Узнать ангелов

Герард Давид. Благовещение [деталь]. 1506. США, Нью-Йорк, Метрополитен-музей


Существуют ли ангелы?

опрос, конечно, риторический, ведь существование ангелов – вопрос веры. Часто отрицание ангелов следует за отрицанием Бога. Так ангелология в глазах общественности становится служанкой богословия.

Но кто такой ангел? Согласно энциклопедиям, это «посланник» или «служитель» (на древнееврейском mal’akh), в сугубо религиозном смысле – сверхчеловеческое существо, посредник между небом и землей, между Богом и людьми. Ангелы – благовестники воли Божьей. Наш «ангел» происходит от греческого слова ἄγγελος. Ангелы обитают в промежуточном царстве между Богом и человеком и как таковые заполняют пустоту. Вступая в отношения с человеческим миром, они могут принимать совершенно непредсказуемые обличья.

Они витают

Невидимо вблизи, когда мы спим

Иль бодрствуем, и все Его деянья

Бессменно созерцают день и ночь[1].

С точки зрения верующих, если мы признаем существование Бога или некоего высшего разума, некоей воли, сотворившей мир, ничто нам не мешает признать и существование ангелов. Это возможно, но не обязательно – ведь Бог способен действовать и без подручных вроде ангельского сонма. Но если «Бог нуждается в людях», то он может нуждаться и в ангелах, эти создания помогают ему осуществить его замыслы. Если у Вселенной есть смысл, разумное начало, гармония, цель, то обитатели Земли, возможно, не единственные творения.

Ангельские существа представляются нам хрупкими и легкими, как пух. У этих бестелесных обитателей небесных сфер чисто духовная природа. Современная физика учит нас, что материя, которую мы традиционно воспринимали как объективную реальность, на самом деле есть не что иное, как частичное и временное сгущение энергии, пронизывающей всю Вселенную. Так давайте же вообразим, будто ангелы рядом с нами, наши попутчики в этом увлекательном и таинственном путешествии, каким предстает наша жизнь.

Ангел – легенда или реальность?

Каждый из нас может познакомиться с историей ангелов в той или иной культурной традиции и для себя решить, что из этих традиций принять, а что отвергнуть.

Ангел – одна из фигур, которая часто встречается, когда мы касаемся темы божественного. В разных верованиях он изображается по-разному. В западной христианской традиции его существование признается в качестве «истины веры»[2], что было подтверждено IV Латеранским собором 1215 года.

В прошлом ангелов сопровождала слава. Это выражалось не только в трепетном внимании богословов, но и в постоянном обращении к ним в литературе и изобразительном искусстве. Однако для современных людей ангелы стали чем-то вроде детских воспоминаний. Конечно, в XX веке появилось немало интересных трудов об ангелах, написанных известными интеллектуалами и богословами, такими как Анри Корбен, Ален Даниэлу, Жак Маритен, Сергей Булгаков, Ханс Урс фон Бальтасар, Анри де Любак [3]. И тем не менее следует отметить, что ангелология практически отсутствует в богословии прошлого века, поскольку ангелов «прописали» в христианском предании и перестали воспринимать как объект для исследования.

Вот что пишет, например, Джорджио Галли, университетский профессор, видный историк, политолог и исследователь эзотерических культур:

«Ангелы, вновь появившиеся в последние годы, это не те же самые ангелы христианской традиции. Это уже не посланники божества. И не полководцы небесных воинств, вроде архангела Михаила, разбивающего орды демонов. И не традиционные ангелы-хранители, которых знали все дети, родившиеся до Второй мировой войны.

Эти новые ангелы совсем другие. Думаю, что их можно назвать ангелами new age – формами энергии, с которыми может пообщаться тот, кто в них верит.

Они тоже передают послания, но уже не от иудеохристианского Бога, а от самых разных существ – от древних мудрецов до жителей далеких миров. Они сопровождают в другие измерения – это ангелы света, чье явление видели люди, побывавшие в коме, о чем можно прочитать в отчетах врачей, наблюдавших пациентов».

Представления и теории об ангелах

В каждом веке специфический «ангельский вопрос» волновал и вовлекал в свою орбиту многих историков, ученых, богословов, мистиков, философов, поэтов, писателей и других деятелей культуры.

Величайшего мыслителя Средневековья Фому Аквинского не случайно титуловали doctor angelicus («ангельским доктором»), а его философию признали частью официального учения католической церкви. В «Сумме теологии» он утверждает, что ангел-хранитель всегда рядом с человеком, как при жизни, так и при переходе в иной мир.

«Надлежит ответить, что ангелы приводятся на суд из-за человеческих грехов не как обвиняемые, но как свидетели, изобличающие людей в их пороках»[4].

Архангел Гавриил [деталь фрески]. Италия, Больцано, аббатство Новачелла


Еще ранее Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, христианский апологет II–III веков, говорил, что душа, переступившая порог смерти, «ликует или трепещет, в зависимости от того, какое уготовано ей пристанище, о котором она сразу же узнает по самому лику ангела, вызывателя душ, Меркурия поэтов»[5].

Эти утверждения находят отклик даже у современных ученых, изучающих опыт клинической смерти. Об этом чрезвычайно интересном опыте мы поговорим позднее.


