь, смиренно сказал иудей. – Хейлель.
Пустынный голос заливисто рассмеялся. Порывистый ветер с силой толкнул в грудь человека, отчего тот покачнулся, опираясь на свой посох, прикрывая рукой глаза от летящего мелкого песка. Однако порыв ветра стих также резко, как и возник.
Впереди иудея, взметая клубы пыли вверх, закрутился небольшой, но довольно плотный смерч. Вдруг безоблачное небо осветила яркая вспышка. Сверкнула молния, пронзая сверху донизу воздушный столб. Раздался оглушительный, сотрясающий саму землю, раскат грома. Теряя свою силу, смерч распался. Пыль разлетелась в разные стороны, а в его центре, на несколько локтей вверх, застыл контур огромного змея, сотканного из клоков тьмы различной плотности, которая постоянно перемещалась, не зная покоя. Затем проступили глаза змеи. Немигающие, надменные, жестокие. Взгляд, пронзающий душу до самого основания. Заставляющий пасть ниц, накрывая голову руками, от охватывающего животного страха.
Затем тьма сгустилась, потеряв свои очертания. Только глаза змеи оставались неизменными. От неё шли ритмичные потоки ветра. Вначале стали различаться шесть крыльев. Два переливающихся иссиня-черных, два белёсых и два полупрозрачных. Постепенно тьма стала концентрироваться, сгущаться, уплотняться. В центре стал проступать контур тела человека. Стало видно лицо. Лицо очень красивого юноши, но испорченное налётом надменности. По мере проявления тела, белёсые и полупрозрачные крылья медленно исчезая, таяли в воздухе. Лишь чёрное оперение оставалось таким же мощным, каким и было прежде. Наконец человек полностью обрёл свою форму, коснувшись ногами земли. Чёрные крылья последний раз мощно взмахнули, подняв при этом вихрь пыли и песка, который обдал иудея, расправились во всю свою ширину, и медленно сложившись за спиной, пропали из вида.
– И что же ты тут делаешь?
– Дух Отца моего Небесного привёл меня сюда. Для смирения тела и испытания духа во мне.
– Да? И для этого надо было идти в пустыню? – усмехнулся Сатана, разведя руками вокруг. – Неужели в святом Йерушалайме, в Храме Йеговы, ты не смог бы этого сделать? А всё почему? Да потому что в вас иудеях, как впрочем и в других народах, истинной веры нет. Вон Моше, сорок дней беседы вёл с Элохим. А что в это время сотворил Аарон со своим народом? А? Придумали себе нового элохим. Золотого тельца. И давай ему поклоняться. Все устои напрочь позабыли. И это, заметь, за месяц с небольшим в отсутствие вожака. А если бы его полгода не было? А?
– Люди слабы духом и немощны телом.
– Ага, ага, – усмехнулся тёмный ангел. – И для его поднятия, Моше сорок лет, изнуряя свой родной народ, гонял его по пустыне из конца в конец. Пока целое поколение в песках не похоронил. А всё потому, что они побоялись сразу же войти в землю им обещанную. Йахве жесток.
– Он справедлив и милосерд.
– Вот только не надо мне говорить о Его милосердии! – резко перебил демон. – Кровавый Йешуа, сын Нуна (Иисус Навин), с полчищем фанатичных иудеев, рушит стены гордого Йерихо при помощи и полной поддержке Элохим. А затем вырезает всё его многочисленное население. Полностью! Включая их скот, стариков, женщин не способных оказать хоть какое-то сопротивление, малых детей и младенцев! Это как для покорённых? Милость доброго Йегова? А потом Йешуа бен-Нун идёт огнём и мечом по чужой земле, полностью истребляя ханаанские племена. Полностью!! Город Гай постигла таже участь, что и Йерихо. Естественно пять ближайших царей объединились против кровавого захватчика. И что же Йегова? – вновь усмехнулся Сатана. – Вновь принял сторону озверелых убийц. И конечно же при непосредственном участии Элохим, при Его влиянии на силы природы. Вспомни, когда побеждённые бежали по скату горы Вефоронской, это ведь Йахве бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и те умирали. И больше было тех, которые умерли от каменного града, нежели тех, которых умертвили мечом «геройские» сыны Исраэйля.
Сатана взмахнул рукой, и они оказались на небольшой возвышенности, откуда было хорошо видно окружающую местность. Впереди шёл ожесточённый бой. Небольшое войско Исраэйля было подобно острому, многолезвийному валу. Который без конца перемалывал довольно многочисленную сопредельную армию. Горячая кровь брызгала во все стороны с неутомимо рубящих клинков. Раненые вперемешку с убитыми падали наземь. Создавая скользкий, слабо шевелящийся покров. Упавших тутже покрывал слой отрубленных рук, ног, голов, окровавленных тел со вспоротыми животами, откуда змеясь, выползали клубки серых внутренностей. Задние ряды иудеев, громоздясь на поверженных врагов, если видели, то добивали раненых, никому не давая пощады, сменяя воюющий передний ряд. И эти волны атакующих иудеев, сменяя друг друга, оставляли после себя смердящее поле боя.
