Русская Старина. Т. С. 50.
Здесь и далее цитаты из писем Екатерины Гримму даются по изд.: Шильдер Н. К. Император Александр II. Его жизнь и царствование. В 4 т. СПб., 1897–1898 (далее: Шильдер). Т. См. также: Сборник Императорского Русского исторического общества (далее: Сб. РИО). Т. 23.
Державин Г. Р. Анакреонтические песни / изд. подг. Г. П. Макогоненко, Г. Н. Ионин, Е. Н. Петрова. М., 1986 (Серия «Литературные памятники»). С. 10–11, 401.
Подробности см.: Кубалов Б. Сибирь и самозванцы // Сибирские огни. № С. 166. Ср. также: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX вв. М., 1967.
См.: Чистов К. В. Указ. соч.; Успенский Б. А. Царь и самозванец: Самозванчество в России как культурно-исторический феномен // Избранные труды. В 2 т. Т. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., С. 206.
Кудряшов К. В. Александр I и тайна Федора Козмича. Пг., С. 45–47.
Сб. РИО. Т. С. 72.
См. подробнее о «греческом» проекте и государственно-политической семантике имен Александра и Константина: Зорин А. Л. Русская ода конца 1760-х – начала 1770-х годов. Вольтер и «греческий проект» Екатерины II // Новое литературное обозрение. № 24.
Вяземский П. А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки / изд. подг. А. Л. Зорин, Н. Г. Охотин. М., С. 417–418.
Цит. по: Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты. М., С. Имеются в виду слухи в церковных кругах об уклонении о. Андрея от православия. Попутно: фамилия о. Андрея могла писаться как через «а» («Самборский»), так и через «о» («Сомборский»).
Здесь и далее цитаты (кроме оговоренных случаев) по изд.: Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского у., с жизнеописанием основателей ее: преподобного Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / сост. архим. Серафим (Чичагов). 2-е изд. СПб., С. 25.
Цит. по: Шильдер. Т. С. 91.
Там же.
Русский Архив. Т. Стб. 80–81, 83.
Представители России на Венском конгрессе в 1815 году (из воспоминаний А. И. Михайловского-Данилевского) // Русская Старина. № 6 (далее: Михайловский-Данилевский). С. 637.
Там же.
«Дачная» литература достаточно обширна. См.: [Джунковский С. С] Александрова, увеселительный сад… Е. И. В. благоверного Государя и Великого князя Александра Павловича. Харьков, 1810; Шубинский С. Н. Исторические очерки и рассказы. СПб., 1869; Павловск. Очерк истории и описание. 1777-СПб., 1877.
Подробнее см.: Шумигорский Е. С. Император Павел I: Жизнь и царствование. СПб., 1907; Цареубийство 11 марта 1801 года. СПб., 1907; Буцинский П. Н. Отзывы о Павле I его современников. Харьков, 1901; Эйдельман Н. Я. Грань веков. Политическая борьба в России. Конец XVIII – начало XIX столетия. М., 1982.
Чарторыйский А. Мемуары и переписка с императором Александром I / под ред. А. Кизеветтера. Т. СПб., 1912–1913 (далее: Чарторыйский). С. 170.
Там же. С. 113–114.
Записки графа Е. Ф. Комаровского. М., С. 18.
В отличие от старшего брата, Константин Павлович ценил не процесс, а результат. А потому традиционные приемы любовной игры (двусмысленные каламбуры, полуневольные намеки) использовал не для оттягивания развязки и тем более не для уклонения от нее, а для ее приближения. Слухи о его романах – до женитьбы на Иоанне Грудзинской – всегда были грубы и авантюрны; характерно, что именно за ним был «закреплен» анекдот, во второй половине XX века перешедший «по наследству» к персонажу скабрезных анекдотов поручику Ржевскому: «В обществе, где был Конст<антин> Пав<лович>, спорили о том, где лучше быть: в Петерб<урге> или в Москве. Одна хорошенькая дама говорила, что она желала бы быть одною ногою в Москве, другою в Петербурге. „А я в это время желал бы быть, – гов<орит> Константин Пав<лович>, – в Бологом“ (как раз середина между Петерб<ур-гом> и Москвой)». См.: Анекдот о Великом князе Константине Павловиче / сообщ. А. Ранчиным // Новое литературное обозрение. № С. 272.
