В условиях современного мирового геополитического переустройства складывавшихся не одно столетие мирохозяйственных систем, а также связанных с этим процессом социально-экономических кризисов, порождающих такое переустройство и сопровождающих его, мы вступаем и в новую экономическую эпоху. С экономической точки зрения, помимо других видов экономической активности человека (например, финансовый сектор экономики, претендующий сегодня в некоторых случаях на доминирующий), данную эпоху можно охарактеризовать также сочетанием условно двух основных типов экономик.
Первый тип – традиционный вид экономики – реальная экономика – промышленная индустрия, сельское хозяйство, непосредственно связанные с производством материальных благ, объектов, продуктов питания и услуг, в котором непосредственно задействован человек. Этот тип экономики, в современных условиях приобретает новые – как технологические (роботизация и цифровизация производства), так и философско-мировоззренческие очертания, например, намеренное возвращение человека «к корням», «к земле» с целью сохранения традиционных ценностей и традиционного образа жизни, с целью снижения наносимого окружающей среде эко-техногенного вреда. Данного рода «почвенничество», все более активно обретает сегодня такие формы, как традиционалистские субкультуры и сообщества, эко-поселения, семейные фермерские хозяйства и т.п.
Второй тип экономики возник и активно развивается в последние десятилетия, это постиндустриальный тип экономики или информационная экономика. Основное содержание данного типа экономики – создание и освоение информации, в том числе, научных знаний, цифровых технологий, как самодостаточного рыночного продукта, включая и цифровую валюту. Этот тип экономики также формирует и, по сути, уже сформировал новый тип общества – информационно-цифровое общество.
Существование этих двух экономик порождает свои особенности в построении и развитии экономики в целом. В некоторых аспектах эти два типа экономик могут сочетаться, дополнять и развивать друг друга, например, как в случае инкорпорирования в реальную экономику современных виртуально-цифровых технологий, робототехники, внедрение в производственный процесс искусственного интеллекта, что очевидно избавляет человека от тяжелого и однотонного ручного труда.
Но, в некоторых случаях, неизбежен и сущностный конфликт этих экономик, так как, например, виртуально-цифровая реальность, в известной степени, исключает реальность физическую, в которой мы живем, и которая «дана нам в ощущениях». Физическая же реальность, в которой происходит наше физическое жизнеобеспечение, в свою очередь, исключает виртуально-цифровую, которую нельзя потрогать, ощутить, съесть, в котором невозможно почувствовать окружающий природный мир, другого человека, родить ребенка, можно даже разучиться или так и не научиться ощущать и понимать себя, как реальную часть реальной природы – потерять или же так и не найти себя.
В данных социально-экономических условиях жизнедеятельности закономерно меняются и наши привычные мировоззренческие установки по тем или иным вопросам мироустройства, привычная «картина мира», обретая новые (иногда и «хорошо забытые старые») содержание и формы. Исходя из исторического опыта, включая кризисные явления в разных областях человеческой жизнедеятельности, меняется и наше понимание основополагающих смыслов в области экономики, управления и предпринимательства. Когда мы говорим о персональной и организационной эффективности, профессиональном, карьерном развитии, построении бизнес-процессов и даже экономическом развитии вообще, в опоре на существующий сегодня разнообразный «инструментарий развития» и методы повышения персональной и организационной эффективности, то, безусловно, важно понимать каковы ценностно-мировоззренческие смыслы самих управленческих инструментов и методов развития. Важно понимать, к каким социо-культурным, экономическим и даже экологическим явлениям и последствиям они, в итоге, могут привести потенциального потребителя этих смыслов?
Эти вопросы неумолимо встают «во главу угла» – как при определении вектора индивидуального профессионального и карьерного развития, так и при построении корпоративных бизнес-процессов, так как не секрет, что современные ценностные установки в области экономической и бизнес-деятельности все еще базируется сегодня на следующих мировоззренческих смыслах: «чем больше, тем лучше», «самое главное в бизнесе и экономике – прибыль и масштабирование», «бизнес – это либо ты, либо тебя», «ничего личного, только бизнес», «человеческая жизнь должна быть подчинена экономическим или бизнес-задачам», «деньги не пахнут», «бизнес и общечеловеческие ценности несовместимы», «деньги – это власть, власть – это деньги» и многие другие подобного рода.
Подобные смыслы, кроме прочего, неизбежно приводящие и уже приведшие к кризису мировую экономическую систему, со всеми вытекающими отсюда трагическими следствиями, включая военные конфликты в самых разных регионах мира, транслирует, зачастую и сам рынок КТК (коучинг, тренинги, консалтинг) – как западный, так и отпочковавшийся от него отечественный рынок, так же системно выстроенный, в своей основе, на таких же принципах и установках. При этом, транслирует и в прямой форме, и в форме «двойных посланий» – на словах декларируются одно (условные общечеловеческие ценности), а на практике реализуется совершенно противоположное, как раз из области обозначенных выше архаичных установок по отношению к экономической и бизнес-деятельности, что порой приводит потребителей таких двойных посланий к проблемам уже психического свойства.
