Глава 2. Автоматизация учета и управления

Виды учета и их автоматизация

Учет: понятие и основные виды

Теперь мы поняли, что такое бизнес-процессы и как их можно моделировать. Переходим к тому, какие бизнес-процессы можно автоматизировать и какую пользу это принесет предприятию.

Прежде всего, нужно ввести понятие учета. Разобравшись в том, что можно учитывать, мы поймем, как использовать учет для управления предприятием.

Многие считают, что учет – это прежде всего бухгалтерия. Однако на самом деле видов учета существует довольно много.

Существует много разных определений учета. Самое простое – это производное от слова «учитывать», то есть учет – это операция, когда мы что-то учитываем. Дадим более академическое определение.

Учет – это фиксация состояния параметров экономических процессов или объектов, а также сбор и накопление сведений о них.

Учет ведется с древнейших времен, еще со времен шумеров. Когда археологи стали находить первые глиняные таблички с клинописью, они поняли, что на табличках представлено описание ведения учета долгов: кто-то что-то задолжал кому-то, кто-то кому-то что-то продал. Таблички, которым по несколько тысяч лет, содержат именно учетные данные.

Основные виды современного учета представлены на схеме.


Основные виды учета


Основные виды учета:

• Регламентированный учет

• Управленческий учет

• Оперативный учет

• Статистический учет

Как правило, государство разрабатывает правила и нормы для регламентирования ведения учета по тем или иным параметрам.

Регламентированный учет – это учет, правила ведения которого определены законодательно и закреплены в учетной политике предприятия. В Российской Федерации регламентированный учет включает бухгалтерский и налоговый учет, кадровый учет, учет расчета зарплаты и некоторые другие.

Основная цель ведения регламентированного учета на предприятии – формирование регламентированной отчетности для различных государственных органов, например, для налоговой службы.

Управленческий учет – вид учета, нацеленный на предоставление информации для внутренних пользователей (руководства компании), чтобы они могли принимать обоснованные управленческие решения.

Управленческий учет охватывает анализ стоимостей, доходов, прибыльности, эффективности и других показателей, важных для управления.

Управленческий учет – это консолидированный учет. Например, нам не нужно знать, какой конкретно товар продается в магазине каждый день. Важно знать общий оборот за день и размер прибыли.

Оперативный учет – это систематическое наблюдение, регистрация, обработка и хранение информации о текущем состоянии и движении материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия в реальном времени или в кратчайшие сроки (например, ежедневно или ежеминутно).

Данные оперативного учета могут использоваться как для управленческого, так и для регламентированного учета. Оперативный учет можно считать первичным по отношению к остальным видам учета, потому что он фиксирует конкретные операции.

Статистический учет – это система сбора, обработки, анализа и интерпретации количественных данных, предназначенная для систематического отражения измеряемых характеристик социально-экономических и других явлений в их взаимосвязи, развитии и условиях существования. Например, управление статистики ведет учет того, как работают фирмы, сколько их в том или ином регионе, какой возрастной состав сотрудников и т. д.

Далее пройдемся по основным видам учёта подробнее, а также рассмотрим некоторые подвиды оперативного и регламентированного учёта. Статистический учёт рассматривать не будем, поскольку он напрямую не служит целям бизнеса, а лишь предоставляет информацию для специальных служб. Конечно, для принятия решений можно пользоваться статистическими данными, но обычно статистика ведется вне предприятия.

Связь учета с управлением и бизнес-процессами

Учет, управление и бизнес-процессы на предприятии тесно связаны, поскольку:

• Учет предоставляет данные о финансовом состоянии предприятия, доходах, расходах, прибыли и убытках, что является основой для принятия управленческих решений.

• Каждая операция, связанная с бизнес-процессами предприятия, должна быть корректно отражена в учете. Это позволяет контролировать деятельность компании.

• Учет позволяет анализировать эффективность бизнес-процессов, выявлять «узкие места» и разрабатывать меры по их оптимизации и даже реинжинирингу.