Братья Доминик и Иоганн Баптист Циммерманы. Деталь фрески потолка. 1754. Германия, паломническая церковь в Висе


Свидетельство Сведенборга

Среди мистиков, переживших опыт встречи с ангелами, особое место должно быть отведено Эммануилу Сведенборгу. Тому есть три причины:

• он был человеком исключительной культуры, настоящим энциклопедистом, выдающимся ученым;

• он принадлежал к протестантской церкви, которая, из-за своей строгой приверженности библейскому буквализму, всегда высказывала недоверие к мистическому опыту, считая его индивидуалистическим отклонением от Писания;

• видения этого человека имели не эпизодический характер, а длились почти беспрерывно десятилетиями, давая обширную информацию о «потустороннем мире».


Сведенборг родился в Стокгольме в 1688 году; сын лютеранского епископа, он получил углубленное религиозное образование. Однако его вера оставалась долгие годы как бы «фоновой», чисто умозрительной.

В Уппсальском университете Сведенборг отдал предпочтение филологии, языкам, музыке. Переехав в Лондон, он со всем пылом увлекся науками, ведь ему выпала честь быть учеником Ньютона и Эдмунда Галлея. Затем Эммануил отправился в Голландию и наконец в Париж [6]. По возвращении в Швецию в возрасте двадцати шести лет он уже обладал колоссальными научно-техническими познаниями. Король Карл XII принял его как великого ученого и позволил осуществить многие из его бесчисленных и самых разнообразных технических проектов (воздушные насосы, подъемные машины, горнодобывающие установки, фортификационные со- оружения) вплоть до подробных чертежей подводной лодки и «летающего экипажа». Сведенборг также стал предтечей теории магнетизма[7] и отцом минералогии. Эта широта интересов принесла ему славу северного Леонардо да Винчи [8].


Джованни ди Паоло. Сотворение мира и Изгнание из рая [деталь]. 1445. США, Нью-Йорк, Метрополитен-музей


Сорок лет он изобретал, экспериментировал в разных об- ластях, написал сто пятьдесят трактатов, путешествовал по всей Европе, общался с ведущими учеными. Но его научная деятельность была неотделима от духовных поисков. А в пятьдесят шесть лет он пережил глубокий внутренний переворот. Основной объект его научных интересов сместился в сторону человеческой психики. Чтобы изучить ее, он принялся анализировать собственные сны, которые становились все более необычными и таинственными, настоящими прозрениями.

Таким образом Сведенборг стремился проникнуть в другие измерения. Он записывал пережитый им во время мистических путешествий опыт и полученные откровения, сопоставляя их с текстами Библии, которую он изучал беспрестанно. В итоге он составил корпус из порядка сорока таких прозрений, почти все они написаны на латыни, что обеспечило их широкую известность в мистических и богословских кругах всей Европы.

Среди основных трудов отметим:

Memorabilia («Дневник, или Откровения о Духе мира»);

Arcana Coelestia («Тайны небесные»);

De Cultu et Amore Dei («Поклонение и любовь к Богу»);

Diarium spirituale («Духовный дневник»).


Эти книги позже повлияли на величайших мыслителей и поэтов, среди которых достаточно назвать Канта и Юнга, Блейка и Гёте. После смерти Сведенборга в Лондоне в 1772 году его ученики основали Церковь Нового Иерусалима, состоящую из небольших общин, до сих пор существующих на Европейском континенте.

В своих книгах Сведенборг рассказывает о том, как путешествия в «невидимое» привели его к прямому общению с Богом, Христом и ангелами. В обычных условиях, по его словам, ангелы и духи не видны, потому что, обладая невещественными телами, они не отражают световых лучей. Увидеть их можно лишь при двух условиях: если они временно обретают вещественное тело или если «отверзнуто внутреннее зрение человека, то есть его духовное зрение»[9].


Мозаика с изображением святого архангела Михаила. XIX в. Сербия, Триест, православная церковь Святого Спиридона

«Ангелы в совокупности называются небесами, потому что они собой составляют их…»

Постоянно перемещаясь из материального в потусторонний мир, Сведенборг смог подробно описать этот мир, прибегнув к «автоматическому письму» – он записывал внезапно озарявшие его мысли. Теперь обратимся к книге «О Небесах, о мире духов и об аде», в которой наиболее полно передан опыт пребывания автора с ангелами.

В главе «Внешний образ каждого ангела есть совершенно человеческий» автор пишет:

«…мне дано было изведать на опыте в продолжение нескольких лет, я могу утвердительно сказать, что ангелы по внешнему образу своему такие же люди, как мы; что у них есть лицо, глаза, уши, грудь, руки, пальцы, ноги; что они друг друга видят, слышат и говорят между собой; словом, у них есть все, что принадлежит человеку, кроме вещественного тела. Я видел их в свете, который много превосходит полуденный свет здешнего мира, и в этом свете я различал все черты лица их гораздо отчетливее и яснее, чем лица людей на земле. Мне также дано было видеть ангела самых внутренних небес: лицо его блестело и сияло более, чем у ангелов низших небес; я рассмотрел его и могу сказать, что он был в совершеннейшем человеческом образе».

