Глава 1 Не может быть! О том, что вам не говорили про лидерство и управление

1.1. Есть только два типа людей…

Все люди на Земле делятся на два типа – мужчин и женщин. Мы очень разные. Да-да, вот эта история про «мужчины с Марса, женщины с Венеры». Читали? Даже если нет, жизненный опыт подсказывает, что к одним и тем же вещам мы относимся по-разному.

У каждого типа свои преимущества и недостатки.

Имеются и другие критерии человеческих различий.

Есть те, кто пьет кофе без сахара, и те, кто не представляет себе, как такое возможно. Есть очкарики и те, кто разглядит самый мелкий шрифт на расстоянии 100 метров (я сам очкарик, если что, без обид).

Список можно продолжать очень долго. Но если подойти ближе к сути, то всех людей можно поделить на две категории: лидеры и аутсайдеры. Я раньше использовал более мягкие формулировки вроде «ведомые», «вечно вторые» и т. д. А потом решил быть максимально честным, прежде всего перед самим собой. Мой жизненный опыт позволил мне вывести именно такое определение – аутсайдеры. Не «лузеры», прошу заметить: это принципиально.

Причем лидеров в сотни тысяч (если не в миллионы) раз меньше, чем аутсайдеров. Почему так, будем разбираться.

Начнем со вторых. В переводе с английского outsider означает «посторонний». А вот какое толкование дает всезнающая «Википедия»:

• в социологии – человек, отставший в социализации;

• в спорте – участник, занявший последнее место либо находящийся в числе последних;

• член социальной группы, занимающий в ней малозначимое место. Самый важный пункт.

Малозначимое место. В русском языке есть понятие «пустое место». Очень похоже. Думаю, мало кто из нас хотел бы стать «пустым местом». Тем не менее, у многих получается прожить так, что и вспомнить особо нечего. Каждый новый день похож на предыдущий. Дни сливаются в одну сплошную ленту оттенка серого цвета.

Я провел немало собеседований с кандидатами на должности в компаниях. Задавал им много вопросов. Один из любимых: «Чем вы гордитесь в профессиональной деятельности? А в жизни?» С грустью наблюдал, как многие кандидаты впадали в ступор: вспомнить нечего.

Хочу быть правильно понятым. «Ежедневный праздник жизни» – явление из соцсетей. Есть там такие персонажи: что ни пост – то головокружительное приключение. Море, путешествия, закаты на яхте, полеты на бизнес-джете, дорогие рестораны и экзотические блюда, люксовые автомобили и шопинг в Милане. Видели? «Как интересно живут люди!» – думают многие, глядя на это великолепие.

Но на самом деле – мишура. Показуха.

Почему они так активно выкладывают свои приключения на всеобщее обозрение? «Смотрите, завидуйте, у меня жизнь удалась!» – жажда славы и признания движет этими людьми. Хотя, если копнуть поглубже, у многих «состоявшихся» сто-о-олько трудностей и неудач, что не позавидуешь. Но пусть это останется их тайной.

Здесь, на этих страницах, вы будете часто встречать слово «осознанность».

Так вот, осознанно быть аутсайдером в жизни – какая-то мазохистская стратегия.

Нужно упомянуть о четырех уровнях компетентности человека, чтобы было понятно, что я имею в виду.


Первый уровень. Неосознанная некомпетентность

Не разбираюсь в каком-то вопросе или теме, но уверен, что разбираюсь. Такие «специалисты» встречались, думаю, вам тоже.


Второй уровень. Осознанная некомпетентность

Отчетливо понимаю, что здесь я «чайник». Как использую это знание – другой вопрос. Могу начать изучение темы, а могу и не начинать. Главное, что я понимаю, осознаю свою некомпетентность.


Третий уровень. Осознанная компетентность

Поняв, что вопрос требует изучения, я прошел путь, набрался опыта, почитал, поучился и теперь могу утверждать, что разбираюсь в теме.


Четвертый уровень. Неосознанная компетентность

Я гений, вот и все. Как у меня получится – я не знаю. Но получится великолепно.


Сможете ли вы дойти до четвертого уровня – большой вопрос. Путь гения повторить нельзя, стать гением можно. Но давайте хотя бы до третьего уровня доберемся. Хотя о четвертом скоро еще поговорим.

Догадались, к чему я веду?