• Учетная информация является основой для формирования отчетности, которая предоставляется в различные контролирующие органы в соответствии с законодательством. Это обеспечивает соблюдение предприятием норм и правил ведения бизнеса.

Поэтому в дальнейшем автоматизацию бизнес-процессов будем рассматривать в разрезе видов и подвидов учёта. Это позволит получить структурированное представление об автоматизации бизнес-процессов в различных областях учёта с учётом отраслевой специфики.

Также покажем упрощенные для понимания примеры бизнес-процессов в нотации BPMN 2.0 применительно к разным областям учета.


Система учета


По большому счету, сама система учёта тоже включает бизнес-процесс, который позволяет накапливать данные для получения различных отчётов.

В качестве примеров расскажем о том, с помощью каких основных типовых (отраслевые рассмотрим отдельно) программных продуктов фирмы «1С» можно автоматизировать те или иные виды учета и бизнес-процессы в рамках управления процессами.

Конечно, на рынке представлены и другие программные продукты. Но мы будем рассматривать именно «1С», потому что в линейке этих продуктов есть наибольшее количество решений для большинства бизнес-задач. К тому же в большинстве отраслей и видов учета продукты фирмы «1С» лидируют по количеству автоматизированных рабочих мест.

Бухгалтерский и налоговый учет

Рассмотрим бухгалтерский и налоговый учёты. Фактически, налоговый учёт можно назвать частью бухгалтерского учёта. В положении о бухгалтерском учёте отдельно прописано, как нужно вести налоговый учет, который считается подвидом регламентированного учёта.

В РФ налоговый учет существует только для учета и расчета налога на прибыль.



Любой учет делится на участки или разделы учета.

Основные разделы:

• Банк и касса, валюта

• Основные средства

• Нематериальные активы

• Материальные запасы

• Товары

• Услуги

• Производство

• Взаиморасчеты

• Расчеты по зарплате

• Налоги и сборы


Пример бизнес-процесса в бухгалтерском учете


Решения фирмы 1С для автоматизации:

• 1С: Бухгалтерия предприятия

• 1С: Бухгалтерия государственного учреждения (БГУ)

• 1С: Комплексная автоматизация (КА)

• 1С: Упрощенка

• 1С: Предприниматель

• 1С: ERP

Флагманское решение 1С: ERP включает комплексную, наиболее полную систему учета, в том числе бухгалтерский и налоговый учет. О решениях класса ERP поговорим позже.

Расчет зарплаты, кадры, HRM

Расчет зарплаты и кадровый учёт – это регламентированный вид учета, так как трудовые договоры, приказы, механизмы начисления зарплаты и взимания с нее налогов и многое другое из этого вида учёта регламентируются законодательством РФ.

HRM (Human Resource Management, Управление Человеческими Ресурсами) – нерегламентированный вид учёта. HR менеджеры подбирают персонал и помогают в управлении коллективом. Бизнес-процесс набора персонала мы уже рассмотрели ранее и убедились, что в разных организациях он ведется по-разному. Автоматизированные системы позволяют навести порядок и в этом процессе.



Основные разделы:

• Учет кадров

• Зарплата

• Налоги и взносы (медицинское страхование, пенсионное страхование и т. д.)

• Подбор персонала (нерегламентированный вид учета)

• Адаптация персонала (управленческий нерегламентированный учет)

• Оценка персонала (как правило, нерегламентированный вид учета)

• Обучение

• Мотивация и KPI


Пример бизнес-процесса набора персонала


Решения фирмы 1С для автоматизации:

• 1С: Зарплата и управление персоналом – флагманский продукт фирмы «1С», есть вариант КОРП, где есть HRM

• 1С: Зарплата и кадры для государственных учреждений

• 1С: Комплексная автоматизация

• 1С: ERP

• 1С: Оценка персонала

• Решения партнеров фирмы 1С – для бюджетников, НФО, банков и т. п.

Учет торговли товарами и услугами

Все отрасли можно укрупненно поделить на производство, торговлю и услуги. Любое коммерческое предприятие что-то продаёт. Поэтому самым распространенным видом оперативного учёта является учет торговли товарами и услугами. При этом товар или услугу при продаже обобщенно называют продуктом.



