Гарри почувствовал почву под ногами, но свет всё ещё не давал видеть то, что вокруг. Вдруг он услышал ритмичное пение как будто множества ангельских голосов на странном языке:
ом пурнам адах пурнам идам
пурнат пурнам удачйате
пурнасйа пурнам адайа
пурнам эвавашишйате
– Это стих из древнего ведического текста Шри Ишопанишад[1]. Он написан на санскрите, – послышался детский голос рядом с ним.
Свет рассеялся и мужчина вдруг обнаружил рядом с собой необычного мальчика лет восьми. Кожа его была смуглой. Но не просто смуглой, а с каким-то необычным синеватым оттенком, напоминающим цвет грозовой тучи. Мальчик был одет в жёлтые широкие штаны, а в густых чёрных волосах было несколько павлиньих перьев. В ушах висели серьги в форме акул. Глаза его были большими и живыми. Они как-то необыкновенно сияли и были так глубоки, словно в них скрывалось множество вселенных. Он смотрел на собеседника и улыбался.
«Экстравагантно», – подумал Гарри, а вслух сказал:
– У тебя такой интересный цвет кожи. Что-то подобное я видел только в кино, в фильме «Аватар».
– Ну, современные фильмы многое заимствуют из древних источников. И понятие «аватара»[2], оно изначально из Вед. Но мы здесь не об этом пришли говорить. Не так ли?
– Это ты послал мне письмо?
– Нет, мне больше нравятся другие средства связи, – подмигнул мальчик. – Но я знаю того, кто разослал вам все эти письма.
– Я хочу получить здесь свой смысл.
– А ты его уже получил.
Не успел мужчина выразить удивление, как мальчик расхохотался:
– Я знаю, что ты ничего не понял. Не переживай, я всё тебе объясню. Пойдём.
– Как тебя зовут?
– Можешь звать меня Кана[3].
– Хорошо. Куда мы идём?
– У нас будет пикник. Вот тут.
Кана и Гарри оказались на опушке леса. Там, на поляне, лежало цветное покрывало, на котором были разложены фрукты, пирожки и ещё какие-то разные яства, которых мужчина никогда раньше не видел. Словно поняв, о чём думает его гость, Кана взял белый шарик и поднес ему:
– Это молочные сладости. Мама всегда мне их готовит. Попробуй.
– Ммммм… Это божественно… Такой изысканный нежный вкус…
– Садись, угощайся. Моя мама готовит вкуснее всех в мире. А я пока буду тебе рассказывать то, что обещал. Ты ещё помнишь стих, который услышал в самом начале? Так вот. В этом стихе говорится о том, что всё то, что исходит из Абсолюта, также обладает абсолютной природой. Если мы посмотрим на этот материальный мир, то увидим, что он абсолютный, потому что его создал Абсолют. Всё, что создаёт Абсолют, обладает абсолютной природой. Понимаешь? Это просто.
– Да, звучит просто, – сказал Гарри, откусывая пирожок. – Но почему же тогда в этом, как ты говоришь, абсолютном мире, есть войны, страдания, насилие?
– Да, со стороны действительно не понять. Но, если погрузиться внутрь, в механизм, если начать изучать всё, что здесь происходит: законы мироздания, как построен этот мир, что такое карма, реинкарнация… А самое главное, для чего, с какой целью Абсолют создал этот мир. И по мере того, как мы начинаем узнавать этот мир, мы видим, что он, оказывается, абсолютный. Это абсолютный мир, абсолютная игра, созданная Богом. Игра, у которой абсолютное начало и абсолютный конец. В материальном мире всё работает очень чётко. И дело только в том, что люди не понимают какие-то вещи. Но когда это понимание приходит, то всё становится на свои места. Однако сейчас речь не о материальном мире, а о другом создании, которое произошло из Абсолюта. Угадаешь, о чём я?
– Понятия не имею…
– О тебе!
– Что?! Да ты, похоже, шутник!
– Я вовсе не шучу. В Ведах, древнем знании, также говорится, что ты и все живые существа являются абсолютными. Иначе Абсолют не был бы Абсолютом.