– Посмотри вокруг! – радостно закричал демон, разводя руки в стороны. – Солнце до сих пор в зените! А между прочим сейчас уже вторая стража ночи. И это ли не прямая помощь Элохим нападающему агрессору? Или вот ещё.
Он вновь широко взмахнул рукой. Впереди между двух предгорий расстилалась в предрассветной мгле утопающая в зелени деревушка. Мирных жителей не было видно. Они ещё тихо спали под сводами своих домов. Но вот показалось небольшое войско иудеев, которое обнажив короткие мечи, мелкой трусцой быстро приближалось к селению.
Молодой парень, вставший по нужде, выйдя во двор, застыл на месте, с расширяющимися от ужаса глазами. Он ещё успел предупреждающе громко закричать, прежде чем его горло пронзила стрела. И он, булькая кровью, повалился набок. Через мгновенье уже всё селение было охвачено дикими, истошными воплями. Эффект неожиданности был достигнут в полной мере. Те, немногочисленные защитники, что успевали схватить оружие, были моментально задавлены набегающими иудеями. То тут, то там начинали вспыхивать дома.
В один из домов ворвался молодой иудей, по возрасту от силы лет семнадцати. Перед ним, прижимаясь к противоположной стене, стояла донельзя испуганная молодая женщина, прижимая к своей груди ревущего младенца. А за ней прятался, испуганно крича, маленький мальчик лет трёх. Ворвавшийся парень опустил свой меч. Следом за ним вбежал другой, более старший воин.
– Что случилось? Почему ещё не поджёг?
– Здесь дети.
– И что? Разве это препятствие, чтобы ослушаться Всемогущего А-Шема?
Оскалясь, он одним прыжком оказался около молодой женщины. С пронзительным криком она рухнула на колени, поплотнее прижимая младенца. Короткий взмах меча и из рассечённого горла фонтаном брызнула кровь. Взмах второй и головка невинного ребёнка с отрубленными кистями ручек отлетают к стене. В последний миг своей жизни, мальчонка закрыл глазки ладошками.
– Вот так, – довольно сказал убийца. – Если Элохим велел очистить эту землю полностью, то исполняй и не думай. Понял?
Юноша оцепенело замерший в дверях, всё не мог оторвать взгляда от кровавого месива.
– Младенец, – только и сумел хрипло выдавить он.
– А, – махнул рукой воин. – Его прах развеет ветер.
Подойдя к очагу, он достал дымящиеся угли, развёл огонь с помощью подобранной ткани и направился к выходу.
– Пошли, – хлопнул он по плечу парня. – Нам здесь делать больше нечего.
Сатана вновь взмахнул рукой, и они опять очутились в пустыне.
– Ну хорошо, – продолжил он беседу будто бы ничего и не было. – Ты победил. Так остановись. Прояви милость. Так нет же. Он захватывает этих несчастных, уже не способных к сопротивлению пятерых царей и вешает их как плоды на деревьях. Вспомни многолюдные города Макед, Ливна, Лахис, Еглон, Хеврон. Где все их жители? А? Всех вырезали! От младенцев до стариков! Не щадя никого, стоя по колено в крови. Вот это я понимаю. Иудейская доблесть, – ухмыльнулся демон. – А если так подумать, всё из-за чего? Кому это было выгодно? А? Да Саваофу. Видите ли, они исповедовали другую религию. Почитали не Его, а совершенно других богов. Вот Он и расправился вашими руками со своими соперниками. А вам, как нищим побирушкам, нужна была своя территория, вот вы чужую-то и заняли. Кто не с нами, тот против нас, ведь так, а? И что же им за это сделал наисправедливейший и бесстрастнейший судья Адонай? Да ничего. Рука руку моет. Вы в меня верите, а я за это топлю в крови других иноверцев. А меня ещё обвиняют в совершении злодеяний. Как нехорошо. Да я лишь пошептал Хавве (Еве) на ушко, а Он уже пролил реки людской крови.
Ну да, ну да, – после небольшого молчания продолжил Хейлель. – Понимаю. Если зло совершают свои, избранные, то это правильно, это законно, этого хочет Йегова. А если другие, защищаясь, напали на вас, то они плохие, недостойные жить, их должен покарать Элохим.
– Ты как всегда извращаешь истину, – покачал головой Йешуа. – Отец никогда не побуждал к убийству. Исраэйль воспринял сохранение своей чистоты с излишней ревностью. Они уничтожали из-за страха растворения в язычестве. Но уничтожение не ведёт к любви. Прежде всего нужно уничтожить неверные представления об Отце и поведать о Его промысле о людях. Потому как чистота должна достигаться не убийством кого бы то нибыло, а исторжением греха из сердца своего.
– Да знаю, знаю, грех, убийства, – отмахнулся Сатана. – Если не пропалывать сорняки, то они разрастутся, забивая собою злаки. И в конце концов злаки, под их натиском увянут. Знаю я всё это. Только это всё отговорки. Ведь это же не сорная трава, а люди. Хотя? – задумался Хейлель. – Какие они люди? Они же все как животные. А что присуще всем животным? Жрать, спать и размножаться. Вот их удел. Нужно ли чем-то жертвовать ради них? Вечно жрущих и обуреваемых похотью. Для чего ты здесь изнуряешь своё тело? А? Посмотри на себя. Потерял в весе, осунулся лицом. И всё это ради вот этих чванливых, непостоянных избранных?! – усмехнулся Сатана.