Добровольно оставаться на втором уровне применительно к тому, как мы живем, чем занимаемся, как используем свой потенциал, и ничего не предпринимать для изменения ситуации – мазохизм. То есть я отдаю себе отчет, что жизнь «пишу на черновик», но ничего не меняю. Если вас устраивает – закрывайте книгу и продолжайте привычную жизнь. Уважаю ваш выбор.

Пожалуй, достаточно об аутсайдерах, жаль тратить на них время. Лучше поговорим о лидерах.

1.2. Кто такие лидеры и что такое лидерство?

В Сети вы найдете более 500 определений слов «лидер» и «лидерство». Они часто повторяют друг друга, обрастают мелкими незначительными деталями. Среди моих коллег гуляет шутка, что каждый уважающий себя бизнес-тренер в сфере лидерства просто обязан придумать свое определение. Я пока не придумал.

Главная характеристика всех определений понятия «лидерство» неразрывно связана с какой-то группой людей. Например, лидерство – это:

– «общественное влияние, объединяющее и мотивирующее других прикладывать максимальные усилия для достижения цели»;

– «процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели»;

– «процесс организации работы в группе, где лидером выступает человек, к которому прислушиваются, которому доверяют».

Заметили сходство? «Другие», «группа», «члены сообщества» – всегда рядом с лидером есть кто-то, какая-то группа тех, кто ему что-то доверяет. Даже в том определении, которое я чаще всего транслирую на тренингах по лидерству:

– «договор между группой и ее отдельным представителем, согласно которому группа делегирует представителю право принимать за всех решения и нести за эти решения ответственность».

Опять группа. Выбрали лидера, доверили принимать решения от имени всех. Если что вдруг не так – отвечать тебе. Справедливо. Согласны?

Вот на этом и строится вся теория лидерства. В обществе, в семье, в бизнесе, в политике. Если сейчас задать вам вопрос: «Кто, по-вашему, известный и сильный лидер?» – скорее всего, на ум придет кто-то из политиков, живых или уже почивших. Многие назовут имя руководителя. Или учителя, наставника. Такие примеры есть почти у каждого. Все названные люди управляли кем-то, вели кого-то куда-то, что-то проповедовали и в чем-то убеждали.

А если я попрошу вас конкретизировать, почему вы считаете человека лидером, то, возможно, услышу в ответ такие характеристики, как «харизматичный», «умеет убеждать», «настойчивый», «с ним не страшно» и прочие лестные эпитеты.

И здесь мы вплотную подходим к основной мысли книги. Но сначала попрошу вас выполнить простую задачку.

ЗАДАЧКА ПЕРВАЯ. УСТАНОВОЧНАЯ

Возьмите чистый лист бумаги (лучше экологичной, цвета слоновой кости). Вспомните сильного, с вашей точки зрения, лидера и ответьте на четыре вопроса.

1. Что или кто сделали человека сильным лидером?

2. Можете ли вы стать таким же или даже еще сильнее?

3. Что нужно сделать, чтобы это произошло?

4. И самое главное – а нужно ли вам лидерство и зачем?

Не торопитесь отвечать. Подумайте. Возможно, придется сделать несколько подходов, не сразу получится. Здесь главное не скорость, а содержание – ваши мысли. Даже если не все сразу получилось, чтение можно продолжить. А к этим вопросам возвращаться тогда, когда появляются новые идеи.

Очень надеюсь, что, отвечая, вы будете думать не о внешних обстоятельствах, а о себе и своих качествах, способностях, желаниях и принципах. Потому что следующий вопрос будет очень важным: «А может ли быть лидер один, без группы?» Когда я задаю его на тренингах, аудитория делится в соотношении примерно 70 на 30. Большинство считает, что лидерства «в одиночку» быть не может.

Утверждал и буду утверждать обратное:

ЛИДЕРСТВО – СПОСОБНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ОСОЗНАННОМУ УПРАВЛЕНИЮ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ И ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ МАКСИМАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЖЕЛАНИЙ.

Где здесь группа? Нет ее, потому что лидерство начинается с каждого из нас. Есть даже такой термин «самолидерство». Суть в том, что происходящее в нашей жизни зависит от нашего восприятия, реакций и поведения. Далее об этих вещах поговорим более подробно. А пока остановимся на том, что лидер – тот, кто берет на себя ответственность за все, что происходит в его жизни. Несет ее и не перекладывает на других. Ответственность за свои слова, мысли, действия и поступки. За свою работу, семью. За последствия своей деятельности.

