Несколько важных моментов перед тем, как вы погрузитесь в увлекательное чтение.
…начинается с первого шага.
«Ну вот, только начал, а уже скатился до банальностей!» – слышу чье-то недовольное ворчание.
Что ж, вполне справедливо. Фраза растиражированная и избитая до неприличия. А вы замечали, что мы не всегда следуем мудрым советам? Почему? Я когда-то задумался над причиной, и в результате появилась эта книга.
Были еще причины. Изложу по порядку.
1. Поделиться своими мыслями и опытом
За 25 лет управления разными компаниями, командами, проектами я повидал многое. Набивал шишки, наступал на грабли, на практике постигал науку управления собой и сотрудниками. Тогда, в «лихие» 90-е, не существовало тренингов и вебинаров для руководителей. Даже книг хороших не было. Все приходилось постигать самостоятельно.
Конечно, когда появилась возможность, начал учиться системно и в процессе обучения стал замечать, сколько на нас вываливают инструментов, работающих только в теории. Да что там говорить, если в университетах предпринимательские дисциплины до сих пор преподают люди, бизнесом никогда не занимавшиеся. И рассказывают они о технологиях, давно неактуальных, но зато их изучение входит в утвержденную учебную программу.
Вот выходят в профессию выпускники, вот они сталкиваются с суровой реальностью. Кто-то начинает собственное дело, опираясь на полученные в университете познания, а дальше – все стадии принятия неизбежного, как по нотам: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Кто-то ломается в середине пути. У кого нервы покрепче и «чуйка» предпринимательская имеется – выживает и розовые очки с себя быстро скидывает.
С бизнес-образованием ситуация, конечно, получше. Среди «пены», взбиваемой псевдокоучами и псевдоэкспертами, заполонившими в последние годы образовательное пространство (инфобизнесмены, если вам так привычнее), есть настоящие опытные предприниматели и специалисты в разных сферах. Они понятно, структурно, а главное, очень глубоко и на экспертном уровне раскрывают разные аспекты развития бизнеса. Они достойны уважения.
Читая их книги, понимаешь: эти люди прошли большой профессиональный путь. Каждый – носитель какой-то части знаний и опыта, важной для тех, кто только начинает путь предпринимателя, руководителя, специалиста. Из отдельных частей, как из кусочков мозаики, можно сложить цельную картину, взяв на вооружение лучшие инструменты, чтобы не погибнуть в штормовых волнах, накрывающих бизнес.
Так почему бы мне тоже не внести скромный вклад в большую копилку?
2. Многие руководители сталкиваются с одними и теми же трудностями
На моих тренингах и консультациях многие участники говорят примерно одно и то же: «Вот я внимательно изучил спиральную динамику лидерства. Определил, на каком уровне нахожусь, начал применять инструменты управления. Не работает. Осилил теорию ситуационного лидерства. Начал использовать. Не получается. Вроде не глупый, и опыт руководства приличный. Что я делаю неправильно?»
Да все вы делаете правильно. Только зря. Все эти инструменты, теории работают, проверено. Но есть один нюанс. Давайте разберем на понятном примере.
Допустим, вы виртуозно водите автомобиль. У вас большой опыт вождения, ни одной аварии, в любой ситуации четко понимаете, что необходимо делать, чтобы обеспечить безопасность на дороге. Для вас здесь нет неразрешимых ситуаций.
И вот вам предлагают (причину опустим) заменить пилота команды, участвующей в гонках «Формула-1». В ваших руках один из самых совершенных гоночных автомобилей на планете. Над его созданием трудились сотни инженеров, конструкторов, специалистов. Шедевр инженерной мысли в ваших руках. Короткий инструктаж – и вот вы на гоночном треке. Квалификационная гонка начинается.
Ставлю сто к одному, что гоночный болид под вашим управлением даже не тронется с места. Почему? Все просто. Это совсем другой автомобиль. Нет, не так… СОВСЕМ! ДРУГОЙ! АВТОМОБИЛЬ! Совершенный инструмент, послушный и управляемый только в подготовленных руках. Вашего многолетнего опыта вождения недостаточно. Здесь нужна подготовка на качественно другом уровне.
Вот так же и с лидерством/управлением. Чтобы эффективно управлять компанией, командой, проектом (читай – болидом Формулы-1), необходимо сначала научиться управлять собой (читай – пройти специальную подготовку пилота). Срезать углы здесь не получится. Купить лицензию – тоже (как у нас покупаются водительские удостоверения – всем известно). И гарантий вам никто не даст.