Он картинно взмахнул рукой. Солнце, встающее над пустошью, уже начинало припекать, и безоблачное до этого небо как-то вдруг побелело. Птицы, совершающие неспешные круги в вышине, застыли в своём полёте, а на землю стали опускаться мелкие, лёгкие пушинки. Кружась в воздухе, они медленно устилали белоснежным покровом бурый песок. И вот уже всё вокруг застелило белой периной.
Из-за спины иудея раздался весёлый детский смех. Йешуа обернулся. Невдалеке, что-то щебеча и играя меж собой, находилась группка маленьких детей и подростков. Они аккуратно собирали нежный пух манны в расстеленные покрывала, изредка отправляя её в рот. Жуя сквозь смех, но прилежно выполняя свой нехитрый труд.
– Дети, – усмехнулся демон. – Что с них возьмёшь. Но ты лучше взгляни на взрослых.
Йешуа посмотрел чуть дальше. Там, в отдалении, расположились станом иудеи. Возле шалашей горели маленькие костры и на них жарились сочные куропатки. Взрослое население, возлёгши полукругом, с чувством поглощали жареное мясо. Сок жареной дичи тугими струйками сбегал по подбородкам, капая на песок.
– Посмотри на них повнимательнее, Йешуа. И это твой народ?! – кривая усмешка пробежала по губам демона. – Они презрели блага своего Элохим!
– “Ты всех милуешь, потому что всё можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния, – тихим голосом произнёс иудей.
Ты любишь всё существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел.
И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?
Но Ты всё щадишь, потому что всё Твоё, Йегова Элохим наш”.
“Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чём они согрешают, вразумляешь. Дабы они, отступив ото зла, уверовали в Тебя, Йегова Элохим наш”.
Йешуа протянул руку и на его ладонь стали опускаться пушинки, тутже превращаясь в капли влаги. В животе заурчало, и его скрутил сильный спазм. Если бы не посох, то ему трудно было бы устоять на ногах.
– Что такое? – иронично встрепенулся Сатана. – Уж не заболел ли ты?
Затем вновь картинно широко взмахнул рукой, и видение вокруг сразу исчезло.
– Дааа, – протянул он. – Сорок дней ходить по пустыне, испытание не из лёгких, – во взгляде Сатаны блеснула искра, точно попавшая в цель. – Люди всегда хотят есть.
Он огляделся по сторонам, подняв два небольших камня.
– Вот. Посмотри на них. Они же так похожи на тот хлеб, что пекут в твоём родном поселении. Округлый, мягкий, с такой хрустящей корочкой, которую так приятно жевать, наслаждаясь её изумительным хрустом на зубах. А какой от этого хлеба исходит дурманящий аромат, ммм, – он с наслаждением втянул ноздрями воздух. – Ты чувствуешь? Один только запах способен заставить заурчать в предвкушении желудок. Ну согласись, в этой голой, обожжённой солнцем и иссушённой ветрами пустыне очень трудно найти хоть какую-либо еду, способную насытить твоё молодое тело. Как говорится, молитвами сыт не будешь. Так зачем же так страдать на последнем исходе? Нет же ничего проще. Оберни их хлебами, утоли свой голод и продолжай свой путь дальше.
Сатана медленно положил камни у ног Йешуа, разведя руки в стороны и делая несколько шагов назад.
– Заметь, я ничего у тебя не прошу и ничего тебе не даю, лишь только предлагаю. Вот и всё. Это будет только твоё решение, без всякого давления с моей стороны.
Путник долго смотрел на камни, по своей форме так напоминающие свежевыпеченный хлеб. Наконец он поднял свой взгляд на Сатану.
– В Писании сказано:
“И помни весь путь, которым вёл тебя Йегова, Элохим твой, вот уже сорок лет, по пустыне, чтобы смирить тебя, для испытания тебя, дабы узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет.
И Он смирял тебя, и томил тебя голодом. И питал тебя манной, которой не знал ты, и не знали отцы твои. Чтобы дать тебе понять, что не хлебом одним живёт человек. А всем тем, что исходит из уст Йеговы, живёт человек.
Одежда твоя не изнашивалась на тебе, и нога твоя не пухла – вот уже сорок лет.
И познаешь в сердце твоём, что как наставляет человек сына своего, так Йегова, Элохим твой, наставляет тебя.
И храни заповеди Йеговы, Элохим твоего, чтобы следовать путям Его и бояться Его”.
