Раздел 1. Теоретические и методологические основы аудиторской деятельности

Тема 1. Понятие, цель и задачи аудиторской деятельности

План

1. Теоретические основы аудита

2. Из истории аудита

3. Цель и задачи аудиторской деятельности

4. Отличие аудита от других форм контрольной деятельности

Место аудита в системе контроля

Контроль – это функция, присущая всякому управлению. Управленческая деятельность эффективна лишь в том случае, если выполнение принятого решения своевременно контролируется.

Система финансового контроля в Российской Федерации


Финансово-экономический контроль в России осуществляется в настоящее время в нескольких формах. Одной из форм финансово-экономического контроля является аудит.

Слово «аудит» произошло от латинского audio, что означает «он слышит», «слушатель».

В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности экономического субъекта. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать, базирующиеся на этих выводах, обоснованные решения. Пользователям информации, содержащейся в аудиторском заключении, необходимы аудиторские услуги, которые удовлетворяли бы их потребности и ожидания.

Интересы пользователей в области информации, подтверждаемой аудиторами

Понятие аудита


Основы теории аудита


Аудиторская деятельность прошла определенный путь в своем развитии, начиная со стихийного зарождения отдельных разрозненных элементов этого вида контроля до формирования целостной отрасли научной и практической деятельности. Условно можно выделить три этапа развития аудита: период зарождения и два этапа его становления. Родиной аудита считается Англия.

Исторические этапы развития аудита

В России начиная с конца XIX в. было сделано несколько попыток введения системы аудита (1889, 1912, 1928 гг.). Все они оказались неудачными. Формирование в России рыночных отношений послужило толчком к очередной попытке организации аудиторской деятельности.

Этапы становления и развития аудиторской деятельности в России

Аудиторская деятельность в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ включает два компонента: аудит и сопутствующие аудиту услуги. Аудиторы могут оказывать также прочие услуги, не являющиеся аудиторскими. Основным видом аудиторской деятельности является аудит.

Характеристика аудиторских услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, дана в теме 4.

Классификация видов услуг, оказываемых аудиторами


Отличительные признаки внешнего и внутреннего аудита

Сущность аудита


Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита, оказания сопутствующих аудиту и прочих услуг.

Аудит, ревизия, налоговые проверки, судебно-бухгалтерская экспертиза – формы проведения контрольных мероприятий, составные компоненты единой системы финансово-экономического контроля. Они имеют схожие черты и в то же время различаются.

Вопросы для самопроверки

1. С чем связано возникновение аудита в России?

2. Кем и когда в России была введена должность аудитора?

3. Чем аудит отличается от других форм контроля?

4. Дайте определение предмета аудита.

5. Назовите объекты аудита.

6. Дайте определение метода аудита.

7. Что собой представляет методология аудита?

8. Что свидетельствует о становлении аудита в России?

9. В какой стране впервые зародился аудит в современном его понимании?

10. Дайте определение аудиторской деятельности.

11. Дайте определение аудита.

12. Назовите виды и формы аудита.

13. Дайте определение понятий «внешний» и «внутренний» аудит.

14. Что понимается под сопутствующими аудиту услугами?

15. Дайте определение обязательного аудита.

Тема 2. Правовые основы аудиторской деятельности

План

1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ

2. Структура и содержание Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

3. Роль и функции уполномоченного федерального органа (УФО) в регулировании аудиторской деятельности

4. Состав и основные функции Совета по аудиторской деятельности (сад)

5. Саморегулируемые организации аудиторов (СРОА): требования к членству, функции, права и обязанности

6. Формы предпринимательской деятельности в аудите

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России построена четырехуровневая система его регламентации. Каждый уровень включает определенные виды документов, область регулирования и степень разработанности нормативной документации.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

Основным законодательным актом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В 2001 г. был принят и вступил в силу Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Он подтвердил окончательное становление аудита в России, обобщил весь существующий опыт аудиторской деятельности в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву. Это закон прямого действия, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ шло дальнейшее интенсивное развитие системы российского аудита, в связи с чем в Закон периодически вносились поправки. В 2008 г. был принят новый Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», который вступил в силу в большей своей части с 1 января 2009 г.

Структура и содержание Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Сопоставление структуры Законов


«Об аудиторской деятельности»

Нормативная поддержка Закона № 307-ФЗ

Регулирование аудиторской деятельности

Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). В последних странах государство осуществляет прямой контроль над формированием аудиторских кадров, их профессиональной подготовки и текущей деятельности.

