Часть I. Теоретические аспекты

Состояние

Ключ любого успешного исследования, открытия и трансформации – состояние, в котором мы находимся в этом процессе. Для того, чтобы научиться им управлять, важно понимать базовую структуру сознания. Согласно большинству метафизических учений, можно обозначить три сферы:

– ум

– эмоции

– тело

Человек воспринимает и транслирует информацию в соответствии с их чистотой и развитием. Мы можем научиться изменять свое состояние по мере необходимости, сочетая активности и возможности этих трёх инструментов приёма-передачи.

В моей книге представлены техники, направленные на объединение и проработку всех трёх сфер сознания и, как следствие, на обретение целостности всей структуры.

Сфера ума

Отправная точка любой глубинной работы, направленной на самопознание и развитие – спокойствие и прозрачность ума, создание и поддержание в себе тишины, являющейся основой для восприятия внутреннего мира.

Ключи к этому состоянию обретаются в процессе настройки-медитации, позволяющей выйти в позицию наблюдающего: концентрация на спокойном ровном дыхании, его плавной волновой природе, осознание «прозрачной» – чистой – легкой головы и ощущении раскрытой макушки.

Сфера эмоций

Здесь раскрою мысль через аллегорию. Эмоциональный мир наполнен множеством красок, которые дают возможность создания самых разных цветовых сочетаний: от серых и темных, до ярких и светлых. Когда мы берем в руки кисточку, необходимо владеть умением использовать всю палитру, понимая значения каждого цвета, его влияния на картину и окружающий её мир.

Полезно пронаблюдать различные оттенки чувств, но, чтобы получить возможность обрести более высокие и озаряющие состояния или погрузиться поглубже в тело, необходимо растворять насыщенные цвета, находиться в светлых пастельных тонах спокойствия и внимательного равновесия.

Сфера тела

Тело дает нам удивительную возможность выражения универсальной энергии, прошедшей через расслабленный ум и окрасившейся красками эмоций. Именно тело является проекцией нашего тонкого внутреннего пространства в плотный материальный мир, становясь инструментом восприятия и выражения одновременно. Повторюсь, что между пространствами существует двусторонняя связь: от тонкой вибрации к движению тела, от движения тела к тонкой вибрации.

Расширяя вариативность форм движения, мы движемся к всё более полному и точному проявлению самых разнообразных импульсов. Развивая свой внутренний мир, мы трансформируем тело, превращая его в выразительную пластичную структуру.

«Подобно тому, как на здоровых растениях растут душистые цветы и вкусные плоды, так радость и счастье расцветают в здоровом человеке. По своей природе тело инертно, скучно и вяло. Ум – подвижен, активен и динамичен, а глубинное я – чисто, ясно и излучает свет.» (Б.К.С. Айенгар 1)

В приведенной выше цитате раскрывается понятие «глубинного я» или нашей духовной – психической природы, которое является неиссякаемым источником энергии жизни и проявлением Высшего Космического Разума.

Практика пластического развития подарила мне соединение и возможность укрепления связи с этим источником, то есть методика, описанная в этой книге, является путем интегрального развития на всех уровнях, включая самые глубинные слои.

Однако, сейчас мы всё же вернёмся к телу – материальному воплощению души и хранилищу ценнейшего наследия предков – генетической информации. Лучшим способом познания и обретения чуткой взаимосвязи считаю регулярное выстраивание диалога – внимательно принимать обратную связь, научиться деликатно управлять импульсами, чувствуя каждый элемент, как вместе, так и по отдельности, соблюдая баланс между нагрузкой и расслаблением. Потребуется выдержка, терпение и последовательность действий.

И первое с чего мы начинаем – это знакомство с телом, а именно с практики направленного внимания, когда, принимая расслабленную позу, мы поступательно перемещаем луч внимания по всему телу от кончиков пальцев до макушки, наблюдая свои ощущения в каждом из элементов: где-то тепло, растворение и прозрачность, а где-то плотность, напряжение и даже холод. Получая неприятные отклики, мы уделяем больше времени наблюдению, изучению и постепенному преобразованию в новое качество.