– Да! Теперь я вижу, что ты ЧЕЛОВЕК! Ибо только человек способен унять свои животные, низменные желания. Но что же в таком случае хочет человек, Йешу? А? К чему он стремится всю свою такую скоротечную жизнь? – Сатана сощурился, пристально глядя на путника. – ВЛАСТЬ! – протянул он с наслаждением. – Вот то, к чему он стремится, идя по головам своих сородичей. Все, кто способен что-то сделать должны иметь власть. Ибо только она способна заставить послушаться людей. Римский император, своей властью заставляет покорно следовать его воле своих вассалов. Муж, заставляет жену свою подчиняться себе. Не редко прибегая при этом и к насилию. Мать, учащая своё неразумное чадо шлепками и затрещинами, тоже насаждает свою власть. Дитя, мучающее животное, тоже самоутверждается во власти. Власть даёт право сильнейшему навязывать свою волю. А что сейчас есть у тебя? А? Эта палка да пустой бурдюк, которые не стоят и лепты? Что ты имеешь Йешуа? Ни-че-го. Ты нищий. Сколько ты скопил драхм, зарабатывая своим трудом? А? Своими жалкими поделками. Что дал тебе твой Йегова? Силу? Могущество? Власть? Неет. Он лишил тебя всего. Я же могу дать тебе всё! Всё что пожелаешь. Взгляни! – Сатана отвернулся, и они разом очутились на уступе высокой горы. Люцифер, стоявший на самой вершине, обернулся.
– Вот, – развёл он руками. – Взойди и убедись сам.
Йешуа, тяжело вздохнув, стал подниматься по крутому склону вверх. Взойдя на плоскую вершину, ему открылась удивительная красота подножья горы.
Внизу простирался город, утопающий роскошью дворцов в зелени деревьев.
– Посмотри на это великолепие. Город взлетов и падений, славы и позора, смерти и возрождения. Самый древний город – Йерихо, лежащий в пределах колена Вениаминова. Полуденная страна, на равнине долины Йерихона. Город пальм и розовых кустов, – Сатана втянул носом воздух. – Реах – благоухание. Самый крупный оазис посреди пустыни. Вглядись. Вон там стройные ряды фиников и хурмы чередуются с ровными посевами пшеницы, ячменя и чечевицы. Зелень жизни соседствует с песками смерти. Сюда сходятся многочисленные караваны купцов и через некоторое время уходят за барханы, которые стирают их следы. Вон там несёт свои воды Йарден, чтобы отдать их как дань, Мёртвому морю. Здесь пророк Элийя (Илия) оставил свой земной удел. – Сатана поднял свой взгляд к небу и прокричал – “И явилась колесница огненная и кони огненные, и вознёсся Элийя вихрем в небо!”
А вон там, у подножия холма, уже новый пророк Элиша (Елисей), сотворил одно из своих первых чудес.
“И сказали Элише жители города того: вот, местоположение города этого хорошее, как видит адон наш, а вода плохая, и земля истребляет жителей его.
И сказал он: принесите мне новый глиняный сосуд и положите туда соли. И принесли они ему.
И вышел он к истоку вод, и бросил туда соли, и сказал: так сказал Йегова: “Я исцелил воды эти: не будет от них впредь ни смерти, ни истребления”.
И до сего дня исцелены воды по слову Элиши, которое он изрёк”.
Именно здесь, некогда возвышались неприступные, высокие стены, опоясывающие этот город и пали они от звука труб сынов Исраэйля. А вон там, посмотри, над всем городом, возвышается летний дворец царя иудейского Ирода Великого. С огромным центральным залом, до блеска начищенным мозаичным полом, выложенным разноцветными камнями, роскошными банями и бассейнами со специальными нишами для статуй, колоннами поддерживающие свод изукрашенной лепниной. А в пышно украшенных залах льют свои серебряные струи фонтаны из гранитного розового камня. Даже есть амфитеатр и ипподром. И всё, всё это может принадлежать только тебе!
Но увидев взгляд иудея, Сатана вскричал.
– Нет! Этого мало! Смотри!
По порывистому взмаху его руки окружающее пространство подёрнулось рябью, словно жаркий воздух над раскалённой от солнца дорогой. Очертания потеряли свою стройность, заколыхавшись, расплылись и вновь обрели очертания. Но это была уже другая местность.
– Вглядись. Эта земля лежит далеко за известными пределами.
Перед ними лежал огромный город, своими окраинами переходящий в густой лес, а вдалеке, на юге, брезжила полоска голубого озера. Солнце над местностью взошло довольно высоко, но ещё не было в зените. Скопление домов чередовались с земледельческими террасами, укреплениями, ирригационными рвами и каналами. И на всём обозримом пространстве копошились на улицах люди. Этот многотысячный поток стекался в одну сторону. К центральной площади. Посреди которой, словно огромная, перевёрнутая чаша, возвышалась круглая пирамида. Её каменные террасы поднимались вверх, переходя в плоскую вершину, величественно возвышавшуюся над окрестными деревьями, где располагался жертвенник из пяти алтарей.
Под нескончаемый шум и крики толпы, по широкой каменной лестнице, гордо и надменно поднимались жрецы. Позади них, узкой вереницей, низко склонив голову, поднимались полуголые люди со связанными руками. Среди взрослых мужчин можно было увидеть несколько женщин и детей.
– Куикуилько – место радуги. Город народов майя. Полудикие племена, выдумавшие себе богов и приносящие человеческие жертвы. Посмотри на них! Ведь это же тоже люди! И их ещё не поздно обучить, приведя к истине! Убери из них животное начало и перед тобой откроется человек!
Сатана вновь взмахнул рукой. И вот среди марева пространства проступает уже другой город, ещё обширнее и богаче прежнего.