В России аудиторское движение началось в 1987 г. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Согласно п. 19 Временных правил государственное регулирование аудиторской деятельности с 1993 до 2002 г. осуществляла Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действовавшая на основании Положения о комиссии, утвержденного распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-РП.

С 2002 г. во исполнение закона «Об аудиторской деятельности» постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в России, определяется Министерство финансов РФ.

В свою очередь, Минфин России возложил выполнение данных функций на созданный в этом Министерстве Департамент финансового контроля и надзора.

Органы регулирования аудиторской деятельности


Функции уполномоченного федерального органа (УФО)


(п. 2 ст. 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)


В целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской деятельности. На первом заседании совета избирается председатель совета. Председатель избирается из представителей пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, входящих в состав совета. Секретарем совета по аудиторской деятельности является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

Состав совета по аудиторской деятельности


(п. 5 ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)


В целях подготовки решений совета по аудиторской деятельности создается его рабочий орган. Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности и его численность утверждаются уполномоченным федеральным органом. Положение о совете по аудиторской деятельности и положение о рабочем органе совета по аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом.

В состав рабочего органа совета входят руководители постоянно действующих коллегиальных органов управления и другие представители всех саморегулируемых организаций аудиторов, руководитель единой аттестационной комиссии, создаваемой в соответствии с Федеральным законом № 307, представители уполномоченного федерального органа, а также представители научной и педагогической общественности.

Функции совета по аудиторской деятельности


(п. 5 ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)


Число представителей саморегулируемых организаций аудиторов в рабочем органе совета по аудиторской деятельности должно составлять не менее 70 % общего числа членов рабочего органа совета. Состав рабочего органа совета по аудиторской деятельности подлежит ротации один раз в три года не менее чем на 30 % общего числа членов рабочего органа совета.

Заседания совета по аудиторской деятельности созываются председателем совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание совета по аудиторской деятельности считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета.

Решения совета по аудиторской деятельности принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

Саморегулируемые организации аудиторов

Саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Саморегулируемая организация аудиторов осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Представители уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов, а также на иных проводимых ею мероприятиях.

Саморегулируемая организация аудиторов не может являться членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов.

Требования к некоммерческой организации с целью включения ее в государственный реестр СРОА


(п. 3 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)


В случае если членами саморегулируемой организации аудиторов являются физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, в деятельности органов управления такой организации должна быть обеспечена независимость аудиторов и аудиторских организаций при осуществлении ими функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью.

Члены постоянно действующего коллегиального органа управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов могут совмещать исполнение этих функций с аудиторской деятельностью (с участием в аудиторской деятельности).

Независимые члены постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов должны составлять не менее одной пятой числа членов этого органа.

Формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) саморегулируемой организации аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

Функции саморегулируемой организации аудиторов


(п. 5 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)


Права саморегулируемой организации аудиторов


(п. 6 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)


Обязанности саморегулируемой организации аудиторов


(п. 7 ст. 17 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ)

Наиболее известными в настоящее время саморегулируемыми организациями аудиторов являются: Некоммерческое партнерство «Аудиторская палата России», Некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата», Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных аудиторов России», Некоммерческое партнерство «Национальная федерация консультантов и аудиторов», Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», Общественное объединение «Российская коллегия аудиторов».

Аудиторские организации, их классификация и структура

Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ установлено, что аудиторскую деятельность осуществляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Аудиторские фирмы преимущественно имеют организационно-правовые формы закрытого акционерного общества (ЗАО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Классификация аудиторских организаций

Структура небольшой аудиторской организации


Структура крупной аудиторской организации


Возглавляет аудиторскую организацию – руководитель аудиторской организации. Он ведет переговоры с клиентом, назначает руководителя аудиторской проверки, формирует состав группы проверки клиента, выражает мнение о достоверности отчетности клиента в аудиторском заключении. Лицо, являющееся единоличным исполнительным органом коммерческой организации, а также индивидуальный предприниматель (управляющий), которому по договору переданы полномочия исполнительного органа коммерческой организации, должны быть аудиторами. В случае если полномочия исполнительного органа коммерческой организации переданы по договору другой коммерческой организации, последняя должна быть аудиторской организацией.

