Присутствующие замерли в ожидании. И вот над вторым сундуком засветилось ещё одно имя – «Алекс». Мужчина средних лет, одетый довольно прилично, в джинсы и рубашку, поспешил к сундуку, крышка которого уже открылась. Он смело ступил внутрь и исчез.
И снова луч, исходящий из часов, создал перед всеми экран.
– Нет, на этот раз не пикник, – услышал он мальчишеский голос. Свет рассеялся. – Пойдём, поднимемся на мой любимый холм. Оттуда открывается потрясающий вид.
Мальчик улыбался Алексу как давнему другу, и его глаза поразительной красоты и глубины излучали необычайную любовь и спокойствие.
– Кто ты? – спросил Алекс.
– Можешь звать меня Гопал[7].
– Разве не Кана?
– Для тебя – Гопал, – с озорной улыбкой ответил мальчик и жестом позвал за собой.
Они пошли по тропинке, усыпанной мягкой пылью.
– Разувайся, здесь очень приятно ходить босиком.
Тут Алекс заметил, что его спутник и правда идёт без обуви, и решил последовать его примеру. Пыль действительно оказалась немного прохладной и очень приятной для стоп.
– Всё плохо, да? – начал Гопал.
– Ну как… Не то, чтобы всё…
– Да ладно тебе, ты не на собеседовании, не юли. Ты же так и правда чувствуешь. Мозгом, может, и понимаешь, что бывает и хуже, но чувствуешь ты часто совсем другое. Как будто затянуло всё. Как будто нет просвета. Всё не так, и все не те.
– Вообще-то, да, – не стал спорить Алекс. – Вроде работаю, но не кайфую. Денег хватает, но не на всё. С женой всё вообще сложно. Она мне будто чужой человек. Иногда думаю: может, было бы лучше без неё? Что надо что-то менять. Что так не должно продолжаться. И вокруг всё… Хм… Да как ты вообще такое можешь понять? Ты же ребёнок ещё совсем…
– Я необычный ребёнок, – подмигнул Гопал. – Дай угадаю… Ты чувствуешь, что вокруг сплошная несправедливость. Политики вообще оборзели, обворовали народ. Богачи только карманы набивают. Ты крутишься как можешь. А толку? И это всё как замкнутый круг. Как будто нет просвета. Так?
– Э-э-э… Да, – опешил мужчина. – Так… А ты откуда знаешь? Ты прямо с языка мои слова снял. Ты, похоже, и правда необычный ребёнок. И что, хочешь сказать, ты знаешь, что мне нужно?
– Конечно! – Гопал сорвал с дерева необычный красный плод и дал его своему спутнику. – Угощайся, они очень вкусные.
– В смысле, я съем этот фрукт и моя жизнь изменится?!
Мальчик залился звонким смехом:
– А-ха-ха-ха! Вот ты смешной! Такой взрослый, и такое ляпнуть!
Алексу тоже стало смешно:
– Да тут просто, понимаешь, письма, сундуки и всё такое… Так я и подумал… Ну, ты понял…
– Конечно, понял. Но фруктом я тебя просто так угостил, а в твоей ситуации тебе нужно другое.
– Что? – Алекс остановился.
– Вера, – медленно и уверенно произнёс мальчик и посмотрел ему прямо в глаза.
Мужчина почувствовал, будто ему смотрят даже не в душу, даже не в сердце, а куда-то прямо вглубь него самого, в самую глубокую и потайную, почти забытую часть него.
– Вера? – переспросил он.
– Пойдём, – они двинулись в сторону живописного холма, а Гопал продолжил:
– На самом деле, это очень важная тема. Она заложит смыслы, которые дадут тебе внутреннюю силу. Они дадут веру и уверенность. Ведь именно на вере базируется вся наша жизнь.
– Что ты имеешь в виду? Не все люди в этом мире религиозные. Это у религиозных всё строится на вере. Ты что, хочешь, чтобы я ушёл в религию?!
– Нет, я совсем не об этом. Я о более широком понятии веры. Кстати, мы пришли.