Основные разделы:

• Закупки

• Комплектация

• Склад

• Оптовые продажи

• Розничные продажи

• Учет услуг

• Дисконтные карты

• Торговые точки

• CRM

• Финансы


Пример бизнес-процесса в торговле


Решения фирмы 1С для автоматизации:

• 1С: Управление торговлей (УТ)

• 1С: Розница

• 1С: Управление нашей фирмой (УНФ)

• 1С: Комплексная автоматизация (КА)

• 1С: ERP

CRM

CRM (Customer Relationship Management, управление Взаимоотношениями с Потребителями) – это подвид оперативного учета в области торговли. CRM в какой-то степени содержится в любом решении фирмы 1С, где есть справочник «Контрагенты» и хранятся данные о взаимоотношениях с покупателями. Мы решили выделить CRM, поскольку продукты для автоматизации этого вида учета могут выступать и как самостоятельные решения



Основные разделы:

• Клиентская база (список клиентов с контактными данными)

• Обращения, события (вся история обращений к клиенту и от клиента)

• Оповещения (когда надо связаться)

• Стадии продаж (по «воронкам продаж»)

• Рассылки (кому какие письма разослали, кто откликнулся и т. д.)

• Маркетинг / телемаркетинг

• ABC, XYZ и другой анализ


Пример бизнес-процесса в CRM


Решения фирмы 1С для автоматизации:

• 1С: CRM

• 1С: Управление торговлей + CRM

• 1C: CRM для ERP2, КА

Стоит отметить, что часто используются CRM, не разработанные фирмой 1С. Например, популярны такие решения, как AmoCRM, Террасофт, Битрикс24, Мегаплан, RetailCRM и другие, как отечественные, так и зарубежные.

Существуют CRM системы, адаптированные для отдельных отраслей: туризм, образование, фитнес, медицина, автосервисы, интернет-магазины, общепит и другие. Отдельным подвидом являются системы для автоматизации программ лояльности. Это связано с тем, что для многих отраслей малого и микро-бизнеса CRM является главным элементом всего оперативного учёта.

Логистика склада

Складская логистика – это управленческий процесс, целью которого является организация оптимального обращения со складскими запасами на всех этапах их жизненного цикла: от поступления на склад до отправки конечному потребителю. Складская логистика включает планирование, транспортировку, хранение и обработку товаров на складах.

Учёт в складской логистике – прежде всего оперативный, если логистика не является основной областью деятельности компании. Такой случай рассмотрим уже в разрезе отраслевой автоматизации.



Основные разделы:

• Приёмка

• Комплектация

• Карантин

• Контроль качества

• Ячеечное хранение

• Отгрузка

• Инвентаризация


Пример бизнес-процесса в складской логистике


Решения фирмы 1С для автоматизации:

• 1С: Управление торговлей (УТ)

• 1С: Управление нашей фирмой (УНФ)

• 1С: Комплексная автоматизация (КА)

• 1С: Логистика: Управление складом (отраслевое решение)

• 1С: Предприятие 8. WMS Логистика (отраслевое решение)

• 1С: ERP

Логистика перевозок, учёт автотранспорта

Логистика перевозок – это процесс планирования, организации и контроля потока товаров от места их производства до конечного пункта назначения. Логистика перевозок и учет автотранспорта могут быть отдельной отраслью, например, при автоматизации транспортной компании. Бывают случаи, когда предприятие не специализируется на логистике, но её нужно учитывать. Например, мясокомбинат выпускает колбасу и сам развозит её по магазинам.



Основные разделы:

• Доставка грузов по зонам (в т. ч. платные въезды в разные зоны)

• Складской учет

• Оптимизация маршрутов

• Спутниковый мониторинг

• Услуги такси (может быть как отдельная отрасль)

• Зарплата водителей

• Коммуникации

• Учет ГСМ (горюче-смазочные материалы)

• Взаиморасчеты

• Документооборот

• Ремонты и учет комплектации


Пример бизнес-процесса в сфере грузоперевозок


Комментарий к диаграмме: «ОАПС» расшифровывается как «Отдел аренды подвижного состава», «КП» – коммерческое предложение, «ДЭ» – департамент эксплуатации.

