Сноски

1

Перевод изменен.

2

Впрочем, ситуация меняется. Несколько недавних исследований сходятся в этом вопросе. Дэниел Грэм в книге «Объясняя космос: Ионийская традиция научной философии» (Explaining the Cosmos: The Ionian Tradition of Scientific Philosophy) приходит к выводам, очень похожим на те, к которым мы пришли в этой книге. Во введении к сборнику эссе «Анаксимандр в контексте», написанному Дирком Купри, Робертом Ханом и Джерардом Наддафом, мы находим следующее: «Мы убеждены, что Анаксимандр был одним из величайших умов в истории, и мы считаем, что до сих пор его значимость не находила достаточного отражения в научных исследованиях». Купри, который глубоко изучил космологию Анаксимандра, заключает: «Я без колебаний ставлю его в один ряд с Ньютоном».

3

В шестом веке до н. э. Марсель был известен как Массалия. – Прим. пер.

4

Пер. с древнегреч. В. Вересаева. – Прим. изд.

5

Пер. с древнегреч. В. Вересаева. – Прим. изд.

6

Пер. с древнегреч. В. Вересаева. – Прим. изд.

7

Пер. с древнегреч. В. Вересаева. – Прим. изд.

8

Напоминание для читателя: Венера иногда появляется на небе на востоке, иногда на западе, а иногда пропадает совсем.

9

Каждые восемнадцать лет, одиннадцать дней и восемь часов Солнце, Луна и Земля возвращаются примерно в одни и те же положения относительно друг друга. Интервалы между затмениями повторяются почти идентичным образом после этого периода, который называют циклом Сароса. Зная это, делать примерные предсказания относительно просто.

10

Пер. с кит. Г. С. Поповой. – Прим. изд.

11

Пер. с кит. Г. С. Поповой. – Прим. изд.

12

Проблема календаря волновала все цивилизации, от майя до китайцев, от Юлия Цезаря до папы Григория. Самый простой способ вести счет дней – считать лунации и определять день, наблюдая за лунной фазой. Полнолуние и новолуние, первую и вторую четверть луны легко определить; таким образом, нужно лишь сосчитать дни (примерно семь, то есть неделю) между фазами. Самым простым и наиболее распространенным календарем поэтому является лунный календарь. Однако с ним связаны две проблемы. Во-первых, для сельского хозяйства и отслеживания длительных периодов времени важен именно годовой солнечный цикл. Однако, в отличие от лунного цикла, начало и конец солнечного цикла трудно установить (поэтому императору Яо потребовались специалисты для определения солнцестояний и равноденствий). Во-вторых, в месяцах нет какого-то точного количества дней, так же, как и в году нет точного количества месяцев или дней. Из-за этого возникает необходимость в месяцах с большим количеством дней и месяцах с меньшим количеством дней, чтобы они оставались синхронизированными с лунным циклом, и, кроме того, становится невозможным сохранять соответствие между месяцами и годами при соблюдении лунных и солнечных фаз. В современном мире приняли следующее решение: месяцы разной длины не синхронизируются с движением Луны; високосный год наступает каждые четыре года (минус один каждые сто лет, но плюс один каждые четыреста лет); дни недели не зависят от даты – что все чрезвычайно усложняет и кажется целесообразным только тем, кто к этому привык. В других культурах были найдены другие решения, не менее замысловатые.

13

Далее в этой книге я более подробно рассматриваю точное значение слова «ошибочный» в данном контексте с учетом культурного релятивизма истин и ценностей.

14

Пер. с древнегреч. В. Вересаева. – Прим. изд.

15

Пер. с аккад. И. М. Дьяконова. – Прим. изд.

16

В вводной части к Кодексу Хаммурапи, упомянутому ранее, сам Хаммурапи утверждает, что закон был продиктован ему богом Мардуком. Еврейский закон также якобы был продиктован Моисею Яхве.

17

Пер. с древнегреч. В. Вересаева. – Прим. изд.

18

Эта модель, вероятно, повторилась в эпоху позднего средневековья и раннего Нового времени в Европе. В то время как другие мировые культуры завершали процесс политического объединения и достижения имперской стабильности, неудача этого процесса в Европе привела к иному темпу роста, что, в конечном счете, определило военный, культурный и политический успех Европы.

19

Дирк Купри высказал гипотезу, что эти числа – просто обозначения для понятий «очень далеко», «еще дальше» и «чрезвычайно далеко». Другие пытались представить их как произвольные измерения для описания механической модели. Это то же самое, как сказать: «Представьте себе Луну на большом колесе, а Солнце на колесе вдвое больше», то есть «на большем колесе».

20

Перевод Адр. Пиотровского.

21

Перевод Адр. Пиотровского.

22

Пер. А. В. Лебедева. – Прим. изд.

Загрузка...