Город напоминал вытянутый прямоугольник. Девять вымощенных булыжником улиц были проложены с севера на юг, и девять с запада на восток, аккуратно разбивая поселение на одинаковые кварталы. Насколько хватало глаз, повсюду простирались жилые дома, покрытые черепицей. Множество дворцов различной архитектуры были хаотично разбросаны по всему пространству. Было удивительно видеть, как людской поток, словно волны на реке или озере, движется, перемешивается, бурлит перекатами у различных мелких лавочек внизу и как неспешно следуют небольшие группы людей по подвесным галереям. Небо, затянутое в сплошное месиво облаков, было пасмурным и хмурым. Того и гляди, пойдёт дождь.
– Чанъань – долгий мир, – восхищённо начал Сатана. – Столица страны, о которой вы иудеи, даже и не слышали. Чтобы пройти её из одного края до другого, надо затратить один дневной путь (26 км). Теперь представляешь его размеры? Один день пути! И это не таким медленным шагом с посохом в руке, – засмеялся Сатана. – А посмотри на эти стены. Их высота достигает двадцати восьми локтей (12 м), а ширина тридцать семь локтей! (16 м)
Этот город не как обычный, имеющий только одни входные ворота, а каждая из этих кирпичных стен, – указал он рукой, – Северная, Южная, Западная и Восточная имеют по три! Трое ворот в одной стене с охранными деревянными башнями! По восемнадцать локтей каждая! (7 м)
По этим улицам могут одновременно проезжать по двенадцать повозок к ряду! Но таких прочных и высоких стен этому народу показалось недостаточно. Вон там, на северо-западе, подступая практически к стенам города, несёт свои воды река Вэйхе. Эти люди, вырыли вокруг города огромный ров, заполнив его речною водой. Перебросив каменные мосты сорока четырёх локтей в ширину! (19 м) А?! КаковО?! Вот это размах! Вот это сила! А дворцы! Дворцы! Посмотри на их великолепие. Их больше сорока. У одного императора здесь целых пять главных дворцов! Тут девять рыночных площадей, не считая обычных торговых лавочек, постоялых дворов и множество храмов. Здесь живут люди, поклоняющиеся скорее философии, чем богам. В этой стране не только снизили налоги, но даже за каждой семьёй закрепили определённую земельную территорию. И более того. Они стали освобождать рабов! Представляешь?! Рабов! Недаром сюда стекаются многочисленные караваны со всех концов света. По своей роскоши и великолепию с Чанъанью могут сравниться только Александрия и Рим.
Сатана хитро взглянул на иудея и вновь порывисто взмахнул рукой. Марево заколыхалось вновь, подёрнув волнами пёструю столицу, растворяя её. Хотя тутже обрело другие очертания и уже другой пейзаж.
Внизу, под ними, широко раскинулся древний город. Создавалось впечатление, словно искусный паук накрыл его своей паутиной. Все дороги, которые шли к этой столице, получали своё естественное продолжение уже в самом городе, завершая свой путь на прямоугольной, крупной площади в самом её центре. Было ещё светло, однако близился закат. Уходящее светило бросало свои короткие, острые лучи в пушистые, тучные облака. Которые, наполняясь багровыми ранами, теряя свою форму, расплываясь снизу, уносились прочь, оставляя за собой кровавый след.
– Рим! Вечно золотой город, – начал своё повествование Сатана. – Он родился и разросся на семи холмах в долине реки Тибр. Величественный и порочный, могущественный и изящный. Город-государство, распростёрший крылья золотого орла, заслоняющее собой солнце, на всём побережье Средиземного моря, со всеми государствами расположенными на нём.
Посмотри на эти вековые дороги, вымощенные камнем. С бордюрами по краям и мильными столбами. Со всего пространства этой обширной империи они стекаются в одно единственное место. На Форум. Именно здесь Цезарь установил милиариум ауреум – золотой миллиарий. Позолоченную колонну с бронзовой надписью «Все дороги ведут в Рим». В доказательство этого, даже выставив напоказ карту дорог всей империи. Здесь проходят публичные выступления и судебные процессы. Именно тут расположен дом Сената, имеющий статус храма. Хотя сам зал не пышет роскошью убранства. Всего-то три яруса мраморных ступеней, обращённых друг к другу.
Председательствующие магистраты сидят на своих собственных, отдельных местах. А в дальнем конце зала расположен алтарь Победы. Украшенный золотой статуей богини Виктории. Причём первым, что надлежит сделать сенатору, войдя в Курию, это подойти к нему и бросить щепоть фимиама на жаровню, которая горит перед алтарём.
Здесь же, на Форуме, вытянулся ячеистый Табуларий. Двухъярусный государственный архив, в котором хранятся народные постановления и другие государственные акты. Где работают городские чиновники. Они тоже не чужды роскоши и с их мест открывается потрясающий вид на Форум и дворцы на Палатинском холме.
Город хлеба и зрелищ. Вон там, в долине между холмами Авентином и Палатином расположился самый большой ипподром – Большой цирк. Длинною в 1400 локтей (621 м) и шириной в 345 локтей (118 м). Там, в состязании быстроты и выносливости, может одновременно участвовать целая дюжина колесниц!