Мы вообще чемпионы мира по «переводу стрелок». Все кругом виноваты, кроме меня. Обстоятельства так сложились, люди себя так безобразно повели, будильник не сработал вовремя, пробки на дорогах были… Я иногда интересуюсь у «опоздунов», в чем причина. И слышу примерно такие варианты ответов. Если сложить всю цепочку обстоятельств, приведших к опозданию на встречу, то в ней не найдется ни одного, которым нельзя было бы управлять. Все можно было контролировать! Но ведь проще не делать, правда? Сослаться на обстоятельства и снять с себя ответственность.

[Фразеологизм «найти стрелочника» появился в СССР в 30-е годы прошлого века. В 1936 году наркомом путей сообщения (нынешние РЖД) стал Лазарь Каганович. Аварийность в те годы на железной дороге была очень высокой. Кагановичу приписывают ставшую знаменитой фразу: «У каждой аварии на железной дороге есть фамилия, имя и отчество». Тогда и появилось выражение «найти стрелочника». То есть того, кто виноват в аварии. Соответственно, «перевести стрелки» означает переложить вину на кого-то. ]

Быть лидером для себя очень сложно. Всегда найдется тысяча отговорок и причин отказаться. Но секрет в том и заключается, что, не став лидером для себя, невозможно стать им для других. Все начинается с нас самих.

Лидерство и управление (руководство) – очень близкие по смыслу, но разные по природе понятия. Лидер – высшая ступень в управленческой иерархии. Руководитель – профессия, а значит, этому можно научить. Лидерство – это… Забегаю вперед, давайте по порядку.

Вы не сможете стать ни авторитетным руководителем, ни тем более лидером для своих сотрудников, не освоив навыки управления собой, своей персоной, своей личностью. Я могу это утверждать, оглядываясь назад почти на 30 лет. Из них 25 я провел, управляя бизнесом, проектами, командами. Вместе с командой Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области мы помогли наладить бизнес нескольким тысячам предпринимателей. Со многими я знаком лично, знаю истории их успеха (и падений тоже!), видел их в деле, мы спорили, высказывали свои мнения и много общались. И в каждом случае все начиналось с развития личности.

1.3. Лидерами не рождаются?

Теперь попробуйте ответить: «Лидерство – талант или упорный труд?» Другими словами, врожденное качество или приобретенное? Участники моих тренингов обычно отвечают в пропорции 50 на 50.

Если вы считаете, что лидером нельзя родиться, хочу вас разочаровать удивить. Ученые открыли ген лидерства – rs4950.

Группа британских (не смейтесь сразу) и американских ученых после многолетних исследований открыла в 2015 году наследственную последовательность ДНК, отвечающую за лидерские качества.

Возглавивший проект доктор Жан-Эммануэль де Нев сказал тогда: «Мы обнаружили, что генотип, получивший название «rs4950», кажется, отвечающий за передачу способности к лидерству, передается через поколения. Распространенное мнение, что лидерству можно научиться, никто не отменяет, однако исследование показало, что немаловажную роль в данном контексте имеет и генетический вклад».

Ученые проанализировали генетические образцы, взятые примерно у четырех тысяч человек. Важной в данном случае была информация, занимает человек руководящую должность или нет. Исследование показало ощутимую связь между наличием rs4950 и лидерством в обеих группах образцов. Достижение лидирующих позиций во многом зависит от приобретенных качеств и умений, однако результаты продемонстрировали: фактор наследственности в данном вопросе исключать нельзя.

Как вам такое? Фраза «Лидерами не рождаются, лидерами становятся» устарела и более не актуальна. Рождаются, еще как! Вопрос в том, как узнать, есть ли ген лидерства у вас?

Есть как минимум два варианта. Первый: сдать кровь на анализ (долго, дорого), получить результат и, возможно, узнать, что нужного гена у вас нет.

Вариант получше: просто считайте, что он у вас есть. Во-первых, никто пока не доказал обратное. А во-вторых, не так уж и далеко от правды.

Давайте вспомним поведение маленьких детей. До определенного момента жизни (что за момент – позже) они вообще не видят преград для достижения цели. Ребенок использует множество способов получить то, что ему нужно. Он будет вас просить, плакать, закатывать истерики, ластиться – много разных подходов. Даже обида на ваш отказ, демонстративное поведение – тоже способ добиться своего. Главное – получить желаемое. Как – второстепенно. Сколько нужно предпринять попыток – пока не добьюсь.