Михайловский-Данилевский. С. 633.
Державин Г. Р. Избранная проза / изд. подг. П. Г. Паламарчук. М., С. 224.
Здесь и далее даты событий, происходивших на территории Европы, приводятся по новому стилю.
Так называли Карамзина друзья; это не было его тайное масонское имя.
Цит. по: Николай Михайлович Карамзин по его сочинениям, письмам и отзывам современников: материалы для биографии / С примечаниями и объяснениями М. П. Погодина. В 2 ч. М., 1866 (далее: Погодин). Ч. С. 360–361.
Там же. С. 362.
См.: Богданович М. И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. В 6 т. СПб., 1869-Т. С. 18.
Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. М., Т. С. 603, 605.
См.: Сухомлинов М. И. Фридрих-Цезарь Лагарп, воспитатель императора Александра I. СПб., С. 30–38.
Хотя это не более чем метафора: вопрос о личной свободе тогда еще не сомкнулся напрямую с вопросом о собственности на землю.
[Граф Мориоль]. Великий князь Константин Павлович и его двор // Русская Старина. № С. 300.
Чарторыйский. Т. С. 238.
Исторические мемуары об императоре Александре и его дворе графини Шуазель-Гуффье, урожд. графини Фитценгауз, бывшей фрейлины при Российском дворе. Перевод по изд. 1829 года. М., 1912 (далее: Шуазель-Гуффье). С. 142.
Крылов И. А. Басни / изд. подг. А. П. Могилянский. М.; Л., 1956 (Серия «Литературные памятники»). С. 83–85.
Вставные новеллы – подражание автору «истинной повести» «Боратынский» Алексею Михайловичу Пескову. Наши новеллы достовернее, хотя им и недостает красок русского историка.
Рассказы бабушки / изд. подг. Т. И. Орнатская. М., 1988 (Серия «Литературные памятники»). С. Ср. в письме Гримму: «Мой Александр женится, а затем будет коронован – церемониально, торжественно, празднично» (Сб. РИО. Т. С. 574).
Шильдер. Т. С. 112.
Подробнее о нем см.: Николай Михайлович, великий князь. Граф Павел Александрович Строганов (1774–1817). Историческое исследование эпохи императора Александра I. В 3 т. Т. СПб., 1903.
Об этом эпизоде полезно вспоминать, ломая голову над тем, каким образом вполне цивилизованный царь Александр I мог в 1818-м верить подаваемым ему через Аракчеева доносам Магницкого; тому, например, что на Невском проспекте у золотых дел мастера Арндта продаются стальные перстни с изображением полководца Барклая де Толли; перстни заказаны обществом полковника Томмана в количестве 30 или 40 штук; «…общество сие приняло наружным знаком своего соединения портрет известного человека, который не может возбудить никакого подозрения в обществе» (тавтология Магницкого); вывод: общество злоумышляет нечто (Дубровин Н. Ф. Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра Первого. СПб., С. 235). Потому и верил, что сам в юности желал обмениваться знаками и не понимал, что выросло поколение, способное обходиться без всяких знаков и действовать прямо.
Чарторыйский. Т. С. 262–263.
Там же.
Там же.
Цит. по: Богданович М. И. История царствования императора Александра I и Россия в его время. С. 48.
См.: Русский Архив. Т. Стб. 111–113.
См.: Санкт-Петербургский вестник. Ч. С. Показательно, что этот перевод помещен был в журнале, тесно связанном с кругом великого князя.
Надлер В. Император Александр I и идея Священного союза. В 5 т. Рига, 1886–1892 (далее: Надлер). Т. С. 15.