Научиться управлять собой – первая ступень подготовки. Вторая – научиться управлять другими людьми, стать для них настоящим лидером, за которым они пойдут в огонь и в воду и на Васюганские болота. Освоите первую ступень – есть шанс, что получится и со второй. Не освоите – без шансов. Точка.
3. Когда-нибудь эту книгу прочитают мои дети
Причина? Веская. Наверное, самая важная, хотя и указана третьим пунктом. Я хочу оставить после себя след на земле.
Вот опять банальная фраза. Хорошо, пусть будет так: «Я хочу, чтобы у моих детей осталось что-то такое, что поможет им понять, каким был их отец». Не слишком пафосно? Тогда оставляем.
Открою вам страшную тайну. Я сентиментален во всем, что касается связки «отец-сын». И в отношении своего отца, и в отношении своего сына. Если у кого-то ком подкатывает к горлу при просмотре таких фильмов, как «Папа» с Владимиром Машковым или «Нелюбовь» режиссера Андрея Звягинцева, – вы меня поймете.
Искренне верю: наступит день, когда мой сын откроет и прочитает эту книгу. Очень хочу, чтобы в процессе чтения у нас получился диалог. Он будет задавать себе вопросы и находить ответы на этих страницах. И мы будем разговаривать. Долго, неторопливо…
Так, возьми себя в руки, Александр. Рассказываешь здесь про лидерство, а сам в эмоции ушел.
Не ушел. Лидерство – проявление чувств в том числе, а не профиль, высеченный из камня. А наши дети – один из важнейших мотиваторов и смыслов жизни.
О причинах все.
Есть несколько вариантов.
1. «Не верю!» (по примеру К. С. Станиславского)
Читаем предложение (или абзац) и сразу включаем критическое мышление. Уж что-что, а это мы умеем!
«Так не работает!»
«У них там в крупных корпорациях такие порядки, здесь все по-другому!»
«Я пробовал, не получилось!»
«Теория!»
Не засоряем мозг ненужной информацией, трезво оцениваем каждое слово, сразу отвергаем все, что вызывает малейшее сомнение.
2. «На одном дыхании»
Читаем до конца. Часть информации осядет в мозгу и, возможно, когда-то пригодится.
3. «Пришел, увидел, применил»
Читаем внимательно. Берем предложенные инструменты и начинаем применять. Все и сразу.
Знаете как сотрудники компании в понедельник утром, на планерке, узнают, что директор провел выходные на тренинге? Он всех собирает и говорит примерно следующее: «У меня для вас две новости: хорошая и плохая. Начну с плохой. Мы все время работали неправильно. Да, у нас есть результаты, но они могли быть гораздо лучше. Хорошая новость – я два дня учился, как делать правильно, заплатил за тренинг много денег. Вот вам технологии и приемы, внедряйте! Через месяц все должно быть исправлено!»
Знакомая ситуация? Думаю, многие проходили и уже знают, чем все заканчивается.
Заканчивается, как правило, грустно. Сотрудники, ошалевшие от количества предложенных изменений, занимаются не прямыми обязанностями, а внедрением новшеств. «Ой, нам не до вас сейчас! Мы повышаем уровень клиентоориентированности. Приходите через месяц, и все будет в лучшем виде!» – вот что слышат клиенты. Конечно, никто не будет столько ждать, и клиенты уходят к конкурентам.
Итог: через месяц выручка рухнула, клиенты разбежались, изменения так и не внедрены. Директор делает вполне справедливый, с его точки зрения, вывод: «Все тренинги – развод на деньги, тренеры – шарлатаны, их инструменты не работают. Сам больше не пойду учиться и вас не отправлю!»
Утрирую? Возможно, но лишь отчасти.
Любые изменения, даже положительные, сначала вызывают у сотрудников настороженность.
Попробуйте провести эксперимент. Соберите всех сотрудников и сообщите, что с завтрашнего дня зарплата повышается на 30 %. А потом посмотрите на реакцию. Вместо радости на лицах, скорее всего, будет недоумение. «А что, работать тоже придется на 30 % больше? Или кого-то уволят и его зарплату распределят между остальными? То есть все равно придется больше работать?»
Вот. Новость хорошая, а вместо радости – настороженность.
Если руководитель проводит изменения в компании «жесткой рукой», то настороженность переходит в непонимание, затем в страх, отторжение и саботаж. С виду все заняты делом, но фактически занимаются «сибурде», то есть симуляцией бурной деятельности. «Сибурдируют».