Посмотри, посредине арены тянется длинная, узкая стена с полукружиями на обоих концах и стоящие на них конусообразные столбы – меты. Стена украшена не только обелиском, привезённым из Египта, но и изваяниями дельфинов, бьющих водой в небольшие бассейны. Несомненно, это в честь покровителя ристалищ Нептуна, – усмехнулся Сатана. – Вокруг арены так же вырыт большой канал. А ряд мест, на ближайших ступенях, сделаны из особых пород деревьев, и предоставляются только сенаторам и знати города. Чтобы лишний раз подчеркнуть их значимость перед остальными. Вообще, это монументальное сооружение может принять в себя до двухсот пятидесяти тысяч, с комфортом сидящих зрителей и ещё столько же, но которые вынуждены будут смотреть на происходящие зрелища стоя.
А вон там, посмотри на это величественное здание – Храм Сатурна. Возведённый ещё при последнем царе Рима Тарквинии Гордом. Прямоугольное здание, обрамлённое со всех сторон колоннадой с ионическим, утончённым женским ордером. От него исходит подиум девяносто двух локтей в длину (40 м) и пятидесяти двух локтей в ширину (22 м), а высотой в двадцать локтей (9 м)! Полностью покрытого травертином. В нём находится римская казна и документы о государственных доходах и долгах. Так же, тут хранится и статуя бога Сатурна, которую носят во время процессий по случаю триумфальных торжеств.
А вон, приглядись, виднеется Капитолийская триада. Этот Храм разделён на три предела. Та, что справа посвящена Минерве, слева – Юноне, а по центру самому Юпитеру. Там находится его статуя, восседающая на величественном троне из чистого золота и слоновой кости. Одетая в тунику, украшенную пальмовыми ветвями, а сверху наброшена тога, вышитая золотом. Такие одеяния теперь носят римские полководцы, празднующие свой триумф. В своих руках он крепко держит власть и могущество. Корону и державу. Крышу этого храма украшают листы золочёной меди, которыми она обита со всех сторон. Но несомненным украшением её является статуя Юпитера, управляющая квадригой лошадей.
В этом храме хранятся трофеи, дарованные победоносными полководцами. А также в нём иногда собирается сенат и приносят свои жертвы магистраты. Этот Храм являлся для римлян символом власти, силы и бессмертия Рима.
А вот это Храм Диоскуров. Один из старейших храмов на Форуме. Он был посвящён близнецам Кастору и Поллуксу, сыновьям Юпитера. Построенный в честь победы в битве при озере Регилл. Якобы они помогли одержать победу и принесли эту новость в Рим.
Посмотри, здесь уже колонны совсем другие. Тут коринфский, девичий ордер, состоящий в основном из листьев и цветков. Вначале здесь даже собирался весь римский сенат для обсуждения законов.
Здесь же, у подножья Палатина, бьёт, считающийся целебным, источник, посвящённый нимфе Ютурне. По легенде братья напоили своих коней из него, когда принесли весть о победе.
А вон, стоят два Храма рядом друг с другом. Тот, что западнее, ближе к портику Октавии, это Храм Аполлона Врачевателя. Прямоугольное здание, имеющее шесть колон по фасаду и три по бокам. Но колонны уже совсем другие. С вертикальными желобками вдоль всего ствола. Широкими и узкими. Вместо центральной лестницы, ведущей к подиуму, имеются несколько боковых. Внутри Храма хранятся многочисленные произведения искусства известных греческих художников, Аполлон с лирой, Артемида, Латона и девять Муз. На фронтоне стоят скульптуры из греческого храма, изображающие сражение Геракла и Тезея с амазонками в присутствии Афины. Как восхитительно, не так ли? Второй Храм, на этом Марсовом поле, практически брат близнец Храма Аполлона, это Храм богине Беллоне. Посвящённый в честь победы над этрусками. Перед ним находится колонна войны. От неё, в древние времена, в знак объявления войны, в сторону врага бросали копьё. В Храме иногда собирается сенат и принимаются иностранные послы. В нём полководцы, которые возвращаются из походов победителями, ожидают своего триумфа.
Ну и как не сказать о возвышающейся напротив них громаде театра Марцелла? Шестьдесят девять локтей в высоту (30 м)! Диаметром три сотни локтей (130 м)! Одна только сцена имеет длину более двухсот локтей (87 м)! Театр опирается на 41 арку и столько же полуколонн. Его фундамент блестит на солнце белым травертином. Первый ярус выдержан в мужском, дорическом стиле. Сужающиеся кверху колонны без декорированного основания. Второй ярус это женский, ионический ордер. С колоннами на фигурных основаниях, с характерными завитками капителей, с декором на карнизе яруса. И венчает всё это третий ярус, девичий, коринфского ордера. И наконец, для защиты зрителей от солнца используют навес, который при необходимости можно натянуть над всем амфитеатром. Это здание вмещает в себя двенадцать тысяч только сидящих зрителей и две тысячи стоячих! Три яруса мраморных ступеней разделяются на сектора для знатных горожан, места для женщин, отдельную территорию для простого народа и рабов. Отдельно от мест для зрителей находится ложа императора. Внутреннее убранство превосходит своей пышностью все предшествующие постройки. Всё украшено статуями из мрамора, масками героев комедии и трагедии, даже есть часовня Карменты – богини прорицательницы. А по всему периметру, для усиления звучания выставлены тридцать шесть больших бронзовых ваз. Внутри также находятся склады и торговые лавки. Своим лицом этот полукруглый амфитеатр обращён в сторону города и выходит на реку Тибр.