Из разговора с Е. Мещерской. Цит. по: Пушкин А. С. Евгений Онегин / изд. подг. А. Тархов. М., С. 258.
Режисидами в XIX веке называли заговорщиков-убийц.
Их разделяют на три рода: одно колеблет землю, другое разрывает ее, третье извергает пламя. – Примеч. Н. М. Карамзина.
Цит. по: Карамзин Н. М. Записки старого московского жителя: Избранная проза. М., С. 257–259.
См.: Житие и страдания отца и монаха Авеля // Русская Старина. № [Публ. М. И. Семевского] (далее: Авель); Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812–1826 гг. // Русская Старина. № 4; Ильин-Томич А. А. Васильев Василий // Русские писатели. 1800–1917: Биографический словарь. Т. А-Г. М., 1989.
Авель. С. Здесь и далее цитаты из «Жития» – по этому изданию.
Бороздин А. Селиванов Кондратий // Русский биографический словарь. Т. С. 283.
См. подробнее: Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. М., 1977.
Кубалов Б. Сибирь и самозванцы // Сибирские огни. № С. 166.
В их числе в конце концов оказался и Кондратий Селиванов. Подробнее см.: Пругавин А. С. Суздальские узники (1800–1836) // Былое. № С. 67.
Чтения в Обществе истории и древностей российских. Кн. С. 217-Почему Ермолов именует о. Авеля «образца 1795 года» – отцом Авелем, а не послушником Василием Васильевым – не вполне ясно. То ли дело в ретроспективном «уточнении» мемуаристом данных его собственной памяти, то ли в том, что послушник Василий Васильев уже тогда, до пострига, именовал себя «Авелем».
Здесь не место в деталях обсуждать, чем представления об «имперской» сакрализации государя в России XVIII века отличаются от «царской», сформулированной Иваном Грозным в его переписке с Курбским, а та – от «княжеской», и в чем они сходятся; невозможно говорить о монаршей харизме и об отличии ее от харизмы епископской – прежде всего потому, что для Александра Павловича все эти «дефиниции» – пустой звук. Подробно проблематика, связанная с различными (в первую очередь социокультурными, во вторую – и с некоторыми незначительными натяжками – собственно религиозными) аспектами сакрализации монархии в России, рассматривается в работе: Успенский Б. А. Царь и Бог // Избранные труды. В 2 т. Т. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., Т. См. также: Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство… М., 1883; Вальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916; Попов К. Чин священного коронования (исторический очерк образования чина) // Богословский вестник. Т. Апрель-май; и др.
О том, какими методами кружок воздействовал на наследника, см.: Эйдельман Н. Я. Грань веков.
Цит. по: Шильдер. Т. С. 162.
См.: Сафонов М. М. Конституционный проект П. А. Зубова и Г. Р. Державина // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. Л., 1978.
Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Л., С. 423.
Чарторыйский. С. 331.
Подробнее см.: Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв.
Между прочим, митрополит Гавриил, подобно игумену Назарию, был одним из последователей молдовлахийского старца о. Паисия Величковского, возродившего в России конца XVIII века старчество, а также исихастское движение «делателей умной молитвы». Подробнее см.: Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Paris, 1988.
См.: Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Глава 1.
Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 17 т. М.; Л., 1937-Т. С. Фраза, выделенная курсивом, в оригинале дана по-французски. Далее все цитаты из Пушкина – по этому изданию.
Не с этим ли эсхатологическим проектом было связано предложение, переданное Павлом папе римскому через короля обеих Сицилий Фердинанда IV?
«13 декабря 1800 года, С.-Петербург.
Мой брат и кузен! Современное положение дел в Италии, угрожающее принять с каждым днем все большие и большие размеры, и увеличивающиеся опасения святейшего отца, чтобы новое вторжение французов в пределы церковной области не заставило его искать себе безопасное прибежище в другой стране, побуждает меня предложить его святейшеству, если бы он увидел необходимость покинуть Италию, поселиться в моих католических владениях…» (Русская Старина. № С. 159).