Ангелы суть представители Бога и сами по себе не имеют власти. Сведенборг подчеркивает их скромное и служебное положение по отношению к человеку:

«Ангелы, веруя таким образом, отказываются от всякой благодарности за благо, которое они творят. Они даже приходят в негодование и удаляются, если кто приписывает им такое благо; им на диво, как человек может верить, что он мудр сам от себя и что он сам от себя же творит благо».

Говоря о могуществе ангелов, Сведенборг утверждал:

«Сила ангелов в духовном мире так велика, что если б я стал передавать все, что я узнал о ней, то это превзошло бы всякую веру; если там противится что-нибудь такое, что несогласно с Божественным порядком и должно быть устранено, то они это осиливают и сокрушают одним движением воли и взглядом».

Теория Тейяра де Шардена

Универсальный процесс эволюции, от низших до высших уровней, описан Тейяром де Шарденом. Ему принадлежит одна из самых смелых и впечатляющих теорий о принципе эволюции применительно к космосу и человеку. Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) – французский геолог и палеонтолог, философ и богослов, получил образование в иезуитском колледже; оригинальный мыслитель, обладавший необычайной широтой ума, он попытался примирить принцип эволюции с христианской верой, желая вернуть человеку твердую надежду на будущее. В своих трудах, главным образом в наиболее известной книге «Феномен человека», он среди прочего переосмысливает христианство с точки зрения современной науки и культуры, разрабатывая оригинальное представление о космосе, человеке и смысле жизни. Сам человек рассматривается им как вершина эволюции.

Де Шарден отталкивается от общей эволюционной теории и развивает свои идеи на трех разных уровнях. На первом уровне материя из элементарного состояния переходит в более сложное, принимая вид все более эволюционирующих тел, вплоть до появления жизни, которая, при особых условиях, зарождается на Земле, а возможно, и где-то еще. Человек, наделенный мышлением, достигает максимальной органической сложности, выражающейся в развитии нервной системы и мозга. Таким образом, наблюдается прогрессия от «космогенеза» к «биогенезу» и далее «антропогенезу». Это указывает на то, что эволюция во Вселенной имеет направленный характер: целью миллионов лет истории было создание человека с его сознанием, мышлением и способностью любить.


Франсуа Лемуан. Плафон салона Геркулеса. Ок. 1730. Франция, Версальский дворец


Так мы достигаем второго уровня, философского. Было бы ошибкой думать, будто эволюция закончилась созданием множества отдельных индивидуумов, если исходить из предположения, что история космоса проявляется как процесс конвергенции. И вот появляется увлекательная гипотеза ученого-философа – эволюция продолжается уже не в сфере биогенеза, а в сфере разума и мышления, которую он называет «ноосферой»[10]. Эволюционные силы теперь духовны по своей природе, то есть когнитивны и аффективны («энергия любви»), и объединяют человечество, как если бы они были одухотворенной нервной системой.

«…великий феномен – ноосфера. Столь же обширная, но, как увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действительно новый покров, "мыслящий пласт", который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных – вне биосферы и над ней»[11].

В процессе эволюции способность к любви и единению должна прийти к «точке Омега»[12], находящейся вне мира, в которой все сходится и которая с самого начала всем управляет. Однако Тейяр отвергает слепой детерминизм: в систему введена возможность морального выбора.

«Чувство универсума, чувство целого проявляется в охватывающей нас ностальгии при созерцании природы, перед красотой, в музыке – в ожидании и ощущении великого наличия. Исключая "мистиков" и их толкователей, как могла психология игнорировать эту фундаментальную вибрацию, тембр которой для натренированного уха слышится в основе или скорее на вершине всякой сильной эмоции? Резонанс в целое – существенная нота чистой поэзии и чистой религии. Что же выражает собой этот феномен, появившийся вместе с мыслью и возрастающий с ней, как не глубокое согласие между встречающимися друг с другом реальностями – разъединенной частицей, которая трепещет при приближении к остальному (Reste)?»[13]

Ангел-хранитель. Открытка Викторианской эпохи


Здесь мы достигаем третьего уровня, богословского, а точнее, специфически христианского. Тейяр постулирует источник личной любви, находящийся вне эволюционного процесса, как трансцендентный абсолют, способный активировать любящую энергию мира и, таким образом, привести Вселенную к ее завершению. Он отождествляет Омегу эволюции с Христом, который есть одновременно альфа и омега, начало и конец всего, Господь и надежда Вселенной.

И хотя нет явного указания на это, все же ясно, что столь авангардное научно-философское видение предполагает существование и функционирование духовных сущностей, исполненных света и энергии, которых мы называем ангелами.

Как проявляют себя ангелы

На этом этапе важно уточнить, как выглядят ангелы и как они себя проявляют. Как ни неприятно, может быть, отказываться от традиционных образов, которые полюбились нам с детства, следует сказать, что ангел не обладает столь знакомыми нам из произведений искусства и иконографии частично антропоморфными чертами. Нет ни роскошных одежд, ни мощных крыльев, ни золотых кудрей. Ангел представляет собой чистый дух, сияющий свет, вибрирующую энергию. Для Фомы Аквинского ангел – это «чистый ум».