Внимание

Внимание – это активная направленность сознания на исследуемый объект или процесс. Внимание может носить непроизвольный характер, оно может быть вызвано неожиданными факторами и целенаправленный благодаря сознательно поставленному намерению и волевым усилиям.

Какими свойствами обладает внимание?

– Концентрация – способность удерживать внимание с максимальным отключением от посторонних явлений.

– Устойчивость – насколько долго мы можем удерживать четкий фокус внимания.

– Распределение – возможность удерживать внимание сразу на нескольких объектах или процессах.

– Переключаемость – как быстро мы можем переключать фокус внимания на другие объекты или действия.

– Объем – наша способность удерживать внимание на необходимом количестве объектов и явлений за определённый отрезок времени.

Сконцентрированное внимание является одним из важнейших условий эффективной любой практики. Это помогает собрать весь ресурс и целенаправленно использовать энергию. Согласитесь, удержание внимания на внутренних процессах дается с большим трудом. Этот навык, как и все свойства внимания, развивается постепенно.

Ум современного человека, привыкший к лавинам информационных потоков и постоянному переключению с одного объекта на другой, просто требует все новой и новой «пищи», быстро устает от фиксации на одном действии и начинает переключаться на другие мысли о вчера – сегодня – завтра или разглядывать детали окружающего пространства.

Что происходит в такие моменты? Поток энергии ослабевает вместе с рассеянным вовне вниманием. Запомним важное правило: там, где наше внимание, там и энергия. Для достижения наилучших результатов, необходимо собрать все усилия и направить их на одну конкретную цель – образ – действие – осознание – чувствование!

Со всей уверенностью могу сказать, что тренировка внимания во время занятия делает нас более собранным в жизни.

Стихии в человеке и человек в стихиях

Каждый человек – целая Вселенная, где пластика движения – вариативность ее формы. Поэтому начиная наше исследование, вспомним про основы Мироздания.

В основе всего творения лежит один или несколько первоэлементов: воздух, вода, земля, огонь и эфир. Стихии – не просто физические проявления в форме воды, огня, ветра и земли, а Силы Вселенной или Великие Принципы материального существования, формирующие всё многообразие мира и символизирующие четыре основных состояния материи: твердое, жидкое, газообразное и плазменное.

Человек соединяет в себе все стихии в тех или иных пропорциях. Стихии – это тот фундамент, на котором держится все человеческое естество. В том числе и естество движения. Именно поэтому наша базовая пластическая практика будет построена на работе с энергиями стихий.

Земля – это опора – твердое состояние материи, обладающее устойчивостью и инертностью. В основе этого принципа лежит стабильность, жесткость и закрепленность. В человеческом теле есть элемент земли – это кости, хрящи, ногти, сухожилия, зубы, кожа и волосы.

Вода – жидкое состояние материи, лишенное устойчивости. В основе этого принципа лежит текучесть, способность принимать любую форму и противостоять давлению. Стихия воды открывает в человеке восприимчивость и пластичность. Вода в человеке представлена в виде секреции желез, слизистой оболочки, плазмы крови, клеточной протоплазмы.

Огонь – это постоянный яркий трудноуправляемый процесс и сила максимальной активности, преобразующая материю из твердого состояния в жидкое и затем в газообразное. Огонь – форма без субстанции. Основное свойство огня – превращение. Огонь поглощает, заряжает, расширяет, давая чистое тепло и свет. Чем больше огня, тем больше тепла и света. В организме человека он проявляется в виде температуры тела, эмоций и энергии как таковой (биоплазма). При движении, эта стихия усиливается, при покое – уменьшается.

