Мозель (Mozel) Игнац-Франц-Эдлер фон (1772–1844) – близкий друг Сальери в последние годы его жизни. Он тщательно записывал его мысли и воспоминания, изучал партитуры, читал корреспонденцию. Все это он делал с целью составить первую биографию композитора, которая была опубликована через четыре года после смерти Сальери. Свидетельства фон Мозеля заслуживают серьезного отношения, поскольку основаны на непосредственном знании предмета описания. С другой стороны, и это тоже следует признать, фон Мозель был страстным апологетом Сальери, стремившимся восстановить его репутацию в то время, когда даже самые известные его произведения начали постепенно сходить со сцены.
См. John A. Rice. Antonio Salieri and Viennese Opera (1998); Gérard Garsi. La chronologie de l’histoite de la musique (1997); Howard C. Landon. 1791: Mozart’s last year (1990); Volkmar Braunbehrens. Maligned master: the real story of Antonio Salieri (1992) и др.
Мартини (Martini) Джованни-Баттиста (1706–1784) – монах-францисканец, капельмейстер собора Сан-Франческо в Болонье.
Бассо континуо (итал. basso continuo – буквально, непрерывный бас) – генерал-бас или цифрованный бас. Обозначает нижний голос музыкальной пьесы, над или под нотами которого ставятся цифры, обозначающие интервалы, на которые отстоят ноты верхних голосов от лежащих под ними нот нижнего голоса. По мере того, как меняются интервалы между верхним и нижним голосами, меняются и цифры. Цифры под басом, заменяющие ноты, долженствующие находиться над ним, требуют меньше времени для письма и по своей условности занимают гораздо меньшее место. Этот сокращенный способ письма в особенности пригоден для быстрого набрасывания сочинения в эскизе. Изобретение генерал-баса относится к началу XVII века.
Пескетти (Pescetti) Джованни-Баттиста (1704–1766) – итальянский композитор и органист, ученик Антонио Лотти. В 1726–1737 годах он ставил почти ежегодно по одной своей опере в Венеции, а потом жил в Лондоне, где также написал несколько опер. С 1762 года и до самой смерти он жил в Венеции.
Гассман (Gassmann) Флориан-Леопольд (1729–1774) – австрийский композитор родом из Богемии. В 1771 году организовал первое в мире музыкальное общество «Tonkünstler-Sozietät», которое занималось поддержкой композиторов и организацией благотворительных концертов.
Иосиф фон Габсбург (1741–1790) после смерти в 1765 году своего отца, императора Священной Римской империи Франца I, стал соправителем своей матери, бывшей до этого королевой Венгрии и Чехии.
Глюк (Gluck) Кристоф-Виллибальд (1714–1787) – немецкий композитор, один из виднейших представителей музыкального классицизма.
Метастазио (Metastasio) Пьетро (настоящая фамилия – Трапасси) (1698–1782) – знаменитый итальянский поэт и автор либретто для опер. Работал в Вене с 1729 года. Написал несколько десятков опер, к которым писали музыку Гендель, Глюк, Сальери, Моцарт и другие композиторы.
Просодия – учение об ударении, тоне, интонации. Это слово может рассматриваться как синоним «ритмики».
Кольтеллини (Coltellini) Марко (1724–1777) – итальянский поэт, либреттист и издатель, умерший в Санкт-Петербурге.
Тассо (Tasso) Торквато (1544–1595) – один из крупнейших итальянских поэтов XVI века.
Бонно (Bonno) Йозеф или Джузеппе (1711–1788) – австрийский композитор итальянского происхождения.
Тафта́ – разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шелка, хлопка или другого сырья. Само слово «тафта» – персидского происхождения и означает «сотканное».