Дааа, задумал амфитеатр один император, а завершил его другой.
Видишь, вон-то сооружение на узкой юго-восточной части Форума? Последнее, замыкающее звено этой обширной площади. Храм, стоящий на рострах. Словно флотилия поверженных врагов, вспенивая волны, пристала к подиуму храма, приклонившись ему. На эту высокую платформу, по двум боковым пандусам, поднимаются ораторы, чтобы вещать постановления к народу. Храм коринфского стиля с шестью колоннами спереди и двумя на длинных сторонах. Фриз украшен растительным орнаментом в виде завитков и побегов из виноградной лозы, с крылатыми фигурами по краям. Спереди круглый алтарь, а внутри внушительная статуя, со звездой венчающей голову с изогнутым посохом авгура в руке. Это храм императора Юлия Цезаря. Его тело было сожжено именно на этом месте. Он первый римлянин, в честь которого возведён храм. После его убийства, в небе вспыхнула комета, и сенат Рима возвёл Цезаря в статус бога, отождествив её с душой императора. В служение культу Цезаря было назначено четыре жреца, а изображение кометы, как напоминание о его божественности, укрепили на фронтоне храма.
Я предлагаю тебе стать таким же божеством как Цезарь. И не после смерти. Нет. А сейчас. Ты будешь править миром! Всё! Всё, что я показал, будет принадлежать только тебе! Нищий иудей может стать повелителем этого мира!
Только подумай, сколько справедливых законов ты сможешь издать, сколько прекратить войн и междоусобиц, сколько накормить страждущих, вести народ, повелевать им. И все они будут величать только тебя, любить тебя и возводить величественные храмы в честь тебя. У тебя же нет ничего, я же дам тебе всё. Все царства и славу их положу у ног твоих! Ибо всё это предано мне. Взамен же прошу только поклониться мне. Всего только один раз. Это же немного. Никто даже этого не увидит. Просто стань на одно колено и склони свою голову. Вот и всё, что я прошу, за все царства мира сего. Ну же, всего только один единственный поклон.
Человек медленно поднял свой усталый взгляд на Сатану. Некоторое время пристально смотрел на него, а затем, разлепив сухие, обветренные губы произнёс:
– “С чем встречу Йегову, преклонюсь перед Элохим Всевышним? Встречу ли Его жертвами всесожжения, тельцами однолетними?
Угодны ли Йегове тысячи овнов и десятки тысяч потоков елея? Отдам ли я первенца своего за преступление своё?
Плод чрева своего – за грех души своей? Сказано тебе, человек, что добро и что Йегова требует от тебя: только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно ходить пред Элохим твоим.
Голос Йеговы к городу взывает – и мудрый узрит имя Твоё: слушайте жезл и того, кто назначил его.
Есть ли ещё в доме грешника сокровища нечестивые и мера уменьшенная, отвратительная?
Буду ли невинным с весами нечестивыми и с гирями неправильными в кармане?”
Затем немного отдышавшись, продолжил.
“Йегову, Элохим твоего, бойся и Ему служи, и Его именем клянись.
Не следуйте за элохим народов, которые вокруг вас,
Ибо Элохим – Йегова! Элохим твой ревнивый, среди тебя. Чтобы не возгорелся гнев Йеговы, Элохим твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли.
Внемли Исраэйль, чего Йегова, Элохим твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Йеговы, Элохим твоего. Чтобы следовать всем путям Его и чтобы любить Его. И чтобы служить Йегове, Элохим твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоею.
Чтобы соблюдать заповеди Йеговы и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне для твоего же блага.
Ведь у Йеговы, Элохим твоего, небо и Небеса небес, земля и всё, что на ней.
Ибо Йегова, Элохим ваш. Он Элохим над всеми элохим и Адонай над адонами. Элохим великий, сильный и страшный. Который не лицеприятствует и не берёт взяток.
Он творит суд сироте и вдове и любит пришельца, доставляя ему хлеб и одежду.
Йегову, Элохим твоего, бойся. Ему служи и к Нему прилепись. И именем Его клянись.
Он слава твоя и Он Элохим твой”.
– Да! Теперь я вижу, что ты больше, чем ЧЕЛОВЕК! Ты есть Сын Йахве живого! Ибо только истинно божественная сущность способна отринуть от себя кратковременность всевластия!
Сатана взмахнул рукой, и они очутились на крыше высоченного Храма. У самых его перил. Дующий ветер заставлял подниматься полы одежд иудея, трепеща волнами.