Данные ценностные установки, что все более очевидно, формируют нездоровую и избыточно конфликтогенную социально-экономическую среду, что, рано или поздно, приводит ее к саморазрушению, как показывают современные события в мировой экономике. Они вступают в конфликт и с глубинными психологическими факторами и механизмами развития личности, провоцируют формирование в человеческом сознании, мировосприятии и, как следствие поведении, различного рода индивидуальных и социальных явлений и процессов деструктивного характера. Эти же установки и смыслы, что все более очевидно, вступают в конфликт и с «культурными кодами» русского национального характера, исторически впитавшего свои глубинные психологические смыслы и духовные ценности.
Отсюда у многих, кто сегодня становится на путь поиска себя в профессии, на путь создания и построения своего дела, как правило, возникают индивидуальные и организационно-психологические проблемы самоидентификации или же попросту проблемы в поиске ответов на следующие ключевые вопросы: в чем мое призвание?, в какой профессии и в каком деле я могу максимально раскрыть свои творческие способности и самореализоваться?, что такое успех и развитие?, как научиться обеспечивать себя, развиваясь при этом личностно, творчески и оставаясь в гармонии с окружающим миром?, как научиться эффективно управлять собой и другими людьми? и т.п. Жизнь и конечно практика профессионального, карьерного и бизнес-консалтинга дает достаточно много примеров того, насколько драматично, порой, складывается у многих этот процесс.
В этой связи, современное образование, при этом, не только в области экономики и бизнеса нуждается в сбалансированном подходе к построению образовательного процесса, в котором происходит не просто массовое обучение «субъектов экономической деятельности», основной целью которой является заработок, прибыль, карьера, масштабирование бизнеса и экономики – экстенсивный тип ее развития. Оно в принципе нуждается в сбалансированном подходе к выращиванию профессионалов, специалистов и управленцев нового типа – личностей, обладающих соответствующими уникальными психологическими качествами и компетенциями. Судя по всему, именно подобного рода личности потенциально способны сбалансированно выстраивать вектор своего профессионального, карьерного развития, способны реализовываться в своем деле, сохраняя баланс между финансовым и профессионально-личностным развитием, баланс между экстенсивным и интенсивным экономическим развитием, что имеет значение и для корпоративного развития и социально-экономического развития общества в целом. Среди основных подобных личностных качеств и компетенций можно выделить следующие:
– стремление к глубокому изучению себя, окружающего мира, людей;
– стрессоустойчивость, саморегуляция в процессе адаптации к определенным эко-социальным условиям;
– умение оперативно, эффективно и адекватно действовать в «предлагаемых обстоятельствах»;
– умение эффективно коммуницировать, в том числе, находить компромиссы в конфликтных ситуациях;
– умение работать в команде и брать на себя лидерские полномочия;
– способность к самомотивации и самоорганизации, умение оригинально и нестандартно мыслить;
– умение учиться, ассимилировать имеющиеся знания, реализовывать их на практике;
– умение порождать новые знания и передавать эти знания другим;
В этом смысле, сами методы обучения и инструменты развития подобных качеств и компетенций, методология, психологические смыслы, «культурные коды», на базе которых они разрабатываются и развиваются,играют, в данном случае, первостепенную роль. Само по себе включение практического психологического знания в процесс профессионального обучения и развития, построения бизнеса, развития карьеры, в деятельность современной организации, это и современный тренд, и, одновременно, актуальная для многих людей потребность в глубоком практическом психологическом знании. Такое знание позволяет решать задачи повышения личной и организационной эффективности, здоровой конкуренции, в частности, а вообще оно дает возможность формировать свою, более объемную, глубокую и поэтому более реалистичную картину мира, в котором каждый из нас ищет свои пути самореализации и свое место.
Предлагаемое учебно-методическое пособие, по сути, посвящено уже зарекомендовавшим себя на практике альтернативным психологическим инструментам построения и развития своего дела, инструментам профессионального и карьерного развития, инструментам «тонкой настройки» или психологическим антропопрактикам, применяемым в работе с индивидуальными, корпоративными управленческими задачами и позволяющим находить баланс между экономическим и личностным развитием субъекта экономической деятельности самого разного уровня и масштаба. Все это можно определить, как процесс психологического сопровождения и развития осознанности субъектов экономической деятельности в их конструктивном взаимодействии с социальной и природной средой обитания или же, как антропологическую экономику.