– Ты меня, конечно, прости, но я вот смотрю на себя и свою жизнь и как-то это выглядит не особо абсолютно. Может, если кто-то живёт на собственном острове, там у них всё идеально, абсолютно, как ты говоришь. Но это вообще не мой случай.
– Хорошо. Давай я тебе что-то покажу. Вставай.
– В смысле? Мы уходим?
– Не волнуйся, ты ещё успеешь попробовать тот пирог, – улыбнулся Кана. – Просто подойди к этому дереву, закрой глаза и положи руку на его ствол. Я хочу тебе что-то показать.
Как только Гарри это сделал, он вдруг оказался в последнем ряду огромного зала. На сцене был странный человек без рук и ног. Вся картинка была живая, но совершенно без звука.
– Это Ник Вуйчич[4]. Возможно, ты слышал о нём.
Мужчина пожал плечами. Кана продолжил:
– Он родился без рук и без ног. В 9 лет Ник вдруг понял, что он, оказывается, неабсолютный и решил покончить жизнь самоубийством. Он просто задался вопросом: «Как дальше жить?! Как встречаться с девушками? Как завести детей? Как работать? Ведь надо мной все насмехаются». Он решил утопиться. А потом он подумал о том, что будут чувствовать его близкие. Ведь мама, папа и брат любили его. Он понял, что они будут горевать, и решил не убивать себя, а как-то дальше влачить своё существование.
В 14 лет он осознал другую вещь: «Если Бог создал меня, то у Бога есть абсолютный план на меня. Да, я могу физически выглядеть, на мой взгляд, неабсолютно. Но, если Бог создал меня абсолютным, значит, он создал меня для своего абсолютного плана. И значит, я абсолютно подхожу для его абсолютного плана». И, кстати, заметь, ведь вопрос не в том, считаешь ли ты себя сейчас абсолютным, а в том, осознаешь ли ты, что Бог создал тебя абсолютным для своего абсолютного плана.
– Потрясающе… – еле слышно проговорил Гарри.
– Да! Если просто подумать о том, что, если Бог создал тебя таким, какой ты есть, то он создал тебя абсолютным для своего абсолютного плана. Так вот, Ник сказал, что когда он это понял, то вся его жизнь изменилась. А теперь… Посмотри на его жизнь! Он перепробовал много чего в жизни, чего не пробовало большинство людей. Хотя они не ограничены так физически! Прыгать с парашютом, летать – он всё это делает. Он миллионер, с ним общаются известные люди. У него есть семья, дети. Нет никаких ограничений. Живёт как нормальный человек. Просто нет рук и ног.
И всё это в его жизни появилось тогда, когда он осознал себя абсолютным творением Бога.
А к физическим особенностям он приспособился.
Гарри задумался. Помолчав немного, он сказал:
– Я теперь понял. Я понял, почему мне нужен именно этот смысл. В детстве я сильно болел. От этой болезни пострадали мои кости, и это сделало меня инвалидом. Хромым инвалидом. Я не могу это принять. Не могу принять себя таким. Я рос замкнутым, у меня никогда толком не было друзей. Я уже не говорю о девушках. Кому я такой нужен?
Кана взглянул на него с улыбкой. Мужчина продолжил:
– А сейчас ты говоришь и эти слова что-то пробуждают во мне. Ты говоришь, что у Бога на каждого есть идеальный план, и я подумал, а вдруг и на меня тоже? Я бы хотел, чтобы это было так. Ведь у Ника вообще нет рук и ног, а у меня есть. И он столького достиг. Это странно. Но я толком никогда не задумывался о Боге. Мне не была интересна эта тема.
– Это нормально. Именно поэтому и возникают такие переломные моменты. Когда ты вручаешь себя Богу, то Бог начинает вести тебя и показывать, что у Него для тебя есть абсолютный план.
– Но я же далеко не идеальный! Неабсолютный. Или как ты это называешь?