Приведем к этому бизнес-процессу также матрицу ответственности, как пример полезной техники из BABOK. В ней можно явно проследить прямую связь с диаграммой в BPMN.


Обозначения:

О – Ответственный за процесс

И – Исполнитель процесс

Матрица ответственности бизнес-процесса «Сдача вагонов в аренду»


Решения фирмы 1С для автоматизации:

• 1С: Управление Автотранспортом

• 1С: Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС / GPS

• 1С: Управление транспортным предприятием

• 1С: Такси и аренда автомобилей

• 1С: TMS Логистика. Управление перевозками

• 1С: Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом


Большинство этих решений подойдут также для ситуации, когда складская логистика является основной отраслью деятельности предприятия.

Управленческий и финансовый учет

Объединим оба вида учета в одном разделе, поскольку финансовый учет служит прежде всего для управления предприятием.



Основные разделы:

• Стратегическое управление (BSC – Balanced Scorecard, сбалансированная система показателей)

• Бюджетирование (планирование расходов и доходов денежных средств на определенный период времени)

• Казначейство (управление движением денежных средств)

• Управленческая отчетность

• Договора

• Проекты

• МСФО и US GAAP (Международные стандарты финансовой отчетности: МСФО – система, принятая в Европе; US GAAP – в США)


Пример бизнес-процесса в области финансового учета


Решения фирмы 1С для автоматизации:

• 1С: Управление нашей фирмой

• 1С: Комплексная автоматизация

• 1С: ERP

• 1С: Управление холдингом

• 1С: Бухгалтерия КОРП МСФО

• 1С: Управляющий

• Собственные решения партнеров

Понятно, что в этом и последующих обзорах решения могут покрывать указанные разделы учета в разной степени. Но об этом мы поговорим позже. Управленческий и финансовый учет будем рассматривать более глубоко при изучении ERP-систем.

Другие виды учёта

Помимо рассмотренных основных видов учёта, существует множество других. Опишем некоторые из них.



Учет инженерных данных. Основные разделы:

• Проектирование изделий

• Технологические маршруты

• Ревизии

• Справочные данные

• Материалы и трудовые нормы

• Полуфабрикаты

• Конструкторская документация

• Архивы документов

• Географическая визуализация


Пример бизнес-процесса из области проектирования


Комментарий к диаграмме: МТО – Материально-техническое обеспечение, ТТО – Теплотехническое обеспечение, ГИП – Главный инженер проекта, ОКиС – Отдел качества и стандартизации.

Решения фирмы 1С для автоматизации учета инженерных данных:

• 1С: PDM Управление инженерными данными

• 1С: GIS Управление пространственными данными

• 1С: MDM Управление справочной информацией



Информационные технологии (ITIL). Основные разделы учета:

• Управление службой поддержки

• Учёт замечаний пользователей

• Планирование задач

• Выполнение проектов

• Контроль результатов

• Тестирование

• Обновление и сопровождение

• Учёт IT активов, ремонт и поддержка

• Учёт трудозатрат


Пример бизнес-процесса в области ITIL


Решения фирмы 1С для автоматизации ITIL:

• 1С: Система проектирования прикладных решений (СППР)

• 1С: Автоматизированное обновление измененных конфигураций

• 1С: Автоматическое тестирование конфигураций

• 1С: Обновление информационных баз в пакетном режиме

• 1С: ITIL Управление информационными технологиями предприятия (ключевое решение по ведению учёта в данной сфере)



Управление проектами (PMO, EPM). Основные разделы:

• Ролевая модель (роли каждого на проекте)

• Функциональная модель (кто и что будет делать на проекте)

• Календарный план (часто в виде диаграммы Ганта)

• Ресурсы и загрузка (специалисты, компьютеры и пр.)

