Примечания

1

Мильтон, Дж. Потерянный и возвращенный рай / Пер. Е. Кудашевой. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1910. С. 93. – Здесь и далее, если не отмечено иное, примеч. ред.

2

Имеется в виду, что IV Латеранский собор признал Никео-Цареградский символ веры (325 год), в котором утверждается вера церкви в Бога – творца всего видимого и невидимого, т. е. ангелов. Особая роль ангелов подчеркивается в почитании Девы Марии.

3

К этому списку можно добавить имена многих православных богословов XX века, например Киприана Керна, Василия Кривошеина, Николая Глубоковского; особо выделим и известного библеиста, профессора Киевской духовной академии Александра Глаголева, защитившего в 1900 году диссертацию «Основные черты ветхозаветного библейского учения об Ангелах».

4

Фома Аквинский. Сумма теологии / Под ред. Н. Лобковица и А. В. Апполонова; пер. А. В. Апполонова. М.: Савин, 2007. Т. II. С. 579.

5

Тертуллиан, К. С. Ф. О душе / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указ. А. Ю. Братухина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. С. 130.

6

Окончив философский факультет Уппсальского университета в 1709 году, Сведенборг в течение пяти лет жил за границей, где изучал естественные науки, физику, механику, астрономию, горное дело.

7

Речь идет о спиритуализме и так называемом животном магнетизме, теории, которую обычно связывают с именем врача и астролога Фридриха Месмера (1734–1815), родоначальника магнетизеров.

8

Официально он занимал должность экстраординарного асессора в Горном ведомстве, был помощником знаменитого в то время ученого, изобретателя Кристофера Польхема. Кроме того, он издавал научный журнал Daedalus Hyperboreus («Северный Дедал»), где публиковались отчеты об изобретениях и открытиях в математике и механике.

9

Здесь и далее цитаты приводятся по изданию: Сведенборг, Э. О небесах, о мире духов и об аде / Пер. с лат. А. Н. Аксакова. СПб.: Пальмира; М.: T8 Издательские технологии, 2016.

10

Теория ноосферы имеет соавторство с математиком Эдуардом Леруа, также известно, что эту теорию еще раньше, в 1920-е годы, предлагал академик В. И. Вернадский.

11

Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / Пер. с фр. Н. А. Садовского. М.: Наука, 1987. С. 210.

12

Согласно де Шардену, «космическая функция Омеги состоит в том, чтобы положить начало единодушию мыслящих частиц мира и поддерживать его своим влиянием». См. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / Пер. с франц. Н. А. Садовского. М.: Наука, 1987. С. 212.

13

Тейяр де Шарден. Феномен человека. С. 210.

14

Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. I. С. 627.

15

Нейхардт Дж. Г. «Говорит Черный Лось. История жизни святого мужа из племени оглала сиу»…

16

Здесь и далее, если не отмечено иное, переводы всех библейских текстов даны по версии Русского синодального перевода. – Прим. пер.

17

Цит. по: Эйнштейн, А. Как изменить мир к лучшему. М.: Алгоритм, 2013.

18

Духи-хранители храмов и дворцов, изображавшиеся в виде полулюдей-полуживотных, крылатых львов или быков, колоссальные статуи которых ставились у входа здания.

19

Фравардин-яшт / Пер. З. Ф. Харебати // Авеста в русских переводах / Сост., общ. ред., примеч. и справ. раздел И. В. Рака. СПб.: Журн. «Нева»: Изд.-торговый дом «Лет. Сад», 1998.

20

К Гермесу // Эллинские поэты / Пер. В. В. Вересаева. М.: Художественная литература, 1963. С. 58.

21

Платон. Апология Сократа / Пер. С. А. Жебелева. (Полн. собр. творений: в 15 т.; т. 1.)

Загрузка...