– Твоё представление о себе – вот оно и есть неабсолютное. А верное понимание, что Бог создал каждого абсолютным. И когда человек понимает это, он просит Бога вести его. Неабсолютность заключается ещё и в том, что мы пытаемся сделать что-то сами, своим неабсолютным умом и разумом. Но, когда нет связи с Богом, у нас это не получается. А когда связь с Богом есть, то всё, что ты делаешь, обретает абсолютную природу. И ум, и разум, и твоё тело – всё, что было для тебя неабсолютным, при связи с Богом обретает её. Когда связь с Богом налажена, то всё налаживается и ты понимаешь, что всё хорошо. Ты предаёшься Богу и говоришь: «Веди меня, Господь». Это первое, что нужно делать. И тогда Бог начинает вести тебя по жизни.
– Но от этого я не перестану быть уродом.
– Ты не урод. Ты просто живёшь в теле, у которого есть небольшое ограничение. Разницу чувствуешь?
– Хм…
– Так вот, второе, что необходимо сделать, – это посмотреть на этот скафандр и сказать: «Интересный скафандр создал Бог! Вот в зеркале смотрю на него и задаюсь вопросом: а что может этот скафандр?» У этого скафандра есть физические особенности. Он может петь, танцевать, красиво выглядеть, иметь какие-то физические отличия, творческие или технические таланты. В древнем тексте Бхагавад-гита[5] говорится: «Я есть талант в человеке». То есть Бог – это талант в каждом человеке. И в каждом человеке есть божественный талант. У каждого он есть. И у тебя есть талант, который может сделать тебя гениальным. Когда ты этот талант божественный раскрываешь, когда он становится всё сильнее и ярче, и ярче, и ярче, и пуф! Тебя начинают называть гением. Говорят: «Это божественная личность. То, что он делает, просто божественно».
Посмотри на Ника Вуйчича. То, что он делает, просто божественно. Или посмотри на казахского молодого певца Димаша Кудайбергена[6]. Когда он поёт, слёзы наворачиваются, потому что его пение божественно. Когда мы видим, как человек раскрывает свой талант, мы видим Бога в этом человеке, мы видим божественное в этом человеке. Это гениально. И это есть в тебе. Надо только понять, где оно. У каждого из нас есть талант, который может стать гениальностью. Хотя нам кажется поначалу: «Да какой же это талант». Не нужно так сразу утверждать. Надо сначала понять, что в тебе есть такого, что выделяет тебя среди других. Иногда, глядя на людей вокруг, можно сказать, мол, «у них таланты покруче». Но не факт! Приглядись к себе. Что-то ты можешь делать лучше, чем другие? Может, объяснять? Или смешить? Или замечать мелочи? Или запоминать множество фактов? Или быстро находить необычные решения проблем? Или умение красиво выражать свои мысли?
– Надо же… Мне бы и в голову не пришло назвать это талантами.
– Например, мы видим кого-то, кто виртуозно играет на гитаре. В уме даже может возникнуть мысль, что, мол, парню повезло, ведь Бог дал ему такой талант, а у меня нет никакого или слабо проявленный… не так, как у этого парня.
– Да, я, кстати, часто так думаю, глядя на талантливых людей.
– Но, если подумать и поинтересоваться, каким способом и как долго он развивал свой талант, то всё встанет на свои места. Для того чтобы играть так, как он играет, он потратил много времени, у него были учителя и, самое главное, у него было желание.
– Да, такие люди часто действительно трудяги. Они будто одержимы любимым занятием.
– Именно. Но начинается всё с желания что-то делать: петь, говорить, играть. А после этого идёт многолетняя тренировка с учителем и без. Ну и, скорее всего, есть цель стать лучшим в своём деле.
– И ты хочешь сказать, что это реально – стать лучшим или гением каждому человеку?
– Конечно! В Ведах говорится, что в КАЖДОМ человеке есть Божественный талант и, если ты осознаёшь себя сыном или творением Бога, то нереального ничего для тебя больше не будет. Если ты будешь работать над талантом, рано или поздно тебя будут называть гением или виртуозом.
– Хотелось бы, чтобы это действительно было так…
– Для начала ответь себе на эти вопросы:
«Чего ты хочешь?»