Прическа в виде взбитого хохла волос на голове.
Завитые крупными кольцами пряди волос; локоны.
Ср. противоположную точку зрения: Эйдельман Н. Я. «Не ему их судить…» // Он же. Из потаенной истории России…
Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. С. 47.
Здесь и далее цит. по: Между троном и страстью: Об истории любви Александра III к княжне Мещерской / публ. А. Барковец // Вечерняя Москва. 1994, 5 октября.
Волгин И. Л. Метаморфозы власти: покушения на российский трон в XVIII–XIX вв. М., С. 215.
Тютчев Ф. И. Соч. В 2 т. Т. М., С. 242.
Другое дело, что сам кружок, видимо, делал ставку на Александра.
Здесь и далее мы без дополнительных сносок реферируем соответствующие страницы книги: Эйдельман Н. Я. Грань веков. С. 184–340.
Традиционно исследователи ссылаются на К. Валишевского, работавшего в британском Record Office (Валишевский К. Сын Великой Екатерины: Император Павел I, его жизнь, царствование и смерть (1754–1801). СПб., С. 554). Правда, никто больше этих документов не видел. Ср. также: Александренко В. Павел I и англичане (Извлечение из донесений Витворта) // Русская Старина. № 10.
См.: Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. Введение.
Термин, обозначающий полный набор предметов для одной персоны на накрытом столе.
Шильдер. Т. С. 29.
Впрочем, по версии самого Трощинского, которой доверять не обязательно, он составил Манифест без участия наследника, а тот – потрясенный известием о гибели отца, – механически подписал.
Дашкова Е. Р. Записки. Письма сестер М. и К. Вильмот из России / под общ. ред. С. С. Дмитриева. М., С. 204.
Цит. по: Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв. С. 163.
Вестник Европы. Ч. № 23.
Так в донесении Талейрану аттестовал Державина за его «законническое» рвение один из французских агентов. См.: Шильдер. Т. С. 286.
Державин Г. Р. Стихотворения. Л., С. 30–31.
Державин Г. Р. Сочинения: в 9 т. / изд. подг. Я. Грот. СПб., 1864-Т. С. 574.
Державин Г. Р. Избранная проза / изд. подг. П. Г. Паламарчук. М., С. 25.
Именно с такой просьбой обратился некогда к Павлу поручик Иван Биретов. См.: Эйдельман Н. Я. Грань веков. С. 87.
Цит. по: Успенский Б. А. Царь и Бог. С. 149.
Дубровин Н. Ф. Русская жизнь в начале XIX в. // Русская Старина. № 2.
Заболоцкий-Десятовский А. П. Граф П. Д. Киселев и его время. СПб., Т. С. 28–29.
Погодин. Ч. С. 359.
А в предлагаемой книге речь о нем идет только как о политическом мыслителе – вопрос о Карамзине как гениальном писателе на бытовые, нравственные, фантастические и исторические темы вообще не затрагивается.
Так, некоему О. Пржцеславскому было поручено разобраться в одном юридическом вопросе, и он лишь чудом разыскал «почтенного старца, поседевшего в трудах „хождения по делам“». Старец посоветовал обратиться к древнему Уставу камер-коллегии. «После безуспешных поисков во всех книжных лавках… в одном из углов» на складах Сенатской лавки «под кипами печатного хлама найдена наконец целая связка давно заброшенной брошюры…» (Дубровин Н. Ф. Русская жизнь в начале XIX в. // Русская Старина. № С. 54).
Погодин. Ч. С. 359.
См. подробнее: Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
Михайловский-Данилевский. С. 628.
См.: Дубровин Н. Ф. Русская жизнь в начале XIX в.
Эйдельман И. Я. Грань веков. С. 191.
Николай Михайлович, великий князь. Граф Павел Александрович Строганов. Т. С. 126–127.
См.: Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв.
Цит. по: Пресняков А. Е. Российские самодержцы. М., С. 177.