• Управление работами

• Трудозатраты

• Субподряды (очень распространены в сфере строительства)

• Финансы (сколько стоит проект и сколько мы на нем заработаем)

• Управление знаниями

• Документы, версионирование (используется для хранения различных версий карточек документов)

• Риски


Пример бизнес-процесса в области управления проектами


Комментарий к диаграмме: «ТЭО» – Технико-Экономическое Обоснование, ПСД – Проектно-Сметная Документация.

Решения фирмы 1С для автоматизации управления проектами:

• 1С: Управление холдингом

• 1С: Управление проектным офисом

• 1С: PM Управление проектами

• 1С: Управление проектной организацией

• 1С: Девелопмент и управление недвижимостью



Документооборот. Основные разделы автоматизации документооборота:

• Работа с документами

• Почта, обращения, переписка

• Управление процессами

• Проектный учет

• Исполнение задач, поручений

• Работа с файлами (включает в себя версионирование, чтобы понимать, где актуальная версия)

• Сканирование

• Штрихкодирование

• Служба качества (прозвон клиентов с целью узнать, насколько качественно была выполнена работа)

• Делопроизводство, ЭЦП

• Бронирование помещений

• Коллаборация (совместная работа над проектами)


Пример бизнес-процесса в области документооборота


Решения фирмы 1С для автоматизации документооборота:

• 1С: Документооборот

• 1С: Учет обращений

• 1С: Договоры

• 1С: Document Management

• 1С: Документооборот государственного учреждения

Мы рассмотрели многие виды учета. Отраслевой учет следует рассматривать как отдельный разрез видов учета, если в отрасли, в которой действует предприятие, есть своя специфика, которую удобнее автоматизировать по-особому.

Например, если это не просто торговля, а торговля в супермаркете, аптеках или салонах сотовой связи. Или если это не просто услуги, а конкретно салоны красоты, отели, фитнес-клубы, ремонт или обучение. Или, например, не просто производство, а машиностроение, молокозавод, производство алкоголя или хлебобулочных изделий.

Отраслевого учёта коснемся далее, где разберем некоторые конкретные примеры.

Новейшие технологии автоматизации

Перечисляя новейшие технологии автоматизации, мы хотим подчеркнуть, что разработка программного обеспечения в этой области активно продолжается. Однако многие технологии уже нашли применение и активно используются. Приведем некоторые примеры.

Искусственный интеллект (ИИ). ИИ становится все более мощным инструментом для автоматизации различных задач. Он способен анализировать большие объемы данных, распознавать образы и принимать решения на основе алгоритмов.

○ Сегодня компании используют чат-боты и виртуальных помощников для автоматического взаимодействия с клиентами.

○ Программисты используют чат-боты на базе ИИ для написания кода и поиска ошибок. Пример – сообщество «Автоматизация бизнес-процессов» в Телеграм с бесплатным чат-ботом.

Машинное обучение (МО). МО является подмножеством ИИ и сфокусировано на создании алгоритмов, которые позволяют системам самостоятельно обучаться на основе опыта.

○ Пример использования МО – рекомендательные сервисы, которые анализируют предпочтения пользователей и предлагают им товары или контент.

○ Производственные компании используют датчики для сбора данных о работе оборудования. Алгоритмы МО анализируют эти данные и выявляют паттерны, указывающие на возможные угрозы отказа.

Роботизированные процессные автоматизации (RPA). RPA используют программных роботов для выполнения повторяющихся задач. Такие технологии применяются в банковской сфере для обработки транзакций, в бухгалтерии для обработки счетов, и в клиентской поддержке для автоматического ответа на часто задаваемые вопросы.

○ Пример успешного применения RPA – автоматизация обработки кредитных заявок. Роботы могут быстро проверять данные клиентов, анализировать кредитную историю и принимать решения без вмешательства людей.

○ RPA может автоматизировать процесс сбора и первичной обработки резюме и анкет кандидатов. Роботы могут извлекать данные из анкет, сравнивать их с требованиями вакансии и автоматически сортировать кандидатов по релевантности.

Интернет вещей (IoT). IoT – это сеть физических устройств, оснащенных датчиками, программным обеспечением и коммуникационными возможностями, которые позволяют им собирать и обмениваться данными. Эти устройства могут быть интегрированы в различные системы для автоматизации и оптимизации процессов.