За разговором Алекс и не заметил, как они оказались на вершине живописного холма. У подножия паслись коровы, а где-то вдалеке протекала извилистая речка. Весь этот вид очень успокаивал и умиротворял.
– Так вот, – продолжил Гопал, – все люди во что-то верят. И все действуют, исходя из веры, или не действуют, когда её не хватает. Иисус когда-то очень хорошо об этом сказал. Ты, наверное, слышал.
– По вере вашей дано вам будет…
– Именно.
– И ещё что-то про горчичное зерно было, кажется. Или я ошибаюсь?
– Нет-нет, всё верно! Он говорил: «Если бы у вас вера была размером хотя бы размером с горчичное зерно, то вы бы сказали горе «Приди сюда» и она бы пришла».
– И ты в это веришь?
– Не сомневаюсь, что это правда. Я верю, что если вера полная, на сто процентов и ты скажешь горе «Приди сюда», то гора сдвинется с места. Просто не у всех хватает веры, чтобы сделать это. Но думаю, что Иисус мог это сделать.
– Допустим. И что мне делать сейчас?
– Знаешь, мне захотелось процитировать тебе стих из Бхагавад-гиты 4.11. Это удивительный стих. Он мне очень нравится, и он раскрывает многие смыслы в жизни человека.
Вдруг мир вокруг словно замер, и те же голоса, что пели до этого на санскрите, заполнили своим невероятным пронизывающим звучанием всё пространство:
йе йатха мам прападйанте
тамс татхаива бхаджамй ахам
мама вартманувартанте
манушйах партха сарвашах
Голоса затихли, мир снова ожил и послышался голос Гопала:
– «Как человек предаётся мне, так я и вознаграждаю его. Каждый во всём следует моим путём, о сын Притхи». Так говорится в этом древнем стихе. Понимаешь? «Как человек предаётся мне». То есть, насколько человек предаётся Богу, насколько он верит Богу, насколько доверяет Ему, так Он человека и вознаграждает.
– Ох… Как-то всё очень философски. Не уверен, что понял, о чём ты…
– Всё просто, дорогой. Бог разворачивает мир к тебе той стороной, в которую ты хочешь верить. Например, если ты веришь, что Бога нет, Он даст тебе все знания для того, чтобы доказать, что Его нет. Если же ты веришь, что Бог есть, Он тебе всё покажет и докажет, чтобы ты пришёл к Нему. Если ты веришь в своей жизни, что что-то не должно существовать, Он тебе даст доказательство, что всё это иллюзия, а не правда.
– А более практичные примеры есть? Не с такими высокими материями?
– Конечно. Давай на примере денег. Если ты считаешь, что быть богатым – это плохо, тебе на каждом шагу будет встречаться информация, которая это подтверждает. Он тебе даст видео, тексты, тебе это будет просто встречаться, и ты будешь себе доказывать, что быть богатым – это плохо. Если же ты веришь, что быть богатым человеком – это хорошо, то ты начнёшь видеть богатых людей, которые помогают людям, которые жертвуют миллионы для того, чтобы строить какую-то инфраструктуру, бескорыстно для других людей. Ты увидишь много интересного. Поэтому очень важно то, во что мы верим. Потому-то здесь и говорится: «По вере нашей дано нам будет».
– Ок… А если мне не нравится та сторона мира, в которой я оказался, что тогда?
– Смотри, как это работает. Когда у нас возникает претензия к этому миру, когда мы чем-то недовольны, чем-то неудовлетворены, мы тем самым пускаем в нашу жизнь это же, но в ещё большем количестве. К примеру, человек концентрируется на том, какая у него плохая жена, как она себя некрасиво ведёт. И он верит в то, что она такая. А если он верит, что она такая, что произойдёт, а?
– Она будет становиться ещё хуже? – неуверенно предположил мужчина.
– Ну да… В его жизнь придёт ещё больше ситуаций, которые докажут, что его жена именно такая. Удивительно, да?
– Да. Такое ощущение, будто ты говоришь про мои отношения с женой. Так и есть. И что, на это можно повлиять?