«Насколько сильно?»
«Сколько будешь над этим работать и насколько интенсивно?»
«Как долго ты уже развиваешь свой талант?»
«Веришь ли ты, что ты творение/сын Бога?» Честно ответив себе на эти вопросы, ты поймёшь, почему ты сейчас там, где ты есть. Всё просто, но ты усложняешь. И не так уж сильно хочешь. И мало работаешь над развитием своего таланта. Или же вообще думаешь, что у тебя нет таланта. Но он есть. Ты гений. Просто пока не веришь в это.
– Хм… Задачку ты мне задал…
– Надеюсь, ты вернёшься в общий зал. Тогда ты сможешь узнать, как найти свои таланты, как их раскрывать, какие ошибки не стоит делать на пути раскрытия талантов, какие трудности могут подстерегать на этом пути. Поговорим о том, как стать гениальным, и чтобы тебе за эту гениальность, которая у тебя врождённая, платили деньги, и чтобы ты жил счастливо, жил хорошо и чувствовал себя прекрасно. И, что также очень важно, чтобы ты помогал другим людям.
– А что мне надо сделать, чтобы вернуться в общий зал?
– У тебя задание и простое, и сложное одновременно. Тебе нужно искренне произнести одну молитву.
– Молитву?! Я никогда раньше этого не делал. Для меня это странно…
– Ты не обязан.
– Я понимаю… – Гарри задумался. – Ну хорошо, я попробую. Не знаю, правда, насколько это будет искренне.
– Искренность тут самое главное. Без неё ты не сможешь вернуться.
– Все-таки это первый раз, ты понимаешь… – он снова замолчал. – Хорошо. Думаю, я готов. Что надо говорить?
– Дорогой Господь, пожалуйста, я твой, прими меня, веди меня. Я твой. Пожалуйста, веди меня.
– Дорогой Господь, пожалуйста, я твой, прими меня, веди меня. Я твой. Пожалуйста, веди меня, – проговорил Гарри дрожащим от волнения голосом.
– Прекрасно… У тебя получилось, – улыбнулся Кана. – Повторяй эту молитву как можно чаще. И начни просто наблюдать за своим телом, за своим характером. Просто начни наблюдать…
– Я постараюсь.
– Теперь ты можешь вернуться, – сказал мальчик, и пространство стало заполняться светом.
– А, чуть не забыл! – послышался голос Каны. – Вот.
Он вложил в руку мужчины конверт. Свет становился всё плотнее, а когда он рассеялся, Гарри увидел, что стоит около сундука в общем зале.
Экран, состоящий из света, идущего от циферблата часов, исчез. Мужчина стоял перед всеми, немного растерянный, крепко сжимая в руке письмо, которое отдал ему Кана.
Гарри тут же распечатал его и стал читать:
«Я буду писать вам, ребята. Эти письма предназначены для всех вас, поэтому читайте их, пожалуйста, вслух.
Не имеет значения, какой ты. Ты абсолютный. Твоё представление о себе «может быть, я какой-то не такой» – это всего лишь представление. Но оно не является истиной.
Абсолютное представление о себе – это «ом пурнам адах пурнам идам». (Тот самый стих из Шри Ишопанишад. Помнишь?)
Бог – Абсолют, и всё, что он создал, также обладает абсолютной природой. И когда ты начинаешь понимать, что Бог создал тебя абсолютным для своего абсолютного плана, просто искренне скажи от всего сердца: «Дорогой Господь, пожалуйста, родненький, умоляю тебя, возьми меня, возьми меня и веди меня! Если у тебя есть абсолютный план на мою жизнь, чтобы всё было абсолютно, то возьми меня и веди меня!» Оставь это письмо себе, Гарри. Верю, что ты найдёшь свой талант и достигнешь высот, о которых даже не мечтал».
Дочитав эти слова, Гарри почувствовал, как волна тепла прошла по его телу. Будто кто-то невидимый обнял его. И он, пусть всё так же хромая, но уже уверенной походкой направился к своему стулу и сел.