○ Примеры использования IoT. В промышленности IoT используется для мониторинга и управления производственными процессами. В сельском хозяйстве IoT помогает оптимизировать полив, прогнозировать урожай и анализировать состояние почвы.

○ Умные склады: IoT-технологии используются для автоматизации управления запасами, отслеживания товаров в реальном времени и оптимизации логистических процессов.

Блокчейн и смарт-контракты. Блокчейн – это распределенная база данных, структура которой обеспечивает высокую степень безопасности и прозрачности. Смарт-контракты – это программные алгоритмы, которые автоматически выполняются при наступлении определенных условий.

○ Применение блокчейна и смарт-контрактов – финансы, где они помогают автоматизировать и обезопасить сделки.

○ Блокчейн используется в логистике для отслеживания товаров и верификации данных о поставках.


Пример генерации кода 1С ботом CORS Клуба


Технологии автоматизации продолжают развиваться и интегрироваться в повседневную жизнь. Они увеличивают производительность, снижают затраты и освобождают людей от рутинных задач, позволяя сосредоточиться на творческих и сложных задачах. Однако важно помнить, что широкое внедрение автоматизации также несет вызовы, такие как изменение рынка труда и необходимость адаптации общества к новым условиям.

Случай из практики


Было у нас как-то внедрение в крупной розничной продуктовой сети.

И вот генеральный директор зовёт меня и руководителя проектов «на ковер».

Подходим к офису. Стоит новенькая BMW генерального с номером «666».

Заходим в кабинет. Кабинет по размеру как небольшой спортзал. В стиле эдакого барокко, весь в золоте. И сидит главный, в малиновом пиджаке и золотых цепях. Чётки перебирает.

– Так, братаны, чёт я не понял, у меня чуйка, что из-за вас молоко не уходит.

Ну всё, думаю, попали мы. Пытаемся выяснить причину.

– Как не уходит? Не покупают?

– Да нет, странно, что покупают. Но на складе всё равно «кисляк» остаётся.

– А при чём тут мы и при чём наша программа?

– Так программа ваша даёт команду, какое молоко отгружать.

– А оно разное?

– Конечно!

Как оказалось, отгружали со склада то молоко, которое пришло последним. А то, что пришло раньше, постепенно скисало. Метод списания со склада был LIFO («последний пришёл – первый ушёл»).

Позвали главбуха, которая совсем недавно была принята на работу. Как оказалось, она ранее работала в другой компании, где метод LIFO был нормальным. Она и не подумала, что в торговле продуктами питания этот метод был неприемлем.

Из-за такой, казалось бы, мелочи, как выбор метода списания себестоимости, а следовательно – и отгрузки со склада, могут быть прямые убытки. Выяснилось, что не только по молоку были проблемы, но и по другим товарам. Слава Богу, проблема была пресечена в самом начале, когда все склады ещё не заполнила «просрочка».

Мы в срочном порядке поменяли метод на FIFO («первый пришёл – первый ушёл»). Притом кладовщики при отгрузке стали смотреть на сроки годности. А потом сделали доработки для внедрения на складе метода FEFO («ушёл первый тот, который первый по сроку годности»). В дальнейшем этот метод был внедрён в типовые решения, но тогда пришлось дописывать.

За принятые меры директором мы были «прощены», ну а уж что было с тем несчастным главбухом – мы не знаем.

Но знаем, что для того, чтобы не получить убытки, нужно выбрать правильный программный продукт для учёта и всё в нём настроить для корректной работы.

Задание из курса аналитика 1С от CORS Academy

1. Возьмите для примера предприятие, в котором вы работаете. Если вы не работаете, а только учитесь, представьте себе такое предприятие.

2. Выберите любые два вида учёта из разных областей, рассмотренных выше.

3. Представьте, каким образом они автоматизированы на данный момент и какие программные продукты подошли бы для более удачной автоматизации. Обоснуйте свои выводы.

4. Представьте, что вы – бизнес-аналитик, которому поручили составить предложение по автоматизации. Составьте такое предложение.

