До того, как мы пришли в Сообщество АН, мы не могли управлять собственными жизнями. Мы не могли жить и получать удовольствие от жизни, как другие люди. Нам просто необходимо было что-то другое, и нам казалось, что мы нашли это в наркотиках. Их употребление стало для нас важнее благополучия наших семей, наших жен, мужей и детей. Мы были вынуждены доставать наркотики любой ценой. Ущерб, который мы нанесли многим людям, был огромен, но больше всего мы навредили себе. Своей неспособностью брать на себя ответственность мы сами создавали себе проблемы. Казалось, что мы не в состоянии принимать жизнь такой, какая она есть.
Большинство из нас осознавали, что в своей зависимости мы медленно убивали себя, но зависимость – это настолько коварный враг жизни, что у нас не оставалось сил что-либо с этим сделать. Многие из нас оказались за решеткой или искали помощи в медицине, религии и психиатрии. Но этого было недостаточно. Наша болезнь всегда проявлялась снова или продолжала прогрессировать до тех пор, пока в отчаянии мы не стали искать помощи друг у друга в Анонимных Наркоманах.
Оказавшись в АН, мы осознали, что мы больные люди. Мы страдаем от болезни, исцеления от которой не существует. И все же, на каком-то этапе ее развитие может быть остановлено, и тогда возможно выздоровление.
Мы – зависимые, ищущие выздоровления. Мы употребляли наркотики для того, чтобы заглушить свои чувства, и шли на все что угодно, лишь бы достать наркотики. Многие из нас просыпались в мучительных ломках, не в состоянии встать и пойти на работу, или шли на работу «под кайфом». Многие из нас воровали, чтобы оплачивать свое пристрастие. Мы причиняли боль своим самым близким людям. Мы делали все это и говорили себе: «Я с этим справлюсь». Мы искали выход. Мы были неспособны принимать жизнь такой, какая она есть. Сначала употребление наркотиков было развлечением. Потом оно превратилось в привычку и, в итоге, стало необходимым условием выживания. Мы не замечали, что болезнь прогрессирует. Мы продолжали разрушать себя, не имея ни малейшего представления о том, куда ведет нас этот процесс. Мы были зависимыми, но не осознавали этого. С помощью наркотиков мы пытались убежать от реальности, боли и несчастий. Но когда действие наркотиков прекращалось, проблемы никуда не уходили. Более того, все становилось только хуже. Мы так хотели, чтобы нам стало хоть чуточку легче, употребляя наркотики снова и снова – все больше и чаще.
Мы искали помощи, но безрезультатно. Врачи зачастую просто не понимали нашей неразрешимой проблемы. Они пытались помочь, прописывая нам лекарства. Наши мужья, жены и близкие отдавали нам последнее, иссушая себя надеждой, что мы прекратим употребление или что нам полегчает. Мы заменяли один наркотик другим, но это лишь продлевало наши мучения. Мы пытались ограничивать свое употребление наркотиков до социально приемлемого уровня, но для зависимых это невозможно. Некоторые из нас искали ответ в церквях, религиях и культах. Другие пытались вылечиться, переезжая с места на место. В наших проблемах мы постоянно обвиняли других людей или обстоятельства. Эти попытки найти решение переездом с одного места на другое давали нам возможность манипулировать все новыми и новыми людьми. Некоторые из нас искали самоутверждения в сексе или смене друзей. Эти поступки, основанные на потребности в чьем-то одобрении, только усугубляли нашу зависимость. Некоторые из нас пытались жениться, разводиться или уходить от родных. Но что бы мы ни предпринимали, убежать от болезни нам не удавалось.