«Отвечаю: надлежит сказать, что необходимо полагать существование неких бестелесных творений. В самом деле, то, к чему Бог в первую очередь стремится в отношении тварных вещей, есть благо, заключающееся в уподоблении Богу. Но совершенное уподобление следствия причине достигается тогда, когда следствие подражает причине в том, посредством чего причина производит следствие: так горячее производит горячее. Но Бог производит творение посредством ума и воли, как показано выше. Поэтому для совершенства универсума требуется, чтобы существовали некие разумные творения. Однако мышление не может быть актом тела, равно как и актом некоей телесной силы, поскольку всякое тело детерминировано к "здесь" и "сейчас". Поэтому – ради совершенства универсума – необходимо полагать существование неких бестелесных творений»[14].

В целом ангелы склонны появляться перед людьми в знакомых и понятных им обличьях. Они могут принимать даже внешность животных. Так, правомерно считать ангельским явлением воронов, которые, согласно библейскому повествованию, утром и вечером приносили пищу пророку Илии в пустыне. Именно вороны, а не орлы, по поверьям коренных американцев, прилетают, чтобы помочь, исцелить, принести божественные послания. Впрочем, американским индейцам знакомы ангельские явления и в человеческом облике. Вот откровение вождя краснокожих индейцев Хекаки Сапы (Черного Лося).

«В лесу на ветке я неожиданно увидел райскую птичку. Нет, это был не сон, все произошло на самом деле. Я собрался было выстрелить в нее из того лука, что смастерил мне дедушка, но птица вдруг заговорила человеческим голосом: "Все тучи вокруг идут в одну сторону". Наверное, это означало, что все тучи взирают на меня. А птица продолжала: "Прислушайся! К тебе взывает голос!“ Я взглянул на тучи и увидел, как по воздуху летят двое мужей, словно разящие стрелы. Они летели и пели священную песню, а гром в это время гремел непрерывно, словно барабан. Я спою тебе эту песню. Вот как она звучала:

Внемли, к тебе глас священный взывает.

С небес к тебе глас священный взывает»[15].

Попробуем теперь понять, каковы природа и характер нашего взаимодействия с ангелами. Поначалу кажется, что их присутствие и помощь «факультативны», что это нечто такое, без чего при желании вполне можно обойтись.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ О СИМВОЛЕ ЖИВОТНЫХ В БИБЛЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

«Образы животных играют удивительно большую роль даже в христианстве. Три евангелиста символизируются следующими животными: святой Лука – быком, святой Марк – львом и святой Иоанн – орлом, и лишь четвертый – святой Матфей – изображается в виде либо просто мужчины, либо ангела. Сам Христос символически предстает в образе Агнца Божьего или рыбы, а также в образе змеи, вознесенной на крест, льва и, в редких случаях, единорога. Животные атрибуты Христа показывают, что даже Сыну Бога (высшая персонификация человека) животное начало необходимо не менее, чем духовное. Мы чувствуем, что дочеловеческое, как и сверхчеловеческое, должно относиться к божественному; взаимосвязь этих двух сфер прекрасно символизируется рождественским сюжетом о младенце Христе в яслях среди ягнят» [цит. по: Человек и его символы / К. Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Д. Хендерсен и др.; Введ. Д. Фримана. М.: Серебряные нити; СПб.: АСТ, 1997].

В своей автобиографии психолог Карл Густав Юнг утверждает, что, обследовав тысячи пациентов в течение своей долгой карьеры, он обнаружил следующее: психологические страдания более чем в девяноста случаях из ста связаны с отсутствием духовных поисков. Видимо, материальных благ, богатства и успеха недостаточно для счастья в жизни; человеку нужно гораздо больше, ему нужна духовная пища. Иисус тоже подтверждает это: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»[16] (Мф. 6: 33).

Сегодня наука учит нас тому, что творчество, интуиция, вдохновение, просветление, экстаз, расширение сознания – неотъемлемая часть человеческой природы и как таковые должны изучаться. Человек, перешагивающий через границы традиционного представления о мире, осознает, что он является частью целого.

Альберт Эйнштейн утверждал:

«Человек – это часть целого, которое мы называем Вселенной. <…> Он ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального мира, что является своего рода оптическим обманом. Эта иллюзия стала темницей для нас. <…> Наша задача – освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира, во всем его великолепии»[17].

Это положение справедливо и для холизма (от греческого olos – «весь, целый»), древнего учения, которое современный человек с большим трудом открывает заново. Холизм противопоставляет себя рационалистическому западному мышлению, которое строится на фрагментации, познании частей, тогда как целое несводимо к своим частям. О целом нельзя судить по тем скудным фактам, что доступны человеку.

Но вернемся к Альберту Эйнштейну, совершившему прорыв не только в науке, но и в культуре. Конечно, это связано с квантовой физикой и его теорией относительности. Он предложил воспринимать универсальную реальность как целостную и гармоничную систему, где каждый является неотъемлемой частью. Его теория открыла новый тип мышления, новое видение Вселенной, в которой максимально используется потенциал каждого отдельного человека и своеобразие разных отдельных культур.