– Бет Элохим – дом Бога. Узнаёшь? Это южная стена Храма. Посмотри, какой прекрасный отсюда открывается вид на безгранично длинную, глубокую Кедронскую долину. Более четырёх сотен локтей высоты (174 м) от самого подножья, что заставляет вскружить голову только при одном беглом взгляде вниз, – восхищённо говорил Сатана, расправляя руки в стороны. – Разве это не прекрасно? Величественное сооружение, стоящее на Храмовой горе. Это единственное место, где разрешено приносить жертвоприношения Йегове. Потому что здесь, некогда была Шхина – Слава Божия, витавшая над Ковчегом Завета. А теперь, в двире – Святая Святых, расположен только Краеугольный камень Храмовой горы. Здесь же заседает Синедрион, а также хранится Храмовая казна и посвящённые дары. Это бьющееся сердце народа Исраэйля. Вознеся величие самого здания на сто локтей вверх (43 м). Хотя могущество со временем рассыпается в пыль, но вера-то, вера, сохраняется на веки.
Обернись. Вон там, внизу под нами, распростёрлась площадь из нескольких уровней, соединённых ступенями. Под самыми низкими из них располагаются помещения для лавок торговцев. Посмотри на них внимательно. Почему этот народ так доверчиво верит всяким проходимцам и шарлатанам? Да потому что они красиво говорят и обещают многое. Народ по всей стране взбудоражен. Они ждут Машиаха, который их поведёт за собой и освободит от Римского владычества. Они считают, что Машиах восстановит былое могущество и славу иудеев. Который полностью уничтожит существующий порядок, восстановив из пепла новый, справедливый для иудеев мир.
Ессеи так вообще ждут двух мессий, – усмехнулся Хейлель. – Одного царя, а другого священника. Как Моше и Аарон. Всё это рождает только смуту в стране.
Знаешь, волхв Шимон из Шомрона, выдаёт себя за великого пастыря. И ему все внемлют. От малого до большого. Говоря, что в нём есть великая сила Божия из-за чародейства его. В Иерее, бывший раб Ирода, внушительного вида гигант, тоже кстати по имени Шимон, объявил себя мессией, собрав вокруг себя соратников, чтобы разграбить царские дворцы в Йерихо. Восстание конечно же закончилось его арестом и казнью. А через некоторое время еще один претендент на роль Машиаха, – усмехнулся Сатана. – Бедный юноша-пастух по имени Афронт, надел на голову корону и предпринял безрассудное нападение на римских солдат. Его тоже схватили и казнили, – брезгливо махнул рукой Хейлель. – Как видишь, многие хотят вести свой народ по тому пути, который считают для себя наиболее правильным. Но они не знают истины! А ты, Сын Элохим, ты знаешь её. Так даруй её этим людям, суетящимся там внизу. Призови их, произнеси речь. Благодаря искусной архитектуре стен этого Храма, тут изумительное звучание. Тебя услышат в самых отдалённых уголках этого здания. Но они должны не только услышать, но и поверить в тебя. А для этого, отсюда, надо будет сделать лишь единый шаг к своему народу. Всего только один шаг вперёд, навстречу им. И они тебя увидят, и уверуют, и последуют за тобой. Ибо тот, кто с такой высоты смог упасть и при этом остаться невредимым, тот способен намного большее. Ведь написано:
“Ибо Ты, сказал: Йегова, – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей.
Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему.
Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих.
На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя.
На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона.
Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он познал имя Моё.
Он воззовёт ко Мне, и Я отвечу ему. С ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его”.
Йешуа поднял свой взгляд и твёрдо сказал.
– Отойди от меня Сатана. Ибо написано:
“Не испытывайте Йегову, Элохим вашего, как испытывали вы в Массе.
Бережно храните заповеди Йеговы, Элохим вашего, и уставы Его и постановления Его, которые Он заповедал тебе.
И делай справедливое и доброе в очах Йеговы, дабы хорошо тебе было. И дабы ты пришёл и овладел землёю доброю, о которой клялся Йегова отцам твоим.
Вытесняя всех врагов твоих пред тобою, как говорил Йегова”.
– Ааааа! – лицо Хейлеля исказила гримаса ненависти. Он порывисто взмахнул рукой, и они вновь очутились на пустынной арене, где и завязался их разговор с самого начала. Небо блестело ослепительной голубизной, застывшие в полёте птицы вновь продолжили своё кружение, а вокруг стало разливаться чудесное пение.
– Видишь Йахве! – вскричал Сатана в бескрайнее небо. – Я предлагал голодному – хлеб, нищему – власть и богатство, даже предложил ему проявить свою Божественную сущность. Но он всё отверг! Владыку этого мира отверг! Меня отверг! Мои щедрые предложения растёр в прах и бросил под ноги! Ну хорошо же. Теперь я не отойду от него далеко. До самого конца буду следовать за ним. Буду крупной рябью, на гладкой поверхности его земных замыслов, чтобы искажать их истинный смысл. Я стану тем затмением, что скроет его Божественное от взоров людей. И буду стоять до конца, пока все не отвернутся от него, и не осудят его, – он в ярости повернулся в сторону иудея, грозя ему пальцем. – И вот тогда, ты, Йешуа, оставшись совсем один, воззовёшь. И тогда я ещё подумаю, как поступить с тобою. Прощай же иудей. Сын Божий.
И уже растворившись в воздухе, проплыло тихим шорохом песка.
– Я всегда буду твоей тенью на земле. Запомни это, Ешшшшууу.
А небо озарялось ярким лучом, откуда медленно и величаво стали спускаться небесные ангелы. Поющие хвалу Господу всемогущему.
Перикопа 3