Мы дошли до такой точки своей жизни, где сами поставили на себе крест. В нас разуверились родные, друзья и коллеги. Многие из нас стали безработными или вообще были не в состоянии работать. Успех казался чем-то незнакомым и пугающим. Мы понятия не имели, что делать дальше. По мере того, как наше отвращение к себе становилось все сильнее, мы были вынуждены употреблять все больше и чаще, чтобы замаскировать свои чувства. Мы неимоверно устали от боли и несчастий. Одержимые страхом, мы пытались убежать от него, но куда бы мы ни убегали, мы всегда тащили страх с собой. У нас не осталось надежды, мы чувствовали себя бесполезными и потерянными. Неудача стала образом жизни, самооценка равнялась нулю. И, вероятно, самым болезненным чувством было отчаяние. Изоляция и отрицание нашей зависимости заставляло нас опускаться все ниже и ниже. Даже самым призрачным надеждам на лучшее пришел конец. В нашей жизни безраздельно воцарились беспомощность, опустошенность и страх. Мы окончательно проиграли. На самом деле нам было нужно только одно – измениться самим. Когда мы лгали, мошенничали или воровали, то деградировали в собственных глазах. Пришло время остановить саморазрушение. Мы прочувствовали собственное бессилие. В тот момент, когда, казалось, ничто уже не способно было облегчить нашу паранойю и страх, мы достигли дна и обрели готовность обратиться за помощью.
Мы искали эту помощь и нашли Анонимных Наркоманов. Мы пришли на свое первое собрание АН сломленными, понятия не имея о том, что нас ждет. После одного или нескольких собраний мы почувствовали, что небезразличны людям на этих собраниях, и они готовы помогать нам. Люди из Сообщества дарили нам надежду, повторяя, что у нас получится выздоравливать, хотя разум говорил нам, что ничего не выйдет. Мы сделали для себя открытие: какими бы ни были наши мысли и поступки в прошлом, другие прошли через то же самое. В кругу таких же, как мы, зависимых, мы поняли – одиночество кончилось. То, что происходит на наших собраниях, называется выздоровлением. На кону стоит наша жизнь. Мы поняли, что программа работает, только если мы ставим выздоровление на первое место. К нам пришло осознание трех непростых истин:
1. Мы бессильны перед зависимостью, и наши жизни неуправляемы;
2. Мы не виноваты в том, что у нас есть эта болезнь, но мы несем ответственность за свое выздоровление;
3. Мы больше не можем обвинять других людей, места и обстоятельства в нашей зависимости. Мы должны встретиться лицом к лицу с нашими проблемами и чувствами.
Главное оружие выздоровления – это выздоравливающий зависимый. Мы концентрируемся не на том, что мы делали в прошлом, а на выздоровлении и наших чувствах. Старые друзья, места и образ мыслей часто представляют угрозу для нашего выздоровления. Нам необходимо менять это окружение и все, что с ним связано.
Когда мы осознаем, что без наркотиков ничего не получается, у некоторых из нас тут же возникают чувства подавленности, беспокойства, враждебности и обиды. Малейшие промахи, незначительные ошибки и одиночество часто приводят нас к мысли, что у нас ничего не выйдет. Мы постепенно начинаем понимать, что страдаем от болезни, а не от нравственной испорченности. Мы неизлечимо больны, но мы не являемся безнадежно плохими людьми. Воздержание от наркотиков – это единственный способ остановить нашу болезнь.
Сегодня мы способны испытывать чувства во всем их многообразии. До прихода в Сообщество наши ощущения сводились либо к эйфории, либо к депрессии. Мы начинаем заботиться о других вместо того, чтобы продолжать ненавидеть себя. К нам приходят ответы, а наши проблемы решаются. Какой же это великий дар – снова чувствовать себя человеком.
Какие потрясающие изменения происходят в нас! Мы видим, что Программа АН работает. Она убедила нас, что нам нужно менять себя, а не пытаться изменить окружающих людей и происходящие события. Мы открываем новые возможности. Мы начинаем ценить себя. Мы познали уважение к себе. В этой программе мы учимся. Работая по шагам, мы приходим к принятию воли Высшей Силы. Это принятие ведет к выздоровлению. Мы избавляемся от страха перед неизведанным. Мы становимся свободными.