Письменная история Австралии – страны и континента – началась с Голландской Ост-Индской компании, созданной в 1602 году для торговли с Японией, Китаем и Юго-Восточной Азией. Поняв, что поодиночке им против англичан, испанцев и португальцев не выстоять, голландские торговцы объединились и за короткое время раскинули свои цепкие щупальца на огромном пространстве, от мыса Доброй Надежды на западе до Огненной Земли на востоке. Управлять столь обширным хозяйством издалека было невозможно, поэтому штаб-квартирой компании и столицей Голландской Ост-Индии стал город Батавия, основанный бутербоксами [4] на острове Ява. Слово «Батавия» созвучно слову «Ява», и от него так же пряно пахнет экзотикой, но на самом деле город был назван в честь древнегерманского племени батавов, которые считаются предками голландцев.
К началу сороковых годов XVII века голландцам удалось вытеснить из Юго-Восточной Азии конкурентов-португальцев, но до того времени португальцы держали под контролем северную часть Индийского океана, и потому голландцам приходилось плавать от мыса Доброй Надежды к Яве южными путями, обходя остров Мадагаскар с юга. Оседлав западные ветры умеренного пояса, голландцы могли доплывать от Африки до Явы за два с небольшим месяца.
Австралия, западные берега которой голландцы видели во время плаваний на Яву и обратно, не могла не привлечь их внимания. Прежде всего как потенциальный источник разных богатств – от золота до рабов, а также как место, где можно было пополнять запасы пресной воды. Новые рынки сбыта тоже не помешали бы, так что стимул к исследованию terra incognita[5] был у голландцев мощный. И вот в феврале 1606 года в западной части полуострова Кейп-Иорк высадилась экспедиция Виллема Янсзона, прилетевшего сюда на своем «Голубке» [6].
Вообще-то Янсзон собирался исследовать юго-западный берег Новой Гвинеи. Проплыв вдоль него около четырехсот километров [7], Янсзон лег на зюйд-ост [8], пересек Арафурское море и уперся в западный берег полуострова Кейп-Иорк, принятого им за продолжение Новой Гвинеи. В целом экспедиция получилась неудачной: ничего ценного Янсзону найти не удалось, а контакт с туземцами вылился в бой, унесший жизни нескольких моряков. Но место в истории шкипер Виллем Янсзон себе обеспечил, поскольку совершил первую задокументированную высадку на австралийский континент.
В 1618 году Янсзон стал адмиралом, а с 1623 по 1627 год был губернатором яванского портового города Бантама, который можно считать второй столицей Голландской Ост-Индии. Австралийцам приятно знать, что жизнь у первооткрывателя их родного континента сложилась достойным образом.
Дж. Фальк. Портрет Виллема Янсзона. 1650
В начале девяностых годов XX века австралийскому бизнесмену Майклу Кэйлису пришла в голову идея постройки точной копии исторического трехмачтового барка [9] «Дёйфкен», жизнь которого закончилась в середине 1608 года после боя с испанскими кораблями. Кэйлис сумел заинтересовать проектом историка Майкла Янга и еще нескольких энтузиастов, которые организовали сбор средств и смогли собрать около 4 миллионов долларов США. Чертежей в распоряжении строителей реплики не было, да и не факт, что они вообще когда-либо существовали, поскольку многоопытные голландские мастера строили корабли «на глазок», без проекта, опираясь лишь на четкое соблюдение пропорций. Но сейчас без проекта даже коробку для пиццы не сделать… На помощь пришел историк и морской археолог Ник Бернингем, создавший проект копии на основе исторических документов, касавшихся оригинала. Историческая достоверность соблюдалась досконально, вплоть до того, что в Латвии была заказана древесина черешчатого дуба. Действительно, не строить же реплику голландского судна из эвкалипта!
Возрожденный Duyfken
10 июля 1999 года возрожденный «Дёйфкен» отпраздновал свое рождение в гавани города Фримантл [10], а 8 апреля 2000 года отправился в свое первое плавание к острову Тимор.
В течение десяти лет после высадки Янсзона на австралийском континенте не было голландских гостей (а если были, нам о них неизвестно), но с октября 1616 года они стали прибывать один за другим. Открывались новые берега, повторно исследовались открытые ранее, но все делалось как-то бессистемно, урывками. Некоторые капитаны – например, Дирк Хартогсзон, высадившийся в Австралии вторым по счету, – считали, что нашли легендарный Южный континент. Существование огромного материка вокруг Южного полюса было обосновано гипотетически: большое количество суши в Северном полушарии должно было быть уравновешено примерно таким же количеством в Южном, в противном случае Земля бы «перевернулась».
Джейкоб Герриц Кейп. Портрет Абеля Тасмана, его жены и дочери. Ок.1637
Разобравшись с португальцами, голландцы решили устроить ревизию своих обширных владений. Частью этой ревизии стала экспедиция, организованная в 1642 году генерал-губернатором Голландской Ост-Индии Антони ван Дименом. Возглавил экспедицию, состоявшую из двух кораблей – «Хемскерк» (Heemskerck) и «Зехан» (Zeehaen), – опытный мореход Абель Тасман. Ему предстояло найти Южный материк, исследовать его берега и разведать самый оптимальный путь от Индии к юго-западному побережью Южной Америки (голландцы собирались отвоевать у испанцев чилийский порт Вальдивию и расположенные неподалеку от него золотые прииски).