Чтобы этого не происходило ни с вами, ни с вашими сотрудниками, предлагаю еще один вариант.
4. «Все правильно сделал!»
Внимательно читаем. Причем в любом порядке. Хоть с последней главы. После прочтения действуем по простой схеме.
1. Выбираем 1 (один!) инструмент (технологию, прием). Либо самый простой, либо самый важный для вас в данный момент.
2. Адаптируем выбранный инструмент под себя. Под свой характер, стиль управления, жизненные принципы и т. д. Думаем, как именно в вашем случае он будет работать максимально эффективно.
3. Пробуем применить в «пилотном режиме» – на небольшом участке.
Например, вы решили всерьез заняться тайм-менеджментом. Система сложная, делать все и сразу – значит, тратить гораздо больше времени, чем раньше. Что можно сделать в первую очередь:
– навести порядок на рабочем столе;
– структурировать информацию в компьютере;
– разобрать почту по папкам;
– начать планировать следующий день вечером предыдущего.
Это сэкономит несколько минут в день. Поняв, что метод работает, можете добавлять инструменты и приемы, а затем приступать к разработке системы корпоративного тайм-менеджмента.
4. Анализируем полученный результат. Что получилось хорошо, что не получилось, почему, что нужно изменить.
5. Корректируем и применяем. Вводим в привычку.
Кстати, о привычках. Сколько нужно времени, чтобы какое-то действие стало привычкой? Двадцать один день! Поздравляю тех, у кого так! Но ведь на самом деле не менее 90 (девяноста!) дней нужно. Как появилось распространенное заблуждение, расскажу дальше.
1. Никого не собираюсь здесь учить. Взрослого человека против воли научить вообще ничему не получится. А уж лидерству тем более. Только НАУЧИТЬСЯ! Воля, желание и ежедневные шаги – вот что поможет.
2. Не утверждаю, будто мой рассказ сделает из вас сильных руководителей и лидеров. Инструменты и принципы, представленные в книге, работают, и преотлично. При одном маленьком условии: если их применять, а не просто прочитать и забыть.
Человек – существо ленивое. Нас так и тянет в теплое уютное кресло, чтобы сидеть и мечтать о великих свершениях. Или представлять, как ты внезапно разбогател (тетя в Канаде оставила наследство, выиграл в лотерею, нашел на дороге чемодан с деньгами и т. д.). Тоже вариант. Попробуйте, может, что и получится. Но работа над собой – самая трудная в мире. Поэтому многие просто «сдуваются», сделав несколько шагов к вершине и не получив быстрого результата.
3. Если вы ждете от меня каких-то «тайных знаний», которые помогут быстро стать сверхчеловеком, – закрывайте книгу и идите на какой-нибудь «Марафон желаний». Настраивайте там свои вибрации на частоту потока. Здесь такой «волшебной таблетки» не будет. Просто потому, что ее нет. Чуть «срезать углы» – да, об этом расскажу. Предстоит долгая дорога. Мы пойдем маленькими ежедневными шагами по пути к настоящему лидерству. Конечно, если вам это нужно.
4. Здесь не будет слов «легко», «быстро» или превосходной степени, вроде «лучший», «суперсильный» и т. д. Большинство так называемых «мотивационных» тренингов построены как раз на таких вещах. «Ты уникальный! Ты суперчеловек! Тебе все подвластно! Все ограничения только у тебя в голове!» – думаю, знакомые фразы. Уникальность – не залог успеха. Ты не киборг. Не все тебе подвластно. Не все ограничения в голове, есть и объективные препятствия.
Лучше не очень красивая правда, чем ложь в яркой упаковке.
5. Возможно, какие-то мои мысли вам не понравятся. Более того, вы будете с ними категорически не согласны. Хорошо. Значит, вы умеете думать и анализировать, обладаете критическим мышлением. Я лишь предлагаю свою, очень субъективную, точку зрения на тему лидерства и управления. И отчетливо понимаю, что она понравится не всем. Что ж, готов дискутировать. В рамках уважительного отношения к иному мнению.
Ах да, чуть не забыл!
В книге вы найдете некоторое количество QR-кодов. Все они ведут к потайным закладкам с полезными и интересными материалами. Вы сможете найти видеоролики, таблички, чек-листы и другие полезные и интересные дополнительные материалы. Так что запаситесь смартфоном со сканером QR-кодов и наушниками.
Пристегните ремни, мы готовы к взлету!