Нынешняя эпоха открывает перспективы для примирения человека с самим собой, с другими живыми существами, со всем его окружением – одушевленным и неодушевленным, материальным и духовным. Возвращаясь к роли ангелов, мы можем сделать вывод, что они – вестники божественного мира. Их главная задача – быть посредниками, указывать каждой личности путь к Богу, при этом уважая ее свободу. С другой стороны и прежде всего, ангелы – это хранители людей, которые в течение жизни своих подопечных их защищают и им помогают.

По мнению других исследователей, ангелы не столько защищают в трудные минуты жизни, сколько выполняют просветительскую функцию, играют роль духовного наставника, помогают совершенствоваться. Люди и ангелы разделены, но едины, они живут в параллельных, но взаимодополняющих мирах: эти существа света, которые нам представляются очень далекими, на самом деле очень близки к нам.


Джованни Мария Конти делла Камера. Хор ангелов с музыкальными инструментами. XVII в. Италия, Парма, церковь Санта-Кроче


Встреча с нашим ангелом

Принято считать, что рядом с каждым человеком – будь он верующий или нет, хороший или плохой, – пребывает невидимая сущность, духовная по своей природе и наделенная необычайным умом и силой.

Встреча с ангелом – опыт, описанный многими людьми. Тем не менее до сих пор этот опыт не удается «объяснить» с помощью науки. Верой в Бога не удивить даже атеиста, но верой в ангелов легко можно смутить собеседника, скорее всего считающего такую веру наивной или суеверием.

Иногда мы ясно ощущаем присутствие нематериальных сущностей и их попечение о нас. Такими благодатными и светлыми кажутся иные дни, словно сами небеса поддерживают нас, за что бы мы ни взялись. Желая увидеть своего хранителя или испытать его благодатную силу, мы часто говорим, что просто не видим его знаков присутствия. И наоборот, в некоторых случаях мы сомневаемся в том, что сигналы, которые получаем, неслучайны. Именно такие комбинации или совпадения событий Юнг называет «синхроничностью», или «синхронией».

ЮНГ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБСТВЕННОМ СЛУЧАЕ СИНХРОНИЧНОСТИ

«В то время я был в Б., выступал там с лекцией. Вернувшись в гостиницу около полуночи, я посидел немного с друзьями и пошел спать, но заснуть никак не мог. Часа в два ночи, едва начав засыпать, я пробудился от страха: мне показалось, будто кто-то зашел в комнату, резко открыв дверь. Я тотчас зажег свет, но все было в порядке. Решив, что кто-то перепутал двери, я выглянул в коридор. Но там стояла мертвая тишина. "Странно, – подумал я, – ведь кто-то же заходил в комнату!" Я лег, стараясь припомнить, что же случилось, и понял, что проснулся от боли, – как если бы что-то, ударив меня по лбу, затем отозвалось тупой болью в затылке. Назавтра мне принесли телеграмму: мой пациент покончил с собой. Он застрелился. Позже я узнал, что пуля застряла у него в затылке.

Этот опыт – настоящий феномен синхронности, подобная связь нередко возникает в архетипических ситуациях, здесь такой ситуацией была смерть. Время и пространство относительны, и вполне возможно, что бессознательно я ощутил то, что в действительности случилось совсем в другом месте». [Цит. по: Юнг, К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления / Пер. В. Поликарпова. Минск: ООО «Харвест», 2003. С. 141.]

Музицирующий ангел. Италия, Больцано, церковь Сан-Мартино ин Кампильо



Беато Анджелико. Благовествующий ангел. Ок. 1450–1455. США, Детройтский институт искусств


Ангелы и религиозные верования

нгелы присутствуют в священных текстах, которые верующие считают божественным Откровением – в иудаизме это Танах, который мы называем Ветхим Заветом, в христианстве Библия целиком, т. е. Ветхий и Новый Заветы, в исламе Коран.

Ангел, будучи посредником, выявляет основную проблему взаимоотношений человека и божества. Мы видим, как образ ангела меняется на протяжении веков в связи с эволюцией культур и цивилизаций.

В политеистических религиях являются человеку и совершают те или иные действия не ангелы, а отдельные боги. Но и в этих религиях, отличных от монотеистических, сверхъестественные посредники часто выполняют функции ангелов: они защищают, утешают, вдохновляют, выступают проводниками или даже духами-хранителями природного мира.

Несмотря на все различия, эти существа в конечном счете имеют много общего с ангелами как таковыми, поэтому мы вправе сказать, что такие сущности можно найти в наследии каждой культуры.


Ахурамазда. Иран, зороастрийский храм огня в Йезде


Происхождение ангелов

Уже в начале человеческой истории налицо присутствие добрых духов природы, которые руководят различными сферами, противостоя дьявольским духам, воплощению зла; их изображения появляются в доисторических наскальных рисунках. Некоторые источники утверждают, что ангелы происходят от манов (лат. manes) – обожествленных душ умерших; действительно во многих культурах считается, что человеческие души после смерти становятся защитниками живых и эволюционируют до более высоких форм небесной иерархии.

Однако отправную точку собственно истории ангелов мы находим в религиях Ближнего Востока. Отсюда берет начало египетская, греческая, ассиро-вавилонская, иранская, гностическая мифология, тесно связанная с еврейской, христианской и, наконец, исламской культурой.