Формат – деловое письмо, которое вы должны отправить своему руководителю по системе электронного документооборота. Предложение может быть либо в самом тексте письма, либо во вложении.

Типовые решения фирмы 1С

О деловом софте фирмы 1С

«1С» – российская фирма, занимающаяся многими направлениями деятельности, включая выпуск программных продуктов и сервисов делового назначения. Часто «1С» называют всё, что с этим связано: и язык программирования, на котором написаны программы, и платформу, на которой они работают, и прикладные решения (конфигурации). Для человека несведущего «1С» – это что-то для бухгалтерии. Давайте разберёмся, что есть что.

Исторически сложилось так, что на заре 90-ых понадобилось качественно новое решение для бухгалтерского учета, и фирма «1С» выпустила свою первую программу – «1С: Бухгалтерию». Эта программа сразу стала невероятно популярной и до сих пор считается стандартом бухгалтерских систем, хотя пережила уже много эволюционных изменений.


Эволюция «1С: Бухгалтерии»


Тогда никто не догадывался, что программы фирмы «1С» со временем смогут контролировать практически все области учёта и управления. Сегодня информационные системы фирмы «1С» и её партнеров являются наиболее популярными и востребованными продуктами для автоматизации бизнес-процессов в России.

Большинство программ «1С» в настоящее время приобретаются в электронном виде, без «коробки», а лицензионные ключи представляют собой специальные коды. Также есть возможность приобрести USB-ключ.

Программы фирмы «1С» разработаны для различных видов учёта предприятия и адаптированы для большинства отраслей. Размер компании не имеет значения – решения «1С» с успехом используют как небольшие розничные точки, так и крупные холдинги с большой филиальной сетью.

Платформа «1С: Предприятие»

Программные продукты 1С – это технологическая платформа и разработанные на её основе прикладные решения («конфигурации»). Конфигурация устанавливается на платформу и не работает без неё. Конфигураций много, но платформа одна. Программист 1С может доработать прикладное решение под индивидуальные задачи компании, но платформа останется неизменной.


Платформа «1С: Предприятие» и конфигурации


Платформа представляет собой среду для разработки и поддержки бизнес-приложений (конфигураций). Она включает набор программных инструментов для взаимодействия с базой данных, установки на компьютер пользователя, обновления, работы многопользовательских версий и разработки нового функционала. Платформа имеет свой язык программирования. С платформой обычно работают разработчики, а пользователи работают с конфигурацией.

Платформа «1С: Предприятие» работает на большинстве известных операционных систем. Первая версия была для Windows. Версия для Linux становится всё более востребованной благодаря импортозамещению. В настоящее время 1С может работать на отечественных системах Astra Linux, ROSA, Alt Linux, AlterOS, РЕД ОС, Эльбрус и других.

Платформа «1С: Предприятие» при небольшом количестве пользователей имеет свою структуру базы данных. На средних и крупных предприятиях могут использоваться большинство известных СУБД (систем управления базами данных): Oracle, IBM DB2, PostgreSQL, Microsoft SQL Server. До последнего времени самым популярным был Microsoft SQL Server, но благодаря импортозамещению всё более популярными становятся отечественные СУБД на базе PostgreSQL: Postgres PRO, Platform V Pangolin, Jatoba, Tantor.

Фирма 1С постоянно работает над модернизацией платформы, учитывая опыт предыдущих версий и новые технологии.

Приобретая типовой программный продукт (конфигурацию), разработанный или сертифицированный фирмой 1С, пользователь получает вместе с ним и платформу «1С: Предприятие», даже если она уже была установлена ранее с другой программой 1С.

Какие решения 1С считаются типовыми

Типовые конфигурации предназначены для автоматизации стандартных задач учета и управления в коммерческих предприятиях и бюджетных организациях. Любая конфигурация в момент её приобретения считается типовой, и её обновление в большинстве случаев происходит автоматически при подключении базы к интернету.

Типовыми считаются решения, которые:

1. произведены самой фирмой «1С», а не партнёром

2. универсальны в отраслевой специфике.