Воздух – это существование без формы и газообразное состояние материи. Воздух всегда стремится заполнить все пространство, которое ему открыто. Его основное свойство – подвижность, а также неуловимость, стремление вверх, многослойность и возможность проникнуть куда угодно. В человеческом теле воздух связан с нервной системой.

Эфир – пространство, из которого все проявляется, в которое все возвращается и в котором все происходит. В эфире образуются и соединяются все элементы и стихии. Из эфира рождается воздух – в стихии воздуха появляется огонь – из огня появляется вода, а после появление всех трех стихий рождается гравитационное поле, начинает действовать стихия земли и сила притяжения. Эфир – это расстояние, разделяющее объекты материального мира.

Какие-то стихии могут быть развиты в нас слабо, другие даже больше, чем нужно. Так, через различные практики мы можем прийти к балансу этих сил и обрести гармонию как на физическом уровне, так и на уровне психоэмоционального состояния.

Ниже я раскрою тему стихий подробнее, а в разделе «практика» вы найдете описание упражнений, направленных на проживание стихий и проявления их энергии через пластику движения.

Огненная природа


Огненная стихия является ведущей в Космосе, основа Мироздания – Космический Огненный Дух. В древних учениях сказано, что человек – существо огненное, окруженное невидимым огнем или тонкой плазменной материей.

Видимый огонь, или термическая плазма, – грубая форма проявления стихии. Огонь вызывается человеком из пространства зажиганием и становится видимым в процессе горения, в конце он возвращается к своей первичной форме – невидимого пространственного огня – плазмы.

Огонь – это двигатель мира, трансцендентный свет и знания, прародитель всей энергии, в том числе и творческой. Стихия Огня – движущая сила по отношению к другим стихиям, в результате тепловых явлений возникают движение и активность в воздухе, воде, земле.

Наша психика имеет огненную природу и все тончайшие духовные и душевные проявления – это движение космического пламени, дающее нам жизнеспособность, силу действия и вдохновение.

Энергетическое тело человека также состоит из плазменного огня (в некоторых источниках упоминается термин «биоплазма»). Тысячи плазменно-огненных энергетических каналов соединяются в общий узел, который расположен в области солнечного сплетения.

И вот тут мы плавно подошли к основе моей методики – центру «звёздной» матрицы тела и источнику энергии движения в солнечном сплетении, с осознания которого начинается каждое занятие. С той самой области, где берут начало 6 плазменно-огненных лучей и зарождается сила их действия.

Удерживая фокус внимания на бесконечно пластичном энергетическом теле, мы раскрываем новые возможности, формы и образы для нашего «белкового тела».

Как мы знаем, в классической теории танца точкой сборки является центр физического тела, в восточных практиках – это нижний даньтянь2, который располагается на три-четыре пальца ниже пупка, спереди нижних поясничных позвонков. Выполняя различные позы и переходы между ними, танцор держит живот всё время подтянутым, чтобы сохранять устойчивость. Получается, что линии рук, ног, туловища берут свое начало именно оттуда также, как и сила, запускающая процессы движения – это область концентрации внимания.

Некоторое время в своих пластических экспериментах я опиралась именно на это знание, когда фокус моего внимания был направлен на работу исключительно опорно-двигательного аппарата.

Когда же я изучала книги основоположницы современной пластической культуры, Айседоры Дункан3, и наткнулась на ее исследование центра движения, у меня случился сильнейший резонанс с тем, что она описывала. Дело в том, что постепенно я сама уже пришла к тем же выводам.