Если придерживаться строго археологического подхода, то, отправляясь к истокам ангеловедения, мы придем к шумерской цивилизации, сложившейся пять тысяч лет назад. Именно к шумерской эпохе восходит древнейшая из когда-либо обнаруженных крылатых статуй. Эта фигура, которая представляет собой одновременно ангела и демона, одна из наиболее часто встречающихся в ассиро-вавилонской религии, о чем свидетельствуют многочисленные скульптуры, найденные при раскопках в этом регионе (территории современного Ирака).

Эти древневавилонские карибу [18] позднее превратятся в христианских херувимов, и они очень похожи на чудовищные звероподобные создания, возникающие в видениях пророка Иезекииля. Они изображались с двумя парами крыльев (верхними и нижними), которые соединялись по центру спины. Вместе с другими фигурами, морфологически столь же диковинными, как, например, крылатые быки, они выполняли двойную функцию по отношению к божеству и человеку – служили первому и защищали второго.

АНГЕЛ ОСВОБОЖДАЕТ АПОСТОЛА ПЕТРА ИЗ ТЕМНИЦЫ

«Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (Деян. 12: 5–11).


Крылатый гений-хранитель. Деталь барельефа из дворца ассирийского царя Саргона II. 722–705 гг. до н. э. Франция, Париж, Лувр

Отнюдь не ересь думать, что такого рода изображения связаны с ангелами христианской и мусульманской религий, историки отмечают, что скульптуры с подобными профилями можно видеть в некоторых романских соборах. Кроме того, если вспомнить, что первые редакторы книг, впоследствии ставших Библией, начали свою работу после изгнания в Вавилон, то можно представить меру духовных и художественных влияний, которым они могли быть подвержены.

Ассиро-вавилонский пантеон включал, среди прочего, бога Ану (это имя на шумерском означает «небо»), у которого на службе были особые существа – суккал (sukkallu), входившие в контакт с людьми. Этим термином обозначали «вестников». Этим же словом называли и высоких чиновников. Ассиро-вавилонянам следует поставить в заслугу определение двух самых важных ангельских чинов – херувимов и серафимов.

Также и в религии древних персов, зороастризме (позже подавленном исламом), мы видим фигуры, имеющие много общего с ангелами. Верховный бог Ахурамазда («мудрый господь») породил такие сущности, как Амеша Спента (или Амэша-Спэнта, «бессмертные святые»), которые всегда пребывают рядом с ним и принимают участие во всех его делах. Они помогали при сотворении мира. Зороастризм, кроме того, признает существование духа фраваши (или фраварти) с функциями, аналогичными ангелу-хранителю. Это души праведных, трансцендентные «двойники» людей. Фраваши всех людей извечно предстоят перед Ахурамаздой, который с их помощью управляет Вселенной и сражается с врагами; они составляют сонм всех когда-либо живших. Этих праведников Ахурамазда обещает воскресить в конце мировой истории, когда на земле не останется зла.

18. …И тот человек, который хорошо чтит

При жизни фраваши праведных,

Станет покровителем страны [после смерти],

Самым победоносным,

Властелином всех людей;

[А также] тот, кто хорошо чтит Митру,

У которого обширные пастбища;

И Арштат, умножающую мир,

Усиливающую мир.

19. Так, тебе о силе, мощи,

Хварно, помощи и поддержке

Провозглашаю поистине, Спитама,

Которые [принадлежат] фраваши праведных,

Сильным, всепобеждающим,

Как [они] приходят мне на помощь,

Как [они] приносят мне поддержку,

Сильные фраваши праведных! [19]

Ангелов при желании можно найти и в древнегреческом мире, а именно в гомеровских поэмах, где описаны посланники богов – Гермес и Ирида, но только роль гонцов и вестников богов роднит их с библейскими ангелами.

Муза! Гермеса восславим, рожденного Майей от Зевса!

Благостный вестник богов, над Аркадией многоовечной

И над Килленою царствует он [20].

Куда ближе к ангелам в Древней Греции «даймоны» (демоны, δαίμων) – мелкие духи, которые могут быть и благими, и злыми. Впоследствии их стали отождествлять с внутренним голосом, во многом благодаря Сократу, который многократно утверждал, что слышал голоса даймонов. Разные философы, изучавшие биографию Сократа, полагают, что даймон – это либо нечто, помогавшее ему предсказывать будущее, либо что-то, удерживавшее его от совершения ошибок, либо аллегория вдохновения или совести. Конечно, о даймоне мы знаем прежде всего от Платона, писца мудрости Сократа, который и подвел это явление к ангельским сущностям.

«…со мною бывает нечто божественное и демоническое, над чем и Мелет надсмеялся в своей жалобе. Началось это у меня с детства: какой-то голос, который, всякий раз, когда бывает, постоянно отклоняет меня от того, что я намереваюсь сделать, но никогда не склоняет к чему-либо. Вот это-то и препятствует мне заниматься политикою. И, кажется мне, великолепно делает, что препятствует»[21].

Ангелы в Библии

После долгих и сложных событий в мире возник монотеизм, а ангелы начали трактоваться как духовные творения единого Бога – Яхве. Чистые духи, созданные по замыслу Яхве, они обладают свободой, хотя и остаются всецело под его властью. Приписать им функции посланников – значит признать особенность их отношений с человеком. И действительно, одна из возложенных на них обязанностей – помогать смертным в их поисках Бога, а кроме того быть их заступниками, особенно на Последнем суде. Некоторые становятся привилегированными опекунами душ (ангелы-хранители).