8 октября 1642 года Тасман отплыл от острова Маврикий на юг, а затем повернул на восток и около месяца шел в «коридоре» между 44-м и 49-м градусами южной широты. Не увидев до 19 ноября никаких берегов, Тасман повернул на северо-восток и на пятый день приплыл к южному берегу острова, который теперь носит его имя – Тасмания. Сам же Тасман назвал открытую им местность Землей ван Димена. Высадка показала, что эта земля богата добротной древесиной – голландцы впервые увидели эвкалипты. Проплыв вдоль берега около семисот километров, Тасман решил, что он открыл южный выступ Новой Голландии, после чего поплыл на восток и 13 декабря достиг Южного острова Новой Зеландии. Проплыв около шестисот километров вдоль западного побережья острова, голландцы совершили высадку, которая обернулась стычкой с туземцами-маори, убившими троих матросов.
4 января 1643 года Тасман достиг крайней точки западного побережья Северного острова Новой Зеландии, которую назвал мысом Марии ван Димен – в честь супруги генерал-губернатора. Остров Марии у восточного побережья Земли ван Димена тоже был назван в ее честь (надо признать, что Тасман понимал толк в политесе и умел угодить начальству).
Открытое им западное побережье Новой Зеландии Тасман счел западным выступом Южного континента. Отсюда экспедиция направилась на северо-восток, открывая новые острова, а затем повернула на северо-запад, к Яве, продолжая открытие островов. Но это уже совсем другая история, не имеющая прямого отношения к Австралии и двум ее «сестрам» – Тасмании и Новой Зеландии.
Во время своей первой экспедиции Тасман сделал великое дело, ликвидировав множество белых пятен на карте Юго-Восточной Азии. В частности, он доказал, что Новая Голландия не имеет никакого отношения к Южному континенту. Но при этом он не прояснил сущность Новой Голландии, которая могла оказаться как материком, так и архипелагом, а еще принял два примыкающих друг к другу новозеландских острова за оконечность Южного континента.
Открытый Тасманом «Южный континент» интересовал губернатора ван Димена далеко не в первую очередь. Прежде всего ему хотелось определиться с Новой Голландией и в том случае, если она представляет собой архипелаг, разведать новые морские пути. В стародавние времена, когда трехмесячное плавание считалось коротким, а из трех снаряженных в Ост-Индию кораблей обратно возвращался один (в среднем), удобные и относительно безопасные морские пути ценились на вес золота. К тому же существовала опасность того, что изгнанные с Цейлона, Малакки и прочих насиженных мест португальцы попытаются взять реванш, так что в проливах Новой Голландии нужно было укрепиться как следует.
29 января 1644 года три корабля – «Лиммен» (Limmen), «Земеу» (ZeemeeMw) и «Брак» (Bracq) – под командованием Тасмана вышли из Батавии и поплыли на восток. Проплыв около восьмисот километров вдоль южного берега Новой Гвинеи, экспедиция исследовала все берега залива Карпентария, но при этом не заметила входа в Торресов пролив, отделяющий Австралию от Новой Гвинеи (не иначе как рифы помешали). А ведь проход из Арафурского моря в Коралловое (в более широком смысле – из Индийского океана в Тихий) мог бы оказаться весьма ценным для голландских мореходов. Но чего не произошло, того не произошло.
В итоге Тасман, вернувшийся в Батавию 4 августа 1644 года, установил, что Новая Голландия – это все же материк, причем весьма бедный. Из полезного здесь удалось найти только пресную воду, которую несла к западному берегу залива Карпентария река Ропер. С географической точки зрения экспедиция получилась удачной, пусть и не до конца – Торресов пролив моряки «прозевали». А вот с практической точки зрения она не дала никаких результатов – ни новых богатств, ни новых морских путей.
На Австралии, то есть на Новой Голландии, был поставлен крест – как на бесполезной земле, населенной злыми дикарями. В золотом веке (так в Нидерландах называют XVII век) голландцы использовали труд осужденных преступников в своих колониях, не задумываясь о том, чтобы устраивать где-то отдельные каторжные поселения. О колонизации экономически невыгодных территорий они тем более не задумывались, им других, более интересных дел хватало.
Маршрут экспедиции Абеля Тасмана
На самом же деле Новая Голландия была не такой уж бесполезной. Если бы во время своей первой экспедиции Тасман уделил больше внимания открытой им Земле ван Димена, то нашел бы пролив, отделяющий ее от материка. Во время исследований южного берега материка он мог обнаружить весьма удобный для стоянки залив Порт-Филлип и высадиться там, где сейчас раскинулся Мельбурн. А оттуда до Балларата [11], где в середине XIX века нашли золото, каких-то сто километров. Так что у Тасмана была возможность озолотиться в буквальном смысле этого слова и порадовать своего обожаемого генерал-губернатора ван Димена. А если бы он доплыл до того места, которое впоследствии назвали Глен-Осмондом [12], то мог бы найти свинец и серебро (от северо-западной оконечности Тасмании до Аделаиды «каких-то» восемьсот километров морем). Так что менэйру [13] Тасману можно сказать только одно – лучше надо было искать!
Современная Австралия занимает четвертое место в мире по добыче каменного угля (в энергетическом эквиваленте), уступая лишь Китаю, Индонезии и Индии. По экспорту железной руды Австралия стабильно лидирует уже много лет подряд. В Австралии находится 28 % мировых запасов урана, по производству которого она занимает второе место в мире (после Казахстана). Пятое место по добыче серебра, производству никеля и тантала, шестое – по производству меди. На этом можно заканчивать хвастаться: и так уже ясно, что с Новой Голландией голландцы в свое время просчитались.