Настойчивость в движении к цели – качество настоящего лидера. Не единственное, но очень важное. У ребенка именно это качество проявляется ярче всего в силу возраста и стадии развития мозга. А еще гибкость (ищем разные варианты) и другие. Не будем сразу раскрывать карты.

Я убежден, что все мы рождаемся с хорошими лидерскими задатками. Абсолютно все. Видимо, природа заложила в нас этот механизм. С какой целью – неизвестно. До определенного момента мы живем с этими качествами, неосознанно проявляя их. Помните про «неосознанную компетентность»? Мы еще не знаем, что это лидерские качества. Не понимаем, зачем они нам нужны. Но уже проявляем. Осознанность придет гораздо позже.

Так почему же в обществе лидеров гораздо меньше, чем обычных людей?

В детстве наступает момент, когда у нас «включается» сознание. Мы начинаем думать, оценивать варианты, сомневаться, выбирать. «Если сделаю так, какие будут последствия? А смогу ли я? А если не сделаю, что обо мне скажут?» Нормально, так происходит с каждым. Здесь дело не в вопросах, а в ответах и действиях.

Наше окружение тоже часто не способствует развитию лидерских качеств.

«Не высовывайся!»

«Тебе что, больше всех надо?!»

«Будь как все».

«Инициатива наказуема».

Уверен, все слышали эти фразы от друзей, учителей, родителей, родственников, незнакомых или знакомых людей. Такие слова склоняют чашу весов при решении в пользу отказа от цели. Школа – отдельная история. Она убивает лидерство на раз. Конечно, есть счастливые исключения, но в большинстве случаев задача школьной программы – сделать из нас одинаковых и послушных. Таких, как все.

Родившись с лидерскими качествами, мы в большинстве случаев осознанно их подавляем. Большинство людей отказываются от врожденного лидерства по разным причинам. А те, кто сегодня стал сильными лидерами, – просто не дали этим качествам погибнуть. Сохранили их, развили и используют в жизни и работе.

Если вы хотите стать лидером, нужно просто вытащить эти качества из потайных уголков вашего сознания. Стряхнуть пыль, сделать ревизию, актуализировать, понять, что сегодня необходимо, чего не хватает.

Разобрались с природой лидерства? Идем дальше.

1.4. Лидер VS обычный человек: в чем отличие?

Разберемся, чем лидеры отличаются от обычных людей. Ведь отличаются! Возьмем несколько аспектов нашей жизни. (За представленную далее концепцию, доработанную мною, благодарю Алексея Чадаева.)

ЦЕЛИ

Как ставит цели обычный человек?

Хаотично, бессистемно. Сегодня есть, завтра нет. Есть настроение, желание и потребность – есть цель, нет их – нет цели. Почему так? А так проще! Меньше ответственность, не нужно совершать «лишних» действий, жилы рвать. Вдруг не получится? Живу себе спокойно, квартира в ипотеку, машина в кредит, телевизор большой, диван мягкий. Раз в год съездили с семьей в Сочи. Нормальная человеческая жизнь.

Как ставит цели лидер?

Системно и постоянно. У лидера всегда несколько целей, между ними расставлены приоритеты, цели разбиты на задачи, задачи внесены в планировщик. Достигнув какой-то цели, лидер не останавливается, потому что следующая цель становится самой приоритетной. А значит, новые задачи, планы, действия. И так всегда. С перерывами на отдых, конечно.

ВРЕМЯ

Что делает со временем обычный человек?

Тратит! С удовольствием и зачастую бессмысленно. Одна из причин описана выше: цели нет (в данный момент). Можно расслабиться. Жизнь длинная, куда торопиться. Сейчас немного разгребу дела и с понедельника возьмусь за себя (бегать, худеть, учить английский и т. д.). Кстати, те, кто работают по найму, продают свое время за зарплату и бонусы. Не видел ни одного наемного работника, которого такой обмен полностью устраивал бы.

Говорят, когда человек умирает, ему показывают ролик, и в нем рассказывается, зачем он в мир приходил и чего мог бы добиться. Многие плачут. Байка, конечно, но со смыслом.

А как обращается со временем лидер?

Время, с его точки зрения, – самый ценный ресурс. Мы не знаем, сколько нам отведено. Поэтому лидер время расходует рационально. Он его инвестирует в цели, проекты, саморазвитие. Руководители, если им не хватает собственного времени, покупают его у обычных людей, своих сотрудников. Конечно, нельзя каждую секунду использовать рационально и со смыслом. Но стремиться точно нужно.

Загрузка...