Вновь в образе ангела появляется двойственность – он может одинаково считаться и воплощением акта веры, и символом или олицетворением удачи. Добрые ангелы составляют воинство, вступающее в столкновение с силами зла, восставшими против Бога и низверженными им. Эта борьба добра и зла происходит и в человеческих душах.

Ангелы – ходатаи человека перед Богом, глашатаи божественной воли, защитники божьих созданий. Они несут свет душам и помогают людям в борьбе за торжество любви и высшей истины, они – без различия между категориями – активно участвуют в становлении совершенного мира, возвещенного в Священном Писании.


Архангел Михаил и ангельское воинство. Ок. XVII–XVIII


АНГЕЛЬСКАЯ ИЕРАРХИЯ ПО ДИОНИСИЮ АРЕОПАГИТУ

Стоит отметить, что в Священном Писании встречаются девять ангельских чинов. Они описаны в Ареопагитском корпусе – древнегреческом корпусе текстов I века н.э. Иерархия более актуальна для православной традиции. Рассмотрим ее на примере иконы святого Михаила (икона датируется ок. XVII–XVIII вв.).


Существует три ангельских лика, или три иерархические степени.

ПЕРВЫЙ ЛИК

1. СЕРАФИМЫ («пламенеющие»)

Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал (Ис. 6: 2).


Шестикрылые огненные сущности, пылающие от любви к Богу.

2. ХЕРУВИМЫ («многое разумение»)

И сделал двух херувимов из золота: чеканной работы сделал их на обоих концах крышки, одного херувима с одного конца, а другого херувима с другого конца: выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов ее. И были херувимы с распростертыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке были лица херувимов (Исх. 37: 79).


Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Они несут светоч знания. Интересно, что в Псалтири они представлены как средство передвижения Бога: «И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра» (Пс. 17: 11).

3. ПРЕСТОЛЫ (или троны)

Вид колес и устроение их как вид топаза, и подобие у всех четырех одно; и по виду их и по устроению их казалось, будто колесо находилось в колесе (Иез. 1: 18).


Престолы иногда изображаются в виде горящих колец или колес со множеством глаз на ободьях. Считается, что Господь восседает на престоле, и только Божьей Матери позволено приблизиться к нему.

ВТОРОЙ ЛИК

4. ГОСПОДСТВА

Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Толкование Ефремом Сириным. Еф. 1: 2023).


Миссия этих божественных сущностей имеет множество трактовок. Наиболее полное определение дает Дионисий Ареопагит: «Итак, знаменательное наименование святых Господств, по моему мнению, означает некоторое нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному – возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком совершенно случае не колеблемое, – но господство постоянное по своей свободе, которое стоит выше всякого унизительного рабства; чуждое всякой униженности, изъятое от всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству…» (О небесной иерархии, 8, § 1).


5. СИЛЫ

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 3839).


За описанием Силы вновь обратимся к Дионисию Ареопагиту: «Наименование святых Сил – означает некоторое могущественное и непреоборимое мужество, по возможности им сообщенное, отражающееся во всех их Богоподобных действиях – для того, чтобы удалять от себя все то, что могло бы уменьшить и ослабить Божественные озарения, им даруемые; сильно стремящееся к Богоподражанию, не остающееся праздным от лености, но неуклонно взирающее на высочайшую и всеукрепляющую Силу, и, сколько возможно, по своим силам соделывающееся Ее образом, совершенно обращенное к Ней, как источнику Сил, и к низшим силам богоподобно нисходящее для сообщения им могущества» (О небесной иерархии, 8, § 1).


6. ВЛАСТИ

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1: 1517).


По Дионисию Ареопагиту: «Наконец наименование святых Властей – знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений чин, и устройство премирного духовного владычества, – не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее, и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти, и изображающее Его, сколько возможно для Ангелов, в совершенно-истинном употреблении своей владычественной силы. Имея таковые Богоподобные свойства, средняя степень небесных Умов очищается, просвещается и совершенствуется вышесказанным образом посредством Божественных озарений, сообщаемых ей посредственно чрез чины первой Иерархии, а от оной снова разливаемых на низшие чины посредством вторичного проявления» (О небесной иерархии, 8, § 1).

ТРЕТИЙ ЛИК

7. НАЧАЛЬСТВА (НАЧАЛА)

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1: 1517).


У Дионисия Ареопагита: «…за нужное почитаю объяснить, по возможности, значения святых их имен. Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, приличнейшему начальствующим Силам, всецело как самим обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать; отпечатлевать в себе, сколько возможно, образ неточного Начала, – и наконец способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил» (О небесной иерархии, 9, § 1).


8. АРХАНГЕЛЫ

Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (Фес. 4: 1517).


Считается, что архангелов семь (Книга Товита), однако в разные эпохи их количество на иконах варьировалось. В православии традиционно почитают архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила. В католичестве признают трех архангелов (по Римскому собору 745 года) – Михаила, Гавриила и Рафаила, в исламе – Джибриля (Гавриила), Микаила (Михаила), Азраила и Исрафила (Рафаила).


