Здесь, под «манипуляцией» понимается психологическое воздействие на человека против его осознанной воли, желания, актуальных потребностей и понимания того, что с ним делают, используя тот или иной метод работы. По сути, любая манипуляция подобного рода это разновидность психологического насилия, провоцирующего в психике различного рода негативные процессы, которые потенциально способно нанести вред психическому и физическому здоровью.
По данным ВЦИОМ на апрель 2019 г. почти половина жителей России не работают по своей специальности. По специальности работают 51 % опрошенных, среди них люди с высшим образованием составляют 58 %. В то же время, 47 % респондентов не работают по профессии, среди них люди со средним специальным образованием составляют 55 %. Кроме того, 28 % опрошенных никогда не работали по своей специальности. 48 % россиян работали по специальности более пяти лет, 16 % – от года до пяти лет и 6 % – менее одного года. В опросе приняли участие 1600 респондентов в возрасте от 18 лет посредством телефонного интервью (максимальный размер ошибки не превышает 2,5 %). (ТАСС, 2019, источник ВЦИОМ: https://tass.ru/obschestvo/6333815).
В этом смысле, сегодня крайне актуальны гуманитарные «психотехнологии», работающие «от А до Я» – на начальном этапе профессионального развития человека с задачей профессионального самоопределения, со скрытыми и не сформированными психологическими и физическими особенностями – потенциалом, обуславливающим это самоопределение. На завершающем – с естественным процессом профессиональной индивидуации, «кристализации» профессионального лица, создания уникального рыночного предложения – материального и (или) нематериального «продукта», услуги, процессом построения и развития Своего Дела. Парадоксально, но факт, что в популярной сегодня международной некоммерческой ассоциации WorldSkills International, акцент делается, главным образом на «соревновательном» формате профессионального развития, что обесценивает важнейшие его этапы, равно, как и гуманитарные инструменты такого развития – чтобы стать профессионалом, необходимо, прежде всего, «заглянуть в себя» и понять, к чему ты действительно предрасположен, а стало быть, в чем можешь быть по-настоящему успешен.
Более подробно – в авторской статье «Психодиагностические инструменты в управленческом арсенале руководителя: полимодальная типология характеров, журнал «Мотивация и оплата труда». – ИД Гребенников – 2021. – № 4. – С.286–302., а также в авторской книге «Пси-фактор в экономике: основы успешного построения и развития своего дела», изд-во Госуниверситет «Дубна», 2019).
Уже сама организация обучающего и развивающего процесса во многом носит репрессивный характер (ты должен развиваться и обучаться, ты будешь это делать так, как тебе скажут, где скажут и с кем скажут), что вполне объяснимо с точки зрения «интересов компании», но при этом, чревато различными негативными психологическими эффектами, по меньшей мере, неэффективностью развивающего обучения, его отторжением и саботажем, по большому счету – системными ошибками в организации бизнес-процессов, провокацией внутриличностных и межличностных конфликтов в организации.
Имеется ввиду негативный социальный опыт формирования человека «нового типа» в недавнем прошлом нашей страны, негативный опыт обучения коучингу в компаниях, где менеджеры не пользуются знаниями, полученными в специальных обучающих программах, проводимых корпоративным университетом и приглашенными специалистами, это знание не укореняется и не прорастает. А также вообще негативный опыт в построении образовательного процесса – репрессивный стиль обучения, порождающий, как следствие, в различных формах сопротивление обучающихся.
Понятие «живая традиция» пришло к нам с Востока, как форма передачи знания непосредственно от учителя к ученику, который, в свою очередь становится учителем уже для своих учеников, и так далее в течение последующих поколений учеников-учителей.