Популярные типовые решения 1С


Примеры типовых конфигураций: «1С: Бухгалтерия предприятия» («БП»), «1С: Зарплата и управление персоналом» («ЗУП»), «1С: Управление торговлей» («УТ»), «1С: Управление нашей фирмой» («УНФ»), «1С: Комплексная автоматизация» (КА), «1С: ERP Управление предприятием» (ЕРП), «1С: Управление холдингом» («УХ»).

Рекомендуем запомнить сокращенные названия решений – они часто употребляются в сленге «1Сников». В дальнейшем в книге мы будем использовать эти сокращения.

Типовых конфигураций – десятки.

Типовые решения производятся и поддерживаются фирмой «1С», все обновления также выпускает фирма «1С».

Между системами может быть налажена взаимосвязь, которую можно показать на примере. Предположим, что на предприятии установлены «1С: Управление торговлей», «1С: Бухгалтерия» и «1С: Зарплата и управление персоналом». На предприятии есть первичные документы, которые заводятся в УТ и ЗУП. Они обмениваются данными с «1С: Бухгалтерия», в которой на основании полученных данных формируются бухгалтерские и налоговые отчёты. При помощи специального функционала отчёты отправляются из программы прямо в налоговую. Вот такая взаимосвязь систем.


Пример взаимосвязи типовых решений


Плюсы использования типовых решений 1С:

• Максимально проработанный функционал. Над этими решениями фирма «1С» работает годами.

• Универсальность. Эти решения, в целом, подходят большинству организаций.

• Стандартизация подсистем. Если человек работает в одной типовой конфигурации, он легко сможет освоить другую.

• Эффективная поддержка. Максимально быстрые обновления и масса сервисов в рамках 1С: ИТС (информационно-технологическое сопровождение).

• Проработанные курсы обучения. 1С поддерживает ЦСО (центры сертифицированного обучения), каким, кстати, является и наша онлайн-академия CORS Academy.

• Сертификация специалистов. 1С выработала целую систему сертификации «1С: Профессионал», «1С: Специалист» и др. Мы в CORS Academy помогаем подготовиться, есть специальные курсы.

• Много квалифицированных консультантов. Намного проще найти консультанта по УТ, БП или ЗУП, чем по какой-то экзотической конфигурации.

• Некоторые решения есть в облаке 1С: Fresh. То есть для начала ведения учета достаточно зайти на специальный сайт и начать работать.

Далее рассмотрим функционал самых популярных типовых решений 1С.

1С: Бухгалтерия

1С: Бухгалтерия или 1С: Бухгалтерия предприятия – пожалуй, самая известная программа 1С, начиная с её разработки в 90-х годах прошлого века и по сей день. Конфигурация предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учёта, включая подготовку регламентированной отчётности для контролирующих инстанций.

«1C: Бухгалтерия 8» – это, с одной стороны, общепринятый стандарт подготовки бухгалтерской отчетности, а с другой – профессиональный инструмент бухгалтера для ведения бухгалтерского и налогового учета.

В 1С: Бухгалтерии оперативно отражаются все изменения российского законодательства: Налогового Кодекса РФ, федеральных законов и подзаконных нормативных актов (постановления Правительства РФ, приказы Минфина РФ, ПБУ и другие нормативно-правовые акты).

В состав 1С: Бухгалтерии включен план счетов бухгалтерского учета, соответствующий Приказу Минфина РФ. Программа поддерживает работу с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система), ГИСМ (Государственная информационная система маркировки товаров), ФГИС «Меркурий» (оформление электронных ветеринарных сопроводительных документов).

Программа поддерживает работу с онлайн-кассами и электронными чеками, полностью соответствуя требованиям Закона 54-ФЗ.

Актуальные формы бухгалтерской отчетности, расчеты и налоговые декларации, отчетность по физическим лицам, отчетность в фонды, формы статистики и многое другое позволяют эффективно организовать работу бухгалтерии бизнеса любого масштаба и сферы деятельности.


Версии «1С: Бухгалтерии»: главные отличия

Загрузка...