С позиций образовательного процесса при изучении дисциплины «Аудит» ее условно делят на две части: первая часть – основы аудита, вторая часть – практический аудит.
Цель учебного курса – сформировать у студентов базовые знания в области теории, методологии, методики аудита для дальнейшего освоения практики аудиторской деятельности.
В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:
• получение системы знаний о финансовом контроле и его инструментах;
• организация информационной системы для проведения внутреннего и внешнего аудита;
• изучение требований законодательства по государственному регулированию аудиторской деятельности, в том числе и взаимоотношений между аудиторами и аудиторскими организациями, с одной стороны, и аудируемыми лицами – с другой; законодательства по государственному регулированию аудиторской деятельности, в том числе и взаимоотношений между аудиторами и аудиторскими организациями, с одной стороны, и аудируемыми лицами – с другой;
• изучение стандартов, регламентирующих аудиторскую деятельность;
• изучения содержания планов и программ аудиторской проверки, договорных обязательств сторон при подготовке, проведении и оформлении результатов проверки;
• получение знаний правил и методик аудита основных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности и хозяйственных операций.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями действующего Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по подготовке студентов, обучающихся по направлению 521600 «Экономика» (бакалавр).
Являясь прикладной дисциплиной, аудит регулируется большим количеством официальных нормативно-правовых документов, что затрудняет его понимание и освоение.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
• основное содержание понятий и категорий аудиторской деятельности, ее цели и задачи;
• нормативное регулирование аудиторской деятельности в России и законодательную базу;
• назначение и уровни профессиональных аудиторских стандартов, механизм их применения;
• виды аудита;
• виды услуг, сопутствующих аудиту;
• экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту;
• квалификационные требования, предъявляемые к аудиторам;
• основные вопросы планирования и проведения аудиторской проверки;
• методы, применяемые при проведении аудиторской проверки;
• перечень документов, оформляемых сторонами при проведении аудиторской проверки;
• основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
• понятийно-категориальный аппарат и основные инструменты, используемые при осуществлении аудиторских проверок;
б) уметь:
• применять основные процедуры сбора аудиторских доказательств;
• составлять договор на проведение аудиторской проверки;
• разрабатывать план и программу проведения аудита;
• составлять аудиторские заключения разных видов;
• выявлять проблемы и проверять обоснованность сформированной отчетной информации в целях исключения вуалирования и фальсификации отчетных данных;
• строить взаимоотношения индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций с уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности, саморегулируемыми организациями аудиторов;
в) владеть:
• методологией осуществления аудиторских проверок;
• навыками применения современного инструментария для решения конкретных хозяйственных ситуаций, возникающих в процессе осуществления аудиторских проверок;
• современными методами сбора аудиторских доказательств, их систематизации, обобщения и анализа для отражения в аудиторских заключениях;
• навыками составления рабочих документов аудитора;
• навыками самостоятельной работы, самоорганизации и умением работать в команде.
Использование наглядного материала, систематизация и классификация информации, представленной в учебном пособии, позволят студентам получить базовые знания по аудиту в короткие сроки. В качестве демонстрационного материала схемы и таблицы могут быть использованы преподавателями на занятиях.