Руководитель аудиторской проверки руководит персоналом, занятым в проверке конкретного клиента, отвечает за организацию и контроль работы, ее планирование и доведение результатов проверки до руководителя аудиторской организации. Руководителем аудиторской проверки может назначаться только аудитор.

Рядовые участники проверки – аудиторы, не аттестованные стажеры, ассистенты – отвечают за выполнение работы, порученной им в ходе проверки.

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРОА.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг.

Индивидуальный аудитор может заниматься как универсальной, так и специализированной деятельностью, кроме проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности.

Вопросы для самопроверки

1. Какими нормативными документами регулируется аудиторская деятельность в России?

2. Дайте характеристику структуры и содержания Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

3. Дайте характеристику структуры органов управления аудиторской деятельностью в РФ.

4. Укажите функции Минфина России как органа государственного регулирования аудиторской деятельности.

5. Какую роль в регулировании аудиторской деятельности играет совет по аудиторской деятельности?

6. Какую роль в аудиторской деятельности играет Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»?

7. Перечислите функции саморегулируемых организаций аудиторов.

8. Дайте определение понятий «аудиторская организация», «аудитор», «индивидуальный аудитор».

9. Приведите классификацию аудиторских организаций.

10. Назовите основные функции должностных лиц аудиторской организации.

Тема 3. Стандарты аудиторской деятельности

План

1. Классификация стандартов аудиторской деятельности

2. Международные стандарты аудита

3. Федеральные стандарты аудиторской деятельности

4. Внутренние стандарты аудиторской деятельности

Понятие и значение аудиторских стандартов

Успешное выполнение функций аудита, его эффективность и действенность обеспечивается соблюдением аудиторами стандартов аудиторской деятельности.

Стандарт (от англ. standard – норма, образец) в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ним других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Они распространяются на различные сферы деятельности: науку, технику, промышленность и сельское хозяйство, производство, строительство и здравоохранение, транспорт и другие области, в том числе и аудит.

Стандарты аудита – это единые нормы и правила осуществления аудиторской деятельности. Соблюдение единых требований к порядку осуществления аудиторской деятельности, содержащихся в стандартах аудиторской деятельности, должно обеспечить аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам желаемый конечный результат – оказание качественных аудиторских услуг.

Аудиторские стандарты – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к организации аудита, процессу аудита и аудиторскому заключению.

Классификация аудиторских стандартов


Международные стандарты аудита (МСА) являются общепризнанным механизмом регулирования существующих в мировой практике подходов к аудиту. Они призваны регулировать единство организации, порядка и оформления процедур, а также результатов аудиторской деятельности во всем мире. Однако они не отменяют существующие в ряде стран национальные стандарты.

Например, национальные стандарты существуют в Англии, Канаде, США и Швеции, но требования МСА в этих странах принимаются к сведению в практической деятельности. В ряде государств (Австралии, Бразилии, Голландии, России) МСА принимаются за основу при разработке национальных регламентирующих документов. Кроме того, существуют государства (Кипр, Нигерия и др.), где МСА приняты в качестве национальных.


Международные стандарты аудита и положения по международной аудиторской практике

МСА выпускает Международная федерация бухгалтеров (МФБ). В основу их разработки были положены национальные стандарты США, Англии, Канады.

Международные аудиторские стандарты предусматривают описание основных критериев, принципов и процедур, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок вне зависимости от условий и целей аудита. Они носят рекомендательный характер. Аудитор имеет возможность отступления от данных норм, в случаях когда это необходимо для более эффективного достижения целей аудита.

В настоящее время все МСА пересматриваются.

Национальные стандарты аудиторской деятельности

Национальные стандарты аудиторской деятельности – это стандарты отдельных стран. Они разрабатываются на базе МСА с учетом специфики конкретной страны. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

Первые национальные стандарты России были одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ в 1996–1999 гг. Было разработано 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности. В настоящее время стандарты аудиторской деятельности пересматриваются. Одни из них утратили юридическую силу, другие утверждаются на уровне Федеральных стандартов аудиторской деятельности.

Перечень утвержденных Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

Каждый федеральный стандарт аудиторской деятельности состоит из нескольких разделов, образующих структуру стандарта.

Общий вид структуры федеральных стандартов

В последние годы произошли события, требующие внесения изменений в Федеральные правила (стандарта) аудиторской деятельности (за 2011–2012 гг. были частично переработаны международные стандарты аудита, с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Полномочия по принятию Федеральных стандартов аудиторской деятельности возложены на Минфин России.

Загрузка...