Вот, что пишет Дункан: «… Я искала и, наконец, обнаружила центральную пружину всего движения, кратер мощности двигателя, единство, из которого рождается все разнообразие движения, зеркало видения для создания танца. Именно после этого открытия родилась теория, на которой я основала свою школу… Я искала источник духовного выражения, из которого в каналы тела будет течь, заполняя его вибрирующим светом, центробежная сила, отражающая видение духа. После многих месяцев, когда я выучилась концентрировать всю свою силу в одном этом центре, я обнаружила, что после того как я слушала музыку, лучи и вибрации музыки текли к этому источнику света внутри меня, где они отражались в духовном видении, не как зеркало мозга, но именно души; и из этого видения я могла выразить их, лучи и вибрации музыки, в танце…»

Увлекаясь йогой и различными энергетическими практиками, я тоже старалась постигнуть смыслы тех или иных теоретических аспектов раскрытия и развития природной пластики и рождения свободного танца. Однажды, путешествуя по Индии, погружаясь в танцевальную медитацию, я отчетливо осознала, что мои руки, ноги и позвоночник имеют огненную (плазменную) основу, они безграничны и начинают свои движения, сливаясь как лучи одной звезды, в солнечном сплетении и чуть выше, захватывая сердечный центр.

С тех пор все мои уроки базировались на этом принципе, это дало прекрасные результаты как мне, так и моим ученикам. После подтверждения своей гипотезы теорией Айседоры, я стала использовать это понимание для своей методики.

Работа с главным центром движений и плазменно-огненной матрицей тела нас ждет в разделе «Практика», а сейчас еще немного информации для размышления.

Вода как основа тела

Вода является первовеществом и основой любой материи, в том числе человеческого тела (на 85 %) и тела Земли (более чем на 70 %). Это самое распространенное вещество в мире.

Вода – это сама Жизнь. «Жидкий кристалл» – так называют ее в эзотерических писаниях. Вода считается лучшим хранителем информации, которая образует различные молекулярные узоры в её структуре, в зависимости от частоты вибраций.

Вода может трансформироваться в элементы огненной природы – кислород и водород. Исходя из этого, мы можем осознать один удивительный факт – благодаря водной составляющей в природе человеческого тела заложен сгусток плазменного огня огромной силы.

Вода выступает универсальной средой творения всего живого. Именно это вещество – естественная среда рождения человека.

Вода не только дает жизнь каждому из нас, очищает, насыщает жизненной силой, но и несет информацию от одного к другому, от человека к природе и от природы к человеку, что делает ее совершенным проводником энергии. Вода с легкостью проникает через материю миллионов живых существ, накапливая их вибрации и объединяя в себе все сущее.

Вода не имеет выраженной геометрической формы. Она совершенно пластична. Главные качества воды – аморфность, податливость, текучесть, восприимчивость, подвижность, способность к постоянным изменениям и настойчивость, ведь «мягким побеждается твёрдое» и «точатся камни».

В моей личной истории притяжение к пластическому движению началось именно с взаимодействия с водой. Вода пробудила во мне память о космической невесомости и возможности летать, переливаться подобно сгустку плазмы и образовывать телом всё новые формы, позволяя проявляться через это действо своей душе и внутреннему свету.

Считаю, что морская вода – лучший природный тренажёр для развития пластичности. И стараюсь ловить каждый сезон для любимой подводной практики. Но, безусловно, море в регулярности доступно не каждому, да и в танцевальном зале сложно просто взять и организовать бассейн. Но с полной уверенностью могу заявить, что наше воображение прекрасно создаёт пространство воды и без её физического присутствия. Чем я активно и пользуюсь на уроках пластики и танца, когда прошу заменить окружающий нас воздух на воду, чтобы движения обрели плавность, замедленность и текучесть, а наши тонкие структуры напитались водной стихией.

Интересный факт! Вода напрямую выражает основную природу Триединого Закона. Причем, как в микрокосмическом законе своего устройства – в основе строения молекулы воды лежит взаимосвязь трех атомов, так и в действии внешнего агрегатного состояния: твердого, жидкого и газообразного.

Дыхание. Воздушные волны

Физическое проявление стихии воздуха – это смесь газов, которые формируют атмосферу Земли. Только задумайтесь! Каждый глоток воздуха, сделанный нами, уже «облетел» всю планету, побывав в ее самых отдаленных уголках. Им дышали самые разные люди, в том числе, великие и святые.

Загрузка...