9. АНГЕЛЫ

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь (Лк. 2: 1315).


Те самые создания, что несут весть, объявляют божественную волю. В этом чине находятся и ангелы-хранители. Также словом «ангел» обобщенно называют всю ангельскую иерархию.

Ангел останавливает руку Авраама, готового принести в жертву своего сына Исаака


В Ветхом Завете

В Ветхом Завете есть немало повествований, помимо видений Исаии (гл. 6) и Иезекииля (1, 4–25 и 10, 1–22), где ангелы выступают в качестве главных героев, даже если об их характере и отношениях с Богом и людьми ничего не говорится.

Ангелы упоминаются в Книге Бытия (3: 23–24), когда Бог изгоняет Адама и Еву из рая из-за их непослушания, – врата рая отныне охраняют херувимы.

Ангел возвещает служанке Агари (гл. 16) о том, что она родит сына Измаила, и потомство ее умножится настолько, что его нельзя будет и счесть. Измаил – прародитель арабского народа (гл. 21). Три ангела в облике трех мужей являются Аврааму, вкушают за его столом и возвещают, что через год его жена Сарра родит ему сына Исаака (гл. 18). Именно ангел остановил руку Авраама, когда тот уже занес руку с ножом, чтобы принести в жертву своего сына (гл. 22). В главе 19 описывается, как два прекрасных ангела пришли в Содом незадолго до его разрушения.

Иакову, сыну Исаака, снится сон: «…вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт. 28: 12).

Ангел является Моисею в пустыне «в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2).

«Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» (Исх. 23: 20–21).

В Книге Судей (гл. 13) ангел предвещает рождение Самсона.

Ангел приходит к пророку Илии в пустыне и утешает его (3 Цар. 19).

В книге Даниила рассказаны две длинные и весьма драматичные истории, где ангелы играют важную роль. В первой из них речь идет о трех мужах, которых бросили в «печь, раскаленную огнем», по приказу вавилонского царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться золотому истукану, описывается, как они были спасены ангелом, сделавшим их невредимыми (гл. 3).

Во второй истории в роли главного героя выступает сам Даниил, которого бросают в ров со львами, но и он спасается благодаря ангельскому вмешательству (гл. 6).

В Новом Завете

Достаточно места уделяют ангелам апокрифы (особенно книга Еноха), обогащая повествование подробностями, которых нет в канонических книгах: так, например, там упоминаются ангелы мороза, града и снега. Культ ангелов с элементами суеверия и идолопоклонства распространился среди простого народа. Это вызывало тревогу как у раввинов, осуждавших такое вырождение веры, так и в христианской церкви примерно в то же время.

Но вернемся к Библии. В Новом Завете ангелы выполняют очень важную функцию: именно ангел (Гавриил) предвещает грядущее материнство Елизаветы, которая родит Иоанна Крестителя, и Марии, у которой родится Иисус (Лк. 1), тот же ангел утешает Иосифа, сообщая ему, что ожидаемый сын зачат от Духа Святого (Мф. 1).

КАК ЕНОХ ОПИСЫВАЛ АНГЕЛОВ?

«И вот явились мне два мужа огромного роста, какого никогда не видел я на земле. Лица их были как сияющее солнце, очи – как горящие свечи, из уст их выходил огонь, одеяние их [и] пение [различно], багряные крылья их ярче золота, руки их белее снега. Стояли [они] у изголовья моего и обращались ко мне по имени. Я же проснулся и увидел наяву мужей этих, стоящих предо мной. Я [встал] поспешно, и поклонился им, и испугался, и лицо мое переменилось от страха. И сказали мне мужи: Дерзай, Енох!..» [Цит. по: Книга Еноха // Книга ангелов. Антология / Пер. со ст.-слав. В. Хачатуряна. СПб.: Амфора, 2001. С. 28.]


«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 26–38).

Это ангел возвещает напуганным пастухам в Вифлееме рождение Искупителя; и к нему присоединяется целое воинство: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!"» (Лк. 2: 13–14).

После того как Ирод замыслил «избить всех младенцев в Вифлиеме», ангел предупредил Иосифа, повелев ему бежать с семьей в Египет, а позднее призвал его вернуться, когда опасность миновала (Мф. 2). Иисус взрослеет и, прежде чем начать проповедовать, удаляется на сорок дней в пустыню, где его напрасно искушает дьявол: «…и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4: 11).


Сандро Боттичелли. Благовещение. Ок. 1485. США, Нью-Йорк, Метрополитен-музей


Ангелы нередко упоминаются в притчах, рассказанных Иисусом. После его смерти ангелы возвещают апостолам о его воскресении во славе (Мф. 28, Мк. 16, Лк. 24, Ин. 20). В Деяниях апостолов тоже описаны неоднократные явления ангелов, а в Апокалипсисе именно через ангела Иисус посылает Иоанну божье Откровение, чтобы тот показал церквам, «чему надлежит быть вскоре».

АНГЕЛЫ В ОТКРОВЕНИИ ИОАННА БОГОСЛОВА

В Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова, ангелы и архангел Михаил участвуют в битве с Антихристом и мировым злом накануне и после второго пришествия Иисуса Христа.

Загрузка...